Водоснабжение и водоотведение: законодательное регулирование, взаимосвязь

Основы нормативно-правового обеспечения в сфере водоснабжения и водоотведения

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 29.09.2015 2015-09-29

Статья просмотрена: 4212 раз

Библиографическое описание:

Комиссарова А. О. Основы нормативно-правового обеспечения в сфере водоснабжения и водоотведения // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 384-386. — URL https://moluch.ru/archive/99/22244/ (дата обращения: 25.02.2020).

Государственное управление в области водоснабжения и водоотведения представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность соответствующих органов по обеспечению рационального использования, восстановления и охраны водных объектов.

Согласно федеральному закону № 416-ФЗ от 7.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения (далее ВиВ) направлена на достижение следующих целей:

– охраны здоровья и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;

– повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды;

– снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;

– обеспечения доступности ВиВ для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное ВиВ;

– обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного ВиВ путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное ВиВ.

В настоящее время нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность по ВиВ находятся на различных уровнях управления: федеральном, региональном и местном.

Поскольку Конституция является основным законом РФ и имеет высшую юридическую силу, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Пункт «К» ст. 72 Конституции РФ относит жилищное законодательство к предмету совместного ведения Российской федерации и субъектов, то есть Российская Федерация устанавливает общие принципы, а субъекты принимают законодательные акты, регулирующие порядок их реализации.

Впервые на федеральном уровне правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, были утверждены Постановлением Правительства РФ № 167 от 12.02.99 г. Они регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. Данные Правила не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 г.

Нормативно-правовое регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения базируется на следующих основных документах:

– Конституция РФ от 12.12.1993 г. — декларирует, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения;

– федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — относит организацию в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом к вопросам местного значения;

– федеральный закон № 416-ФЗ от 7.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» — регулирует отношения в сфере ВиВ;

– федеральный закон № 74-ФЗ от 12.04.2006 г. «Водный Кодекс» — регулирует забор и сброс сточных вод в водный объект, дает основные понятия;

– федеральный закон № 51-ФЗ от 21.10.1994 г. «Гражданский Кодекс» — устанавливает положения о договоре об энергоснабжении, которые применяются к договору водоснабжения, к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг;

– — федеральный закон № 188-ФЗ от 29.12.2004 г. «Жилищный кодекс» — регулирует вопросы пользования общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме (к которому в том числе относится система водоснабжения и канализации многоквартирного дома);

– федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999 г «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» — регулирует требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);

– федеральный закон № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» — устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

– федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» — является техническим регламентом и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к таким объектам технического регулирования, как вода, содержит правила и методы отбора образцов, исследований и др.;

– федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» — применяется при осуществлении государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

– Постановление Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» — утверждает Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию;

– Постановление Правительства РФ № 406 от 13.05.2013 г. «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» — утверждены основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета, правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения.

Это только малая часть всей нормативно-правовой базы, используемой при проектировании, строительстве и эксплуатации систем водоснабжения. Помимо этого, существуют СНиПы, СаНПиНы, СП и другие нормативы, регламентирующие деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения.

– закон РК № 25-РЗ от 16.06.1998 г. «О местном самоуправлении в РК»;

– Постановление Правительства РК № 446 от 13.11.2014 г. «О Комитете жилищно-коммунального хозяйства РК»;

– Постановление Правительства РК № 148 от 23.04.2012 г. «О Службе РК по тарифам»;

– Приказ службы РК по тарифам № 28/8 от 14.05.2013 г. «О нормативах потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению муниципального образования городского округа «Усинск»;

– Приказ службы РК по тарифам № 14/7 от 20.03.2015 «О внесении изменений в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 14 мая 2013 г. № 28/8 «О нормативах потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению муниципального образования городского округа «Усинск» и др.

На региональном уровне документы носят общий характер и, как правило, регулируют общую сферу коммунальных услуг.

Еще более проблематична регламентация деятельности в сфере ВиВ на местном уровне.

Учитывая дальнейшее развитие системы местного самоуправления, необходимо выработать соответствующее направление совершенствования механизма нормативно-правового регулирования с учетом специфики отдельных территорий.

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. / Рос. газета. — 1993. — 25 дек.;

2. Водный кодекс РФ: федеральный закон от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ / Рос. газета. — 2006. — 8 июня;

3. Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса: федеральный закон от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ / Рос. газета. — 2004. — 31 дек.;

5. Федеральный закон № 416-ФЗ от 7.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» / Рос. газета. — 2011. — 10 дек.

Реформа законодательного регулирования холодного водоснабжения и водоотведения. Успешное завершение или новый этап?

Ситуацию, складывающуюся сегодня в сфере регулирования отношений по организации и осуществлению холодного водоснабжения и водоотведения (ВиВ) можно охарактеризовать, как перманентную реформу. Начало этой реформе было положено еще в 2011 году с принятием отраслевого нормативного акта – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и последовавших за ним нескольких десятков подзаконных актов различного уровня. Работа по подготовке и принятию этих актов была окончена весной 2015 года, а вот сама реформа – вместо завершения выходит на новый виток спирали своего развития.

15 ноября 2013 года в Государственную Думу был внесен законопроект № 386179-6 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования отношений между организациями, осуществляющими водоснабжение и водоотведение, и их абонентами) 1 . Законопроект, подвергшийся серьезным изменениям, был одобрен депутатами Государственной Думы РФ в первом чтении 14 ноября 2014 года. Предлагаемые изменения касаются практически всех сфер правового регулирования отношений, существующих между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и их абонентами. Рассмотрим наиболее заметные из этих изменений.

Изменение в определении понятия «водоотведение». В новой редакции под водоотведением следует понимать прием, транспортировку, а также очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения и обращение с осадком сточных вод (при осуществлении таких видов деятельности).. В отличие от действующей редакции данное определение содержит два новшества. Во-первых, речь идет о дополнении перечня выполняемых в рамках водоотведения операций обращением с осадком сточных вод. Данное нововведение имеет вполне практическое значение – осадок сточных вод, хранящийся на специализированных полигонах, после определенной обработки в значительной степени утрачивает опасные свойства и становится материалом, пригодным для использования в хозяйственной деятельности. Вполне логично в целях оптимизации процессов водоотведения и обезвреживания образующегося осадка замкнуть их в единую производственную цепочку. Тем более, что в большинстве случаев обращение с осадком сточных вод и так находится в ведении самой организации ВКХ.

Несколько сложнее дело обстоит со вторым нововведением, а именно с добавлением к существующему определению слов «при осуществлении таких видов деятельности». На первый взгляд цель, которую ставят перед собой авторы поправки – не ясна. А если такие виды деятельности организацией ВКХ не осуществляются? Что тогда? Авторы законопроекта попытались упростить положение организаций ВКХ, не имеющих технической или экономической возможности осуществлять весь комплекс действий, составляющих водоотведение. Так, прием и транспортировка сточных вод сами по себе уже будут являться деятельностью по осуществлению водоотведения с применением соответствующего тарифного и иного специализированного регулирования. Оговоримся, что такая трактовка рассматриваемого изменения основана на доводах самих авторов законопроекта, приведенных ими в рамках публичных обсуждений подготовленного документа. Что же касается однозначности толкования проектируемой нормы закона – повышение ее уровня, возможно, еще будет предметом дальнейшей профессиональной дискуссии.

Изменения в части регулирования договорных отношений между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и абонентами. Согласно проектируемой норме лицо, приобретающее объект, подключенный к централизованной системе ВиВ, автоматически становится участником обязательств по ранее заключенным договорам бывшим владельцем. Существующая редакция закона предполагает, что приобретатель объекта заключает новый договор, предусматривающий приобретение холодной воды и услуг водоотведения. Предлагаемое новшество серьезно облегчит положение организаций ВКХ, в практике которых отчасти исчезнет проблема периода внедоговорного потребления холодной воды и услуг водоотведения. Предлагаемая конструкция вполне соотносится с механизмом перемены лиц в обязательстве, установленным главой 24 Гражданского кодекса РФ. Очевидно, что в данном случае речь будет идти о перемене лиц в обязательстве в силу закона, установленной статьями 392.2, 387 ГК РФ. Вместе с тем, следует учесть, что типовые формы договоров, регулирующих холодное водоснабжение и водоотведение, имеют ряд условий, обладающих спецификой для каждого абонента (объем потребляемого ресурса, порядок его учета, применяемый тариф и др.). Следовательно изменение субъектного состава обязательств по таким договорам должно быть обеспечено специальным механизмом, заключенным в условиях таких договоров.

Изменение порядка и условий подключения объектов будущих абонентов к централизованным системам ВиВ. Планируется предоставить лицам, заинтересованным в подключении к централизованным системам, возможность самостоятельного возведения необходимых сетей до точки подключения с обязательной передачей построенных конструкций в собственность соответствующей организации ВКХ, или в публичную (государственную, либо муниципальную) собственность, когда такая организация находится в ведении органов публичной власти.

Изменения в «экологической» части. Наиболее существенными, и одновременно – наиболее дискуссионными являются изменения, которые авторы законопроекта планируют внести в так называемую «экологическую» часть Закона о водоснабжении и водоотведении – его пятую главу, посвященную обеспечению экологической безопасности водоотведения.

Напомним, что на сегодняшний день система нормирования качества сточных вод предполагает установление нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимитов на сбросы таких веществ и микроорганизмов для объектов централизованных систем водоотведения, а также для объектов, подключенных к таким системам и находящихся в ведении определенной группы абонентов (так называемых крупных абонентов). Иные абоненты руководствуются требованиями к составу сточных вод, установленных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 2 (в части предотвращения негативного воздействия на централизованные системы водоотведения), а также региональными (местными) нормативными актами, содержащими соответствующее регулирование.

Авторы законопроекта предлагают полностью пересмотреть приведенную систему нормирования. Так, требования к составу сточных вод по ряду показателей планируется устанавливать в рамках так называемых технологических нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в составе сточных вод. Технологические нормативы должны устанавливаться уполномоченными органами государственной власти федерального уровня. Основой для разработки этих нормативов служат, помимо прочего, наилучшие доступные технологии – технологические решения в части осуществления различных видов хозяйственной деятельности, обеспечивающие оптимальное соотношения эффективности соответствующей деятельности и уровня воздействия на окружающую среду. Тем самым авторы законопроекта планируют стимулировать организации водопроводно-канализационного хозяйства, а также их абонентов к переходу на применение подобных технологий. Указанные технологические нормативы планируется использовать для нормирования качества сточных вод, сбрасываемых с объектов централизованных систем водоотведения (организациями водопроводно-канализационного хозяйства), а также для целей формирования нормативов допустимых сбросов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации 3 . Для иных абонентов планируется разработка нормативов по составу сточных вод, применимых к объектам, функционирующим в рамках одной централизованной системы водоотведения.

Описанные изменения находятся в прямой связи с относительно недавними изменением природоохранного законодательства России. Так, летом прошлого года был принят Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 4 , заложивший основы нормирования воздействия на окружающую среду с учетом уже упомянутых технологических нормативов и применения наилучших доступных технологий. Перечень таких технологий должен содержаться в специализированных справочниках, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с установленными для этого требованиями. Следует, однако, отметить, что вступление в силу данного закона в полном объеме отнесено на 2019 год, так что введение описанной выше системы нормирование воздействия на окружающую среду пока что является делом хоть и близкого, но все же будущего.

Что же касается введения подобной системы нормирования в сфере водоотведения – здесь ситуация остается не ясной. Несмотря на столь удачное совпадение направлений движения различных отраслей законодательного регулирования, споры вокруг фундаментальных вопросов построения экологических отношений в рамках рассматриваемого нами Законопроекта не только не утихают, но и постоянно разгораются с новой силой. Так, новая система нормирования пугает некоторых представителей профессионального сообщества, а также органов публичной власти перспективой бесконтрольного негативного воздействия на водные объекты, защищенные в настоящее время так называемыми рыбохозяйственными нормативами (нормативами воздействия на водные объекты, обеспечивающими условия для жизни рыбы в таких объектах). Сообщество промышленников и предпринимателей настаивает на сохранении системы отношений, когда ответственным за воздействие на водный объект в результате сброса в него сточных вод через централизованные системы водоотведения во всех случаях является организация водопроводно-канализационного хозяйства. Наличие подобных разногласий привело к тому, что в настоящее время действие пятой главы Закона о водоснабжении и водоотведении (даже в существующей редакции) частично приостановлено вплоть до 2019 года 5 . Что уж говорить о введении в действие обновленной версии закона. Такое положение дел в практическом плане ставит большой знак вопроса относительно самой возможности принятия описанных выше новшеств. Возможным выходом из создавшейся ситуации могло бы стать поэтапное принятие вновь подготовленных изменений отдельными законодательными актами по примеру того, как это было сделано при внесении изменений в Гражданский кодекс РФ. Однако как поступит законодатель – пока не ясно.

Таким образом, реформа сферы ВиВ продолжается, ее перспективы и примерные сроки окончания не ясны. Однако сам факт движения по пути изменения довольно скудного в прошлом регулирования этой сферы уже является хорошим признаком, свидетельствующим об отсутствии застоя в этой области. Остается только посоветовать участникам профессионального сообщества организаций ВКХ и абонентам следить за подвижками действующего законодательства. Пожелать им, да и всем нам – что бы известная поговорка о том, что «ремонт в квартире можно только начать» – не стала актуальной и для реформы правового регулирования сферы хозяйственной деятельности ВиВ.

Читайте также:  Трубопроводы пара и горячей воды: категории, проектирование и правила эксплуатации

Дербин Олег Владимирович

Специалист в сфере правового регулирования

холодного водоснабжения и водоотведения.

1 Актуальная версия данного законопроекта, а также сопутствующие материалы размещены на сайте www.duma.gov.ru

2 Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Собрание законодательства РФ, 12.08.2013, № 32, ст. 4306.

3 Вероятнее всего речь будет идти о Постановлении Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» Собрание законодательства РФ, 25.03.2013, N 12, ст. 1332

4 Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” Собрание законодательства РФ, 28.07.2014, N 30 (Часть I), ст. 4220.

5 Приостановка действия данного блока норм была выполнена довольно странным с юридико-технической точки зрения образом. Соответствующие законодательные положения были включены в текст Федерального закона от 13.07.2015 № 221-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством, с реконструкцией объектов транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения, предназначенных для обеспечения транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами, и объектов инженерной инфраструктуры федерального и регионального значения на Таманском и Керченском полуостровах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения были внесены в большой спешке (существующая редакция экологической части Закона о водоснабжении и водоотведении начала действовать фактически с 1 июля 2015 года), в связи с чем законодателю пришлось поступиться необходимостью сохранения заявленного предмета регулирования вновь принятого закона. Вот почему нормы, имеющие общефедеральное значение оказались в составе закона, ориентированного на развитие отдельного региона Российской Федерации.

По материалам ЦНТИ Прогресс

Читайте также последние новости ЖКХ России

Последствия снегопада, прошедшего в Воронеже 24−25 февраля, ликвидировали коммунальные службы, к утру основные магистрали приведены в нормативное состояние, сообщили “ИА REGNUM” в пресс-службе администрации города.

В пригороде Новотроицка Оренбургской области вечером 24 февраля из-за аварии произошло отключение двух котельных. В результате без тепла остались более 40 объектов, сообщили корреспонденту “ИА REGNUM” в ГУ МЧС по региону.

Городские службы переведены на усиленный режим работы в связи с ухудшением погодных условий. Об этом журналистам сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков.

Восемь жителей Нижнего Тагила подали иск в суд на Региональную энергетическую комиссию: они считают, что та утвердила совершенно далекие от реальности нормативы накопления твердых коммунальных отходов (ТКО). В итоге людям приходится переплачивать за вывоз мусора в несколько раз.

В Госдуму внесен законопроект о запрете взимания комиссий с граждан при оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства. Об этом сообщил журналистам глава фракции “Единая Россия” Сергей Неверов.

В Ростове-на-Дону жители полутора десятков домов остались без теплоснабжения из-за коммунальной аварии. Об этом “ИА REGNUM” сообщили в городской администрации 20 февраля.

Российский омбудсмен Татьяна Москалькова будет обращаться в правительство с просьбой дифференцированно подойти к проблемам должников по ЖКХ, особенно если у них в семье дети или инвалиды в семье.

В горадминистрации Саранска прокомментировали растиражированный в соцсетях видеоролик, на котором трактор “убирает” лужу ковшом. По словам представителей мэрии, таким образом тракторист пытался прочистить ливневку от скопившейся наледи.

В Иркутске восстановили теплоснабжение 38 домов, прерванное после произошедшего накануне прорыва на тепловых сетях. Об этом 21 февраля сообщает пресс-служба ГУ МЧС России по Иркутской области.

Программа «Снос и реконструкция многоквартирного жилого фонда» Воронежа откорректирована решением депутатов Воронежской городской думы 19 февраля. Сообщили в пресс-службе гордумы.

Популярные ответы на вопросы по ЖКХ

Решение этого вопроса зависит от выбранного собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления своим домом. В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” организация, предоставляющая коммунальные услуги, вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг потребителю по основаниям, указанным в данном законодательном акте. Однако, тем потребителям, которые полностью выполняют свои обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг, приостановление или ограничение в предоставлении коммунальных услуг не допускается.

Книги по жилищно-коммунальному хозяйству

Квартирный вопрос особенно актуален в последние годы, когда становится все больше собственников жилья. Как создать товарищество собственников жилья и зачем оно нужно? Как снизить размер коммунальных платежей? Как урегулировать конфликт с управляющей компанией? Что обязаны делать коммунальные службы по содержанию и ремонту дома? Ответы на эти и многие другие вопросы читатель найдет в справочнике. Изложение построено в форме вопросов-ответов, рассматриваются.

Стоимость услуг ЖКХ постоянно растет, а наши зарплаты, к сожалению, не всегда за ней поспевают. Как сократить эту статью расходов семейного бюджета? Поможет ли установка счетчиков газа и воды или использование энергосберегающих ламп существенно сэкономить? Зачем нужно перепроверять цифры, указанные в квитанциях и кто имеет право.

К вопросу о правовом регулировании договора водоснабжения

(Широбоков В. В.) («Современное право», 2013, N 9)

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДОГОВОРА ВОДОСНАБЖЕНИЯ

Широбоков В. В., соискатель кафедры гражданского права Российской академии правосудия.

Исследуются источники правового регулирования договора водоснабжения, их особенности; анализируются законодательные нормы, регламентирующие взаимоотношения сторон в договоре водоснабжения.

Ключевые слова: договор, водоснабжение, вопрос, регулирование, источник, закон, норма.

To the question of the legal regulation of watercontract V. Shirobokov

We investigate the sources of legal regulation of water supply contract; their characteristics are analyzed legislation governing the relationship between the parties in the contract of supply.

Key words: contract, water supply, question, regulation, source, law, norm.

Несмотря на большое количество источников правового регулирования договора водоснабжения, в настоящее время отсутствует единый подход к их классификации. Это ведет к пробелам в правовом регулировании указанного договора. При решении вопроса о правовом регулировании договора водоснабжения следует опираться на нормативные источники, а также учитывать наличие саморегулирования и диспозитивно-договорного регулирования. Нормативные источники — международные правовые акты, федеральные законы, подзаконные нормативные акты, акты министерств и ведомств, иные правовые акты, содержащие нормы права, регулирующие договор водоснабжения. К нормативным источникам относятся: — Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 года (далее — ГК РФ), а именно § 6 гл. 30 «Энергоснабжение», посвященный регулированию договора энергоснабжения. В соответствии с п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 — 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства; — Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», регулирующий отношения по водоснабжению и водоотведению, а также содержащий определение таких понятий, как «абонент», «водоотведение», «водоподготовка», «водоснабжение», и определяющий принципы и цели государственной политики в области водоснабжения и водоотведения; — Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В ст. 18 отмечается, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека; — Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании». К числу источников нормативного регулирования договора водоснабжения следует также отнести и Федеральные законы от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях», поскольку в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» водоснабжение и водоотведение относятся к числу сфер деятельности субъектов естественных монополий. К числу нормативных источников правового регулирования относятся, кроме федеральных законов, также и подзаконные нормативные акты, например Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167; далее — Правила). Правила конкретизируют положения федеральных законов и применяются наряду с иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы договора водоснабжения. Кроме того, к числу подзаконных актов, регламентирующих вопросы договора водоснабжения, следует также отнести и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг, в том числе услуг по водоснабжению и водоотведению, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, в том числе водоснабжения и водоотведения, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг. Следует отметить, что данный перечень подзаконных актов не является исчерпывающим. Для реализации положений федеральных законов в области водоснабжения необходимо принятие еще ряда подзаконных актов. Проекты некоторых уже подготовлены и опубликованы, однако ни один документ не утвержден в установленном порядке. Например, проекты Постановлений Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил горячего водоснабжения» , «Об утверждении правил осуществления производственного контроля качества питьевой воды, качества горячей воды, подаваемых централизованными системами питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» . ——————————— URL: http://www. consultant. ru/law/hotdocs/20869.html. URL: http://www. consultant. ru/law/hotdocs/22432.html.

К числу нормативных источников регулирования договора водоснабжения следует отнести также различные санитарные нормы, правила и другие стандарты, касающиеся в основном требований, предъявляемых к качеству воды. Такие условия содержатся, например, в Санитарных нормах и правилах СанПиН 2.1.4.1074-01 «2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы». Анализ источников нормативного регулирования договора водоснабжения показывает, что большинство норм, содержащихся в указанных нормативных актах, носят публично-правовой характер, они характеризуются меньшей диспозитивностью, а значит, дают меньше свободы в действиях субъектам права. В данном случае можно говорить о соотношении частных и публичных интересов, интересов отдельной личности и общества в целом. Актуальность проблемы сочетания частных и публичных интересов в праве и ведущая роль правовой науки в ее разработке осознаются и отечественными, и зарубежными правоведами. Так, ученые отмечают, что основное назначение государства состоит в построении системы права, где учитывались бы интересы всех участников общественных отношений. Таким образом, для обеспечения необходимой организации возникающих общественных правоотношений необходимо соблюдение баланса частных и публичных интересов . ——————————— См.: Винник О. М. Системный подход к разрешению проблемы гармонизации публичных и частных интересов в хозяйственной деятельности // Социальная роль права: история и перспективы: Материалы междунар. конф. / Под ред. Ю. И. Скуратова. М., 2003. С. 90.

Соотношение и разграничение частного и публичного права всегда представлялись непростой проблемой. Дело в том, что в сфере частного права законодатель нередко вынужден использовать общеобязательные, императивные правила, в том числе запреты, ограничивая самостоятельность и инициативу участников регулируемых отношений . ——————————— См.: Бакаева О. Ю., Погодина Н. А. О соотношении частных и публичных интересов // Журнал российского права. 2011. N 4. С. 36 — 47.

Учеными установлено, что публичный интерес — это «признанная государством и обеспеченная правом потребность социальной общности, удовлетворение которой является условием и гарантией ее существования и развития. Он обусловлен потребностями общества. Частный интерес — охраняемый правом интерес, присущий гражданам и юридическим лицам. Таким образом, он принадлежит частным субъектам» . ——————————— Талапина Э., Тихомиров Ю. Публичные функции в экономике // Право и экономика. 2002. N 6. С. 3.

С учетом того, что водоснабжение — одна из важнейших сфер жизни общества, она затрагивает интересы каждого человека и общества в целом, а значит, и интересы государства. Следовательно, вмешательство государства в сферу регулирования договора водоснабжения и, как следствие, применение императивных методов правового регулирования является, с нашей точки зрения, оправданным. Далее рассмотрим саморегулирование в договоре водоснабжения. В юридической литературе саморегулирование рассматривается как одна из лучших альтернатив преодолению «провалов» рынка и государства, поскольку является гибким инструментом, предполагает более низкие издержки для бизнеса по сравнению с государственным регулированием и не предусматривает дополнительных затрат со стороны государства . ——————————— См.: Ершов Н. Н. Правовые пределы вмешательства Российского государства в сферу экономики: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1999. С. 21; Право и экономика: регулирующее воздействие в рыночной экономике. М., 2000. С. 276 — 277.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль соблюдения требований указанных стандартов и правил. «Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида» (ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»). В настоящее время отсутствуют правовые основы для саморегулирования в области водоснабжения, хотя и имеет место существование объединения водоснабжающих организаций. Так, в Российской Федерации действует Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (далее — Ассоциация). Ассоциация является некоммерческой организацией, основанной на добровольном объединении: — юридических лиц — организаций (предприятий) водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющих отпуск воды из систем водоснабжения и (или) прием сточных вод в системы канализации и эксплуатирующих эти системы в городах и других населенных пунктах; — юридических лиц, которые выполняют работы, оказывают услуги, поставляют товары для нужд организаций (предприятий) водопроводно-канализационного хозяйства, поддерживают цели Ассоциации и активно участвуют в ее деятельности . ——————————— URL: http://www. raww. ru/ecosovet.

На наш взгляд, необходимо дальнейшее совершенствование правового регулирования в области водоснабжения и формирование соответствующей правовой базы в области саморегулирования водоснабжения. Далее перейдем к рассмотрению диспозитивно-договорного регулирования договора водоснабжения. Диспозитивно-договорное регулирование договора водоснабжения представляет собой такой способ правового регулирования, при котором стороны, заключая договор водоснабжения, могут предусмотреть в нем любые условия, которые не противоречат закону, т. е. источником регулирования выступает договор, заключенный между сторонами. Основным и, по нашему мнению, отличительным признаком диспозитивно-договорного регулирования выступает такое его свойство, как диспозитивность. В данном случае отсутствуют обязательные, императивные предписания для сторон, заключающих договор водоснабжения. При диспозитивно-договорном регулировании стороны договора водоснабжения свободны в регулировании своих отношений и могут предусмотреть в договоре любые условия. Как отмечает С. Ю. Филиппова, договор — это самое значимое явление гражданского права, в котором проявляются в полной мере его диспозитивность и дозволительная направленность . ——————————— См.: Филиппова С. Ю. Частноправовые средства организации и достижения правовых целей. М., 2011. С. 43.

Согласно общепринятым положениям для частного права более характерен дозволительный тип правового регулирования, предоставляющий сторонам право самим определять свое поведение. Однако, как представляется, тезис этот верен лишь в одной плоскости оценки правового регулирования — как исключительно исходящих от государства велений . ——————————— См.: Там же. С. 104.

Другими словами, заключая договор водоснабжения, стороны могут включать в договор водоснабжения и иные условия, которые и не предусмотрены законом. Однако законодатель, определив в нормативных актах все существенные условия договора, практически урегулировал взаимоотношения сторон по договору водоснабжения. То есть в данном случае, сопоставляя существенные условия договора водоснабжения, определенные законодателем, с его содержанием, можно сделать вывод о том, что диспозитивный метод правового регулирования носит в большинстве своем коллизионный характер, отсылая для определения прав и обязанностей к договору водоснабжения. По справедливому замечанию В. Ема, «диспозитивность сообщает гражданско-правовым обязанностям интересную особенность, выражающуюся в том, что содержание обязанностей на момент принятия их субъектами может быть конкретно не определено» . ——————————— Ем В. Категория обязанности в советском гражданском праве (вопросы теории): Дис. … канд. юрид. наук. М., 1979. С. 35.

Читайте также:  Поверхностный насос для скважины: назначение, виды, принцип работы, критерии выбора и цена

Полагаем, что с указанным положением В. Ема можно согласиться, поскольку стороны договора водоснабжения, заключая договор, не могут в полной мере определить весь перечень прав и обязанностей. Говоря о договоре как о средстве правового регулирования отношений сторон, С. Ю. Филиппова отмечает, что договор, являясь средством регламентации отношений в рамках этой разрешенной дозволительным типом свободы, уже сам лишен дозволительности, сковывая стороны своим содержанием, — именно в этом и заключается его основная функция. Именно в нем определяется юридическая обязанность, а вовсе не в диспозитивной норме закона . ——————————— См.: Филиппова С. Ю. Указ. соч. С. 105.

Конечно, С. Ю. Филиппова права, утверждая, что договор «сковывает» стороны своим содержанием, поскольку на момент заключения договора его стороны уже конкретизировали свои права и обязанности в полной мере и уже на момент заключения отсутствует дозволительность в правовом регулировании. Водоснабжающая организация и абонент, заключив договор, тем самым конкретизируют свои права и обязанности, и уже на тот момент дозволительность в отношениях между сторонами договора водоснабжения будет отсутствовать. Отсюда следует: основным свойством диспозитивно-договорного регулирования договора водоснабжения выступает не только сама диспозитивность, т. е. возможность сторон договора водоснабжения самостоятельно определять свои права и обязанности, но и наполнение взаимоотношений сторон договора конкретным содержанием, «сковывание» их правами и обязанностями. С одной стороны, участником договора выступает водоснабжающая организация, наделенная правами и обязанностями, с другой стороны, абонент, который наделен правами и обязанностями по отношению к водоснабжающей организации. То есть законодатель, регулируя отношения сторон договора водоснабжения путем закрепления в нормативных источниках некоторых прав и обязанностей договора водоснабжения, как бы переносит функцию реализации права на стороны договора, давая им право самостоятельно определять конкретный перечень прав и обязанностей и, как следствие, конкретизировать свои отношения, наполняя его конкретным содержанием. Таким образом, источником диспозитивно-правового регулирования договора водоснабжения выступает сам договор, заключаемый сторонами, в котором они конкретизируют свои права и обязанности. Совокупность прав и обязанностей образует содержание договора водоснабжения. Рассматривать диспозитивно-правовой метод возможно только исходя из нормативистской концепции понимания права, при которой законодатель, определив содержание основных условий договора водоснабжения, а также прав и обязанностей сторон, не пытается полностью отрегулировать отношения сторон, а предоставляет сторонам в дальнейшем самостоятельно определять свои права и обязанности. В заключение сделаем ряд выводов. Во-первых, анализ источников нормативного регулирования договора водоснабжения показывает, что большинство норм, содержащихся в указанных нормативных актах, носят публично-правовой характер, они характеризуются меньшей диспозитивностью и, следовательно, предоставляют меньше свободы в действиях субъектам права. Во-вторых, в настоящее время отсутствуют правовые основы для саморегулирования в области водоснабжения, хотя и имеет место существование объединения водоснабжающих организаций. В-третьих, источником диспозитивно-правового регулирования договора водоснабжения выступает сам договор, заключаемый сторонами, в котором они конкретизируют свои права и обязанности. Совокупность прав и обязанностей образует содержание договора водоснабжения.

Водоснабжение и водоотведение: законодательное регулирование, взаимосвязь

Экспертная статья преподавателя ЦНТИ Прогресс

Ситуацию, складывающуюся сегодня в сфере регулирования отношений по организации и осуществлению холодного водоснабжения и водоотведения (ВиВ) можно охарактеризовать, как перманентную реформу. Начало этой реформе было положено еще в 2011 году с принятием отраслевого нормативного акта – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и последовавших за ним нескольких десятков подзаконных актов различного уровня. Работа по подготовке и принятию этих актов была окончена весной 2015 года, а вот сама реформа – вместо завершения выходит на новый виток спирали своего развития.

15 ноября 2013 года в Государственную Думу был внесен законопроект № 386179-6 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования отношений между организациями, осуществляющими водоснабжение и водоотведение, и их абонентами) 1 . Законопроект, подвергшийся серьезным изменениям, был одобрен депутатами Государственной Думы РФ в первом чтении 14 ноября 2014 года. Предлагаемые изменения касаются практически всех сфер правового регулирования отношений, существующих между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и их абонентами. Рассмотрим наиболее заметные из этих изменений.

Все аспекты реформирования законодательного регулирования холодного водоснабжения и водоотведения подробно рассматриваются на курсе повышения квалификации:

Юрист в сфере ЖКХ
19 – 22 июня 2017 | Санкт-Петербург

Выбирайте интересные вам темы семинаров и записывайтесь!

Изменение в определении понятия «водоотведение». В новой редакции под водоотведением следует понимать прием, транспортировку, а также очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения и обращение с осадком сточных вод (при осуществлении таких видов деятельности).. В отличие от действующей редакции данное определение содержит два новшества. Во-первых, речь идет о дополнении перечня выполняемых в рамках водоотведения операций обращением с осадком сточных вод. Данное нововведение имеет вполне практическое значение – осадок сточных вод, хранящийся на специализированных полигонах, после определенной обработки в значительной степени утрачивает опасные свойства и становится материалом, пригодным для использования в хозяйственной деятельности. Вполне логично в целях оптимизации процессов водоотведения и обезвреживания образующегося осадка замкнуть их в единую производственную цепочку. Тем более, что в большинстве случаев обращение с осадком сточных вод и так находится в ведении самой организации ВКХ.

Несколько сложнее дело обстоит со вторым нововведением, а именно с добавлением к существующему определению слов «при осуществлении таких видов деятельности». На первый взгляд цель, которую ставят перед собой авторы поправки – не ясна. А если такие виды деятельности организацией ВКХ не осуществляются? Что тогда? Авторы законопроекта попытались упростить положение организаций ВКХ, не имеющих технической или экономической возможности осуществлять весь комплекс действий, составляющих водоотведение. Так, прием и транспортировка сточных вод сами по себе уже будут являться деятельностью по осуществлению водоотведения с применением соответствующего тарифного и иного специализированного регулирования. Оговоримся, что такая трактовка рассматриваемого изменения основана на доводах самих авторов законопроекта, приведенных ими в рамках публичных обсуждений подготовленного документа. Что же касается однозначности толкования проектируемой нормы закона – повышение ее уровня, возможно, еще будет предметом дальнейшей профессиональной дискуссии.

Изменения в части регулирования договорных отношений между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и абонентами. Согласно проектируемой норме лицо, приобретающее объект, подключенный к централизованной системе ВиВ, автоматически становится участником обязательств по ранее заключенным договорам бывшим владельцем. Существующая редакция закона предполагает, что приобретатель объекта заключает новый договор, предусматривающий приобретение холодной воды и услуг водоотведения. Предлагаемое новшество серьезно облегчит положение организаций ВКХ, в практике которых отчасти исчезнет проблема периода внедоговорного потребления холодной воды и услуг водоотведения. Предлагаемая конструкция вполне соотносится с механизмом перемены лиц в обязательстве, установленным главой 24 Гражданского кодекса РФ. Очевидно, что в данном случае речь будет идти о перемене лиц в обязательстве в силу закона, установленной статьями 392.2, 387 ГК РФ. Вместе с тем, следует учесть, что типовые формы договоров, регулирующих холодное водоснабжение и водоотведение, имеют ряд условий, обладающих спецификой для каждого абонента (объем потребляемого ресурса, порядок его учета, применяемый тариф и др.). Следовательно изменение субъектного состава обязательств по таким договорам должно быть обеспечено специальным механизмом, заключенным в условиях таких договоров.

Изменение порядка и условий подключения объектов будущих абонентов к централизованным системам ВиВ. Планируется предоставить лицам, заинтересованным в подключении к централизованным системам, возможность самостоятельного возведения необходимых сетей до точки подключения с обязательной передачей построенных конструкций в собственность соответствующей организации ВКХ, или в публичную (государственную, либо муниципальную) собственность, когда такая организация находится в ведении органов публичной власти.

Изменения в «экологической» части. Наиболее существенными, и одновременно – наиболее дискуссионными являются изменения, которые авторы законопроекта планируют внести в так называемую «экологическую» часть Закона о водоснабжении и водоотведении – его пятую главу, посвященную обеспечению экологической безопасности водоотведения.

Напомним, что на сегодняшний день система нормирования качества сточных вод предполагает установление нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимитов на сбросы таких веществ и микроорганизмов для объектов централизованных систем водоотведения, а также для объектов, подключенных к таким системам и находящихся в ведении определенной группы абонентов (так называемых крупных абонентов). Иные абоненты руководствуются требованиями к составу сточных вод, установленных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 2 (в части предотвращения негативного воздействия на централизованные системы водоотведения), а также региональными (местными) нормативными актами, содержащими соответствующее регулирование.

Авторы законопроекта предлагают полностью пересмотреть приведенную систему нормирования. Так, требования к составу сточных вод по ряду показателей планируется устанавливать в рамках так называемых технологических нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в составе сточных вод. Технологические нормативы должны устанавливаться уполномоченными органами государственной власти федерального уровня. Основой для разработки этих нормативов служат, помимо прочего, наилучшие доступные технологии – технологические решения в части осуществления различных видов хозяйственной деятельности, обеспечивающие оптимальное соотношения эффективности соответствующей деятельности и уровня воздействия на окружающую среду. Тем самым авторы законопроекта планируют стимулировать организации водопроводно-канализационного хозяйства, а также их абонентов к переходу на применение подобных технологий. Указанные технологические нормативы планируется использовать для нормирования качества сточных вод, сбрасываемых с объектов централизованных систем водоотведения (организациями водопроводно-канализационного хозяйства), а также для целей формирования нормативов допустимых сбросов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации 3 . Для иных абонентов планируется разработка нормативов по составу сточных вод, применимых к объектам, функционирующим в рамках одной централизованной системы водоотведения.

Описанные изменения находятся в прямой связи с относительно недавними изменением природоохранного законодательства России. Так, летом прошлого года был принят Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 4 , заложивший основы нормирования воздействия на окружающую среду с учетом уже упомянутых технологических нормативов и применения наилучших доступных технологий. Перечень таких технологий должен содержаться в специализированных справочниках, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с установленными для этого требованиями. Следует, однако, отметить, что вступление в силу данного закона в полном объеме отнесено на 2019 год, так что введение описанной выше системы нормирование воздействия на окружающую среду пока что является делом хоть и близкого, но все же будущего.

Что же касается введения подобной системы нормирования в сфере водоотведения – здесь ситуация остается не ясной. Несмотря на столь удачное совпадение направлений движения различных отраслей законодательного регулирования, споры вокруг фундаментальных вопросов построения экологических отношений в рамках рассматриваемого нами Законопроекта не только не утихают, но и постоянно разгораются с новой силой. Так, новая система нормирования пугает некоторых представителей профессионального сообщества, а также органов публичной власти перспективой бесконтрольного негативного воздействия на водные объекты, защищенные в настоящее время так называемыми рыбохозяйственными нормативами (нормативами воздействия на водные объекты, обеспечивающими условия для жизни рыбы в таких объектах). Сообщество промышленников и предпринимателей настаивает на сохранении системы отношений, когда ответственным за воздействие на водный объект в результате сброса в него сточных вод через централизованные системы водоотведения во всех случаях является организация водопроводно-канализационного хозяйства. Наличие подобных разногласий привело к тому, что в настоящее время действие пятой главы Закона о водоснабжении и водоотведении (даже в существующей редакции) частично приостановлено вплоть до 2019 года 5 . Что уж говорить о введении в действие обновленной версии закона. Такое положение дел в практическом плане ставит большой знак вопроса относительно самой возможности принятия описанных выше новшеств. Возможным выходом из создавшейся ситуации могло бы стать поэтапное принятие вновь подготовленных изменений отдельными законодательными актами по примеру того, как это было сделано при внесении изменений в Гражданский кодекс РФ. Однако как поступит законодатель – пока не ясно.
Таким образом, реформа сферы ВиВ продолжается, ее перспективы и примерные сроки окончания не ясны. Однако сам факт движения по пути изменения довольно скудного в прошлом регулирования этой сферы уже является хорошим признаком, свидетельствующим об отсутствии застоя в этой области. Остается только посоветовать участникам профессионального сообщества организаций ВКХ и абонентам следить за подвижками действующего законодательства. Пожелать им, да и всем нам – что бы известная поговорка о том, что «ремонт в квартире можно только начать» – не стала актуальной и для реформы правового регулирования сферы хозяйственной деятельности ВиВ.

Дербин Олег Владимирович
Специалист в сфере правового регулирования
холодного водоснабжения и водоотведения.

1 Актуальная версия данного законопроекта, а также сопутствующие материалы размещены на сайте www.duma.gov.ru

2 Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Собрание законодательства РФ, 12.08.2013, № 32, ст. 4306.

3 Вероятнее всего речь будет идти о Постановлении Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» Собрание законодательства РФ, 25.03.2013, N 12, ст. 1332

4 Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” Собрание законодательства РФ, 28.07.2014, N 30 (Часть I), ст. 4220.

5 Приостановка действия данного блока норм была выполнена довольно странным с юридико-технической точки зрения образом. Соответствующие законодательные положения были включены в текст Федерального закона от 13.07.2015 № 221-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством, с реконструкцией объектов транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения, предназначенных для обеспечения транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами, и объектов инженерной инфраструктуры федерального и регионального значения на Таманском и Керченском полуостровах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения были внесены в большой спешке (существующая редакция экологической части Закона о водоснабжении и водоотведении начала действовать фактически с 1 июля 2015 года), в связи с чем законодателю пришлось поступиться необходимостью сохранения заявленного предмета регулирования вновь принятого закона. Вот почему нормы, имеющие общефедеральное значение оказались в составе закона, ориентированного на развитие отдельного региона Российской Федерации.

ФЗ-416 “О водоснабжении и водоотведении”: описание нормативного акта

В составе ФЗ-416 “О водоснабжении и водоотведении ” присутствуют общие нормы, заключительные положения и юридические конструкции. Последние формируют область распространения акта. Рассмотрим краткое описание 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”. Комментарии к нормативному акту также будут приведены в статье.

Правовые конструкции

В ФЗ РФ 416 “О водоснабжении и водоотведении” закрепляются:

  1. Полномочия исполнительных структур, местных органов.
  2. Правила обслуживания населения и организаций.
  3. Нормы обеспечения.
  4. Требования по защите природы.
  5. Особенности тарифного регулирования.
  6. Организационно-правовая база планирования и развития централизованных систем обеспечения потребителей сырьем.
  7. Порядок передачи прав пользования/владения магистралями и объектами, находящимися в муниципальной и госсобственности.

Предмет регулирования

Закон 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении” регламентирует:

  1. Комплекс отношений в рамках поставки потребителям сырья.
  2. Условия исключения юридических механизмов взятия воды из объектов, сброса стоков из регулируемой нормативным актом сферы. Соответствующие юридические процедуры обуславливаются наличием соответствующих положений в ВК.
  3. Условия регулирования требований качества и безопасности сырья, подаваемого через системы (централизованные и локальные).
  4. Правила регламентации отношений, касающихся горячего водоснабжения, реализуемого с применением открытых магистралей. Исключение составляют отношения, связанные с обеспечением безопасности и качества сырья.
  5. Условия регулирования предоставления коммунальных услуг, их оплаты, если они не регламентируются другими нормативными актами.

Взаимосвязь с иными правовыми документами

Нормативный акт N 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении ” включает в себя положения, регулирующие:

  1. Природопользование.
  2. Безопасность гидротехнических объектов.
  3. Госрегистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
  4. Общие принципы организации исполнительных, представительных структур.
Читайте также:  Как устранить течь в трубе с водой под давлением: причины протечек и способы ремонта

Указанные нормы присутствуют в документе постольку, поскольку этого требует сфера, на которую распространяется его действие. В большинстве случаев в ФЗ-416 “О водоснабжении и водоотведении ” присутствуют ссылки на соответствующие правовые акты.

Нюансы

Необходимо отметить, что положения ФЗ-416 “О водоснабжении и водоотведении ” направлены на реализацию государственной стратегии, утвержденной правительственным постановлением №1235-р. В ней закреплены фундаментальные принципы госполитики в сфере охраны и использования объектов гидротехнического назначения. ФЗ-416 “О водоснабжении и водоотведении” призван закрепить юридическую базу для принятия и реализации управленческих решений по сохранению экосистем, обеспечивающих максимальный социально-экономический эффект. Нормативный акт ориентирован на обеспечение условий для результативного взаимодействия соответствующих отношений.

Основные направления

Рассматриваемый закон призван обеспечить комплексное решение существующих проблем. К основным из них следует отнести:

  1. Нерациональную эксплуатацию ресурсов.
  2. Наличие в некоторых регионах страны дефицита водных запасов.
  3. Несоответствие качества сырья, потребляемого большей частью населения, санитарно-гигиеническим нормативам.
  4. Ограниченный доступ граждан к централизованным системам снабжения.

Цели государственной политики

Деятельность власти в области водоснабжения и водоотведения ориентирована на обеспечение гарантий:

  1. Охраны здоровья граждан и повышения качества их жизни. Эта цель достигается за счет бесперебойного обеспечения потребителей сырьем, соответствующим действующим стандартам.
  2. Повышения энергетической эффективности. Эта задача решается посредством экономного потребления ресурсов.
  3. Уменьшения отрицательного воздействия на объекты. Данная цель достигается за счет повышения качества фильтрации вод.
  4. Обеспечения доступности сырья для абонентов. Эту задачу государство реализует посредством повышения эффективности работы обслуживающих предприятий.
  5. Обеспечения развития централизованных магистралей путем внедрения передовых методов управления ими.

Общие принципы

Госполитика в области водоснабжения и водоотведения основывается на:

  1. Приоритетности обеспечения граждан сырьем и необходимыми услугами.
  2. Формировании условий для повышения инвестиционной привлекательности обслуживающих предприятий.
  3. Обеспечении организационной и технологической целостности, единства централизованных систем подачи сырья.
  4. Достижении и сохранение баланса предпринимательского интереса обслуживающих предприятий и потребителей.
  5. Установлении тарифов в области водоснабжения/водоотведения. Ставки определяются на основании экономически обоснованных затрат обслуживающих предприятий, поставляющих абонентам сырье.
  6. Обеспечении недискриминационных и стабильных условий для ведения предпринимательской деятельности в области водоснабжения и водоотведения.
  7. Создании равных для всех потребителей условий доступа к необходимым им услугам.

Одним из основных принципов госполитики также выступает открытость работы предприятий, обеспечивающих холодное, горячее водоснабжение, а также осуществляющих водоотведение, структур госвласти, местных, региональных исполнительных органов, уполномоченных на регулирование данной сферы.

Правовая база отрасли ВКХ

Нормативная правовая база по 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»

Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении».

Федеральный закон №496-ФЗ от 25.12.2018 “О внесении изменений в статью 14 Федерального закона “Об экологической экспертизе” и Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты РФ».

Постановления Правительства Российской Федерации

№ 691 от 31.05.2019

«Об утверждении правил отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 782»

№ 1138 от 07.11.2016 года

«Об исчерпывающих перечнях процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения и правилах ведения реестров описаний процедур»

№ 1134 от 03.11.2016 года

«О вопросах осуществления водоснабжения и водоотведения»

№ 1062 от 3 октября 2015 г.

«О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности»

№ 1101 от 14 октября 2015 г.

«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения»

№ 10 от 6 января 2015 г.

«О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».

№ 3 от 5 января 2015 г.

«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения».

№ 603 от 1 июля 2014 г.

«О порядке расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения,водоснабжения, водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета,возникших в результате возмещения недополученных доходов».

№ 510 от 3 июня 2014 г.

«Об утверждении правил дисконтирования величин при оценке конкурсных предложений на право заключения концессионных соглашений и договоров аренды в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

№ 782 от 5 сентября 2013 г.

«О схемах водоснабжения и водоотведения».

№ 208 от 7 апреля 2007 г.

«О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса и организациями коммунального комплекса».

№ 317 от 10 апреля 2013 г.

«Об утверждении положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площадки».

№ 669 от 12 октября 2007 г.

«О правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов)».

№ 406 от 13 мая 2013 года (редакция от 11.09.2015)

«О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

№ 6 от 17 января 2013 г.

«О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения».

№ 347 от 17 апреля 2013 г.

«Об утверждении правил уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий».

№ 230 от 18 марта 2013 г.

«О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов».

№ 525 от 21 июня 2013 г.

«Об утверждении правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод».

№ 543 от 27 июня 2013 г.

«О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской федерации».

№ 641 от 29 июля 2013 г.

«Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения».

№ 642 от 29 июля 2013 г.

«Об утверждении правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83».

№ 643 от 29 июля 2013 г.

«Об утверждении типовых договоров в области горячего водоснабжения».

№ 644 от 29 июля 2013 г.

«Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

№ 645 от 29 июля 2013 г.

«Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

№ 393 от 30 апреля 2013 г.

«Об утверждении правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

№ 669 от 12 октября 2007 г.

«О правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов)»

208 от 7 апреля 2007 г.

«О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса»

Приказы министерств, подведомственных им служб и агентств

Приказ Минстроя России от 13.06.2017 №863/пр

«Об утверждении Формы перечня объектов водоснабжения и водоотведения субъекта РФ, подлежащих категорированию, и Порядка ведения уполномоченным органам субъекта РФ учета категорированных объектов водоснабжения и водоотведения»

Письмо Роспотребнадзора России № 01/11576-16-30 от 31 августа 2016 года

«О применении овицидного препарата для уничтожения возбудителей паразитарных заболеваний»

Минприроды России № 365 от 26.08.2015

«О внесении изменений в Методику исчисления размера вреда, причиненного водным объектам, вследствие нарушения водного законодательства, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2009 г. № 87»

Минстроя России № 575/пр от 10 августа2015 года

«Об установлении количества процедур пользования одним водозаборным устройством в течение календарного месяца, применяемых в целях расчета нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях»

Минстроя России № 641/пр от 17 октября 2014 года

«Об утверждении Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей»

Минстроя России № 639/пр от 17 октября 2014 года

«Об утверждении Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод»

Минстрой России № 640/пр от 17 октября 2014 года

«Об утверждении Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке»

Минстрой России № 162/пр от 4 апреля 2014 г.

«Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей».

Минстрой России № 162/пр от 4 апреля 2014 г.

«Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей».

Минстрой России № 437/пр от 5 августа 2014 г.

«Об утверждении требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей».

Минстрой России № 110/пр от 21 марта 2014 г.

«Об утверждении порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения».

Минстрой России № 22/пр от 25 января 2014 г.

«Об утверждении порядка ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат».

Минэкономразвития России № 563 от 1 октября 2013 г.

«О требованиях к форме и содержанию вычислительной программы по определению дисконтированной выручки участника конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Роспотребнадзор России № 1204 от 28 декабря 2012 г.

«Об утверждении критериев существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требований к частоте отбора проб воды».

ФСТ России № 1155-э от 4 сентября 2013 г.

«Об утверждении правил согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов о переходе к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала и об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в городах с населением более 500 тыс. человек и городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации».

ФСТ России № 228-э/4 от 11 октября 2014 г.

«Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в среднем по субъектам российской федерации на 2015 год».

ФСТ России № 1617-э от 16 декабря 2013 г.

«Об утверждении минимальной нормы доходности для расчета тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода доходности инвестированного капитала на долгосрочный период регулирования с началом долгосрочного периода регулирования в 2014 году».

ФСТ России № 1752-э от 20 октября 2014 г.

«Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, предельных индексов максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в среднем по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю на 2015 год».

ФСТ России № 192-э/3 от 21 октября 2013 г.

«Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2014 год».

ФСТ России № 1746-э от 27 декабря 2013 г.

«Об утверждении методических указанийпо расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабженияи водоотведения».

Нормативно правовая база по 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»

Федеральный закон «О концессионных соглашениях»

Федеральный закон № 103-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон “О концессионных соглашениях” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Постановления Правительства Российской Федерации

№ 558 от 11 мая 2017 г.
«Об особенностях проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем»

№ 300 от 3 марта 2015 г.
«Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения»

№ 368 от 24 апреля 2014 г.
«Об утверждении правил предоставления антимонопольным органам согласия на изменение условий концессионного соглашения».

№ 510 от 3 июня 2014 г.
«Об утверждении правил дисконтирования величин при оценке конкурсных предложений на право заключения концессионных соглашений и договоров аренды в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

№ 748 от 5 декабря 2006 г.

«Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социально-бытового назначения».

№ 495 от 15 июня 2009 г.

«Об установлении требований к концессионеру в отношении банков, предоставляющих безотзывные банковские гарантии, банков, в которых может быть открыт банковский вклад (депозит) концессионера, права по которому могут передаваться концессионером концеденту в залог, и в отношении страховых организаций, с которыми концессионер может заключить договор страхования риска ответственности за нарушение обязательств по концессионному соглашению».

№ 1188 от 19 декабря 2013 г.

«Об утверждении требований к банковской гарантии, предоставляемой в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем».

№ 368 от 24 апреля 2014 г.

«Об утверждении правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения».

Приказы министерств, подведомственных им служб и агентств

Минэкономразвития России № 563 от 1 октября 2013 г.

«О требованиях к форме и содержанию вычислительной программы по определению дисконтированной выручки участника конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Информационные письма министерств, подведомственных им служб и агентств

Письмо Роспотребнадзора от 31.08.2016 N 01/11576-16-30 «О применении овицидного препарата для уничтожения возбудителей паразитарных заболеваний»

Письмо ФАС России от 18.08.2016 N ВК/56868/16

«О разъяснении возможности заключения концессионного соглашения одновременно в отношении объектов водоснабжения и водоотведения»

Письмо Минстроя России от 15.08.2016 г. № 26049-ОД/04

«О повышающих коэффициентах к нормативам потребления коммунальных услуг»

ФАС России № АД/53812/15 от 5 октября 2015 г.

«О возможности закрепления на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями такого вида муниципального имущества как сетей водоснабжения и теплоснабжения»

Минстрой России № 10371-АЧ/04 от 10 апреля 2015 г.

ФАС России № АЦ/52961/15 от 30 сентября 2015 г.

Минфин России № ПЗ-2/2007

«Об особенностях отражения концессионером в бухгалтерском учете операций по концессионному соглашению».

ФАС России № АЦ/3793/14 от 5 февраля 2014 г.

«По вопросу размещения информации о проводимых органом местного самоуправления конкурсах на право заключения концессионного соглашения».

Ссылка на основную публикацию