Санитарная зона скважины: пояса, определение границ и нормативные документы

Пояса ЗСО: первый, второй, третий

Границы первого, второго и третьего поясов ЗСО артезианской скважины

Границы первого пояса

В соответствии с п. 2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании.

Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора при использовании защищенных подземных вод. Для группы подземных водозаборов граница первого пояса ЗСО устанавливается обобщенная и должна находиться на расстоянии не менее 30 м от крайних скважин.

Граница второго и третьего поясов

При определении границ второго и третьего поясов следует учитывать, что приток подземных вод из водоносного горизонта к водозабору происходит только из области питания водозабора, форма и размеры которой в плане зависят от:

  • типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.);
  • величины водозабора (расхода воды) и понижения уровня подземных вод;
  • гидрологических особенностей водоносного пласта, условий его питания и дренирования.

Граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами, исходя из условий, что если за их пределами в зону аэрации или непосредственно в водоносный горизонт поступят загрязняющие вещества (бактериологические и химические), то они не достигнут забора за время выживаемости бактерий (второй пояс) или за время эксплуатации забора (третий пояс).

Основным параметром, определяющим расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору. При определении границ второго пояса, принимается по таблице 1 СанПиН 2.1.4.1110-02.

Граница третьего пояса ЗСО, предназначенного для защиты водоносного пласта от химических загрязнений, также определяется гидродинамическими расчетами. При этом следует исходить из того, что время движения химического загрязнения к водозабору должно быть больше расчетного. Расчетное время принимается как срок эксплуатации водозабора (обычный срок эксплуатации водозабора – 25…50 лет). Исходя из этого, принимаем срок эксплуатации водозабора для расчетов границ третьего пояса ЗСО (химическое загрязнение) равный 10000 суток.

Исходя из конкретных гидрогеологических условий района и анализа опыта эксплуатации действующего водозабора, для расчетов размера второго и третьего поясов ЗСО принимается схема одиночного водозабора в изолированном водоносном горизонте. Расчет ведется по методике и использованием зависимостей, приведенных в «Рекомендациях по гидрогеологическим расчетам для определения границ 2 и 3 поясов ЗСО подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения» (М., ГНЦ РФ ФГУП «НИИ ВОДГЕО»).

Характеристика трех поясов согласно требованиям СанПин ЗСО: 2.1.4.1110-02

1-ый пояс ЗСО: граница
не менее 30 и 50 м от крайних скважин
2-ый пояс ЗСО: граница определяется гидродинамическими расчетами3-ый пояс ЗСО: граница определяется гидродинамическими расчетами
1. Территория первого пояса должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы.1.Не допускается размещение кладбищ.1. Выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, предствляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов.
2. Территория первого пояса должна быть озеленена.2. Не допускается размещение скотомогильников.2. Бурение новых скважин и новое строительства, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
3.Территория первого пояса должна быть ограждена.3. Не допускается размещение полей ассенизации.3. Запрещена закачка отработанных вод в подземные горизонты.
4. Территория первого пояса должна обеспечена охраной4. Не допускается размещение полей фильтрации.4. Запрещается подземное складирование твердых отходов.
5. Подъездные дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие5. Не допускается размещение навозохранилищ.5. Запрещается разработка недр земли.
6. Не допускается все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения.6. Не допускается размещение силосных траншей.6. Запрещается размещение складов горче-смазочных материалов.
7. Не допускается размещение жилых, производственных и хозяйственно-бытовых зданий.7. Не допускается размещение птицеводческих предприятий.7. Запрещается размещение складов ядохимикатов и минеральных удобрений.
8. Не допускается проживание людей.8. Не допускается размещение других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод.8. Запрещается размещение накопителей промстоков.
9. Не допускается применение ядохимикатов и удобрений.9. Не допускается применение ядохимикатов и удобрений.9. Запрещается размещение шламохранилищ.
10. Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса. В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе.10. Не допускается рубка леса главного пользования и реконструкции.10. Запрещается размещение объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.
11. Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и перевивные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.11. Своевременное выполнение необходимых мероприятий по санитарной охране поверхностных вод, имеющих непосредственную гидрологическую связь с используемым водоносным горизонтом, в соответствии с гигиеническими требованиями к охране поверхностных вод.
12. Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.
13. Не допускается посадка высокоствольных деревьев.

Репортаж о том, как правильно организовать первый пояс ЗСО


Санитарная зона скважины

Знак границы санитарной зоны

Питьевая вода, как ценный природный ресурс, охраняется государством. Для всех источников водоснабжения устанавливаются охранные санитарные зоны, границы которых регламентированы СанПиН 2.14.1110-02.
Из этой статьи вы узнаете о том, как определяется зона санитарной охраны артезианской скважины.

Пояса санитарной зоны

Как гласит инструкция СанПиН, вокруг артезианской скважины устанавливается три охранных пояса, задача которых – предотвратить заражение воды всеми видами загрязнений.

I пояс

Это пояс строгого режима, непосредственно прилегающий к водозаборной скважине и территории расположения водохозяйственного оборудования. Его задача – защита гидротехнического сооружения от умышленного или случайного повреждения и загрязнения.
Радиус первого пояса в зависимости от вида грунта и степени природной защищенности водоносного горизонта принимается равным 50 или 30 метрам от скважины.

Как правило, эта территория огораживается или обозначается охранными знаками

Обратите внимание. Первая охранная зона скважины питьевой воды может быть сокращена до 15 метров в радиусе по согласованию с Роспотребнадзором, если сооружение эксплуатируется на участке с надежно защищенным горизонтом и содержится в хорошем санитарно-техническом состоянии.

II пояс

Второй пояс зоны санитарной охраны скважин охватывает территорию с ограничениями по бактериальной опасности.
Здесь не должно быть никаких, даже потенциальных источников бактериологического загрязнения, к которым относятся такие объекты, как:

  • Скотомогильники;
  • Кладбища;
  • Силосные ямы;
  • Птицеводческие и животноводческие фермы;
  • Канализационные сооружения и дворовые туалеты;
  • Навозохранилища;
  • Свалки;
  • Склады химикатов и удобрений;
  • Поля фильтрации и ассенизации.

III пояс

Целью установления этой зоны является охрана водозаборной скважины от химических загрязнений, способных проникнуть сквозь грунт в подземные воды.
В этом поясе запрещается размещать объекты, являющиеся источником химической опасности:

  • Вредные химические производства;
  • Накопители промышленных стоков;
  • Склады минеральных удобрений, ядохимикатов и горюче-смазочных материалов;
  • Шламохранилища и т.д.

Для справки. Расчет протяженности последних двух зон в каждом конкретном случае ведется индивидуально в зависимости от уровня проницаемости грунтов и других местных параметров.

Три пояса охранной зоны

Проект зоны санитарной охраны

Проект зоны санитарной охраны (ЗСО) разрабатывается специализированными гидрогеологическими организациями на основании гидрогеологического заключения по участку, на котором размещены гидротехнические сооружения. Как правило, проект составляется как часть проекта на бурение скважин, но может являться и самостоятельным документом, если сооружение уже существует.

Совет. Цена проекта ЗСО будет значительно ниже, если он будет создаваться параллельно со строительством скважины, которому предшествуют различные изыскания.

Для определения границ санитарной зоны проводятся полевые и камеральные исследования

Если вы являетесь владельцем водозабора, используемого только для личных нужд, санитарная зона артезианской скважины рассчитывается по упрощенной методике. Если же добыча воды идет в промышленных масштабах и поставляется множеству потребителей, проект должен учитывать малейшие нюансы, способные повлиять на её качество.
Но это – задача исполнителя, а со стороны заказчика требуется только обеспечить беспрепятственный доступ на территорию водозабора и предоставить следующие документы (для юридических лиц):

  • Данные руководителя предприятия и лица, ответственного за недропользование;
  • Реквизиты предприятия: ИНН, ОГРН и т.д.;
  • Документы на право пользования участком, на котором расположено предприятие и водозаборные скважины;
  • Кадастровый план;
  • Генеральный план предприятия со схемой размещения объектов;
  • Ситуационный план;
  • Краткая характеристика деятельности предприятия;
  • Подробная схема водоснабжения предприятия с указанием водохозяйственного оборудования, водоснабжения абонентов, распределения воды по назначению;
  • Расчет водоотведения и водопотребления, согласованный в территориальном органе бассейнового водного управления;
  • Договор с подрядной организацией на прием и утилизацию сточных вод или справка о наличии собственной системы очистных сооружений, в которой должны быть указаны их координаты и метод утилизации.
Читайте также:  Воздух в системе водоснабжения частного дома: причины появления, опасность и борьба

Соответствие проекта ЗСО государственным нормативам подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением (на фото)

Если водозаборная скважина уже существует, а зона санитарной охраны для неё не определена или устарела, придется своими руками восстановить некоторые документы, а также собрать новые, чтобы получить санитарно-эпидемиологическое заключение на эксплуатацию водозабора.
Это:

  • Технический паспорт скважины с актом бурения;
  • Результаты лабораторных анализов воды из скважины за все время её эксплуатации начиная с года бурения. Последние исследования должны обладать давностью не более 3 месяцев.

Обратите внимание. Анализ должен выполняться аттестованной лабораторией. Результаты оформляются в виде протоколов лабораторных испытаний по общим, органолептическим, органическим, микробиологическим и радиологическим показателям.

  • Схема водоподготовки (если она имеется) и принцип её работы с протоколами анализов воды до и после очистки;
  • Результаты геофизических исследований, если возраст скважины составляет более 25 лет;
  • Заверенная копия лицензии на право пользования недрами;
  • Копии других имеющихся документов – заключений санитарно-эпидемиологических, гидрогеологических, экспертных и других служб.

Хочется ещё раз повторить: все подобные документы оформляются и получаются намного легче и быстрее, если делать это своевременно, параллельно с изысканиями и работами по устройству скважины.

Заключение

Границы санитарных зон устанавливаются бессрочно, но только при условии, что режим эксплуатации скважины не будет меняться. В том случае, если у водозабора поменялся владелец, изменились границы участка, количество потребляемой воды, схема водоснабжения или ухудшилось качество воды, об этом следует поставить в известность органы Роспотребнадзора и получить новое заключение.
Оно потребуется и в случае тампонажа существующей скважины или бурения новых. Дополнительную информацию по данной теме вы получите, если посмотрите видео в этой статье.

Форум для экологов

Форум для экологов

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Персональные данные

СЗЗ и ЗСО

СЗЗ и ЗСО

Сообщение maha_hm » 17 мар 2009, 01:32

Re: сзз и зсо

Сообщение Черепаха » 17 мар 2009, 01:32

Re: сзз и зсо

Сообщение Ascariot » 23 апр 2009, 19:24

Re: сзз и зсо

Сообщение smold » 23 апр 2009, 19:34

Re: сзз и зсо

Сообщение Ascariot » 23 апр 2009, 19:39

Re: сзз и зсо

Сообщение ГлебыЧ » 24 апр 2009, 11:25

Re: сзз и зсо

Сообщение smold » 24 апр 2009, 22:09

Re: сзз и зсо

Сообщение 2193908 » 27 апр 2009, 00:54

Re: сзз и зсо

Сообщение Yuri Ivanov » 01 май 2009, 21:01

Re: сзз и зсо

Сообщение 2193908 » 13 май 2009, 16:00

Ответственность

Форум “Форум для экологов” является общедоступным для всех зарегистрированных пользователей и осуществляет свою деятельность с соблюдением действующего законодательства РФ.
Администрация форума не осуществляет контроль и не может отвечать за размещаемую пользователями на форуме “Форум для экологов” информацию.
Вместе с тем, Администрация форума резко отрицательно относится к нарушению авторских прав на территории “Форум для экологов”.
Поэтому, если Вы являетесь обладателем исключительных имущественных прав, включая:

– исключительное право на воспроизведение;
– исключительное право на распространение;
– исключительное право на публичный показ;
– исключительное право на доведение до всеобщего сведения

и Ваши права тем или иным образом нарушаются с использованием данного форума, мы просим незамедлительно сообщать нам по электронной почте.
Ваше сообщение в обязательном порядке будет рассмотрено. Вам поступит сообщение о результатах проведенных действий, относительно предполагаемого нарушения исключительных прав.
При получении Вашего сообщения с корректно и максимально полно заполненными данными жалоба будет рассмотрена в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней.

Наш email: eco@integral.ru

ВНИМАНИЕ! Мы не осуществляем контроль за действиями пользователей, которые могут повторно размещать ссылки на информацию, являющуюся объектом Вашего исключительного права.
Любая информация на форуме размещается пользователем самостоятельно, без какого-либо контроля с чьей-либо стороны, что соответствует общепринятой мировой практике размещения информации в сети интернет.
Однако мы в любом случае рассмотрим все Ваши корректно сформулированные запросы относительно ссылок на информацию, нарушающую Ваши права.
Запросы на удаление НЕПОСРЕДСТВЕННО информации со сторонних ресурсов, нарушающей права, будут возвращены отправителю.

Три санитарные зоны для водозаборной скважины

Чистая питьевая вода во всех государствах защищается законом, потому что это бесценный природный ресурс. Поэтому водозаборные скважины любого типа ограждаются несколькими зонами, которые регламентируются строгими санитарными и эпидемиологическими нормами. В России для этого используется инструкция СанПиН 2.14.1110-02, в которой оговаривается, что таких опоясывающих территорий должно быть три. И каждая санитарная зона скважины имеет четкие свои границы.

Знак охранной зоны

Первая зона

Первая санитарная зона водозаборной скважины располагается в непосредственной близости от источника водозабора. Ее размеры определяются защищенностью или незащищенностью бассейна подземных вод. К защищенным относится подземный водяной бассейн, который защищен со всех сторон твердыми каменными породами, тем самым не создается его соединение с открытыми водоемами: озерами, реками и так далее. И размеры такого пласта распространяются на все три санитарных пояса. Незащищенный бассейн – это пласт воды, который сообщается с открытыми водоемами.

Так вот для незащищенных подземных вод граница санитарной территории должна составлять 50 м, для защищенных – 30 м. Получение лицензии на водозабор (пользования недрами) защищенного пласта выдается быстрее с меньшими проблемами, чем на пласт незащищенный. Все дело в том, что вероятность заражения и загрязнения скважины из такого водного бассейна выше, поэтому и требует особого обоснования.

Внимание! Сократить санитарную зону артезианской скважины можно до 15 м, если водозабор производится из защищенного пласта, плюс, необходимо получить разрешение государственного органа Роспотребнадзора, для чего потребуется гидрогеологическое обоснование.

Что запрещено

Данная санитарная зона является поясом строго режима, поэтому здесь нельзя:

  • проводить строительство, не относящееся к системе водозабора;
  • находиться людям, не имеющих отношение к службе эксплуатации водозаборной скважины.

Ограждение первого пояса

Вторая зона

Она называется поясом ограничения хозяйственной деятельности. Основное ее назначение – это предупредить бактериальное заражение и скважины, и водного бассейна. Границы этой зоны не являются стандартными, они рассчитываются из возможности скорости проникновения болезнетворных бактерий через грунт в воду или через грунтовые воды в водоносный пласт. Здесь две позиции:

  1. Для незащищенных бассейнов срок составляет 400 суток, за это время бактерии попадут в скважину.
  2. Для защищенных – 200 суток.

Для расчета радиуса второй санитарной зоны охраны скважины необходимо использовать формулу:

R=√(Q x t)/(π x M x N), где

R – радиус санитарного пояса №2;

Q – это дебет водного пласта, измеряемый в м³/час, по сути, это производительность сооружения;

t – время, за которое бактерии пройдут до скважины;

π – это архимедово число, равное 3,24;

М – мощность водоносного пласта;

N – это пористость породы, через которую производится водозабор, обычно данный показатель варьируется в диапазоне 0,01-0,04.

По сути, эта формула говорит о том, что данное расстояние является оптимальным для времени (200 или 400 суток), в течение которого болезнетворные бактерии смогут попасть в воду водозаборного сооружения.

Что запрещено

На второй санитарной зоне скважины не должно быть:

  • Сельскохозяйственных ферм, хранилищ, куда сваливается навоз.
  • Кладбищ и скотомогильников.
  • Силосные ямы и туалеты.
  • Канализационные сооружения и поля фильтрации.
  • Склады, в которых хранятся удобрения или химикаты.
  • Обычные свалки и мусорные ямы.

Расчет санитарных зон

Третья зона

Цель создания третьего пояса – это защита водозабора от химического загрязнения. Для того чтобы рассчитать радиус организации этой территории, необходимо воспользоваться той же формулой, что и для второго пояса. Только вместо времени движения бактерий в нее подставляется время эксплуатации самой водозаборной скважины, которое равно 25 годам.

Читайте также:  Обратный клапан для водопровода: принцип работы, виды, устройство и установка

Почему берется именно этот временной предел. Все дело в том, что многие химические вещества являются слабо разлагающимися или вообще не разлагаются. Ученые считают, что есть определенные расстояния, которые химикаты могут пройти максимум за 25 лет. То есть, пока они доберутся до колодца, его уже надо будет закрывать.

Но это еще не все. Третья и вторая зоны санитарной охраны скважины определяются границами потока воды внутри водоносного пласта. То есть, любые загрязнения могут проникнуть в скважину только из этого пояса. Остальные воды будут проходить мимо нее. Так вот граница охвата тока воды называются нейтральной линией тока (НЛТ), как показано на фото ниже.

Схема расположения НЛТ

Данная зона захвата должна предварительно рассчитываться. Она в основном зависит от дебита водозабора, его напора и фильтрующих свойств окружающего грунта. При этом область захвата внутри санитарных зон должна быть меньше радиуса второго и третьего пояса.

Что запрещено

Здесь нельзя строить объекты, которые могут стать причиной химического загрязнения: производство химикатов, накопители различных промышленных стоков, склады и химикатами и минеральными удобрениями, хранилища шламов и прочие. Если пласт является незащищенным, то на территории третьей санитарной зоны скважины можно строить жилые и нежилые объекты, если их канализация выводит стоки за пределы пояса. Если пласт защищенный, то делается все, чтобы не нарушить его естественное залегание. Единственное, что возможно сделать, это пробурить саму скважину.

Схема расположения трех поясов

Необходимо отметить, что все три пояса устанавливаются один раз и навсегда. Но при этом должен учитываться тот факт, что сама скважина будет эксплуатироваться в установленном режиме. Если поменялся режим, владелец или ухудшилось качество самой воды, то сразу же необходимо поставить органы Роспотребнадзора в известность, и, конечно, придется получить новое заключение по водозабору.


Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Определение границ поясов зоны санитарной охраны подземного источника – RSS

Определение границ поясов зоны санитарной охраны подземного источника

Определение границ поясов зоны санитарной охраны подземного источника

На всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников организуются зоны санитарной охраны (ЗСО).

Границы первого пояса

Водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м. от водозабора – при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м. – при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м. от крайних скважин.

Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

К защищенным подземным водам относятся напорные и безнапорные межпластовые воды, имеющие в пределах всех поясов ЗСО сплошную водоупорную кровлю, исключающую возможность местного питания из вышележащих недостаточно защищенных водоносных горизонтов.

К недостаточно защищенным подземным водам относятся:

  • грунтовые воды, т.е. подземные воды первого от поверхности земли безнапорного водоносного горизонта, получающего питание на площади его распространения;
  • напорные и безнапорные межпластовые воды, которые в естественных условиях или в результате эксплуатации водозабора получают питание на площади ЗСО из вышележащих недостаточно защищенных водоносных горизонтов через гидрогеологические окна или проницаемые породы кровли, а также из водотоков и водоемов путем непосредственной гидравлической связи.

Для водозаборов при искусственном пополнении запасов подземных вод граница первого пояса устанавливается как для подземного недостаточно защищенного источника водоснабжения на расстоянии не менее 50 м. от водозабора и не менее 100 м. от инфильтрационных сооружений (бассейнов, каналов и др.).

В границы первого пояса инфильтрационных водозаборов подземных вод включается прибрежная территория между водозабором и поверхностным водоемом, если расстояние между ними менее 150 м.

Границы второго и третьего поясов

При определении границ второго и третьего поясов следует учитывать, что приток подземных вод из водоносного горизонта к водозабору происходит только из области питания водозабора, форма и размеры которой в плане зависят от:

  • типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.);
  • величины водозабора (расхода воды) и понижения уровня подземных вод;
  • гидрологических особенностей водоносного пласта, условий его питания и дренирования.

Граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора.

Основными параметрами, определяющими расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору (Тм).

Граница третьего пояса ЗСО, предназначенного для защиты водоносного пласта от химических загрязнений, также определяется гидродинамическими расчетами. При этом следует исходить из того, что время движения химического загрязнения к водозабору должно быть больше расчетного Тх.

Тх принимается как срок эксплуатации водозабора (обычный срок эксплуатации водозабора – 25-50 лет).

Если запасы подземных вод обеспечивают неограниченный срок эксплуатации водозабора, третий пояс должен обеспечить соответственно более длительное сохранение качества подземных вод.

Для инфильтрационного водозабора подземных вод необходимо устанавливать второй и третий пояса ЗСО и для поверхностного водоема, питающего его.

Определение границ второго и третьего поясов ЗСО подземных источников водоснабжения для различных гидрогеологических условий проводится в соответствии с методиками гидрогеологических расчетов.

2 хитрости чиновников с зонами санитарной охраны и как их обойти

Зона санитарной охраны водных объектов ограничивает в обороте земельные участки, которые в нее попали.

Участок, ограниченный в обороте не может передаваться в частную собственность[1].

Иными словами, владельцы участков в зоне санитарной охраны, НЕ могут:

  • выкупить землю в собственность, даже если на участке есть их недвижимость,
  • прирезать к своему участку прилегающую территорию,
  • другим способом получить участок в собственность.

Любые ограничения раздражают.

Однако у них есть и положительная сторона.

Например, более низкая кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость участка в зоне санитарной охраны должна быть ниже.

Другими словами, земля в зоне сан охраны дешевле, чем за пределами ЗСО.

Снижение кадастровой стоимости автоматически влечет уменьшение платы за землю.

Проще говоря, владельцы участков в зоне санитарной охраны должны платить меньший земельный налог или арендную плату.

Однако, некоторые региональные власти не хотят терять часть платежей за землю и начинают хитрить.

Рассмотрим 2 хитрости чиновников, а также способы, как владельцам участков обратить их себе на пользу.

Липовая зона санитарной охраны источников водоснабжения.

Уловка состоит в том, что власти применяют режим зон санитарной охраны, но при этом юридически их не оформляют.

Разберемся в этой хитрости, чтобы понимать, как из этого извлечь выгоду.

Как устанавливаются ЗСО?

В отношении водных объектов (рек, озер, водохранилищ и т.д.), которые используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны[2].

Порядок установления ЗСО определяется законом.

Суть порядка[3] сводиться к 2-ум аспектам:

  • наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам;
  • утверждение таких зон органами исполнительной власти субъекта РФ.

Другими словами, зоны санитарной охраны водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждаются органами региональной власти при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Обратите внимание: ЗСО утверждаются не органами местного самоуправления, а органами исполнительной власти субъекта РФ, то есть региональной властью.

Для справки.

Как правило, зоны санитарной охраны в населенных пунктах включаются в Правила землепользования и застройки.

На этом основании, чиновники считают, что ЗСО установлены.

Однако, это лукавство, потому что Правила землепользования застройки принимают органы местного самоуправления.

А зоны сан. охраны утверждает региональная власть, а не местная.

Безусловно, муниципалитеты должны отражать в Правилах землепользования и застройки зоны санитарной охраны.

Но должны это делать на основании правовых актов министерств (управлений) региональных правительств или администраций.

Вывод: наличие в ПЗЗ сведений о зонах санитарной охраны не доказывает, что ЗСО установлены законно.

С этим разобрались, двигаемся дальше.

Почему чиновники юридически не оформляют утверждение ЗСО?

Наверняка, вы уже поняли, что дело в деньгах.

Читайте также:  Промывка мембраны обратного осмоса: периодичность, признаки загрязнения и способы

Не берусь со 100-процентной уверенностью утверждать, что дело именно в финансовой стороне вопроса.

Однако, анализ законодательства в этой области свидетельствует именно об этом.

Любые органы власти обязаны[4] направлять в Росреестр документы и сведения, в случае принятия решений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий.

Для сведения.

Зона санитарной охраны является одним из видов[5] зон с особыми условиями использования территорий.

Иными словами, в случае принятия региональной властью решения об утверждении ЗСО, данное решение и сведения из него должны быть переданы в Росреестр.

Решение передается в Росреестр в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

При этом, Росреестр, получив такое решение, вносит в ЕГРН сведения об ограничении земельного участка в виде зоны санитарной охраны.

Одним из ценообразующих[6] факторов, который учитывается при определении кадастровой стоимости, является наличие обременений (ограничений), зарегистрированных в ЕГРН.

Зоны санитарной охраны ограничивают права на земельный участок.

Я не очень разбираюсь в методике расчета кадастровой стоимости.

Но что-то мне подсказывает, что ограничение не может увеличивать стоимость участка.

Наоборот, должно её уменьшать.

Таким образом, юридическое оформление региональной властью решения об установлении зоны санитарной охраны приведёт к появдению в ЕГРН информации об ограничении земельных участков, попавших в ЗСО.

С их точки зрения, всё до безобразия просто: нет документа об утверждении ЗСО, следовательно, нет записи в ЕГРН об ограничении участков.

Как следствие, нет факторов, снижающих кадастровую стоимость земли.

При этом, в государственных информационных системах (ГИС) и Правилах землепользования застройки (ПЗЗ) сведения о зонах санитарной охраны, каким-то волшебным образом появляются.

А поскольку сведения о зонах содержаться в ГИС и ПЗЗ, то чиновники направо и налево «лепят» отказы:

  • в выкупе земельных участков из аренды под объектами ИЖС и другой недвижимостью,
  • отказы в перераспределении (прирезке) участков,
  • отказы по другим процедурам, предусматривающим передачу участков в частную собственность граждан и организаций.

Согласитесь, хитрый подход: плата за землю не снижается, но ограничение на практике применяется. Очень «удобно».

Что с этим делать и как использовать с выгодой для себя, расскажу ниже.

А пока рассмотрим 2-ую хитрость, к которой прибегают власти.

Зоны санитарной охраны относятся к «сведениям» государственной тайны.

Иногда органы власти могут идти на такую уловку.

Сообщают, что нормативный акт об утверждении (установлении границ) зоны санитарной охраны принят, но не опубликован, потому что якобы сведения о ЗСО относятся к сведениям государственной тайны.

Подобные утверждения не имеют ничего общего с действительностью, потому что ни Указом[7] Президента РФ, ни законом[8], зоны санитарной охраны не отнесены к сведениям государственной тайны.

Как использовать зоны сан охраны для своей выгоды?

Должен предупредить о следующем: у меня нет информации, что абсолютно во всех регионах РФ власти применяют вышеописанные хитрости с зонами санитарной охраны.

По этой причине, целесообразно предварительно проверить: хитрят ли власти в вашем регионе с установлением зон санитарной охраны или действуют законно.

Как проверить законность утверждения ЗСО?

Проверку следует начать с получения выписки из ЕГРН.

Обратите внимание.

Изначально исходим из того, что земельный участок расположен поблизости от водоема и/или уже был получен отказ по причине наличия зоны санитарной охраны.

Получить выписку можно в Росреестре или через онлайн сервис.

В полученном документе нас интересует строка – «Особые отметки».

Если в этой строке отсутствуют сведения о зоне санитарной охраны, то это может означать одно из 2-х:

  • зона не устанавливалась, и соответственно нет правовых оснований передавать сведения в Росреестр,
  • зона фактически установлена, но власти не передали сведения в Росреестр.

В первом случае, когда ЗСО не устанавливалась, то есть вы не испытываете никаких ограничений в виде отказов в выкупе участка, прирезке дополнительной земли и т.д., следует вывод, что все законно.

Во втором случае, когда зона фактически установлена, то есть вам отказали в выкупе участка, в прирезке земли или в ином способе получения участка в собственность по причине наличия ЗСО, то данное обстоятельство 1-ый признак того, что власти хитрят в этом вопросе.

Следующим шагом целесообразно проверить сайты органов региональной власти на предмет опубликованного приказа (постановления) об утверждении зон санитарной охраны.

Особое внимание уделите сайту министерства (управления) ЖКХ вашего региона, потому что чаще всего утверждение ЗСО передают в компетенцию данного органа.

Проверку сайта можно проводить следующим образом.

В разделе «Поиск по сайту» вводите поочередно следующие запросы:

  • зона санитарной охраны,
  • утверждение зоны санитарной охраны,
  • ЗСО,

полученные результаты проверяйте на наличие правовых актов об утверждении ЗСО.

Не лишним будет направить письменный запрос на имя главы региона (губернатору) с просьбой сообщить – утверждался ли проект либо границы зоны санитарной охраны.

Примерный вариант запроса может быть таким.

Правительство Тьмутараканской области

Губернатору Пыжикову Соломону Альбертовичу

Иванова Ивана Ивановича,

проживающего: Тьмутараканская область,

с. Прощайнадежденское, ул. Пустая дом 5.

Уважаемый Соломон Альбертович!

Прошу сообщить, утверждались ли проект и/или границы зоны санитарной охраны для с. Прощайнадежденское.

В случае, если зоны санитарной охраны утверждались, прошу сообщить:

  • номер, дату и наименование нормативного правового акта, которым были утверждены зоны санитарной охраны,
  • источник официальной публикации указанного нормативного правового акта, в том числе, наименование источника, номер и дата периодического издания официальной публикации.

Кроме этого, прошу сообщить, по какой причине сведения об утвержденных зонах санитарной охраны до сих пор в порядке межведомственного информационного взаимодействия не переданы в Росреестр.

Результаты проведенной проверки могут быть разными.

Но условно их можно свести к 2 знаменателям:

  1. зоны фактически установлены и есть нормативный акт региональной власти об установлении зон.
    Данный акт официально опубликован, вступил в силу и с полным текстом можно ознакомиться, чтобы проверить в самом ли деле ваш участок находится в пределах ЗСО.
  2. зоны фактически установлены, но нет нормативного акта об их установлении.
    Чиновники могут говорить, что такой акт есть, но найти его не возможно. Текст нигде не опубликован.

Второй вариант уже более убедительно свидетельствует о том, что власти хитрят в вопросе юридического оформления зон санитарной охраны.

Что можно сделать в такой ситуации?

Ответ во многом зависит от ваших целей.

Первый вариант.

Если вы хотели выкупить участок либо прирезать прилегающую землю или иным способом перевести участок в частную собственность, но получили отказ по причине наличия зоны санитарной охраны, то можно обжаловать данный отказ в суде.

Основание для обжалование — зона санитарной охраны не была утверждена в установленном законом порядке.

По данному вопросу есть положительная судебная[9] практика, которую следует использовать, чтобы обжаловать отказ и добиться перевода земли в собственность.

Обжалование осуществляется в порядке административного судопроизводства, на основании статей[10] Кодекса административного судопроизводства.

Важно учитывать, что срок на подачу административного иска составляет 3 месяца с момента получения отказа.

Если вы пропустили 3-х месячный срок, то это не страшно, потому что можно снова обратиться в орган, который вам выдал отказ, с повторным заявлением.

На данное заявление вы получите новый отказ, который будет датирован новой датой, и его вы сможете обжаловать, не пропустив 3-месячный срок.

Второй вариант.

Требовать снижения кадастровой стоимости, с целью уменьшить плату за земельный участок, если такая плата зависит от размера кадастровой стоимости.

Мне не приходилось реализовывать на практике данный вариант.

Но для его практической реализации я бы действовал по следующему алгоритму.

  • направил в региональную прокуратуру заявление о проведении проверки законности фактического установления зоны санитарной охраны, без принятого в законном порядке нормативного акта органа исполнительной власти субъекта РФ.
  • оценил бы перспективы снижения кадастровой стоимости, установленной без учета фактически существующего ограничения в виде зоны санитарной охраны.

Судебный или иной конфликт с органами власти не имеет заведомо положительного исхода.

Тем не менее, позволять «дурить» себя, не самый лучший выбор.

Желаю хорошего дня и успешного обхода зон санитарной охраны.

Полное правовое обоснование, в том числе:

  • ссылки на пункты и статьи законов, указов, приказов и т.д.,
  • судебные решения из положительной судебной практики,
  • образец административного искового заявления.

находятся в стадии завершающего оформления.

Ссылка на основную публикацию