Зоны санитарной охраны источников водоснабжения: назначение, границы и мероприятия

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения из опыта работы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия».

Источники водоснабжения – это природные (подземные и поверхностные) воды, используемые для хозяйственно-питьевого, культурно-бытового, промышленного и сельскохозяйственного назначения. Для централизованного водоснабжения населения Республики Мордовия используются подземные воды, заключённые между водоупорными слоями и находящиеся под гидравлическим давлением, – артезианские воды. Эксплуатация артезианских вод осуществляется посредством бурения скважин, следовательно , водозаборная скважина является источником водоснабжения.

Вокруг источника водоснабжения (водозаборной скважины) устанавливается зона санитарной охраны.

Зона санитарной охраны (ЗСО) – специально выделенная территория вокруг источника водоснабжения, на которой должен соблюдаться специальный режим с целью охраны водоисточника и окружающей территории от загрязнения.

Эта зона делится на три пояса , что отображено на рисунке № 1:

– первый пояс (зона строгого режима), включающий территорию расположения водозабора и предназначенный для защиты места водозабора от случайного или умышленного загрязнения и повреждения;

– второй пояс или пояс ограничения (пояс охраны от бактериологического загрязнения) включает территорию , предназначенную для предупреждения загрязнения от микробных (бактериологических) загрязнений ;

– третий пояс – пояс ограничения (пояс охраны от химического загрязнения) включает территорию , предназначенную для предупреждении загрязнения воды источника водоснабжения от химического загрязнения.

Организация зоны санитарной охраны отображается проектом зоны санитарной охраны источника водоснабжения.

Необходимость разработки проекта ЗСО регламентирована Федеральным законом № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 18), Законом РФ № 2395-1 от 21.02.1992 г. «О недрах» (статья 74, статья 104), санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Стандартный проект ЗСО источника водоснабжения включает в себя:

1.Общие сведения об участке водозабора.

2.Общие сведения о предприятии .

3.Общие сведения о водозаборе подземных вод.

4.Характеристика санитарного состояния источника водоснабжения.

5.Физико-географические условия. Климат.

6.Геологические условия и геоморфология.

7. Гидрогеологические условия.

8.Химический состав и качество подземных вод.

9.Зона санитарной охраны подземных вод.

– обоснование границ трех поясов ЗСО;

– расчет 2-го пояса;

– расчет 3-го пояса.

10.Режим и правила хозяйственного использования территории , входящей в ЗСО всех поясов.

11.Санитарный режим в пределах поясов зон санитарной охраны.

12.Санитарно-оздоровительные мероприятия на территории зоны санитарной охраны.

-план первого пояса ЗСО водозаборных скважин масштабом 1:500 – 1:1000;

-план второго и третьего поясов ЗСО водозаборных скважин масштабом 1:10000 – 1:25000;

– ситуационный план второго и третьего поясов ЗСО с нанесение водопроводных площадок и линии водовода скважин масштабом 1:10000 – 1:25000;

– гидрологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора.

14.Приложения: исходные данные, результаты расчетов, учредительные документы.

Проект зоны санитарной охраны подлежит обязательной санитарно-эпидемиологической экспертизе. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проводится в соответствии с территориальным признаком расположения объекта в учреждениях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человек на возмездной основе. На территории Республики Мордовия таким учреждением является Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия», имеющий аккредитацию в национальной системе , аттестат аккредитации № RA. RU. 710004 от 08.04.2015 г. Возможно проведение экспертизы проекта ЗСО в независимых экспертных учреждениях, аккредитованных в соответствии с законодательством. Результатом санитарно-эпидемиологической экспертизы является экспертное заключение о соответствии или несоответствии проекта ЗСО источника водоснабжения государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», которое является основанием для выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) проекта ЗСО требованиям, предъявляемым к проектной документации данного вида.

Исполнение государственной функции по оформлению и выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию по ЗСО осуществляют органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по территориальному признаку расположения объекта, на территории Республики Мордовия – Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия.

Утвержденный проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения является правовой основой для установления (изменения, отмены) границ ЗСО как линий градостроительного регулирования территории.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проектов ЗСО проводится на основании заявления хозяйствующего субъекта (ИП или юридическое лицо), к которому прилагается проект ЗСО. Проектная документация должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам и содержать информацию в полном объеме , необходимую для проведения экспертизы.

При проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы, во-первых, оценивается полнота представленных материалов, включающая в текстовой части проекта:

– характеристику санитарного состояния источника водоснабжения;

– анализы качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

-данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними;

-данные о перспективах строительства в районе расположения источника водоснабжения;

-определение границ 1-го, 2-го и 3-го поясов ЗСО с соответствующим обоснованием;

-перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных, с определением источников финансирования;

-правила и режим хозяйственного использования территорий , входящих в ЗСО. Далее проводится оценка картографических материалов на соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Одной из главных задач экспертизы проекта является оценка определения границ ЗСО (трех поясов) с соответствующим обоснованием и оценка перечня мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника водоснабжения.

Схематично отражение этой оценки представлено рисунком № 2.

Необходимо заметить, что мероприятия по организации ЗСО должны быть конкретными, с учетом существующих санитарных ситуаций в пределах ЗСО и на перспективу. Перечень предусмотренных мероприятий должен быть согласован с землепользователями (администрацией населенного пункта или хозяином скважины) с обязательным указанием сроков их исполнения и ответственными исполнителями. Согласование данных мероприятий с владельцами объектов, оказывающих или могущих оказать отрицательное влияние на качество воды, является наиболее проблематичным и зачастую не позволяет обеспечить в должной мере выполнение санитарных мероприятий в пределах второго и третьего поясов ЗСО.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» за период с 2015 года по 2017 год проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза 33 проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения с общим количеством водозаборных скважин 86. Из общего числа проектов организации зон санитарной охраны эксплуатационных скважин 13 проектов возвращались на доработку, корректировку для устранение замечаний и несоответствий требованиям санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения».

Проведенным анализом причин несоответствия проектов ЗСО требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 являются следующие замечания:

а) по п.1.12.

-.отсутствие согласованных мероприятий с землепользователями, расположенными во втором и третьем поясах ЗСО;

б) по п. 1.12.1.

– представление анализов воды в объеме, не соответствующем требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

– при наличии водоочистных установок отсутствие информации о системе водоподготовке с анализами воды;

– отсутствие данных, характеризующих взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема ; отсутствие информации о наличии или отсутствии гидравлической связи;

– отсутствие данных о перспективах строительства в районе расположения источника водоснабжения;

– отсутствие должного обоснования размеров и границ первого, второго и третьего поясов зоны санитарной охраны;

– в ряде проектов несогласованность расчетных размеров и предлагаемых для утверждения (расхождение цифровых значений);

в) по п.1.12.1 и п.3.2.1.1.

– неполнота характеристики санитарного состояния территории первого пояса ЗСО;

г) по п. 1.12.2.

– несоответствие представленного картографического материала нормативным требованиям: отсутствие либо плана первого пояса, либо плана 2-го и 3-го поясов ЗСО , либо гидрологических профилей;

– несоответствие исходных данных величинам, использованных в расчетах; несоответствие текстового материала и картографического;

д) по п. 1.15.

– отсутствие информации об объектах, расположенных во втором и третьем поясах зоны санитарной охраны ;

– неконкретность , декларативность мероприятий по организации ЗСО;

е) по п. 2.1.1.

-отсутствие обоснования степени естественной защищенности водоносного горизонта с расчетами дальности распространения загрязнения;

ж) по п. 2.2.1.1.

– отсутствие обоснования сокращения размеров 1-го пояса .

Не менее значимыми несоответствиями отмечаются:

-отсутствие в проектной документации информации об использованных методиках гидрогеологических расчетов;

-отсутствие информации об области питания водоносного горизонта и его разгрузке;

– отсутствие данных о смежных водозаборах;

– отсутствие информации о категориях земель, на которых размещены скважины;

– отсутствие подтверждения соответствующими документами размещения скважин на земельных участках;

– несоблюдение требований юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по организации производственного контроля за качеством подземных вод согласно п.5.3, п. 5.8 СП 2.1.5.1059-01.

В процессе санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения заказчиками, включая разработчиков проектной документации, в целях снятия избыточных требований к документации и снижению затрат в рабочем порядке вносились соответствующие изменения, корректировки и доработки, что позволяло в установленные сроки провести экспертизу.

Заключение.

Добыча подземных вод с целью питьевого или хозяйственно-бытового применения должна быть согласована с органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, так как любой источник питьевого водоснабжения должен быть защищен от всевозможных источников загрязнения. Основным мероприятием по охране источника питьевой воды является организация вокруг него зоны санитарной охраны (ЗСО), состоящей из трех поясов различного диаметра с различными ограничениями хозяйственной деятельности на их территории. Для каждого питьевого водозабора должен быть разработан проект ЗСО, который проходит санитарно-эпидемиологическую экспертизу в территориальных учреждениях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» (возможно проведение экспертизы в иных аккредитованных в установленном порядке организациях). Только после получения положительного экспертного заключения на проект ЗСО и наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектной документации государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам , то есть признания государственным органом достаточной защищенности источника водоснабжения и установления границ и размеров поясов зоны санитарной охраны, недропользователь (хозяйствующий субъект) имеет право на его использование для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

Аналитика Публикации

Зоны санитарной охраны: о чем нельзя забывать при эксплуатации источников водоснабжения?

Дмитрий Моторин, Юрист Поволжской дирекции

Деятельность подавляющего большинства предприятий и организаций на сегодняшний день связана с необходимостью использования водных ресурсов. В связи с этим, ключевую роль играет выбор источника водоснабжения, как фактора, определяющего характер и устройство всей водохозяйственной системы, а также перечень ее сооружений, стоимость строительства и эксплуатации.

Однако, организуя собственные источники водоснабжения, современные предприятия не всегда знают, какие юридически значимые действия необходимо осуществить для их надлежащего оформления. В частности, как показывает практика[1], хозяйствующие субъекты совершенно забывают о необходимости установления и соблюдения зон санитарной охраны таких источников.

Общая информация

Зона санитарной охраны (далее «ЗСО») – это зона с особыми условиями использования территории, на которой устанавливаются специальные режимы хозяйственной деятельности, санитарного надзора, контроля за качеством воды в источнике, а также охраны объекта.

В настоящее время ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются согласно статьи 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения[2] и статьи 43 Водного кодекса РФ.

Во исполнение указанных законов Постановлением Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. №10 утверждены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», пункт 1.4 которых определяет, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

ЗСО организуется в составе трех поясов, каждый из которых предусматривает особый режим хозяйственной деятельности:

(i) первый пояс является поясом строго режима и обеспечивает защиту места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Он организуется непосредственно на территории водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала;

(ii) второй пояс предназначен для предотвращения микробного загрязнения воды. Территория второго пояса определяется гидродинамическим расчетным путем и включает в себя территорию, предназначенную для предупреждения продвижения микробного загрязнения до водозабора;

(iii) третий пояс является зоной, предназначенной для предотвращения химических загрязнений источника водоснабжения. Территория третьего пояса определяется посредством гидродинамических расчетов.

Расположение земельного участка в границах того или иного пояса определяет перечень мероприятий, необходимых для осуществления на его территории, а также оборотоспособность земель.

Границы и режим ЗСО

Границы поясов устанавливаются на основании раздела II СанПиН 2.1.4.1110-02 и варьируются от вида эксплуатируемого источника водоснабжения (поверхностный или подземный).

Для подземных источников границы первого пояса ЗСО устанавливаются на расстоянии не менее 30 метров (для незащищенных источников – не менее 50 метров) от точки водозабора. Границы второго и третьего поясов зависят от типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.), величины водозабора и гидрологических особенностей объекта.

Для поверхностных источников границы устанавливаются:

для водотоков – 1) границы первого пояса должны составлять не менее 200 метров вверх по течению и 100 метров вниз по течению; 2) границы второго пояса определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса на водотоке вверх и вниз по течению совпадают с границами второго пояса, а боковые границы должны проходить по линии водоразделов в пределах 3-5 километров, включая притоки;

для водоемов – 1) границы первого пояса зависят от местных санитарных и гидрологических условий, но должны быть не менее 100 метров во всех направлениях; 2) границы второго пояса ЗСО определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса поверхностного источника на водоеме полностью совпадают с границами второго пояса.

Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Данное положение, в частности, обуславливает запрет на приватизацию государственных и муниципальных земельных участков, расположенных в границах первого и второго поясов.

В пределах первого пояса ЗСО необходимые санитарные мероприятия должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов, в пределах второго и третьего поясов ЗСО – владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Читайте также:  Реле давления воды в системе водоснабжения: схема подключения, регулировка и настройка

Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть организованы единовременно и осуществляться до начала эксплуатации источника, либо могут быть постоянными, режимного характера.

Так, в соответствии с разделами 3.2 и 3.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 на территории первого пояса ЗСО запрещается(ются):

посадка высокоствольных деревьев;

все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;

прокладка трубопроводов различного назначения;

размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий;

применение ядохимикатов и удобрений;

спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта;

купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.

На территории второго пояса запрещается:

размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;

применение удобрений и ядохимикатов;

рубка леса главного пользования и реконструкции.

Дополнительно на территории второго пояса, а также в границах третьего пояса запрещается:

выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;

закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли;

размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обуславливающих опасность химического загрязнения подземных вод (размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля).

На территории второго и третьего поясов ЗСО новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с Роспотребнадзором.

Кроме того, в пределах второго и третьего поясов ЗСО поверхностных источников водоснабжения вводятся следующие ограничения:

согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения;

недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод;

все работы, в том числе добыча песка, гравия, дноуглубительные работы, в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора;

использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов допускается при условии применения препаратов, имеющих положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.

В пределах второго пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения запрещается расположение стойбищ и выпас скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения; запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, в которых содержание химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.

В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Водного кодекса РФ запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Проект ЗСО и порядок его утверждения

Организация ЗСО осуществляется посредством разработки и утверждения ее проекта, который должен включать в себя:

сведения о границах зоны и составляющих ее поясов;

план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

правила и режим хозяйственного использования территории поясов ЗСО.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и должен разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных ЗСО, проект ЗСО разрабатывается специально.

Перед утверждением проект ЗСО в обязательном порядке предоставляется в территориальное управление Роспротребнадзора с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам. Процедура выдачи таких заключений установлена соответствующим Административным регламентом[3].

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявителю необходимо предоставить:

проектную документацию с ее обоснованием;

заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении № 3 к Административному регламенту;

экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок.

Услуга оказывается бесплатно в срок не более 30 дней с момента регистрации заявления.

Многие водопользователи забывают, что согласование проекта с Роспотребнадзором не завершает процедуру юридического оформления ЗСО, в связи с чем далее проект ЗСО вместе с санитарно-эпидемиологическим заключением должен быть передан на утверждение в уполномоченные органы государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством соответствующего субъекта.

Сроки утверждения проектов ЗСО варьируются в зависимости от региона, но, как правило, составляют 30 дней со дня подачи документов. Утверждение осуществляется бесплатно.

Вопросы ответственности владельцев источников водоснабжения

В настоящее время большое количество проектов ЗСО источников водоснабжения не утверждено, соответственно, сведения о границах поясов ЗСО отсутствуют как в государственном кадастре недвижимости, так и на картах зон с особыми условиями, используемых при территориальном планировании муниципального образования.

Между тем, согласно пункту 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами.

Это обуславливает возникновение множества споров относительно возможности/невозможности приватизации земельных участков, расположенных в непосредственной близости от источника водоснабжения, а также по вопросам осуществления той или иной хозяйственной деятельности на таких участках.

Вместе с тем, помимо неожиданных ограничений в возможности использования земельного участка и его оборотоспособности, владельцы источников водоснабжения, в отношении которых не утвержден проект ЗСО, а также не соблюдается режим ЗСО, могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение, предусмотренное статьей 6.5 КоАП РФ.

В отсутствие разработанного плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, их владельцы не предпринимают весь необходимый комплекс мер по охране объектов водоснабжения. Поскольку контролирующим органам в такой ситуации не на что ориентироваться при определении допустимости уровня воздействия деятельности водопользователя на водный объект, а последнему нечего предъявить в свое оправдание, довольно часто неутверждение проекта ЗСО также дополнительно становится причиной для административного преследования водопользователей по статьям 8.13-8.15 КоАП РФ.

Заключение

Подводя итог вышеуказанному, еще раз отметим, что отсутствие утвержденной ЗСО источника водоснабжения так или иначе приведет к негативным правовым последствиям как для самого водопользователя, так и для владельцев прилегающих к источнику земельных участков и хозяйственных объектов.

В связи с этим, при обустройстве собственного водоснабжения рекомендуем тщательно подойти к выбору и организации эксплуатации его источника (месторасположению водозаборов, их количеству, системе водопровода, месту его прокладки и проч.), заранее проконсультироваться с контролирующими органами по вопросам организации источника водоснабжения и предполагаемого плана мероприятий по его охране, а также обратиться в специализированную организацию за помощью в разработке проекта ЗСО.

[1] В Республике Татарстан по требованию природоохранной прокуратуры утверждены границы 58 зон санитарной охраны источников водоснабжения// http://eco.tatarstan.ru/rus/v-respublike-tatarstan-po-trebovaniyu-3092857.htm

[2] Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

[3] Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (утв. Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 г. № 775).

2 хитрости чиновников с зонами санитарной охраны и как их обойти

Зона санитарной охраны водных объектов ограничивает в обороте земельные участки, которые в нее попали.

Участок, ограниченный в обороте не может передаваться в частную собственность[1].

Иными словами, владельцы участков в зоне санитарной охраны, НЕ могут:

  • выкупить землю в собственность, даже если на участке есть их недвижимость,
  • прирезать к своему участку прилегающую территорию,
  • другим способом получить участок в собственность.

Любые ограничения раздражают.

Однако у них есть и положительная сторона.

Например, более низкая кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость участка в зоне санитарной охраны должна быть ниже.

Другими словами, земля в зоне сан охраны дешевле, чем за пределами ЗСО.

Снижение кадастровой стоимости автоматически влечет уменьшение платы за землю.

Проще говоря, владельцы участков в зоне санитарной охраны должны платить меньший земельный налог или арендную плату.

Однако, некоторые региональные власти не хотят терять часть платежей за землю и начинают хитрить.

Рассмотрим 2 хитрости чиновников, а также способы, как владельцам участков обратить их себе на пользу.

Липовая зона санитарной охраны источников водоснабжения.

Уловка состоит в том, что власти применяют режим зон санитарной охраны, но при этом юридически их не оформляют.

Разберемся в этой хитрости, чтобы понимать, как из этого извлечь выгоду.

Как устанавливаются ЗСО?

В отношении водных объектов (рек, озер, водохранилищ и т.д.), которые используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны[2].

Порядок установления ЗСО определяется законом.

Суть порядка[3] сводиться к 2-ум аспектам:

  • наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам;
  • утверждение таких зон органами исполнительной власти субъекта РФ.

Другими словами, зоны санитарной охраны водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждаются органами региональной власти при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Обратите внимание: ЗСО утверждаются не органами местного самоуправления, а органами исполнительной власти субъекта РФ, то есть региональной властью.

Для справки.

Как правило, зоны санитарной охраны в населенных пунктах включаются в Правила землепользования и застройки.

На этом основании, чиновники считают, что ЗСО установлены.

Однако, это лукавство, потому что Правила землепользования застройки принимают органы местного самоуправления.

А зоны сан. охраны утверждает региональная власть, а не местная.

Безусловно, муниципалитеты должны отражать в Правилах землепользования и застройки зоны санитарной охраны.

Но должны это делать на основании правовых актов министерств (управлений) региональных правительств или администраций.

Вывод: наличие в ПЗЗ сведений о зонах санитарной охраны не доказывает, что ЗСО установлены законно.

С этим разобрались, двигаемся дальше.

Почему чиновники юридически не оформляют утверждение ЗСО?

Наверняка, вы уже поняли, что дело в деньгах.

Не берусь со 100-процентной уверенностью утверждать, что дело именно в финансовой стороне вопроса.

Однако, анализ законодательства в этой области свидетельствует именно об этом.

Любые органы власти обязаны[4] направлять в Росреестр документы и сведения, в случае принятия решений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий.

Для сведения.

Зона санитарной охраны является одним из видов[5] зон с особыми условиями использования территорий.

Иными словами, в случае принятия региональной властью решения об утверждении ЗСО, данное решение и сведения из него должны быть переданы в Росреестр.

Решение передается в Росреестр в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

При этом, Росреестр, получив такое решение, вносит в ЕГРН сведения об ограничении земельного участка в виде зоны санитарной охраны.

Одним из ценообразующих[6] факторов, который учитывается при определении кадастровой стоимости, является наличие обременений (ограничений), зарегистрированных в ЕГРН.

Зоны санитарной охраны ограничивают права на земельный участок.

Я не очень разбираюсь в методике расчета кадастровой стоимости.

Но что-то мне подсказывает, что ограничение не может увеличивать стоимость участка.

Наоборот, должно её уменьшать.

Таким образом, юридическое оформление региональной властью решения об установлении зоны санитарной охраны приведёт к появдению в ЕГРН информации об ограничении земельных участков, попавших в ЗСО.

С их точки зрения, всё до безобразия просто: нет документа об утверждении ЗСО, следовательно, нет записи в ЕГРН об ограничении участков.

Как следствие, нет факторов, снижающих кадастровую стоимость земли.

При этом, в государственных информационных системах (ГИС) и Правилах землепользования застройки (ПЗЗ) сведения о зонах санитарной охраны, каким-то волшебным образом появляются.

А поскольку сведения о зонах содержаться в ГИС и ПЗЗ, то чиновники направо и налево «лепят» отказы:

  • в выкупе земельных участков из аренды под объектами ИЖС и другой недвижимостью,
  • отказы в перераспределении (прирезке) участков,
  • отказы по другим процедурам, предусматривающим передачу участков в частную собственность граждан и организаций.

Согласитесь, хитрый подход: плата за землю не снижается, но ограничение на практике применяется. Очень «удобно».

Что с этим делать и как использовать с выгодой для себя, расскажу ниже.

А пока рассмотрим 2-ую хитрость, к которой прибегают власти.

Зоны санитарной охраны относятся к «сведениям» государственной тайны.

Иногда органы власти могут идти на такую уловку.

Сообщают, что нормативный акт об утверждении (установлении границ) зоны санитарной охраны принят, но не опубликован, потому что якобы сведения о ЗСО относятся к сведениям государственной тайны.

Подобные утверждения не имеют ничего общего с действительностью, потому что ни Указом[7] Президента РФ, ни законом[8], зоны санитарной охраны не отнесены к сведениям государственной тайны.

Как использовать зоны сан охраны для своей выгоды?

Должен предупредить о следующем: у меня нет информации, что абсолютно во всех регионах РФ власти применяют вышеописанные хитрости с зонами санитарной охраны.

По этой причине, целесообразно предварительно проверить: хитрят ли власти в вашем регионе с установлением зон санитарной охраны или действуют законно.

Как проверить законность утверждения ЗСО?

Проверку следует начать с получения выписки из ЕГРН.

Обратите внимание.

Изначально исходим из того, что земельный участок расположен поблизости от водоема и/или уже был получен отказ по причине наличия зоны санитарной охраны.

Получить выписку можно в Росреестре или через онлайн сервис.

В полученном документе нас интересует строка – «Особые отметки».

Если в этой строке отсутствуют сведения о зоне санитарной охраны, то это может означать одно из 2-х:

  • зона не устанавливалась, и соответственно нет правовых оснований передавать сведения в Росреестр,
  • зона фактически установлена, но власти не передали сведения в Росреестр.

В первом случае, когда ЗСО не устанавливалась, то есть вы не испытываете никаких ограничений в виде отказов в выкупе участка, прирезке дополнительной земли и т.д., следует вывод, что все законно.

Во втором случае, когда зона фактически установлена, то есть вам отказали в выкупе участка, в прирезке земли или в ином способе получения участка в собственность по причине наличия ЗСО, то данное обстоятельство 1-ый признак того, что власти хитрят в этом вопросе.

Читайте также:  Проект водоснабжения квартиры: назначение, содержание и цена

Следующим шагом целесообразно проверить сайты органов региональной власти на предмет опубликованного приказа (постановления) об утверждении зон санитарной охраны.

Особое внимание уделите сайту министерства (управления) ЖКХ вашего региона, потому что чаще всего утверждение ЗСО передают в компетенцию данного органа.

Проверку сайта можно проводить следующим образом.

В разделе «Поиск по сайту» вводите поочередно следующие запросы:

  • зона санитарной охраны,
  • утверждение зоны санитарной охраны,
  • ЗСО,

полученные результаты проверяйте на наличие правовых актов об утверждении ЗСО.

Не лишним будет направить письменный запрос на имя главы региона (губернатору) с просьбой сообщить – утверждался ли проект либо границы зоны санитарной охраны.

Примерный вариант запроса может быть таким.

Правительство Тьмутараканской области

Губернатору Пыжикову Соломону Альбертовичу

Иванова Ивана Ивановича,

проживающего: Тьмутараканская область,

с. Прощайнадежденское, ул. Пустая дом 5.

Уважаемый Соломон Альбертович!

Прошу сообщить, утверждались ли проект и/или границы зоны санитарной охраны для с. Прощайнадежденское.

В случае, если зоны санитарной охраны утверждались, прошу сообщить:

  • номер, дату и наименование нормативного правового акта, которым были утверждены зоны санитарной охраны,
  • источник официальной публикации указанного нормативного правового акта, в том числе, наименование источника, номер и дата периодического издания официальной публикации.

Кроме этого, прошу сообщить, по какой причине сведения об утвержденных зонах санитарной охраны до сих пор в порядке межведомственного информационного взаимодействия не переданы в Росреестр.

Результаты проведенной проверки могут быть разными.

Но условно их можно свести к 2 знаменателям:

  1. зоны фактически установлены и есть нормативный акт региональной власти об установлении зон.
    Данный акт официально опубликован, вступил в силу и с полным текстом можно ознакомиться, чтобы проверить в самом ли деле ваш участок находится в пределах ЗСО.
  2. зоны фактически установлены, но нет нормативного акта об их установлении.
    Чиновники могут говорить, что такой акт есть, но найти его не возможно. Текст нигде не опубликован.

Второй вариант уже более убедительно свидетельствует о том, что власти хитрят в вопросе юридического оформления зон санитарной охраны.

Что можно сделать в такой ситуации?

Ответ во многом зависит от ваших целей.

Первый вариант.

Если вы хотели выкупить участок либо прирезать прилегающую землю или иным способом перевести участок в частную собственность, но получили отказ по причине наличия зоны санитарной охраны, то можно обжаловать данный отказ в суде.

Основание для обжалование — зона санитарной охраны не была утверждена в установленном законом порядке.

По данному вопросу есть положительная судебная[9] практика, которую следует использовать, чтобы обжаловать отказ и добиться перевода земли в собственность.

Обжалование осуществляется в порядке административного судопроизводства, на основании статей[10] Кодекса административного судопроизводства.

Важно учитывать, что срок на подачу административного иска составляет 3 месяца с момента получения отказа.

Если вы пропустили 3-х месячный срок, то это не страшно, потому что можно снова обратиться в орган, который вам выдал отказ, с повторным заявлением.

На данное заявление вы получите новый отказ, который будет датирован новой датой, и его вы сможете обжаловать, не пропустив 3-месячный срок.

Второй вариант.

Требовать снижения кадастровой стоимости, с целью уменьшить плату за земельный участок, если такая плата зависит от размера кадастровой стоимости.

Мне не приходилось реализовывать на практике данный вариант.

Но для его практической реализации я бы действовал по следующему алгоритму.

  • направил в региональную прокуратуру заявление о проведении проверки законности фактического установления зоны санитарной охраны, без принятого в законном порядке нормативного акта органа исполнительной власти субъекта РФ.
  • оценил бы перспективы снижения кадастровой стоимости, установленной без учета фактически существующего ограничения в виде зоны санитарной охраны.

Судебный или иной конфликт с органами власти не имеет заведомо положительного исхода.

Тем не менее, позволять «дурить» себя, не самый лучший выбор.

Желаю хорошего дня и успешного обхода зон санитарной охраны.

Полное правовое обоснование, в том числе:

  • ссылки на пункты и статьи законов, указов, приказов и т.д.,
  • судебные решения из положительной судебной практики,
  • образец административного искового заявления.

находятся в стадии завершающего оформления.

Статья 44. Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения

1. Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения устанавливаются для охраны от загрязнения источников питьевого водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии с частью 2 статьи 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

2. Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения определяются Режимами использования зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (далее – ЗСО), устанавливаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий по заключению органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и иных заинтересованных организаций.

3. Принципиальное содержание указанного режима (состава мероприятий) установлено санитарными нормами и правилами. При наличии соответствующего обоснования объем основных мероприятий на территории ЗСО должен быть уточнен и дополнен применительно к конкретным природным условиям и санитарной обстановке с учетом современного и перспективного хозяйственного использования территории в районе ЗСО. Содержание мероприятий должно быть отражено в составе проекта ЗСО, разрабатываемого и утверждаемого в соответствии с законодательством, и внесено в качестве изменений в настоящие Правила.

4. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно – защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно – защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

5. Границы первого пояса в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»:

1) Водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора – при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м – при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.

2) Граница первого пояса ЗСО водопровода с поверхностным источником устанавливается, с учетом конкретных условий, в следующих пределах:

а) для водотоков:

вверх по течению – не менее 200 м от водозабора;

вниз по течению – не менее 100 м от водозабора;

по прилегающему к водозабору берегу – не менее 100 м от линии уреза воды летне – осенней межени;

в направлении к противоположному от водозабора берегу при ширине реки или канала менее 100 м – вся акватория и противоположный берег шириной 50 м от линии уреза воды при летне – осенней межени, при ширине реки или канала более 100 м – полоса акватории шириной не менее 100 м;

б) для водоемов (водохранилища, озера) граница первого пояса должна устанавливаться в зависимости от местных санитарных и гидрологических условий, но не менее 100 м во всех направлениях по акватории водозабора и по прилегающему к водозабору берегу от линии уреза воды при летне – осенней межени.

Примечание. На водозаборах ковшевого типа в пределы первого пояса ЗСО включается вся акватория ковша.

3) Зона санитарной охраны водопроводных сооружений, расположенных вне территории водозабора, представлена первым поясом (строгого режима), водоводов – санитарно – защитной полосой.

а) Граница первого пояса ЗСО водопроводных сооружений принимается на расстоянии:

от стен запасных и регулирующих емкостей, фильтров и контактных осветлителей – не менее 30 м;

от водонапорных башен – не менее 10 м;

от остальных помещений (отстойники, реагентное хозяйство, склад хлора, насосные станции и др.) – не менее 15 м.

Примечания. 1. По согласованию с центром государственного санитарно – эпидемиологического надзора первый пояс ЗСО для отдельно стоящих водонапорных башен, в зависимости от их конструктивных особенностей, может не устанавливаться.

б) При расположении водопроводных сооружений на территории объекта указанные расстояния допускается сокращать по согласованию с центром государственного санитарно – эпидемиологического надзора, но не менее чем до 10 м.

6. Мероприятия на территории первого пояса ЗСО подземных источников водоснабжения в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02:

1) Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

2) Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно – бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.

3) Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса. В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе.

4) водопроводные сооружения должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.

5) все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.

7. Мероприятия на территории первого пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02:

1) на территории первого пояса ЗСО поверхностного источника водоснабжения должны предусматриваться мероприятия, установленные для ЗСО первого пояса подземных источников водоснабжения.

2) не допускается спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта, а также купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.

Акватория первого пояса ограждается буями и другими предупредительными знаками. На судоходных водоемах над водоприемником должны устанавливаться бакены с освещением.

8. Мероприятия по второму и третьему поясам ЗСО поверхностных источников водоснабжения в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02:

1) Выявление объектов, загрязняющих источники водоснабжения, с разработкой конкретных водоохранных мероприятий, обеспеченных источниками финансирования, подрядными организациями и согласованных с центром государственного санитарно – эпидемиологического надзора;

2) Регулирование отведения территории для нового строительства жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов, а также согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения;

3) Недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод;

4) Все работы, в том числе добыча песка, гравия, донноуглубительные, в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с центром государственного санитарно – эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора;

5) Использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов допускается при условии применения препаратов, имеющих положительное санитарно – эпидемиологическое заключение государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации;

6) При наличии судоходства необходимо оборудование судов, дебаркадеров и брандвахт устройствами для сбора фановых и подсланевых вод и твердых отходов; оборудование на пристанях сливных станций и приемников для сбора твердых отходов.

9. Мероприятия по второму поясу:

Кроме мероприятий, указанных в пункте 8 в пределах второго пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения подлежат выполнению мероприятия подпункта 4 пункта 8, а также следующее:

1) Не производятся рубки леса главного пользования и реконструкции, а также закрепление за лесозаготовительными предприятиями древесины на корню и лесосечного фонда долгосрочного пользования. Допускаются только рубки ухода и санитарные рубки леса;

2) Запрещение расположения стойбищ и выпаса скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения;

3) Использование источников водоснабжения в пределах второго пояса ЗСО для купания, туризма, водного спорта и рыбной ловли допускается в установленных местах при условии соблюдения гигиенических требований к охране поверхностных вод, а также гигиенических требований к зонам рекреации водных объектов;

4) В границах второго пояса зоны санитарной охраны запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, содержание в которых химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 3752 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения: расчет границ, мероприятия, ответственность

К числу обязанностей собственников подземных источников водоснабжения и прилегающих к ним территорий относится установление зон санитарной охраны (далее — ЗСО). Основная цель установления таких зон — сохранение чистоты воды, т.е. решение одной из приоритетных задач охраны окружающей среды.

Читайте также:  СНиП для водоснабжения и канализации: нормативные документы и общие положения

Подземные воды нижних водоносных слоев обычно более высокого качества по сравнению с водой из поверхностных источников ввиду фильтрующих способностей грунтов. Тем не менее требования к эксплуатации подземных и поверхностных источников регулируются сходными положениями законодательства.

Так, установление ЗСО предполагается для объектов, используемых с целью питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения[1].

Решения об установлении, изменении ЗСО принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам[2].

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО определяются СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее — СанПиН 2.1.4.1110-02).

Извлечение
из СанПиН 2.1.4.1110-02

[…]
1.5. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
[…]
1.6. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
[…]

Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не освобождает владельцев водопровода и объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами (п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02), а также может стать причиной споров относительно ведения хозяйственной деятельности и вопросов собственности.

Так, участки, попадающие в первый и второй пояса ЗСО и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте[3].

Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению установлена ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Уголовная ответственность за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств предусмотрена ст. 250 Уголовного кодекса Российской Федерации.

ЗСО ДЛЯ ПОДЗЕМНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Выделение трех поясов ЗСО предполагает применение различных мер законодательного регулирования и мер административной ответственности за нарушение хозяйственного режима. Приведем их детальный обзор в отношении ЗСО подземных источников водоснабжения.

[1] См. ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации.

[2] Пункт 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 26.07.2019).

[3] См. ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации.

Д.В. Жилин, эколог-проектировщик

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 12, 2019.

Зоны санитарной охраны источников водоснабжения: о чём говорится в СанПиН

Так обозначают охраняемую зону

Мало кто задаётся вопросом, откуда в кране берётся вода. А берётся она, в зависимости от масштабов потребления, из подземных или поверхностных источников, которые охраняются законом. Все виды деятельности, осуществляемые физическими или юридическими лицами, должны производиться в соответствии с требованиями санитарных правил и норм (СанПиН) 2.1.4.1110*02.

Именно этот документ устанавливает правила, по которым определяют границы зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения. Цель данной публикации – ознакомить своего читателя с его основными положениями.

Для чего создаются ЗСО

Питьевые водопроводы и источники водоснабжения являются охраняемыми объектами, поэтому их строительство и эксплуатация должны подчиняться определённым правилам. Именно поэтому вокруг любого водозабора и создают зоны санитарной охраны, кратко именуемые ЗСО.

Причём, создаются они на вех без исключения источниках — независимо от того, какому ведомству или физическому лицу они принадлежат.

Источниками водоснабжения крупных городов служат водохранилища

Внимание! Главная цель, ради которой создаётся охранная зона источника водоснабжения – это охрана питьевой воды от загрязнений. А так как обеспечить чистоту источника невозможно без оглядки на окружающую среду, то охране подвергаются и близлежащие к источникам территории.

Деление зон на пояса

Санитарная зона источника водоснабжения условно делится на три пояса. Наиболее строгий режим охраны применяется к первой зоне, куда входит территория непосредственного расположения водозаборного узла, а так же трасса пролегания водопровода и всех сооружений на ней.

Первая зона предназначена для защиты самого водозабора и сооружений на нём от любых видов повреждений и загрязнений — в том числе и умышленных. Два других пояса включают остальную территорию зоны, носят предупредительный характер. Вдоль водопроводной трассы так же обеспечивается защитная санитарная полоса.

Вдоль трассы водопровода тоже будет санитарная зона

В соответствии с назначением каждого из поясов, в них устанавливается режим пользования и разрабатывается проект охраны, цель которого – предупредить возможное ухудшение качества воды.

Особенности разработки проекта

Санитарные зоны, как и её пояса, не возникают сами по себе и не назначаются кем-то приблизительно — они определяются проектом. В нём же содержится и режим использования охраняемой зоны, и перечень мероприятий, направленных на улучшение санитарии на объекте.

  • Прежде всего, комплекс каких бы то ни было мероприятий – хоть технических, хоть противоэпидемических, подбирается в зависимости от вида источника. То есть, принимается во внимание: поверхностный он, подземный или проектируемый. Ведь их естественная защищённость от химических и микробных загрязнений может быть разной, поэтому и меры по их защите будут неодинаковыми.

Пример разработки комплекса мероприятий по первому поясу ЗСО

  • Проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения выполняется не тогда, когда объект уже построен, а ещё на стадии выбора места для его устройства и разработки генплана. На нём ЗСО уже должны быть указаны.
  • Без разрешения органов санэпиднадзора строительство подобных объектов невозможно. Поэтому заказчик сначала предоставляет все материалы с характеристиками водозабора, указывает возможные варианты загрязнения, и предлагает ориентировочный расчет зон санитарной охраны источника водоснабжения.
  • Если в центре госсанэпиднадзора с вариантом заказчика согласны, обе стороны подписывают соответствующий акт.
  • Когда речь идёт о хозяйственно-питьевом водопроводе, то проект ЗСО разрабатывается одновременно с проектированием основного объекта. Но бывает, что у действующего водопровода ЗСО не определена — в этом случае, её проект разрабатывается отдельно.

Что входит в проект

Проект зон санитарной охраны источников водоснабжения состоит из нескольких частей:

  1. Текстовая часть, в которой содержатся:
  • Заключение по санитарному состоянию самого источника;
  • Анализы воды;
  • Данные по гидрогеологии в зависимости от вида источника;
  • Данные по наличию гидрологической связи между поверхностным и подземным бассейном;
  • Данные, в которых обозначены перспективы строительства любых объектов в зоне расположения питьевого источника;
  • Схема зоны санитарной охраны источников водоснабжения с определением поясов и перечнем мероприятий по улучшению её санитарного состояния с обоснованием. При этом не только указываются сроки их исполнения, но и называются ответственные организации и источники их финансирования;
  • Режим эксплуатации территорий, которые входят в охранную зону, включая все три пояса.
  1. Картографическое исполнение ЗСО. В эту часть проекта входят:
  • Зона санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в виде плана с указанием границ поясов, источника водоснабжения и питающего его водного объекта в определённом масштабе;
  • Если источник подземный, то должны быть представлены геологические разрезы с указанием питающих его водоносных слоёв;
  • Отдельно план I-пояса в более крупном масштабе (не менее 1:1000);
  • План II и III поясов. Если источник поверхностный, то на плане должны быть отражены все имеющиеся на этой территории объекты.
  1. Перечень мероприятий по улучшению состояния зоны, со сроками и ответственными исполнителями, который должен быть согласован с пользователями земельных участков. К нему прилагается заключение регионального органа санэпиднадзора.

По мере снижения производительности водозабора или внесения изменений в режим его эксплуатации, границы зоны охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно питьевого назначения могут пересматриваться. Для этого снова разрабатывается проект и утверждается в аналогичном порядке.

Кто обеспечивает реализацию проекта

Итак, есть проект ЗСО — но кто должен осуществлять его реализацию? Правовой режим зон санитарной охраны источников водоснабжения обеспечивается разными исполнителями.

  1. В пределах I пояса – это организации, на балансе которых находится водопровод, либо отвечающие за коммунальное хозяйство населённого пункта.
  2. За санитарное состояние 2 и 3 поясов отвечают владельцы тех предприятий, которые могут нанести урон качеству воды в источнике.

Контроль над деятельностью этих субъектов осуществляют учреждения Госсанэпиднадзора РФ. Они же согласовывают планы мероприятий по улучшению ситуации и контролируют качество воды.

Обратите внимание! Выполнение требований СанПиН является обязательным, поэтому владельцев водопроводов и прочих объектов, располагаемых в охраняемой зоне, отсутствие проекта ЗОС от ответственности не освобождает.

Определение размеров охранной зоны и границ её поясов

Насколько далеко простирается ЗСО источников питьевого водоснабжения? Есть несколько факторов, которые и определяют размер зоны.

  • Тип источника, который может быть поверхностным или подземным;
  • Характер возможного загрязнения (химический либо бактериологический);
  • Для подземных водозаборов – степень естественной защиты от попадания загрязнений с поверхности;
  • Гидрогеологическая обстановка и её особенности.

Могут присутствовать и другие факторы, принимаемые во внимание (температура воды, наличие в ней осадков и т.д.).

Где проходит граница I пояса

По поводу определения границ первого пояса, в СанПиН даётся достаточно подробная инструкция. И вот её основные пункты:

  • Подземный водозабор не должен располагаться на территории жилых застроек или промпредприятий. Исключения могут быть, но только если доказана обоснованность подобного решения.
  • Если подземный источник является защищённым естественными условиями, то граница первого охранного пояса должна находиться минимум в 30 метрах от него. Когда есть опасность загрязнения недостаточно защищённого водозабора, то граница первого пояса простирается уже на 50м.

Схема поясов ЗСО

  • Если речь идёт не об одной, а о группе скважин, то отсчёт дальности границы 1 пояса ведётся от крайней скважины. Эти границы могут сокращаться только в том случае, когда водозабор защищённого типа находится на территории определённого объекта, и путём гидрогеологического обследования доказано, что вероятность загрязнения прилегающей к источнику почвы сведена к нулю.
  • Обсуждаемый нами документ разъясняет, какие именно источники являются защищёнными. Это подземные воды, заключённые между двумя водоупорными пластами, как показано на фото.

Межпластовые воды, находящиеся между водоупорными породами, защищены от попадания в них загрязнений с поверхности

Примечание: Из всех пород грунта, только одна обладает отменными водоупорными свойствами – и это глина. Вода сквозь неё просачивается очень и очень медленно, успевая за это время капитально очиститься. Между слоями глины залегают: ближе к поверхности – водоносные пески, а более глубоко – известняки. Воды, залегающие в известковых слоях, называют артезианскими.

  • Соответственно, недостаточно защищёнными подземными источниками являются водные горизонты, не имеющие над собой водоупорного пласта. Их принято называть грунтовой водой – она по всей площади бассейна подпитывается верховодкой, в которой и концентрируются загрязнения.

Грунтовые воды не защищены водоупорным слоем

  • В категории незащищённых источников могут оказаться и межпластовые воды – в том случае, если в водоупорном слое есть гидрогеологические окна, соединяющие их с вышележащими, незащищёнными водоносными горизонтами. Либо, в водоупорном слое могут оказаться пласты проницаемой породы.
  • Запасы подземных вод могут пополняться искусственно – через каналы. В этом случае, граница первого пояса будет ещё шире: от водозабора в 50 метрах, а от канала – в 100 метрах. Если расстояние между подземным и поверхностным сооружением меньше 150м, то в границы первого охраняемого пояса включается вся прибрежная территория канала.

Прибрежные территории канала являются первым поясом охранной зоны

В подробности определения границ II и III поясов мы вдаваться не будем, так как они определяются путём гидродинамических расчётов. Кому это интересно, можно посмотреть видео в этой статье. Мы же уделим немного внимания комплексу мероприятий, направленных на улучшение санитарной обстановки в ЗСО.

Как уберечь источник от загрязнения

Ранее уже упоминалось, что проект ЗСО призван не просто определить границы охраняемой зоны и её поясов, но и представляет план мероприятий по поддержанию на этой территории в санитарной безопасности.

Какие требования: как единовременные, так и режимные, предъявляет по этому поводу СанПиН?

Сначала, что касается 1 пояса:

  • Его территория должна быть спланирована так, чтобы обеспечить отток поверхностных вод за пределы зоны. Кроме того, её необходимо оградить, озеленить и решить вопрос с охраной. К сооружениям, расположенным на данной территории должны вести дорожки – не протоптанные, а имеющие твёрдое покрытие.

Установка ограждения на границе первого пояса

  • В границах первого пояса не разрешается:
    1. Любое строительство (не считая реконструкции или ремонта самого водозабора);
    2. Высадка высоких деревьев;
    3. Применение удобрений и химически активных веществ;
    4. Проживание людей.
  • Имеющиеся на территории здания обязательно должны быть обеспечены системой водоотведения – и не выгребными ямами, а нормальной канализацией. Очистные сооружения, в которые будут отводиться эти стоки, должны располагаться за пределами границы 1 пояса. В порядке исключения, если нет канализации, могут быть разрешены герметичные накопители, исключающие вероятность просачивания сточных вод в грунт. В этом случае, освобождение приёмника осуществляется путём ассенизации и вывоза.

По 2 и 3 поясам предпринимаются такие меры:

  • Территория обследуется на предмет поиска заброшенных либо действующих, но дефектных скважин, через устья которых может произойти загрязнение водоносного горизонта.
  • Никакое строительство, в том числе и бурение новых водозаборных скважин, не может производиться здесь без согласования с органами санэпиднадзора. Запрещена разработка недр с целью хранения отходов, а так же закачка в подземные пласты переработанных вод.
  • В пределах этих двух поясов не разрешается устраивать склады для ГСМ, всевозможных хранилищ для промышленных стоков и отходов, представляющих опасность химического загрязнения. Размещение таких объектов допустимо, если источник защищённый, да и то – только в пределах третьего пояса.
  • Кроме указанных ограничений, на всех поясах охраняемой зоны не допускается рубка леса и размещение:
    1. фильтрационных и ассенизационных полей;
    2. кладбищ и могильников для скота;
    3. предприятий по разведению животных и птицы;
    4. силосных и навозных ям.

В пределах первого пояса нормы запрещают выпас скота, даже купание и стирку. Во втором уже разрешён водный туризм и рыбная ловля — но при условии обеспечения определённых требований гигиены.

В общем, охрана источников водоснабжения от загрязнений поддерживается на всём этапе работы водозабора довольно разветвлённым планом мероприятий, которые направлены на сохранение чистоты питьевой воды.

Ссылка на основную публикацию