III. ТИПОВОЙ ДОГОВОР холодного водоснабжения
III. Сроки и порядок оплаты по договору
III. Сроки и порядок оплаты по договору
6. Оплата по настоящему договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) тарифам на техническую воду, устанавливаемым в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При установлении организации водопроводно-канализационного хозяйства двухставочных тарифов указывается размер подключенной нагрузки, в отношении которой применяется ставка тарифа за содержание централизованной системы водоснабжения.
7. Расчетный период, установленный настоящим договором, равен одному календарному месяцу. Абонент вносит оплату по настоящему договору в следующем порядке, если иное не предусмотрено Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 “Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”:
50 процентов стоимости объема воды, потребленной абонентом за предыдущий месяц (для абонентов, договоры с которыми заключены менее одного месяца назад, – стоимости гарантированного объема воды, указанного в настоящем договоре), вносится до 18-го числа текущего месяца;
оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за холодную воду в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
В случае если объем фактического потребления холодной воды за истекший месяц, определенный в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776 “Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод” (далее – Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод), окажется меньше объема воды, за который абонентом была произведена оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет последующего платежа за следующий месяц.
Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства.
8. При размещении узла учета и приборов учета не на границе эксплуатационной ответственности величина потерь холодной воды, возникающих на участке сети от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета, составляет ________________. Указанный объем подлежит оплате в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящего договора, дополнительно к оплате объема потребленной холодной воды в расчетном периоде, определенного по показаниям приборов учета.
9. Сверка расчетов по настоящему договору проводится между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом не реже чем 1 раз в год либо по инициативе одной из сторон путем составления и подписания сторонами соответствующего акта. Сторона настоящего договора, инициирующая проведение сверки расчетов, уведомляет другую сторону о дате проведения сверки расчетов не менее чем за 5 рабочих дней до даты ее проведения. В случае неявки стороны к указанному сроку для проведения сверки расчетов сторона, инициирующая проведение сверки расчетов, составляет и направляет другой стороне акт о сверке расчетов в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть “Интернет”), позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом. В таком случае срок на подписание акта сверки расчетов устанавливается в течение 3 рабочих дней со дня его получения. В случае неполучения ответа в течение более 10 рабочих дней после направления стороне акта о сверке расчетов акт считается признанным (согласованным) обеими сторонами.
Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 N 416-ФЗ ст 15.1 (ред. от 25.12.2018)
Статья 15.1. Обеспечение исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, а также обеспечение исполнения обязательств по оплате водоотведения
1. Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у абонентов возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, заключенным с организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, и гарантирующими организациями, а также критерии, при соответствии которым у абонентов возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате водоотведения по договорам, заключенным с гарантирующими организациями. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения абонентами обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, водоотведения. При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, а также обязанность предоставления обеспечения обязательств по оплате водоотведения у абонентов, не имеющих неисполненных обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, водоотведения.
2. Указанная в части 1 настоящей статьи обязанность не устанавливается в отношении абонентов, являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, казенными, автономными и бюджетными учреждениями, собственниками и пользователями (законными владельцами) жилых домов и помещений в многоквартирных домах, действующими в соответствии с жилищным законодательством управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
3. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, и гарантирующие организации обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить абонентов, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды и (или) необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате водоотведения. В направляемом абоненту уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, водоотведения, срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено организации, осуществляющей горячее водоснабжение, гарантирующей организации, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
4. В случае, если абонент до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, водоотведения устранил допущенное нарушение обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, водоотведения, послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.
5. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленном Правительством Российской Федерации порядке в информационных целях обеспечивает формирование и ведение перечня абонентов в субъекте Российской Федерации, в отношении которых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, и гарантирующими организациями установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, и (или) обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате водоотведения.
6. Информация об устранении абонентом допущенных нарушений обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, водоотведения учитывается при ведении предусмотренного частью 5 настоящей статьи перечня абонентов, обязанных предоставлять обеспечение, в соответствии с устанавливаемым Правительством Российской Федерации порядком формирования и ведения данного перечня.
7. Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, и (или) обеспечение исполнения обязательств по оплате водоотведения предоставляются абонентами, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, гарантирующими организациями в соответствии с настоящей статьей, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии). Указанная гарантия должна содержать условие о невозможности ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия) и условие о невозможности ее изменения гарантом без согласия бенефициара. Предоставляемые банковские гарантии не должны содержать требования о предоставлении организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, гарантирующей организацией гаранту для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение абонентом обеспечиваемых гарантиями обязательств.
8. Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, а также обязанностей по оплате водоотведения.
9. Банковские гарантии должны быть предоставлены банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
10. В случае предоставления в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, водоотведения банковских гарантий, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации условиям предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, водоотведения, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, гарантирующая организация обязаны принять указанные гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, водоотведения.
11. Указанными в настоящей статье абонентами по согласованию с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, или гарантирующей организацией может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды и (или) исполнение обязательств по оплате водоотведения могут быть обеспечены иными способами, предусмотренными законом или договором.
12. Расходы абонентов, связанные с предоставлением обеспечения исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды и обеспечения исполнения обязательств по оплате водоотведения, не учитываются при установлении (утверждении) для указанных абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов).
13. Срок, в течение которого действует обязанность абонента, соответствующего установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенного организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, гарантирующими организациями, по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, и (или) обеспечения исполнения обязательств по оплате водоотведения, определяется в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке.
14. До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, предусмотренный настоящей статьей порядок предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам холодного водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, и (или) обеспечения исполнения обязательств по оплате водоотведения применяется в отношении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение абонента, указанной в части 7 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Единая типовая форма договора холодного водоснабжения и водоотведения
Но чтобы получить эти услуги нужно не только поставить свою подпись, но и разбираться в том, как составлять типовой договор водоотведения. Конечно, можно нанять специалиста, которые все это объяснит, но лучше понимать на какие пункты обратить большее внимание, а на какие меньшее. В любом случае, важно понимать, что, несмотря на то, что есть разные виды документов, лучше составить и подписать единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, в котором будут учитываться все нюансы. Так что физическим лицам следует быть внимательными, чтобы водопровод не оказался слишком дорогим удовольствием.
Договора холодного водоснабжения и водоотведения
Этот документ является одним из самых важных для владельца недвижимости, которая подключена к центральному водопроводу. Дело в том, что водоканал доставляет в квартиру воду, за которую надо расплачиваться. Кроме того, в этом же документе указывается информация об услугах по водоотведению, то есть утилизации переработанной воды.
В РФ эта услуга считается одной из основных, а теперь правительством РФ было дано разрешение на объединение рассматриваемых услуг при подписании типового договорного документа. Так и появился единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
Вот его составные части, что должен знать каждый человек, который будет подписывать рассматриваемую бумагу. В договоре указываются:
- Место подписания;
- Дата, когда документ был подписан;
- Наименование организации;
- Должность, фамилия, имя, отчество представителя (например, которого выдвигает водоканал);
- На основании чего составляется: положение, устав, доверенность;
- ФИО физического лица и его паспортные данные;
- Если надо заключить договор на водоотведение юридическим лицом, в этом случае надо указать название организации.
Это начальная часть документа. В остальном, образец договора водоснабжения и водоотведения за 2017 год имеет несколько главных составляющих частей. Давайте рассмотрим и их:
Указывается предмет договора;
- Сроки и режим приема сточных вод;
- Тарифы, сроки и порядок оплаты;
- Права и обязанности сторон;
- Порядок осуществления учета принимаемых сточных вод;
- Контроль состава и свойств воды из ХВС и стоков;
- Условия прекращения или ограничения приема сточных вод тоже можно утвердить при подписании заключенного документа;
- Протокол разногласий к договору;
- Обстоятельства непреодолимой силы;
- Период действия.
Кому и зачем нужно заключать соглашение
Заключать договор на водоснабжение и водоотведение может каждый гражданин РФ, который заинтересован в получении качественных услуг. Если вы являетесь потребителем услуг от водоканала, но в то же время заинтересованы в грамотно оформленном водоотведении, то договорные бланки могут выступить в качестве гарантии, если уровень услуг окажется низким.
Подписать договор могут:
- Юридические лица, точнее, их представители. В случае, когда одной стороной выступает предприниматель;
- Физические лица, которыми выступают владельцы объектов недвижимости: квартир и частных домов, подключенных к канализации и водопроводу.
Если договор не был заключен, то пользователям нужно ждать последствий. Главный минус – это невозможность апеллировать правовыми положениями, если качество услуг человека не устраивает. Тогда обжалование буде практически невозможным, ведь нет никакой документальной базы, подтверждающей, что качество услуг явно не отвечает стандарту.
Также, согласно законам Российской Федерации, без документов никак невозможно добиться возврата денег за некачественно оказанные услуги по водоотведению и водоснабжению. Кроме того, в водоканале вас могут просто «потерять». Не в прямом смысле, конечно, но на ваш адрес перестанут приходить платежки, и начнет накапливаться долг. А какие последствия никому рассказывать не нужно. Заглушка на канализации и отключение воды – это самые жесткие меры. А начинать судебную тяжбу с таким веским аргументом, как подписанный договор намного безопаснее.
Какие документы нужны на заключение договора
Любой договор заключается, только если сторонами будут предоставлены документы. Но есть существенные условия, которые влияют на список документов, в зависимости от того кто именно хочет оформить договор и будет ли это оферта.
Документы для физических лиц:
Копия документов, подтверждающих право собственности на жилплощадь;
- Справка о составе семьи (если в квартире не установлен счетчик);
- Если есть льготы, то надо это доказать документами, утверждаемыми данное право;
- Копия паспорта и кода ИНН;
- Документ о проверке счетчиков.
Если договор хочет составить владелец дома в частном секторе, то здесь представлена примерная характеристика тех документов, которые должны у него быть:
- Заявление о желании составить договор, форма которого удовлетворит все желания пользователя по водоснабжению и водоотведению;
- Документы правоустанавливающего характера на недвижимость: готовый дом, объект на стадии строительства или дом, который находится на реконструкции;
- Техническая документация: паспорт проверки счетчиков и акты разграничения;
- Если нет счетчика, владельцу дома надо принести справку о составе семьи, потому что расчет будет утвержден исходя из того какое количество воды приходится на одного человека;
- Информация о льготах, если они имеют место.
Как видите, списки практически идентичны, но вот результаты расчетов будут разными. В договоре надо максимально подробно рассмотреть каждый нюанс, мелочь и особенности поступления воды и отведения переработанной жидкости. Также, там указывается когда и в каком размере начисляется плата за услуги, и на протяжении какого периода её можно вносить. В общем, документ более чем полезен.
Заключение договоров холодного водоснабжения и водоотведения
Уважаемые заказчики (абоненты)!
В этом разделе вы можете ознакомиться с правилами оформления договорных отношений по отпуску питьевой воды, приему сточных вод, а также – с формами документов, используемых МУП «Салаватводоканал» для оформления договорных отношений с абонентами.
МУП «Салаватводоканал» заключает договоры водоснабжения и единые договоры водоснабжения и водоотведения.
Основные нормативные правовые акты, регламентирующие оформление договорных отношений по отпуску питьевой воды и приему сточных вод можно посмотреть здесь.
Юридическое или физическое лицо, желающее заключить договор, обращается в МУП «Салаватводоканал» с заявлением о заключении договора.
Для заключения договора необходимо, чтобы объекты, системы водоснабжения и (или) канализации заказчика (абонента) имели непосредственное присоединение к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации МУП «Салаватводоканал» или находятся в многоквартирном доме, расположенном в г.Салават или пос.Зирган.
Формы заявлений можно посмотреть внизу страницы.
Формы договоров можно посмотреть здесь.
В заявлении на заключении договора заказчик (абонент) указывает объекты, имеющие непосредственное присоединение к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации или находятся в многоквартирном доме, расположенном в г. Салават или пос. Зирган.
В договор на отпуск питьевой воды (договор на прием сточных вод) включаются существенные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
- Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 (ред. от 29.06.2017) “Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения”.
- Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 22.05.2019) “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” (вместе с “Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”)
Существенными условиями договора на отпуск питьевой воды в соответствии с законодательством Российской Федерации являются:
- предмет договора, которым является отпуск (получение) питьевой воды (для заказчиков (абонентов), являющихся исполнителями коммунальных услуг, в общем объеме питьевой воды, поставляемой в многоквартирный дом, выделяются объемы отпуска питьевой воды в отношении каждого нежилого помещения);
- дата начала отпуска питьевой воды;
- режим отпуска (получения) питьевой воды, в том числе при пожаротушении;
- лимиты на отпуск (получение) питьевой воды;
- качество питьевой воды;
- условия прекращения или ограничения отпуска (получения) питьевой воды;
- осуществление учета отпущенной (полученной) питьевой воды;
- порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, включая сверхлимитное водопотребление;
- границы эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения и сооружениям на них;
- права и обязанности сторон;
- неустойка (штраф, пени) и другие виды ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, за несоблюдение условий договора или ненадлежащее исполнение обязательств сторон;
- условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Существенными условиями договора на прием сточных вод в соответствии с законодательством Российской Федерации являются:
- предмет договора, которым является прием (сброс) сточных вод (для заказчиков (абонентов), являющихся исполнителями коммунальных услуг, в общем объеме водоотведения (сброса сточных вод) от многоквартирного дома выделяются объемы водоотведения от каждого нежилого помещения);
- дата начала приема (сброса) сточных вод;
- режим приема (сброса) сточных вод;
- лимиты на прием (сброс) сточных вод;
- нормативные требования по составу сточных вод;
- условия прекращения или ограничения приема (сброса) сточных вод;
- осуществление учета принятых (сброшенных) сточных вод;
- порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, включая превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ;
- границы эксплуатационной ответственности сторон по сетям канализации и сооружениям на них;
- права и обязанности сторон;
- неустойка (штраф, пени) и другие виды ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, за несоблюдение условий договора или ненадлежащее исполнение обязательств сторон;
- условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В договор на отпуск питьевой воды (договор на прием сточных вод), заключаемый с заказчиком (абонентом), являющимся исполнителем коммунальных услуг, подлежат включению условия, предусмотренные Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124:
- разграничение ответственности сторон за несоблюдение показателей качества питьевой воды (качества услуги по приему сточных вод);
- взаимодействие сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги (предоставляемой заказчиком (абонентом), являющимся исполнителем коммунальных услуг, коммунальной услуги по холодному водоснабжению и (или) водоотведению);
- разграничение обязательств сторон по обеспечению обслуживания внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи питьевой воды к внутридомовым инженерным системам (отведения бытовых стоков из внутридомовых систем);
- разграничение обязательств сторон по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета питьевой воды и (или) принятых по соглашению с собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома обязательств по оборудованию индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (жилого дома – индивидуальным прибором учета), включая обеспечение доступа к общедомовому имуществу для целей установки таких приборов учета, а также обязательство сторон по обеспечению работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора требований к эксплуатации приборов учета, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемой по договору питьевой воды (принятых сточных вод), в том числе объемов питьевой воды, горячей воды, приходящихся на нежилые помещения в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки МУП «Салаватводоканал» показаний коллективного (общедомового) прибора учета;
- обязанность абонента уведомлять МУП «Салаватводоканал» о сроках проведения им проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) проверки их состояния и право представителей МУП «Салаватводоканал» участвовать в таких проверках;
- обязанность абонента предоставить МУП «Салаватводоканал» возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к указанным системам;
- порядок взаимодействия сторон при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, а также порядок расчета размера платы за отпущенную питьевую воду (принятые сточные воды) в указанном случае.
Отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод осуществляется на основании публичного договора (статьи 426, 539, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства РФ № 644 от 29.07.2013 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения», Постановление Правительства РФ № 645 от 29.07.2013 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения»), который заключается абонентом с МУП “Салаватводоканал”.
Для надлежащего заключения договора на холодное водоснабжение и водоотведение следует предоставить заявление с приложением документов, предусмотренных пунктами 16 и 17 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013,
физические лица по частному сектору и домам, находящимся в непосредственном управлении, по адресу: г. Салават, ул. Дзержинского, д.3;
юридические лица по адресу: г. Салават, ул. Уфимская, 37 каб.
По всем вопросам, связанным с заключением договоров, следует обращаться МУП «Салаватводоканала по телефонам: (для физических лиц – 38-71-53 и 38-71-50;
для юридических лиц – 32-51-32).
Формирование договорных отношений в сфере водоснабжения и водотведения
В силу технологических особенностей организации обеспечивающие водоснабжение и водоотведение занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории. В условиях отсутствия рыночного предложения по водоснабжению и водоотведению важной задачей становится регулирование взаимоотношений между производителем коммунальных услуг и жилищными предприятиями. Наряду с актами государственных органов и органов местного самоуправления, одним из важнейших оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является на сегодняшний день договор. Настоящая публикация посвящена вопросам формирования договорных отношений в сфере водоснабжения и водоотведения, и роли местных органов самоуправления в регулировании этих отношений.
В настоящее время на государственном уровне созданы необходимые экономические, организационные и юридические предпосылки для регулирования взаимоотношений сторон, возникающих при любой хозяйственной деятельности, на основе договора. С юридической точки зрения “договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей” (Гражданский кодекс ст.420). То есть договорные отношения имеют практический смысл лишь в том случае, если стороны определили свои взаимоотношения и установили для себя определенные права и обязанности. Именно совокупность прав и обязанностей сторон составляет содержание договора, причем, если реализация тех или иных прав зависит только от воли сторон, то нарушение или уклонение от исполнения обязанностей влекут за собой неблагоприятные, в том числе и финансовые последствия для виновной стороны. Поэтому договорная сфера отношений регулируется нормами обязательного права, закрепленными в Гражданском кодексе (далее ГК).
Монопольное положение организаций обеспечивающих водоснабжение и водоотведение определяет особые взаимоотношения с жилищными предприятиями (службами заказчика), которые строятся на основе договоров регулируемых требованиями статьи 426 Гражданского кодекса “Публичный договор”. Особенности публичного договора заключается в следующем:
- организация обеспечивающая водоснабжение и водоотведение по характеру своей деятельности обязана оказывать услуги (поставить товар) каждому, кто к ней обратится, и не вправе оказать предпочтение одному лицу перед другим при решении вопроса о заключении публичного договора, если не докажет, что не имела возможности предоставить потребителю услуги (товар) соответствующего объема и качества;
- потребители гарантированы от дискриминации со стороны организации занимающей доминирующее положение на рынке. Все условия публичного договора, включая цены (тарифы) на предоставляемые услуги (товары), устанавливаются едиными для всех потребителей, за исключением случаев предусмотренных нормативными, правовыми актами, таких как, предоставление льгот по стоимости услуг (товара) для отдельных категорий потребителей (например, льготы инвалидам по оплате услуг водоснабжения и водоотведения);
- в случае необоснованного отказа водоснабжающей организации от заключения публичного договора, жилищное предприятие (служба заказчика) вправе подать иск в арбитражный суд о понуждении данной организации заключить такой договор и возместить убытки, причиненные необоснованным уклонением от заключения договора.
В отдельных случаях предусмотренных законом Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.д.) (Гражданский кодекс ст. 426 п.4.). Такими правилами обязательными для сторон публичного договора по водоснабжению и водоотведению являются “Правила предоставления коммунальных услуг”, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г №1099 (именуемые в дальнейшем “Правила”).
“Правила” определяют порядок предоставления и оплаты услуг, права и обязанности потребителей, права, обязанности и ответственность исполнителей. В соответствии с “Правилами”, предоставление коммунальных услуг осуществляется на договорной основе. В договорах регламентирующих взаимоотношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг в обязательном порядке должны быть отражены следующие положения:
“Правила” определяют условия предоставления коммунальных услуг конечному потребителю – гражданину, и гарантируют его права на определенный объем услуг установленного качества за определенную цену. У гражданина есть право на уменьшение платы при недополучении услуги или снижении ее качества, независимо от того кто именно обеспечивает эту услугу. В том случае, когда за обеспечение населения коммунальными услугами отвечает не ресурсоснабжающая организация (жилищное предприятие, служба заказчика, др.) между организацией обеспечивающей поставку услуги населению и ресурсоснабжающей организацией должен быть заключен договор позволяющий переадресовать ответственность по объему и качеству услуг и санкции за нарушение обязательств предоставление услуг населению на ресурсоснабжающую организацию.
В отношениях с жилищными предприятиями (службами заказчика) организации водопроводно-канализационного хозяйства (далее – организации ВКХ) руководствуются нормативным актом “Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации” утвержденными Приказом Минстроя России от 11 августа 1995 г. № 17-94. Следует отметить, что Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации по отдельным положениям противоречат “Правилам”. Например, в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации не предусмотрена обязанность организации ВКХ обеспечивать определенное ГОСТом качество подаваемой потребителям питьевой воды и не предусмотрена неустойка за снижение качества воды или перерывы в водоснабжении по вине организации ВКХ; не определены права пользователей (абонентов); предусмотрено право организации ВКХ прекращать отпуск питьевой воды и прием сточных вод при неоплате платежных документов по истечении десяти дней, хотя “Правилами” предоставления коммунальных услуг для граждан установлен срок в три месяца и т.д. Таким образом, если жилищное предприятие (служба заказчика) в своих договорах с организацией ВКХ не предусмотрит положения, позволяющие ему “переадресовать” указанным организациям ответственность за объемы и качество поставляемой воды и водоотведение, в пределах эксплуатационной ответственности организаций ВКХ, то именно жилищное предприятие (служба заказчика) будет нести ответственность за нарушение прав потребителей (включая снижение платы и выплату неустойки), являющихся следствием нарушений со стороны ресурсоснабжающей организации.
В основу договорных отношений между жилищными предприятиями (службами заказчика) и организациями ВКХ положено разграничение прав собственности и хозяйствования с соответствующим разделением прав и ответственности сторон. В управлении жилищных предприятий (служб заказчика) находятся внутридомовые и внутридворовые сети, оборудование, устройства водоснабжения и канализации, служащие для обеспечения дома коммунальными услугами. В управлении организации ВКХ находятся водозаборные, очистные сооружения, магистральные и разводящие сети.
Предметом договора в договорах водоснабжения и водоотведения является подача питьевой воды до границы эксплуатационной ответственности на сетях водоснабжения и отвод сточных вод от границы эксплуатационной ответственности на сетях канализации. Из предмета договора следует, что в стоимость услуг не входит перемещение воды и сточных вод по внутридворовым и внутридомовым сетям, а также содержание этих сетей, за это отвечает жилищное предприятие (служба заказчика). Поэтому, если в тарифы на водоснабжение и водоотведение для населения заложены затраты на содержание внутридворовых и внутридомовых сетей и перемещение по ним подаваемой и отводимой воды (как это принято в настоящее время), у жилищного предприятия (службы заказчика) появляется основание для требования возмещения (компенсации) ему соответствующих затрат.
Вопрос формирования и утверждения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №707 от 18 июня 1996 г. поручен органам местного самоуправления. Если вопрос возмещения затрат на содержание, обслуживание и ремонт водопроводных и канализационных сетей находящихся в управлении жилищного предприятия (службы заказчика) не решен органом местного самоуправления целесообразно в договор на водоснабжение и водоотведение включать пункт об уменьшении тарифов на водоснабжение и водоотведение, связанным со стоимостью работ по обслуживанию внутридворовых и внутридомовых сетей, сооружений и устройств.
Для расчета ориентировочной потребности воды и объема услуг по водоотведению жилищному предприятию (службе заказчика) целесообразно использовать табличный метод расчета представленный в приложении 1. Водопотребление жильцов рассчитывается на основе утвержденного органом местного самоуправления норматива водопотребления для населения. Расчет требуемого количества воды на содержание общедолевой собственности (влажная уборка лестничных клеток, помещения офиса, полив территории и зеленых насаждений и т.д.) производится по эксплуатационным нормам водопотребления и включается в заявляемую в договоре величину расхода воды. Например, суточная норма расхода воды на полив вручную из шлангов) тротуаров составляет 0,4-0,5 л/м, полив зеленых насаждений газонов и клумб – 3-4 м 3 /год. Объемы водоотведения рассчитываются из разницы нормативов водопотребления и водоотведения, установленной нормативными актами органов местного самоуправления.
В заявляемую при подписании договора величину требуемого объема водоснабжения и водоотведения включаются заявки пользователей нежилыми помещениями (субабонентов), за обеспечение которых коммунальными услугами отвечает жилищное предприятие (служба заказчика), как основной абонент систем коммунального водоснабжения и канализации.
“Правилами” определено, что при отклонении качества услуг от установленного договором оплата потребителем соответственно уменьшается (п.2.7 “Правил”). Перечень качественных показателей их величин, а также величины уменьшения и порядок оформления отклонения устанавливаются соответствующими ведомствами, осуществляющими контроль за безопасностью для потребителя услуг, их территориальными органами совместно с органами местного самоуправления. В Приложении к “Правилам” приведены рекомендуемые показатели качества услуг условия снижения оплаты при снижении качества коммунальных услуг. “Правилами” также установлено, что за нарушение установленных договором сроков устранения недостатков в качестве предоставляемых услуг или превышение допустимых перерывов в предоставлении услуг исполнитель обязан уплатить потребителю неустойку в размере трех процентов за каждый день просрочки, если срок или перерыв определен в днях, и один процент за каждый час просрочки, если срок или перерыв определен в часах (п.6.4 “Правил”). Режим поставки, допустимые перерывы в подаче воды устанавливаются Постановлением главы администрации города на основании технических возможностей центральных систем водоснабжения и канализации.
В договоре на водоснабжение и водоотведение следует установить показатели качества водоснабжения и водоотведения и их допустимое отклонение за расчетный период, размер уменьшения размера платы и предъявления штрафных санкций организации ВКХ за “выход” за допустимые пределы снижения качества услуг.
“Правила” определили перечень случаев, при которых возможно прекращение отпуска питьевой воды потребителям. Нормы законодательства допускают расширение этого перечня, включением соответствующих положений в договор на водоснабжение и водоотведение. На практике организации ВКХ, используя свое монопольное положение на рынке услуг, включают в договоры положения значительно расширяющие права по прекращению подачи воды. Избежать диктата со стороны организаций ВКХ можно ограничив перечень случаев прекращения водоснабжения и водоотведения, включаемых в договор, случаями предусмотренными “Правилами” и нормативными актами органов местного самоуправления. Включение в договор других положений, дающих право организации ВКХ на прекращение отпуска воды и прием сточных вод, должно обосновываться предприятием ВКХ и согласовываться с жилищным предприятием (службой заказчика).
В договора часто включают положение о том, что организация ВКХ не несет ответственности за причиненный жилищному предприятию (службе заказчика) ущерб в связи с прекращением энергоснабжения, что не бесспорно. Энергоснабжение организации ВКХ осуществляется на основе договора с энергоснабжающей организацией, в котором должна быть предусмотрена ответственность за прекращение энергоснабжения и размер неустойки, за счет которой должна выплачиваться неустойка потребителям услуг по водоснабжению и водоотведению, поэтому прекращение энергоснабжения не может освобождать организацию ВКХ от обязательств перед жилищными предприятиями (службами заказчика).
Особенно сложным вопросом, касающимся качества услуг по водоснабжению, является вопрос о составе и свойствах питьевой воды. Нормативные документы Госкомсанэпидемнадзора включают большой перечень показателей качества питьевой воды и требований к ним. На практике предприятия ВКХ контролируют ограниченное количество параметров и реальные показатели состава и свойств могут существенно колебаться в зависимости от географического расположения муниципального образования, сезонных условий работы предприятий и др. Нормы действующего законодательства предоставляют органам местного самоуправления право устанавливать нормативы состава и свойств питьевой воды. Основываясь на местных особенностях местные органы самоуправления утверждают нормативы состава воды и возможные отклонения от установленных нормативов
Заключение договоров
Уважаемые Заказчики (Абоненты)!
В этом разделе вы можете ознакомиться с правилами оформления договорных отношений по отпуску питьевой воды, приему сточных вод и загрязняющих веществ, а также – с формами документов, используемых ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для оформления договорных отношений с абонентами.
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» заключает раздельные договоры на отпуск питьевой воды и на прием сточных вод и загрязняющих веществ.
Основные нормативные правовые акты, регламентирующие оформление договорных отношений по отпуску питьевой воды и приему сточных вод можно посмотреть здесь.
Юридическое или физическое лицо, желающее заключить договор, обращается в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» с заявлением о заключении договора.
Для заключения договора необходимо, чтобы объекты, системы водоснабжения и (или) канализации заказчика (абонента) имели непосредственное присоединение к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
Формы заявлений можно посмотреть здесь.
Формы договоров можно посмотреть здесь.
В заявлении на заключении договора заказчик (абонент) указывает объекты, имеющие непосредственное присоединение к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации Водоканала.
В договор на отпуск питьевой воды (договор на прием сточных вод) включаются существенные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Существенными условиями договора на отпуск питьевой воды в соответствии с законодательством Российской Федерации являются:
- предмет договора, которым является отпуск (получение) питьевой воды (для заказчиков (абонентов), являющихся исполнителями коммунальных услуг, в общем объеме питьевой воды, поставляемой в многоквартирный дом, выделяются объемы отпуска питьевой воды в отношении каждого нежилого помещения);
- дата начала отпуска питьевой воды;
- режим отпуска (получения) питьевой воды, в том числе при пожаротушении;
- лимиты на отпуск (получение) питьевой воды;
- качество питьевой воды;
- условия прекращения или ограничения отпуска (получения) питьевой воды;
- осуществление учета отпущенной (полученной) питьевой воды;
- порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, включая сверхлимитное водопотребление;
- границы эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения и сооружениям на них;
- права и обязанности сторон;
- неустойка (штраф, пени) и другие виды ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, за несоблюдение условий договора или ненадлежащее исполнение обязательств сторон;
- условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Существенными условиями договора на прием сточных вод и загрязняющих веществ в соответствии с законодательством Российской Федерации являются:
- предмет договора, которым является прием (сброс) сточных вод (для заказчиков (абонентов), являющихся исполнителями коммунальных услуг, в общем объеме водоотведения (сброса сточных вод) от многоквартирного дома выделяются объемы водоотведения от каждого нежилого помещения);
- дата начала приема (сброса) сточных вод;
- режим приема (сброса) сточных вод;
- лимиты на прием (сброс) сточных вод;
- нормативные требования по составу сточных вод;
- условия прекращения или ограничения приема (сброса) сточных вод;
- осуществление учета принятых (сброшенных) сточных вод;
- порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, включая превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ;
- границы эксплуатационной ответственности сторон по сетям канализации и сооружениям на них;
- права и обязанности сторон;
- неустойка (штраф, пени) и другие виды ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, за несоблюдение условий договора или ненадлежащее исполнение обязательств сторон;
- условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В договор на отпуск питьевой воды (договор на прием сточных вод и загрязняющих веществ), заключаемый с заказчиком (абонентом), являющимся исполнителем коммунальных услуг, подлежат включению условия, предусмотренные Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124:
- разграничение ответственности сторон за несоблюдение показателей качества питьевой воды (качества услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ);
- взаимодействие сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги (предоставляемой заказчиком (абонентом), являющимся исполнителем коммунальных услуг, коммунальной услуги по холодному водоснабжению и (или) водоотведению);
- разграничение обязательств сторон по обеспечению обслуживания внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи питьевой воды к внутридомовым инженерным системам (отведения бытовых стоков из внутридомовых систем);
- разграничение обязательств сторон по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета питьевой воды и (или) принятых по соглашению с собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома обязательств по оборудованию индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (жилого дома – индивидуальным прибором учета), включая обеспечение доступа к общедомовому имуществу для целей установки таких приборов учета, а также обязательство сторон по обеспечению работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора требований к эксплуатации приборов учета, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемой по договору питьевой воды (принятых сточных вод), в том числе объемов питьевой воды, горячей воды, приходящихся на нежилые помещения в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» показаний коллективного (общедомового) прибора учета;
- обязанность абонента уведомлять ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» о сроках проведения им проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) проверки их состояния и право представителей ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» участвовать в таких проверках;
- обязанность абонента предоставить ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к указанным системам;
- порядок взаимодействия сторон при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, а также порядок расчета размера платы за отпущенную питьевую воду (принятые сточные воды) в указанном случае.