Неисправности в работе скважинного насоса: причины, способы ремонта и профилактика

Основные неисправности скважинного насоса

Скважинные насосы работают в очень сложных условиях — вода, высокое давление, вибрация, абразивные частицы, низкие температуры и т.д. По этой причине конструкция насосов и использованные в них материалы имеют большой запас прочности. Но даже в этом случае насосное оборудование необходимо регулярно проверять, чтобы небольшая неполадка не превратилась в серьезную аварию, требующую ремонта или даже замены насоса.

Из-за чего ломается насос?

Какие виды сбоев и поломок встречаются чаще всего? Сначала мы замечаем косвенные признаки неправильной работы насоса — снижается напор, повышенный уровень шума, вибрация, неровная подача воды, повысился расход электроэнергии и т.д. При наступлении подобной ситуации не доводите до серьезной аварии, а сразу поднимайте насос на поверхность для осмотра. Вероятные причины часто оказываются наиболее очевидными — механизм насоса дал сбой из-за постоянного воздействия воды и мелких взвешенных частиц.

  • В зависимости от конструкции насоса и типа скважины, абразивные частицы и природные волокна негативно воздействуют на рабочие колеса или клапана, забивают фильтр, скапливаются, снижая эффективность работы.
  • Возможно, нарушилась герметичность корпуса и влага попала внутрь насоса. Это ведет к постоянным сбоям в работе управляющей электроники, электродвигателя, нарушая работу насоса. В конечном счете может наступить короткое замыкание.


степень износа корпуса насоса

  • Динамический уровень приблизился к критическому значению и насос стал «хватать» воздух, работая в режиме «сухого хода». В этом режиме при отсутствии воды резко возрастает трение между деталями, вращающиеся узлы насоса перегреваются, повышается сопротивление, растет электропотребление насоса.
  • Частые скачки напряжения негативно сказываются на насосе, лишенном защиты.
  • Плохие контакты в питающих и сигнальных цепях.
  • Стальной страховочный трос зафиксирован на оголовке неправильно.
  • Высокая температура перекачиваемой воды (выше + 40 С)
  • Датчики насоса работают неправильно.

Как выяснить точную причину сбоя?

Существует способ, не поднимать насос из скважины, а, изучая косвенные признаки, методом исключения прийти к наиболее вероятной причине неполадок. Возможно, причина окажется простой и будет достаточно перенастроить диапазон давлений в гидроаккумуляторе, из-за чего насос работал в нестандартном режиме. Но лучше рассчитывать на самый плохой вариант, отключить все оборудование и достать насос из скважины. Возможно, именно этим Вы убережете себя от дорогого ремонта или замены.

Итак, выясняем причину сбоев в работе насоса:

  • выключаем систему водоснабжения, поднимаем насос на поверхность
  • с корпуса насоса удаляем верхнюю крышку
  • очень аккуратно разбираем насос, следуя инструкции


насос работал в песчаной скважине

  • осматриваем каждую деталь, ищем следы поломки или износа, определяем тип износа (сухое трение, мокрое абразивное трение, скопление грязи, трещины и т.д)
  • таким же образом проверяем электродвигатель
  • проверяем клапана и фильтры, которые первыми сталкиваются с негативными факторами, появляющимися в воде
  • проверяем состояние трубы ПНД
  • проверяем целостность питающего кабеля
  • проверяем датчики состояния, реле, блок автоматического управления насосом, блоки защиты (в зависимости от того, что установлено)

Неисправности насоса и их устранение

Снижение динамического уровня воды в скважине не относится к поломке насоса, но напрямую влияет на его состояние. Работа в режиме «сухого хода» способна очень быстро вывести насос из строя. Если причиной неполадок был упавший уровень воды, то первым делом опустите насос ниже на безопасную глубину. Чтобы проблема не повторилась в будущем, установите блок защиты от «сухого хода». В следующий раз электроника получит сигнал от датчика и сама отключит насос. Учитывая, что насосы работают в скважинах годами, все же основные причины неполадок связаны с той или иной формой износа оборудования.

При высоком содержании песка в воде частой замены может потребовать клапан, работающий в режиме повышенного износа. Фильтр на входе насоса быстро забивается, снижая объем поступающей воды, чем заставляет насос работать с увеличенной мощностью.

Перебои с электричеством нарушают настройку датчиков и реле. Получив неправильный сигнал от датчика, насос выходит из штатного режима работы, чем нарушает стабильную подачи воды. Изношенный насос можно заставить работать в требуемом режиме, просто перенастроив реле. Но это решение временное — насос необходимо чинить или менять.


состояние питающего кабеля

Причиной разгерметизации корпуса часто являются постоянная вибрация насоса небольшие зазоры между насосом и стенкой скважины. В зависимости от типа насоса и его модели вибрация может быть настолько сильная, что способна не только повредить корпус изделия, но даже нанести вред скважине и области водозабора. Но чаще разгерметизация ведет к замыканию, перегоранию обмотки и остановке насоса.

При неправильном размещении оплетка питающего кабеля может перетереться до оголенного проводника. В таких условиях нарушается стабильное электроснабжение двигателя и насос начинает работать со сбоями. Один из признаков такой ситуации — УЗО (устройство защитного отключения) начнет часто отключать питание насоса, фиксируя утечку тока. Проверьте сопротивление изоляции с помощью тестера.

Слишком мощный насос может стать причиной сразу нескольких сбоев. Если дебит скважины ниже производительности насоса, то в пиковые нагрузки насос осушит скважину и начнет работать в режиме «сухого хода». При низком расположении насоса относительно дна скважины мощный поток увлечет в работающий механизм осевший песок, ил и кусочки камня, усиливая его износ. В неплотных грунтах частое осушение скважины мощным насосом способно нарушить сложившуюся зону притока и вывести скважину из строя. В этом случае придется ремонтировать не только насос, но и скважину.

Скважинный насос охлаждается водой, которую перекачивает. Если температура воды будет превышать значение, указанное в техническом паспорте, то насос быстро перегреется и выйдет из строя.

Основные неисправности в работе центробежных насосов

Наиболее вероятными причинами неисправностей в работе центробежных насосов являются: попадание воздуха в систему и насос, ухудшение условий всасывания, износ и механические поломки движущихся частей насоса, неисправности привода насоса.

Попадание воздуха в систему и насос приводит к срыву работы насоса — он или вообще не подает жидкость, или подача его меньше номинальной, насос работает с шумом. Воздух в систему и насос может попасть в результате:

  • некачественной заливки всасывающей линии и корпуса насоса перед пуском; при быстрой заливке в системе или корпусе насоса может остаться воздушный мешок;
  • подсоса воздуха в насос при его работе. Воздух в насос может проникать через неплотности во всасывающей линии (неплотности в местах разъема, через сальники штоков арматуры), через сальник насоса или через частично обнажающуюся сетку всасывающего трубопровода. Поступающий при работе насоса воздух частично уносится в напорную магистраль, а частично скапливается в арматуре системы. При незначительном подсосе воздуха насос может работать нормально при полной подаче, а при уменьшении подачи и повторных пусках срывать и полностью прекращать подачу. Для устранения протечек воздуха необходимо ликвидировать неплотности в системе, сменить набивку сальников.

Ухудшение условий всасывания приводит к уменьшению подачи, кавитации и срыву работы насоса. Условия всасывания ухудшаются в результате:

  • засорения приемной сетки (или фильтров) на всасывании насоса;
  • попадания во всасывающий трубопровод посторонних предметов (ветоши, грязи);
  • работы насоса с не полностью открытым приемным клапаном;
  • перекачивания насосом жидкости с температурой выше спецификационной или сильно загрязненной жидкости;
  • уменьшения статического подпора на всасывании ниже спецификационного для данного насоса.

Об ухудшении условий всасывания в первую очередь сигнализирует повышение вакуумметрической высоты всасывания насоса. Насос при этом следует остановить, причину ухудшения условии всасывания выявить и устранить.

Износ и механические поломки движущихся частей насоса могут привести к различным неисправностям: повышению вибрации при работе насоса, перегреву отдельных узлов насоса, повышению потребляемой мощности, срыву работы насоса. Наиболее часто встречаются следующие неисправности:

  • износ лопаток рабочих колес (насос работает с меньшей подачей или прекращает подачу) — износившиеся рабочие колеса необходимо заменить;
  • засорение каналов рабочих колес или направляющих аппаратов (насос также работает с меньшей подачей или прекращает подачу) — насос необходимо разобрать, каналы очистить;
  • износ уплотняющих колец (насос работает с меньшими подачей и напором в результате перетекания жидкости по зазору) — изношенные кольца необходимо заменить новыми;
  • износ разгрузочного кольца (при этом смещается ротор насоса, рабочие колеса сдвигаются по отношению к направляющему аппарату, подача насоса уменьшается) — необходимо заменить разгрузочные кольца;
  • изгиб вала насоса вследствие неуравновешенности ротора (при этом потребляемая мощность колеблется, насос вибрирует)—насос необходимо вскрыть, ротор проверить;
  • перекос разгрузочного диска или кольца (насос при пуске потребляет большую мощность) — перекос необходимо устранить;
  • перекос нажимной втулки сальникового уплотнения или чрезмерная затяжка уплотнения (сальниковое уплотнение нагревается) — необходимо ослабить затяжку гаек, выправить перекос или ослабить затяжку сальника;
  • инородные включения в набивке сальника (сальниковое уплотнение нагревается) — необходимо заменить набивку сальника;
  • наличие воды в ванне подшипникового узла, загрязненное или некачественное масло (подшипниковый узел нагревается) — необходимо заменить масло;
  • излишнее количество масла в ванне подшипникового узла и консистентной смазки в корпусе шарикоподшипника (подшипниковый узел нагревается) — необходимо удалить лишнее масло (консистентную смазку);
  • уменьшен зазор между разгрузочным диском и кольцом (разгрузочный диск нагревается) — необходимо разобрать насос и отрегулировать зазор между диском и кольцом;
  • засорен трубопровод гидравлической разгрузки насоса (разгрузочный диск нагревается) — необходимо прочистить трубопровод;
  • ослаблены крепления насоса на раме, рабочих колес на валу насоса, трубопроводов и фланцев насоса (при работе насоса появляется сильная вибрация) — необходимо подтянуть крепеж.

Неисправности привода насоса могут препятствовать нормальному пуску насоса и привести к выводу его из строя. Учитывая, что наиболее распространенным приводом является электропривод, ниже приведены характерные неисправности электропривода:

  • отсутствие питания вследствие перегорания предо хранителей или неисправности автоматического выключателя (электродвигатель не запускается) — необходимо вставить предохранители, исправить и включить автомат;
  • обрыв в пусковом реостате или в соединительных проводах между ротором и пусковым реостатом (электродвигатель не запускается) — необходимо отыскать место обрыва и исправить;
  • обрыв одной фазы обмотки статора асинхронного электродвигателя (электродвигатель не запускается) — необходимо определить место обрыва и исправить;
  • межвитковое замыкание в обмотке статора (при работе электродвигатель сильно нагревается) — необходимо отремонтировать или заменить электродвигатель;
  • повышено или понижено напряжение сети (электродвигатель нагревается) — при повышенном напряжении двигатель необходимо отключить до понижения напряжения, при пониженном напряжении можно работать, частично уменьшив подачу насоса перекрытием регулировочного клапана;
  • нарушение правильной вентиляции электродвигателя (электродвигатель нагревается) — необходимо очистить вентиляционные каналы, улучшить вентиляцию;
  • механические повреждения (износ подшипников, выступание пазовых клиньев, выкрашивание изоляции и другие, вызывающие ненормальный шум в двигателе, местные перегревы) — необходимо устранить неисправность.

Литература

Вспомогательные механизмы и судовые системы. Э. В. КОРНИЛОВ, П. В. БОЙКО, Э. И. ГОЛОФАСТОВ (2009)

Основные неисправности насосного оборудования

Разнообразие конструкций и условий применения насосов определяет разнообразие возможных неисправностей. В руководстве по эксплуатации каждого насоса приводится подробный список характерных неисправностей и способов их устранения.

Здесь приведен краткий обзор типичных неисправностей насосного оборудования.

Основные признаки неисправностей, проявляющиеся в процессе эксплуатации: вибрация агрегата, повышенный уровень шума и изменение его тональности, повышенные рабочие токи, пульсации давления.

Причины выхода насоса из строя можно разделить на несколько групп.

1. Механические неисправности:

1.1. дефекты изготовления, сборки и монтажа насосного агрегата ;

1.2. вызванные износом насосного агрегата.

2. Неисправности системы управления:

2.1. работа в недопустимых режимах (вне рабочей зоны);

2.2. неисправности системы электропитания;

2.3. неисправности электродвигателя.

3. Неисправности гидравлической системы:

3.1. неправильный подбор насоса;

3.2. изменение параметров сети.

4.1. Механические неисправности

Дефекты изготовления или сборки определяются во время предпусковой подготовки и во время пробного пуска. Часть заводских дефектов проявляется лишь через некоторое время работы.

В процессе работы происходит износ подшипников, рабочих колес или роторов, уплотнений, резиновых деталей муфт. У химических насосов кроме этого— коррозия проточной части.

Износ подшипников приводит к повышенной вибрации агрегата. При длительной работе на изношенных подшипниках возможен перекос ротора. Последствия—рост потребляемой мощности, повышенный нагрев подшипников и стойки, задевание за корпус рабочего колеса, перекос и задевание за корпус сальникового уплотнения.

Износ рабочих колес приводит к падению подачи и напора при практически неизменной потребляемой мощности. При сильном износе колеса и щелевого уплотнения на входе нарушается балансировка: возникает неуравновешенная осевая сила. Последствия—нагрузка на подшипники и их износ, смещение рабочего колеса в полости насоса, трение его о корпус (всасывающий патрубок) и износ колеса и корпуса.

Износ торцовых уплотнений особенно опасен для погружных насосов (ГНОМ, НПК, ЦМК. ), так как вода попадает в полость электродвигателя и вызывает повреждение обмотки.

Основные неисправности и их причины приведены в таблице:

Дефекты изготовления,
сборки

нарушение правил эксплуатации

Насос не выдает заявленных подачи и напора

Не выдержаны размеры рабочего колеса или допуски при его установке

Износ рабочего колеса,

смещение рабочего колеса

Объемный насос не выдает заявленных подачи и напора

Износ уплотнений и клапанов

Повышенная потребляемая мощность

Нарушение центровки агрегата

износ рабочего колеса

Нарушение центровки агрегата, неправильная установка подшипников

Неправильная смазка подшипников,

Течь по валу насоса

Не выдержаны допуски изготовления сальникового уплотнения

Низкое качество манжет

Износ сальникового уплотнения,

износ торцового уплотнения

Нарушение центровки агрегата,

недостаточная жесткость рамы

нарушение затяжки резьбовых соединений крепления насоса или двигателя

Не обеспечен требуемый «разбег» ротора в многоступенчатых насосах

Превышение допустимой температуры перекачиваемой жидкости

Попадание твердых частиц

4.2. Работа в недопустимых режимах

Для всех насосов недопустима работа «всухую» (без заполнения полости насоса жидкостью).

Это особенно опасно для погружных насосов (ЭЦВ, ГНОМ, НПК и др.), т.к. нарушается охлаждение двигателя и далее происходит разрушение изоляции. Работа «всухую» приводит к перегреву и разрушению уплотнений. В сальниковом уплотнении истирается набивка, а затем повреждается защитная втулка. В торцовом уплотнении разрушаются кольца. У ряда насосов (ЭЦВ, UPS, ХЦМ) разрушаются подшипники скольжения, которые в нормальных условиях смазываются и охлаждаются перекачиваемой жидкостью.

Для защиты от работы «всухую» необходима установка датчика сухого хода или датчика давления на входе, установка защиты по току (от работы с током, меньшим номинального).

В ряде случаев при вероятности работы «всухую» возможно использование центробежных насосов с двойными уплотнениями (с подводом затворной жидкости).

Для динамических насосов недопустимым режимом является также выход за пределы рабочей зоны (подача меньше Qmin или больше Q max),т.к. при этом возрастает вероятность возникновения кавитации. Работа с подачей, большей максимальной, приводит также к перегрузке электродвигателя.

4.3. Неисправности системы электропитания

Здесь различают две группы неисправностей: отклонения параметров сети от номинальных и неисправности, связанные с соединительными проводами.

При пониженном напряжении в сети электродвигатель не развивает паспортной мощности, и при запуске насоса возможен срыв параметров. Колебания и броски напряжения, перекос фаз (неравенство напряжений в различных фазах) приводят к колебаниям скорости вращения, повышенным вибрациям электродвигателя и в худшем случае к пробою изоляции обмотки.

Основными неисправностями, связанными с соединительными проводами, являются неправильный подбор кабеля (повышенное сопротивление), обрыв фазы, неправильное чередование фаз (реверс электродвигателя).

При повышенном сопротивлении кабеля может наблюдаться картина, как при пониженном напряжении питания. Как правило, при этом кабель сильно греется, что может привести к повреждению изоляции и короткому замыканию.

При обрыве фазы двигатель продолжает работать, но при этом резко возрастают токи обмоток электродвигателя. Если в этом случае не срабатывает защита, результат—перегрев и разрушение изоляции обмоток.

Направление вращения трехфазного электродвигателя определяется чередованием фаз. При противоположном направлении вращения наблюдаются значительное снижение параметров центробежных насосов и сильный нагрев. У вихревых насосов (ВКС, СВН), шестеренных насосов изменяется направление потока жидкости—из напорного патрубка во всасывающий.

Для стационарных насосов направление вращения электродвигателя определяется при монтаже и может измениться только при проведении работ в электросети. Направление вращения переносных насосов (ГНОМ, НПК. АНС…. ) необходимо проверять при каждом подключении.

Ремонт водяного насоса: основные неисправности, как разобрать и отремонтировать

Погружной насос – устройство, с помощью которого производится перекачка жидкости из колодца или скважины. Как и любое другое оборудование, оно может выйти из строя. Если в таком случае поблизости нет сервисного центра, важно уметь делать ремонт насосов для воды самостоятельно.

Основные неисправности погружных насосов

Правильно определить причину неисправности поможет понимание типа устройства и того, как оно работает.

Существует две разновидности насосов, которые частично или полностью находятся в воде:

Приборы с вибрационным механизмом работают ограниченное время, они компактны, имеют невысокую цену. Достаточно экономны по причине своей незначительной мощности. В них отсутствуют вращающиеся элементы крыльчатки.

В центробежных насосах вращение крыльчатки создает электродвигатель. Способны работать в любое время года, имеют защиту от повреждений, качают воду из глубоких скважин на высоту до 100 м.

Насос не работает

Причиной полной неработоспособности глубинного прибора может быть один из следующих пунктов:

Ремонт насоса с перегоревшими предохранителями.

  1. Срабатывание защитной автоматики. Происходит из-за перегруженности проводки или вследствие колебаний напряжения. Если после повторного подключения аппарата ситуация повторяется, значит, проблема кроется в неисправности сети или используемого электрооборудования.
  2. Перегоревшие предохранители. Проблема возникает из-за неправильной работы силового кабеля. Если после замены они снова перегорают, значит, необходимо обратить внимание на проводку.
  3. Повреждение подводной части кабеля. Чтобы это проверить, аппарат нужно достать из воды.
  4. Срабатывание защиты от работы на сухом ходу. Происходит при отсутствии воды, которая нужна для отведения тепла. Без нее элементы перегреваются и деформируются, прибор выходит из строя за 10 минут.

Насос работает, но не качает

Часто случается, что водооткачивающее оборудование, подключенное к сети, работает, но не качает воду.

Причиной появления такой проблемы может быть:

  1. Нехватка уровня воды. Это происходит, если жидкость в скважине опускается ниже насоса. В таком случае нужно опустить устройство глубже.
  2. Неисправная работа клапана, предназначенного для предотвращения обратного потока воды. Решением возникшей проблемы является прочистка или замена на новый.
  3. Грязь во впускном фильтре. Для удаления засоров из скважины извлекается гидромашина, проводится очистка сетки.

Низкая производительность аппарата

Насос не качает воду.

Насосное оборудование начинает работать с меньшей мощностью, чем это предусмотрено, при снижении напряжения в сети. Таким образом, при выявлении неисправности в первую очередь нужно проверить проводку. С меньшей долей вероятности двигатель насоса начинает работать хуже из-за зазоров в клапанах, вентилях или подъемной трубы. Также может повлиять разгерметизация трубопровода или неправильная регулировка реле давления.

Частые включения и выключения аппарата

Когда работающий насос периодически выключается, это не указывает на наличие проблемы – так устройство выполняет свою работу. Это касается агрегатов со встроенным гидроаккумулятором, который служит для регулировки давления воды.

Его основные функции:

  1. При изменении скорости жидкости изменяет давление в гидробаке, чтобы защитить от гидроудара. Большинство моделей работает при 1,5 бар.
  2. Стабилизирует уровень воды, обеспечивая минимальный, достаточный для корректной работы объем.

Отключение питания может быть связано с разрывом диафрагмы в баке.

Вода подается с пульсацией

Напор будет неравномерным, когда в скважине уровень воды становится ниже. Чтобы стабилизировать напор, достаточно опустить насос глубже. При этом может возникнуть такая проблема, что глубины шахты не хватает. При таких условиях нужно искать возможность наполнить колодец до необходимого количества. После решения этой проблемы оборудование будет работать корректно.

Вода подается неравномерно.

Слышно гудение аппарата, но вода не качается

Это еще одна причина, которая может быть вызвана проблемами в сети. Из-за проседания напряжения у двигателя не хватает мощности запустить все функции – аппарат включается, но работать не может. Если после проверки обнаруживается, что сеть в порядке, нужно оценить исправность конденсатора запуска.

Еще возможен вариант, что вода не проходит из-за склеивания крыльчатки. Проблема может наблюдаться после длительного нахождения устройства в нерабочем состоянии.

Агрегат не отключается

Данная проблема свидетельствует о неправильно работающем реле давления. Если оно выходит из строя по какой-либо причине, в том числе из-за неправильной регулировки, автоматика не сработает. Если в гидробаке создано чрезмерное давление, насос отключается, но не в этом случае. Единственный вариант – вытянуть шнур из сети.

Нюансы поломок в зависимости от марки насоса

Существует множество причин поломки оборудования: погодные условия, качество оборудования, соблюдение техники безопасности, обращение с прибором. Кроме этого, товары одной марки имеют типичные неисправности, что важно учитывать при ремонте и диагностике оборудования.

“Водолей”

Насосы “Водолей” отличаются долгим сроком службы (до 6 лет), нетребовательностью к условиям эксплуатации (перепадам напряжения или чрезмерно загрязненной воде), низким уровнем шума.

Несмотря на свое высокое качество, оборудование предрасположено к перегреву, особенно при работе в скважинах небольшой глубины. Это достаточно распространенная проблема, которая может нанести большой ущерб, а цена ремонта может оказаться равной половине стоимости аппарата.

Grundfos

Модели Grundfos имеют систему клапанов и оборудованы двигателями со встроенной теплоизоляцией – эти детали выходят из строя. Для их замены или ремонта необходимо разбирать корпус.

“Малыш”

У продукции электронасосов этой фирмы есть общая черта – посторонний шум во время работы, когда аппарат не откачивает жидкость. Это популярная проблема, связанная с разрывом оси, которая держит якорь и мембрану.

“Джилекс”

Одной из типичных поломок, свойственных водяным насосам фирмы “Джилекс”, является протечка двигателя. Доливка масла производится в сервисном центре из-за сложности выполнения ремонтных работ.

“Ручеек”

Эти насосы и помпы имеют долгий срок службы и могут работать более 7 часов подряд. Это возможно благодаря использованию фирменных деталей и качественный сборке. Однако рекомендуется каждые 2-3 часа выключать устройство, чтобы не произошло перегрева.

Marquis (Маркус)

Основная проблема, свойственная этим насосам, – закисание крыльчатки. Это не наносит большого вреда устройству, но аппарат будет включаться только после небольшого удара по нему или по подключенной трубе. Это решается разбором агрегата и прочисткой крыльчатки, что можно сделать самостоятельно.

Как разобрать агрегат для диагностики поломки

Если выявлена неисправность, нужно разобрать агрегат, диагностировать поломку и исправить появившуюся проблему. При этом нужно учитывать тип устройства, т.к. от этого зависит комплектация.

Устройство центробежного насоса.

Центробежные состоят из:

  • крыльчатки;
  • электромотора;
  • элементов конструкций (подшипников, уплотнений);
  • корпуса.

Вибрационные состоят из:

  • рабочего поршня;
  • сильного электромагнита;
  • электродвигателя;
  • вспомогательных частей (диафрагмы, уплотнителей, амортизаторов);
  • металлического литого корпуса.

Понимание того, из чего состоит каждый тип, необходимо, чтобы правильно отсоединить все детали агрегата и не нанести ни одному из них вред.

Разборка насоса “Водомет”.

Пример разборки насоса “Водомет” компании “Джилекс”:

  1. Открутить фильтр, который защищает оборудование от попадания песка. Это изделие цилиндрической формы, которое находится на входном патрубке.
  2. Снять шайбы, диски, стаканы с вала двигателя. Чтобы не перепутать порядок сборки, рекомендуется выкладывать детали в той последовательности, в которой они были сняты.
  3. Киянкой снять стопорное кольцо. Инструментом нужно ударить по двигателю в направлении вниз, протянуть шнур и вернуть его. Таким образом сдвигается уплотнительное кольцо.
  4. Отверткой сместить стопорное кольцо. Когда оно встанет боком, его будет легко вынуть.
  5. Отсоединить проводку, открыть крышку отсека мотора, извлечь двигатель.

Все запчасти можно промыть и прочистить, отвезти двигатель на диагностику или заменить отдельные части.

Замена и ремонт неисправных деталей

После разборки гидромашины и извлечения внутренностей можно произвести ремонт своими руками.

Крыльчатка

Крыльчатка поддается полной замене или очистке, ремонту не подлежит. Замена необходима при повреждениях или, что бывает чаще, когда крыльчатки спаиваются между собой. Это происходит при превышении допустимой температуры в блоке во время работы насосного агрегата на сухом ходу.

Во время работы в грязной воде налет на рабочих колесах образуется и происходит их блокировка. Для решения этой проблемы необходимо снять крыльчатку, очистить ее от грязи и поставить на место.

Двигатель

Это та деталь, которую не рекомендуется ремонтировать самостоятельно. Для правильной диагностики необходима специальная аппаратура и знания, без которых существует большая вероятность повредить что-либо.

Конденсатор

Конденсатор нужно проверить, когда двигатель не запускается и слышно гудение. Конденсатор находится в блоке, где установлен мотор. Однако если вал можно прокрутить при отсоединенном блоке, значит, причина кроется в заклинивании рабочих колес. Если же вал вращается без проблем, нужно отсоединить конденсатор и поменять его на новый. Для проверки этой детали рекомендуется использовать мультиметр, поскольку похожие проблемы могут быть вызваны замыканием в обмотке двигателя.

Масло

Двигатель находится в отдельном блоке, заполненном маслом. В среднем требуется около 0,5 л жидкости, залитого в камеру, чтобы оборудование работало исправно. Масло должно быть чистым (не мутным), в противном случае оно подлежит замене.

Характеристики непригодной для использования смазочной жидкости:

  1. Неприятный запах. Означает, что насосный двигатель работал на максимальной мощности. Сейчас он находится в рабочем состоянии, его ремонт не требуется, но масло необходимо заменить.
  2. Мутность. Говорит о разбавленности водой. Это случается, когда на корпусе образуется трещина, через которую жидкость попадает в двигатель, или когда выходят из строя манжеты.
  3. Резкий неприятный запах и черный цвет масла. В большинстве случаев это означает, что на катушке двигателя горел лак.

При обнаружении подобных проблем важно сначала устранить причину их появления и только потом заливать новую смазочную жидкость.

Что такое явление кавитации

Кавитация – это процесс, при котором в масляной жидкости появляются и в дальнейшем схлопываются пузырьки. Сопровождается посторонним шумом, вибрацией или гидравлическими ударами. Возникает из-за понижения жидкостного давления, что может быть связано с увеличением скорости или прохождением акустической волны большой интенсивности во время полупериода разрежения.

Появляется только в локальных областях, где есть соответствующие условия, и не может перемещаться в среде возникновения. Газы, находящиеся в пузырьках, характеризуются химической агрессивностью, особенно если имеют высокую температуру. Это приводит к разрушению деталей или снижению работоспособности оборудования.

Кавитационные процессы в насосах появляются постепенно:

  1. Между рабочим колесом и корпусом образуется щель, через которую попадает жидкость.
  2. Когда во время работы насоса происходит повышение давления, из-за этой щели утечка увеличивается. Это связано с перепадом давления между полостями всасывания и нагнетания.
  3. Высокая скорость жидкости способствует появлению кавитации. Постепенно происходит разрушение рабочего колеса, корпуса насоса.

Существует несколько советов, следуя которым можно избежать появления кавитации:

  • перемещение аппарата ближе к источнику;
  • увеличение диаметра всасывающего шланга;
  • замена всасывающей трубы на изделие из более гладкого материала, это позволит снизить сопротивление на участке всасывания;
  • уменьшение количества поворотов на всасывающей трубе;
  • увеличение радиуса всех отводов.

Все перечисленные меры направлены на создание таких условий, при которых на выходе образуется меньше воды, чем на входе. Если обеспечить указанные условия, можно надолго продлить срок службы насосного оборудования и обеспечить стабильный напор перекачиваемой жидкости.

Неисправности глубинного насоса

Глубинные насосы ЭЦВ – достаточно сложный и требовательный механизм «с характером». Иногда капризы этого характера проявляются в неисправностях и поломках, когда скважинный насос по не работает, не включается или не качает воду.

Причины неисправности

Существую 2 основных группы причин неисправности глубинного насоса:

  1. Технические неисправности
  2. Поломки, обусловленные человеческим фактором. Ошибки, предшествующие покупке скважинного насоса ЭЦВ, допущенные при расчете характеристик скважины и воды.

Какие существую признаки неисправностей погружного агрегата ЭЦВ, причины и пути устранения поломок? Где можно отремонтировать неисправный ЭЦВ?

Подобрать насос на замену

Признаки поломки и способы устранения

На примере самых ходовых моделей ЭЦВ 6-10-110, ЭЦВ 6-10-140, ЭЦВ 8-25-150, ЭЦВ 6-16-140 попробуем разобраться с признаками, причинами неисправности, как их исправлять.

Неисправности глубинного насоса ЭЦВПричина неисправностиСпособы ремонта
Скважинный насос не включаетсяОбрыв фазы, нет напряжения, неисправность шкафа управленияПроверить и обеспечить номинальное напряжение на клеммах силового кабеля
При перевозке повредили силовой кабельВыявление места обрыва и устранение
Пониженное сопротивление изоляции погружного электродвигателяПробой в изоляции обмоткиОтправить насос в ремонтный цех завода-производителя
Изоляция устарела в связи с несоблюдением норм хранения
Сброс защиты глубинного насосаПерегрузка электродвигателяСнизить быстродействие при помощи задвижки
Пробой изоляции силового кабеляВыявить место повреждения и устранить
Сработка датчика «сухой ход»Обеспечить соответствие дебитных данных скважины и насоса
Агрегат перегружен в связи с работой вне рабочей зоныПогрузить насос в рабочую зону
Сильный скачок тока при включении, не включается двигательНесоблюдение норм хранения привело к неисправности резинометаллических подшипниковОтдать насос в ремонт на завод
Вал заклинен шаровым клапаном
Насос запускался на 2-х фазахПроверка и обеспечение напряжения на фазах
Падение напряжения в подводящей цепиОбеспечить номинальное напряжение
Не качает воду, плохо качаетЗасорена защитная сеткаОчистка сетки
Мотор не набирает необходимых оборотовПроверка частоты и напряжения сети
Неисправные крыльчатки, лопаточные отводыОтвезти в ремонтный цех
Протекание на стыках водопроводных трубНайти и устранить течь
Вращение насоса ЭЦВ в обратную сторонуПоменять местами 2 фазы в защитной станции
Снижение уровня скважинной водыПромер уровня, заглубление насоса
Пульсирующая подача воды на поверхностьНеверно рассчитан дебит скважиныОпустить агрегат на нужный уровень
Чрезмерное потребление мощностиПовышенные нагрузки по причине работы вне рабочей зоныМонтировать агрегат согласно паспорту

Как избежать поломок

Чтобы скважинный ЭЦВ долго не выходил из строя, нужно четко понимать с какая вода в скважине. Перед тем как купить ЭЦВ, проведите анализ воды на содержание химических элементов, примесей, песка. В Украине все заводы-изготовители ЭЦВ разрабатывают линейку продукции, минимизируя риски поломок и неисправностей, применяя различные материалы корпусов и рабочих колес под разные условия.

Если случается серьёзная поломка – лучше отправить неисправный насос на завод для ремонта!

Ремонт глубинного ЭЦВ от Слобожанского завода

Если все же случилась поломка погружного ЭЦВ любого производителя, двери ремонтных цехов СЛЭМЗ всегда открыты для Вас. Многолетний опыт механиков позволяет в кратчайшие сроки осуществить дефектовку, выявить причины поломок и неисправностей глубинного насоса, произвести ремонт неисправного скважинного насоса:

Ремонт скважинных насосов – работы, которые можно проделать самостоятельно

За последние годы число скважин на приусадебных и дачных участках возросло в десятки раз. И дело не только в том, что цена на бурильные работы существенно снизилась и благодаря интернету стали доступны чертежи самодельных буровых установок. Многих привлекает то, что в доме всегда будет вода, независимо от неполадок в водопроводных сетях, но стоит помнить, что время от времени придется проводить ремонт скважинных насосов, ведь ресурс оборудования не бесконечен.

На фото: независимо от размеров оборудования, процесс ремонта аналогичен для всех моделей

Основные способы профилактики неисправностей

Как известно, любую поломку гораздо проще предотвратить, чем устранять. Именно поэтому идеальным вариантом будет профилактический осмотр и обслуживание как минимум раз в год, но лучше это делать дважды – весной и осенью.

Данный тип работ достаточно прост:

  • Насос необходимо достать из скважины, даже эта работа бывает достаточно непростой, особенно если скважина глубокая и оборудование имеет значительный вес. В этом случае лучше позвать помощника.
  • После извлечения агрегата следует осмотреть подвесной тросик и электрический кабель. Далее следует проверить корпус на наличие повреждений, загрязнений и очагов коррозии.
  • Лучше ненадолго запустить насос и послушать – любой посторонний звук будет свидетельствовать о неполадках.

Периодическая проверка и очистка значительно снижает вероятность возникновения неисправностей. Кроме того, если на насосе будет присутствовать песок и ил, это прямое свидетельство того, что необходимо раскачать скважину, иначе заиливание приведет к поломке насоса, которую вряд ли удастся устранить.

Виды и причины поломок

Чтобы лучше понять, как проводить ремонт скважинного насоса своими руками, стоит разобраться с причинами тех или иных неисправностей и понять наиболее типичные проблемы. Конечно, в процессе использования может сломаться что угодно, но существует определенный набор так называемых «болезней», которые проявляются чаще всего.

Важно! Как бы вас не убеждал продавец о том, что какой-то насос не хуже модели, стоимость которой в 2 раза выше, чаще всего более дорогие модели значительно надежнее и долговечнее.

Пускай вас не пугают сложные схемы агрегатов, на практике все гораздо проще

Основные причины выхода насосов из строя

Отметим сразу, что чаще всего агрегат выходит из строя по собственной халатности владельцев. Многие из них, приобретая насос, даже не читают инструкцию, в которой прописаны правила использования и основные меры безопасности.

Более того, у подавляющего большинства пользователей оборудование спускается в скважину и не достается оттуда, пока не сломается, а этого можно было бы избежать, извлекая его для осмотра хотя бы раз в год.

Но даже при ответственном отношении неисправности могут возникнуть, рассмотрим самые распространенные из них:

  • Работа оборудования «всухую», это происходит, если насос подвешивается слишком высоко или в процессе водоснабжения уровень в скважине падает очень сильно. Механизм должен работать с водой – она служит охладителем и смазкой, без него происходит перегрев и заклинивание, а иногда и оплавление пластиковых частей.
  • Пользование слишком мощным насосом, в этом случае забор слишком интенсивный, и со дна всасывается песок, который может сильно повредить основную перекачивающую деталь – крыльчатку насоса.

Песок способен разрушить даже чугунную крыльчатку

  • Перепады и скачки электроснабжения способны привести в негодность конденсатор и другие электрические части. Следует использовать стабилизаторы напряжения.
  • И, наконец, причиной поломок может служить банальный износ узлов.

Самые распространенные поломки

Чаще всего причинами неисправностей являются:

  • Неисправности гидроаккумулятора и обратного клапана – эти узлы не входят в систему, но, если они работают неправильно, насос не защищен от перепадов давления и, скорее всего, получит гидроудар.
  • Эрозия и повреждение крыльчаток, валов и других движущихся частей.
  • Неисправности обмотки и конденсатора.
  • Засорение системы песком и илом.

Вот, что вы можете увидеть, разобрав насос, согласитесь, долго он работать не сможет

Способы устранения неполадок

Если вы не имеете каких-либо способностей и никогда не видели в разобранном виде даже простейшие устройства, стоит обратиться к специалистам. Так же стоит поступить при отсутствии хотя бы минимального набора слесарного инструмента. Но, если у вас есть хотя бы элементарные знания и набор ключей и отверток, можно попробовать проделать некоторые работы самостоятельно.

Простейшая схема устройства насоса

Вот простейшая инструкция по диагностике и ремонту погружного насоса:

  • Перед началом каких бы то ни было работ стоит включить насос в сеть и послушать, если есть какие-либо звуки – щелчки, гудение и так далее, работы можно продолжать, если же полная тишина, то, скорее всего, сгорел магнит, который ремонту не поддается. Такое оборудование утилизируется.
  • Далее снимается нижняя часть корпуса. В данном типе насосов двигатель однофазный, в нем две обмотки – пусковая и рабочая. В пусковом контуре вмонтирован конденсатор, емкость которого может составлять до 40 мкФ. Но проверяется в первую очередь вал и лопасти или рабочие колеса – все должно свободно вращаться и не иметь повреждений.
  • Заклинивший вал свидетельствует о сгорании обмотки статора. Он заменяется целиком, хотя в некоторых моделях сделать это не удастся и насос придется выбросить. Если же все вращается и не повреждено – нижняя часть собирается обратно.

Статор – это внешняя, неподвижная часть обмотки насоса

  • Перед началом разборки верхней части следует поставить корпус вертикально и закрепить его, иначе из двигателя вытечет масло. Под крышкой вы увидите несколько проводов и конденсатор.

Конденсатор и провода располагаются под верхней крышкой насоса

  • Вначале с помощью тестера или омметра замеряется сопротивление пусковой и рабочей обмоток (обычно у рабочей значение 15-20 Ом, у пусковой — 30-40) – если на какой-то из них прибор показывает бесконечность, значит в ней присутствует обрыв. Малые значения сопротивления – свидетельство того, что провода обмотки замыкают между собой.
  • Ну и, напоследок, если все данные в норме, проверяется конденсатор. Если причина в нем, то его следует заменить аналогичным.

В подавляющем большинстве случаев проведение всех вышеперечисленных мероприятий позволяет самостоятельно починить оборудование, избежав значительных трат. Как видите, работы достаточно просты, для их проведения не нужно электротехническое образование – важно аккуратное и скрупулезное проведение всех работ.

Кроме того, вы сможете выяснить, поддается ли насос ремонту, и не будете тратить деньги на диагностику в мастерской, ведь даже если насос не пригоден к восстановлению, с вас возьмут деньги.

Совет! Помните, что корпус насоса постоянно располагается в воде, поэтому при сборке проверяйте правильное положение прокладок и их состояние.

Вывод

Не стоит бояться разобрать насос, возьмите на вооружение наши рекомендации, и вы без труда справитесь с данной задачей. Видео в этой статье наглядно покажет некоторые этапы процесса.

Читайте также:  Обратный клапан для водопровода: принцип работы, виды, устройство и установка
Ссылка на основную публикацию