Вентиляция овощной и смотровой ям в гараже своими руками

Вентиляция овощной ямы в гараже: организация воздухообмена в гаражном овощехранилище

Мало вырастить урожай на даче или приусадебном участке в деревне, его еще нужно как-то сохранить до весны. И практически единственно верный вариант здесь – это личное овощехранилище. Причем нередко подобный погреб обустраивается в гараже под смотровой ямой. Так и дешевле выходит, и все в одном месте оказывается, и температура внутри не опускается ниже нуля.

Но согласитесь, если выкопать котлован под гаражным строением и ссыпать туда картошку с морковкой, то овощи не дотянут даже до зимы. Из-за избыточной влаги они просто сгниют. Лишь правильно оборудованная вентиляция в овощной яме в гараже является гарантией сохранности припасов.

Мы расскажем, как грамотно обустроить хранилище для урожая под гаражом безукоризненно действующей системой вентилирования. В представленной нами статье детально изложены все нюансы и правила. Наши советы помогут самостоятельным домашним умельцам достичь отличного результата.

Насколько нужна овощной яме вентиляция

Классическое овощехранилище под частным гаражом (боксом) представляет собой помещение шириной/длиной в 2–2,5 метра и высотой до 2-х метров. Спуск в него обычно устраивается из смотровой ямы с помощью лестницы.

В результате погреб для овощей и банок с соленьями оказывается заведомо ниже уровня промерзания грунта, что гарантирует сохранение температуры в нем выше нуля даже в зимний период.

Вентиляция в гаражном овощехранилище обустраивается, чтобы:

  • удерживать температуру воздуха в яме на уровне от 1 до +10 0 С в течение всего года;
  • удалять избыточную влагу и углекислый газ с этиленом из погреба;
  • обеспечивать постоянный воздухообмен с притоком внутрь чистого уличного воздуха.

При хранении овощи «дышат» и продолжают созревать либо постепенно начинают загнивать. В результате этих процессов постоянно выделяется тепло и влага. И если их не отводить из овощехранилища, то влажность внутри достигнет 95–100%, а температура поднимется выше 10–15 0 С. А в итоге это приводит к выпадению конденсата и развитию гнили с последующей потерей урожая.

В идеале в овощной яме под гаражом должны обеспечиваться следующие условия:

  • температура – плюс 1–5 0 С;
  • влажность – 85–90%;
  • воздухообмен – 1 раз/час (порядка 50–100 м 3 /тонну овощей*час);
  • свет – затемнение с отсутствием прямых солнечных лучей, освещение включается только при нахождении в погребе людей.

Добиться в реальности указанных показателей можно лишь при устройстве в овощной яме под гаражом системы вентиляции с принудительным побуждением воздуха. Причем в ее состав придется включать автоматику для стабильного поддержания микроклимата.

Обойдется такой вариант вентилирования в несколько сотен тысяч рублей. Тратить подобные суммы совершенно невыгодно. Поэтому чаще всего вентиляцию в гаражном овощехранилище выстраивают обычную естественную схему из пары труб.

Проектирование вентиляционной системы

Вентиляция в гаражном овощехранилище может быть естественной и принудительной. Первый вариант дешевле, а второй более эффективный. Еще один нюанс – во втором случае гараж в обязательном порядке должен быть электрифицирован, вентилятор для нагнетания воздуха работает от электросети.

Если все делать по СНиПам, то при подготовке проекта системы вентиляции в овощной яме необходимо учесть:

  1. Зимние и летние температурные показатели для региона.
  2. Уровень грунтовых вод и уровень промерзания грунта.
  3. Наличие рядом с гаражным строением подземных коммуникаций (особенно теплотрасс и водопроводов).
  4. Виды овощей и корнеплодов, которые предполагается хранить в погребе.
  5. Объем засыпаемых на хранение припасов и кубатуру хранилища.
  6. Наличие/отсутствие утепления и бетонного пола в яме.

Чтобы картофель, капуста в вилках, морковь, редька и свекла сохранились в овощехранилище как можно дольше, их следует держать в разных отсеках, по возможности с разным микроклиматом.

Но в небольшом личном гараже создать подобные условия невозможно в силу ограниченности имеющегося пространства. Поэтому в рассматриваемом случае обычно организовывают естественное вентилирование. Оно дешевле, проще в монтаже своими руками и не требует электроэнергии.

При организации вентиляции в овощехранилище под гаражом следует учитывать следующие моменты:

  1. Воздух из гаража с выхлопами от машины не должен попадать в овощную яму.
  2. Воздух из погреба, насыщенный влагой от овощей, не должен попадать в смотровую яму и подниматься под автомобиль.
  3. Принудительная система вентилирования нуждается в электричестве и постоянном присмотре.
  4. Система с естественным воздухообменом летом в жару практически прекращает работу, а зимой в сильные морозы (если приток не перекрыть) может выморозить погреб.

Овощная яма – это постоянный источник влаги. Но спуск в нее в частном гараже обычно организован через яму смотровую.

Если между двумя этими помещениями отсутствует максимально герметичная дверь, то влажный воздух снизу от овощей будет подниматься под днище машины. В результате уже автомобиль от такого микроклимата начнет ржаветь и гнить.

Холодный воздух спускается к полу, а теплый поднимается под потолок. Это чистая физика. И чем выше разность температур, тем быстрее происходит подобная циркуляция воздушных масс.

Если приточную трубу с улицы подвести к полу овощной ямы, а вытяжную наружу смонтировать под потолком или соединить ее с общей вытяжкой гаража, то в такой системе воздуховодов образуется естественная тяга.

И если вентиляционные каналы рассчитаны правильно, то воздухообмен окажется более чем достаточным, чтобы отвести лишне тепло с влагой из овощехранилища на улицу.

При сужении труб притока и вытяжки кратность обмена воздуха в погребе гаража окажется низкой. А если установить их излишне широкими, то циркуляция выйдет избыточной. В первом случае в яме будет слишком тепло и влажно, а во втором овощехранилище по зиме может промерзнуть.

Оптимальный вариант диаметра воздуховода для естественной системы вентиляции в гаражном погребе площадью 3–6 м 2 – 100–150 мм.

Выбор труб для воздуховодов в гараже

Для организации естественной вентиляции в самом гаражном боксе достаточно соорудить в нем один вентканал на вытяжку через крышу строения. Приток воздуха в этом случае будет осуществляться через открытую дверь и продухи по обе ее стороны внизу в стене.

Для устройства вентилирования овощехранилища в гараже применяют следующие виды воздуховодов:

  • пластиковые (ПВХ или полиэтилен);
  • железные оцинкованные;
  • асбестовые;
  • алюминиевые.

Дешевле всего обойдется асбестовый и из ПВХ вариант. При этом если первый негорючий, то второй не впитывает влагу. Металлические трубы стоят дороже, но более прочные и спокойней переносят морозы.

Борьба с конденсатом и наледью

Полностью избавиться от постоянно образующейся влаги в овощехранилище невозможно. Она в яме исходит от овощей, земли под ногами и конденсата со стен. При этом и излишне сушить воздух в погребе также не рекомендуется. Это вредно для хранимых припасов.

При попадании в холодный погреб теплого воздуха на стенах и всем находящемся в овощехранилища моментально выпадает конденсат. Если вытяжка работает плохо, то последний останется внутри и поспособствует развитию плесени на овощах. А при резком похолодании он моментально превратится в лед, что также малоприятно.

Чем шире вентиляционные трубы, тем сильней происходит воздухообмен. Однако это хорошо летом, но совершенно лишнее зимой. В зимний период приток воздуха наоборот требуется максимально снизить, чтобы излишне не понижать внутри температуру.

Чтобы обеспечить себе максимум контроля над происходящим в овощной яме, следует предусмотреть:

  • регулировочную задвижку на приточной трубе;
  • возможность полного перекрытия притока и вытяжки воздуха на случай сильных морозов;
  • утепление обоих воздуховодов;
  • возможность установки вытяжного электрического вентилятора для принудительной просушки погреба.

Также при наличии в подвале освещения, конденсат может привести к короткому замыканию. Поэтому чем лучше утеплена сама овощная яма, гараж над нею и трубу вентиляции, тем лучше.

Монтаж вентиляции в овощехранилище

Перед тем как начать делать вентиляцию в овощной яме гаража, следует все рассчитать и заранее приготовить все необходимые материалы. Также не следует пренебрегать составлением маломальского плана помещения с указанием точек расположения воздуховодов.

Вроде бы, надо сделать всего пару вентиляционных каналов. Но без предварительного чертежа, даже с их установкой можно что-нибудь намудрить.

Чтобы организовать в рассматриваемом помещении естественное вентилирование, потребуются трубы длиной 8–9 метров (3,5–4 м на приток и минимум 4 м на вытяжку). Это с учетом наличия смотровой ямы.

Если ее нет, то надо отталкиваться от глубины заложения погреба и высоты потолка гаражного бокса. Плюс нужны будут стакан для конденсата со сливным краном, металлические решетки на вентиляционные отверстия с улицы и колпак либо дефлектор.

Монтаж вентиляции в гараже и овощной яме производится следующим образом:

  1. В стене возле гаражной двери с отступом от земли в 20–30 см и через перекрытия вниз в погреб пробиваются отверстия для приточной трубы.
  2. В крыше гаража и потолке ямы делаются отверстия для вытяжки.
  3. Монтируются вентиляционные трубы (на вытяжке снизу устанавливается стакан-сборник для конденсата).
  4. На трубе притока воздуха ставится задвижка.
  5. При необходимости вентканалы утепляются устойчивым к влаге пенопластом или пеноплексом.
  6. Сверху на вытяжной трубе устанавливается колпак от дождя.

Чтобы через вентиляцию в овощехранилище не залезли грызуны, на отдушинах притока воздуха с улицы следует установить металлическую решетку. При этом расстояние от края вытяжной трубы до потолка овощной ямы не должно превышать 20 см, а приточная труба должна подниматься над ее полом максиму на 50 см.

Воздуховод притока в яме следует располагать так, чтобы поступающий уличный воздух не попадал на банки и овощи. Зимой он холодный и должен сначала слегка согреться.

Иначе общая температура в погребе будет на уровне +5 0 С, а локально возле вентиляционной трубы все замерзнет. По этой же причине этот вентканал следует отводить от стены минимум на 30–50 см, чтобы рядом с ним не нарастала шуба из инея.

С правилами и формулами расчета площади воздуховодов ознакомит следующая статья, которую мы рекомендуем самостоятельным домашним умельцам.

Выводы и полезное видео по теме

Вентиляция в овощехранилище под гаражом:

Как сделать вентиляцию в овощной яме:

У хозяев, решающих, как лучше устроить вентиляцию в гаражной овощной яме, в распоряжении только два варианта. Можно сделать принудительную систему с вентилятором либо организовать воздухообмен с естественной циркуляцией воздуха. Первый способ энергозависим и дорог, но и эффективен в любую погоду.

В подавляющем большинстве случаев используется как раз второй. Пары труб на приток и вытяжку, разнесенных в погребе по диагонали в разные его углы, обычно вполне достаточно, чтобы обеспечить в рассматриваемом помещении требуемый уровень воздухообмена.

У вас остались вопросы по теме или есть свои комментарии по тому, как следует правильно делать вентиляцию в овощехранилище в гараже – пишите ниже. Мы обязательно поможем вам разобраться во всех нюансах организации вентиляции в овощном погребе.

Установка вентиляции в погребе под гаражом

Добавил(а): Максим Овсянников 11 марта

Наличие погреба под гаражом решает ряд важных проблем. В нём можно хранить овощи, фрукты, консервы. Это возможно при наличии вентиляции, которая обеспечит оптимальную температуру и уровень влажности в подземном помещении.

Для чего нужна вытяжка в погребе гаража

Многие автовладельцы оборудуют под гаражами небольшие погреба, где хранят законсервированные продукты и другие продовольственные запасы. При неправильном устройстве подвала срок хранения припасов резко снижается.

Качественная вентиляция защитит помещение под гаражом от целого ряда негативных факторов:

  1. При недостаточном воздухообмене в яме появляется конденсат и увеличивается влажность. Это приводит к порче продуктов, возникновению плесени и грибка на стенах, спёртости воздуха.
  2. В зимний период температура воздуха в подземном погребе намного выше, чем в гараже. При отсутствии вентиляции воздух поднимается и выносит наружу влагу, скопившуюся в овощной яме. Это приводит к появлению коррозии на кузове автомашины и металлических предметах, находящихся в помещении.
  3. При отсутствии вентиляции в подвале хранящиеся припасы становятся токсичными. На это влияют работа двигателя авто и ядовитые испарения от химических жидкостей, находящихся в гаражном помещении. Чтобы свести воздействие токсических соединений к минимуму, вентиляционная система должна обеспечивать устранение воздуха из ямы и его поступление внутрь. Это решается с помощью установки приточно-вытяжной вентиляции.

Грамотная вытяжная система позволит избежать последствий неблагоприятных факторов. Благодаря приточной трубе к хранимым продовольственным запасам будет беспрепятственно поступать свежий воздух. Через вытяжную трубу будут выходить излишки влаги, токсичные и ядовитые вещества.

Виды вентиляционных систем

В основе работы любой вытяжной системы лежит принцип циркуляции воздуха. Отработанные пары, содержащие множество вредных примесей, выходят из помещения, уступая место свежему воздуху. Это значит, что для организации стандартной вентиляции необходимы две разных трубы: одна на вход, другая на выход.

Специалисты различают два вида вентиляционных систем:

  • Естественная. Излишки влаги и другие вредные вещества удаляются из подвала с помощью тепловой конвекции. Нагретый пар, скопившийся в верхней части ямы, самопроизвольно поднимается и покидает помещение, освобождая место более сухому воздуху, поступающему с улицы.
  • Вентиляция принудительного типа. Воздухообмен между подвальным помещением и улицей происходит с помощью дополнительных механических нагнетателей. Подобная схема намного эффективнее естественной, однако требует некоторых финансовых затрат и постоянного доступа к электроснабжению.

Разберём плюсы и минусы каждой системы немного подробнее.

Естественная

Естественная вытяжная система отличается лёгкостью установки, отсутствием сложных механизмов регуляции и автономностью. Достаточно закрепить две трубы, одна из которых будет служить для вывода отработанного воздуха из помещения, другая — для ввода.

Читайте также:  Вентиляция котельной в частном доме: требования и устройство вытяжки

Если вытяжка устанавливается в яме, можно обойтись только выходной трубой. Воздух может поступать в подземное помещение и через обычный лаз с лестницей, по которому владелец спускается в погреб.

Среди достоинств естественной вентиляции можно выделить:

  1. Лёгкость монтажа.
  2. Небольшая стоимость материалов и работ по установке.
  3. Отсутствие шума.

Установка вентиляторов и других устройств не требуется

Основной недостаток такой системы — нестабильная работа. В летний период циркуляция воздуха может приостановиться. В холодное время в трубах возникает иней, из-за чего возможна закупорка отверстия. Чтобы избежать проблем, летом в трубы нужно установить специальные вентиляторы, зимой организовать утепление.

Существуют и другие недостатки естественной вентиляции:

  1. Нельзя регулировать работу системы.
  2. Нельзя нагревать или охлаждать воздух.
  3. Нет фильтров, вследствие чего в подвальное помещение могут проникать вредные вещества с улицы.

Принудительная

В процессе принудительной вентиляции воздух нагнетается внутрь помещения, проходит фильтрацию, подогревается или охлаждается (в зависимости от времени года и настроек системы) и распространяется по вентиляционным каналам. Такая система, установленная в погребе под гаражом, обеспечит оптимальный микроклимат в помещении независимо от погодных и других условий.

В трубу могут встраиваться вентиляторы или турбины

Среди недостатков принудительной вентиляции можно отметить:

  1. Сложность монтажа.
  2. Большое количество механических деталей, которые могут выйти из строя.
  3. Необходимость в подключении к централизованному энергоснабжению.
  4. Высокая стоимость оборудования.

Какую выбрать для монтажа своими руками

Основной критерий, по которому выбирается тип вентиляции для конкретного погреба под гаражом — площадь помещения.

  • Владельцы небольших гаражей (до 50 квадратных метров), которые согласны проводить периодический осмотр и прочистку труб, могут ограничиться естественной системой вентиляции.
  • Если подвал расположен под большим гаражом, предназначенным для стоянки больших грузовых автомашин и автобусов, в нём нужно оборудовать принудительную вентиляцию, обеспечивающую воздухообмен при помощи дополнительных вентиляторов или других механических нагнетателей.

Устройство естественного воздухообмена: инструкция

Конструкция естественной вытяжки состоит из ряда элементов:

  1. Входная труба, через которую свежий воздух поступает в погреб. Диаметр — от 100 до 250 мм.
  2. Выходная труба, через которую отработанный воздух покидает помещение. Диаметр — аналогичный входной конструкции.
  3. Резервуар для сбора конденсата
  4. Мелкоячеистая сетка
  5. Конусный козырёк.

Для воздуховода используются трубы из любого подходящего материала — жести, асбестоцемента, поливинилхлорида и других.

Перед монтажом системы вентиляции необходимо провести теплоизоляционные и гидроизоляционные работы. Их желательно проводить ещё на этапе строительства погреба. Если по какой-то причине это не было сделано, работы следует закончить до монтажа вытяжной системы.

Стены погреба тщательно пропитываются проникающей изоляцией. Это исключает проникновение грунтовых вод в помещение. Для теплоизоляции необходимо провести отделку стен и пола. Лучше всего для этого подойдёт эковата, достаточно дорогой и качественный материал, отпугивающий грызунов. В целях экономии можно использовать и другие теплоизоляционные материалы, к примеру, плиты полиизоцианата. Самый дешёвый вариант утепления — разместить под полом тщательно утрамбованный песок и отделать стены геотекстилем или керамзитом.

Работы по обустройству естественной вытяжной системы ведутся в несколько этапов:

  1. Фиксация вытяжного воздуховода. Нижний конец располагается в полутора-двух метрах от пола, в зависимости от высоты подвального помещения. Внешняя часть выводится наружу. Верхний конец трубы должен быть выше высшей точки кровли гаража примерно на полметра. Возможны два варианта установки вытяжной трубы:
    • Сквозной. При данном способе трубу проводят насквозь через пол гаражного помещения и выводят через потолок и кровлю.
    • Сквозь стену. Нижняя часть вентиляционной трубы располагается горизонтально, выходит через боковую стену погреба за пределы гаража и поднимается вверх рядом с основным строением.
  2. Монтаж приточного воздуховода. Нижняя часть трубы заходит в погреб в углу, противоположном от того, где установлена вытяжка, и фиксируется на уровне полуметра от пола. Другой конец трубы выводится наружу на уровень 20–30 см над уровнем земли, для забора воздуха.
  3. Проверка воздушной тяги, вставка в трубы мелкоячеистой металлической сетки для защиты от птиц и грызунов. Выходные отверстия можно дополнительно прикрыть небольшими колпачками для защиты от снега и дождя.

Выходные отверстия защищаются конусным козырьком

В процессе работы вытяжной системы образуется конденсат. Для его сбора и удаления под выходной трубой устанавливается специальная ёмкость.

Наглядно установка естественной системы вентилирования описывается в следующем видеоролике.

Обустройство и схема работы на видео

Для контроля за вентиляцией можно установить специальные заслонки. Они помогают регулировать воздухообмен в зимнее время, когда критически важно не перестудить помещение. В противном случае хранимые в погребе продукты могут заморозиться.

Установка принудительной вентиляции в подвале

Система принудительного вентилирования в подвале под гаражом использует принцип подачи свежего воздуха, независимо от температурных условий вне помещения.

Вентилятор установлен на входную трубу

Из-за безветренной погоды температура воздуха на улице в летнее время зачастую выше, чем в погребе. Решить эту проблему можно с помощью вентилятора.

Перед монтажом вытяжной системы нужно тщательно продумать место установки вентилятора. Его нельзя монтировать в погребе или на крыше: это сложный электроприбор, который выйдет из строя при попадании влаги. Из-за повышенной шумности его не рекомендуется ставить и внутри гаража.

  1. Установить вентилятор на входной трубе в месте, где происходит забор воздуха. Вход в канал дополнительно защищается москитной сеткой. Из-за того, что выход трубы расположен низко, зимой необходимо следить за уровнем снега.
  2. Установить канальный вентилятор.

Первая часть монтажа принудительной вентиляционной системы ничем не отличается от естественной. Устанавливаются входная и вытяжная трубы. Входная труба идёт от земли в погреб, выходная — от потолка подвала сквозь крышу гаража или выходит параллельно полу наружу и поднимается вне помещения.

Дальнейшая установка происходит поэтапно:

  1. В трубу встраивается вентилятор.
  2. Укладывается кабель для запитки вентилятора.
  3. Монтируется выключатель.
  4. Снаружи вытяжная труба закрывается мелкозернистой решёткой для защиты от грызунов, птиц, случайного мусора. Также устанавливается защитный козырёк, исключающий попадание осадков внутрь.

Подробности подключения можно увидеть на видео.

Пример правильного подключения на видео

Переоборудование естественной вытяжной системы в принудительную

Не всегда простейшая вытяжная система может справляться со своими обязанностями. Увеличение эффективности естественной вентиляции необходимо в следующих случаях:

  1. Появление избыточного конденсата в погребе.
  2. Появление грибка, плесени.
  3. Спёртый воздух в помещении.

Эффективность вытяжной системы можно повысить несколькими способами:

  1. Увеличение диаметра вентиляционных труб. При размерах погреба не превышающих 10–12 квадратных метров, вытяжная труба может иметь сечение 120*120 мм, и 150 мм, если она является единственной.
  2. Наращивание высоты вытяжной трубы. Это позволит увеличить тягу.
  3. Сделать дополнительные вытяжные и приточные каналы.
  4. Поставить в трубу вентилятор, обеспечивающий принудительную циркуляцию воздуха.

Первые три варианта требуют серьёзной переработки вентиляционной системы. Четвёртый вариант сводится к созданию принудительной вентиляции на основе уже имеющейся естественной вытяжки. Процесс переоборудования происходит в несколько шагов:

  1. Подводка кабелей электропитания к месту монтажа электропитания.
  2. Демонтаж декоративной решётки.
  3. Установка вентилятора.
  4. Монтаж декоративной решётки.
  5. Подключение вентилятора к электропитанию.

В большинстве случаев достаточно установить один вентилятор, на вытяжной трубе. Чтобы усилить эффект, второй можно встроить во входной канал. Для максимального усиления тяги устанавливается центробежный вентилятор. Он имеет увеличенную мощность и уровень шума. Такая конструкция устанавливается снаружи, при установке придётся провести частичную разборку канала.

После завершения работ по установке или переоборудованию вентиляционной системы необходимо проверить тягу. Для этого к вентканалу подносится зажжённая свеча или спичка. При наличии хорошей тяги пламя немного склоняется в сторону воздуховода.

При хорошей тяге огонек свечи склоняется к воздуховоду

Примерные расходы на установку

Стоимость вентиляционных установок может составлять до ста тысяч рублей. Это происходит в случае, если для создания принудительной системы используется сложная программируемая система. Подобные конструкции устанавливаются в больших и специализированных подвальных помещениях, к примеру, в винных погребах.

Материал

Стоимость, руб.

Труба пластиковая для вентиляции, 1 м

Колено (нужно при наличии изгибов, например, если труба поднимается снаружи), шт.

Вентиляционная решётка, шт.

Вытяжной вентилятор центробежного типа

Дополнительные материалы (держатели труб, декоративные пластины и т. д.)

Итого с обычным вентилятором

Итого с центробежным вентилятором

Стоимость оборудования указана примерно. В каждом конкретном случае она зависит от диаметра трубы, мощности и функциональности вентилятора и прочих показателей.

Создание вентиляционной системы — несложное, но ответственное мероприятие. Тщательность соблюдения технология установки обеспечивает «здоровье» подвального помещения и гаража. Если вентиляция не была оборудована заранее, она обустраивается в начале эксплуатации погреба по прямому назначению.

Для чего нужна вентиляция в яме гаража

Гаражное помещение, как и любое другое, требует тщательного ухода, обустройства, соблюдения микроклиматического баланса. Одна из главных составляющих в данном аспекте – качественное проветривание, способствующее нормализации параметров воздушной среды. Кроме непосредственно места содержания автомобиля, необходима вентиляция в яме гаража, которая включена в общий воздухообмен гаражного пространства.

Назначение ямы в гараже

Гаражное строение среднестатистического городского жителя часто оборудуется так называемой овощной ямой. Главное и единственное ее назначение – хранение сезонного урожая овощей, консервированных и других продуктов питания. Погреб внутри оборудуется стеллажами, полками, коробами для удобного хранения собранных овощных культур.

Внутри погребного помещения необходимо поддерживать определенную температуру, влажностный показатель, которые не должны выходить за пределы нормы. Это негативно скажется на сроке хранения овощей: при избытке влаги они сгниют раньше срока, при сильном холодном притоке – высохнут.

Вентиляция позволяет овощной яме выполнять ее основную функцию – хранение овощей от осени до весны.

Кроме того под гаражом часто размещается смотровая яма. Предназначена для ремонтных, технических работ, которые необходимо производить непосредственно под машиной.

Не смотря на малые размеры, смотровой отсек также нуждается в постоянном проветривании, просушивании, потому что внутрь часто могут попадать влага с автомобиля, скапливаться конденсат. Со временем это приведет к разрушению стен ямы, она станет непригодной.

Вентиляционные системы гаражного строения, овощной и смотровой ям могут быть как автономными, так и взаимодействовать в определенной степени.

Преимущества вентиляции

Правильно организованная вентиляционная система погреба и смотрового отсека влечет за собой положительные последствия:

  • нормализуется температурный фон. Для овощного хранилища это означает долгую сохранность продуктов питания, постоянный воздухообмен при сохранении необходимых показателей температуры, которая не опускается ниже ноля даже в сильные морозы;
  • в норме держится количество влаги в воздухе. Это отражается на всех отделениях гаража, а также на качестве содержания автомобиля. При взаимодействии с влагой, металлические поверхности гаража, инструментов, кузова автомобиля корродируют, приходят в негодность. Кроме того, овощи пропадают задолго до весны, постепенно разрушается конструкция смотровой ямы;
  • сухой воздух предотвращает появление плесени, грибка, которые опасны не только для овощных культур, но даже для бетонных, кирпичных элементов строения, смотрового отделения;
  • токсичные испарения технических жидкостей, лако-красочных материалов, жидкого топлива, машинного масла и т.д. благодаря налаженному воздухообмену не скапливаются внутри помещения, не попадают внутрь погреба, смотровой ямы. Ведь, достигая определенной концентрации, они способны нанести вред здоровью человека, легко воспламеняемы.

Виды вентилирования

Вентиляция в яме организовывается по тем же законам аэродинамики, что и во всех других случаях. В соответствии с этим она может быть естественной и механической (принудительной).

Наиболее часто используется естественный способ воздухообмена, так как он наиболее приемлем по соотношению цена-качество. Циркуляция происходит благодаря разнице в давлении холодного и теплого воздушных потоков, когда свежий приток вытесняет теплый отработанный воздух. Чем больше разница в давлении, тем сильнее тяга и соответственно циркуляция происходит интенсивнее.

В летнее время вентиляция погреба ухудшается из-за незначительной разницы температур внешнего и внутреннего воздуха. в данном случае следует предусмотреть систему с принудительным побуждением движения воздушных масс.

Для смотровой ямы в гараже устанавливается естественное вентилирование и этого достаточно для просушки небольшого отсека.

Принудительная вентсистема устанавливается реже. Предполагает использование механических средств побуждения. Размещаются небольшие вентиляторы (часто осевые) внутри вентиляционного проема перед вытяжной или приточной трубой. Для этого требуется подведение электрического питания. Могут оснащаться таймерами для самостоятельного включения, выключения.

Принудительной вентсистемой может оборудоваться овощное хранилище, если в этом есть необходимость. Смотровую яму нецелесообразно оснащать механическим вентилированием, если для этого нет причин.

Популярным способом проветривания является комбинированная система, при которой механикой оснащается вытяжка гаража или погреба, а приток при этом функционирует естественно. Вентилятор, вытягивая отработанный воздух, создает зону разреженного давления и свежий поток проникает внутрь помещения гораздо быстрее.

Правильная вентиляция в гараже

Обеспечивается двумя способами: естественным и комбинированным. Рассмотрим кратко, каким образом они организовываются непосредственно для гаражного помещения.

Естественное проветривание происходит по приточным и вытяжным каналам. Притоки могут размещаться:

  • внутри гаражных ворот внизу;
  • внизу стены по обе стороны от ворот;
  • через специально вмонтированный приточный канал внизу постройки.

Вытяжной поток удаляется при помощи:

  • вентиляционной трубы, размещенной под потолком;
  • вентиляционных проемов, расположенных вверху противоположной от входа стены.

Принудительное вентилирование чаще бывает вытяжным. Вентилятор устанавливается в вытяжном отверстии. Эффективный способ, который используется при недостаточной эффективности естественной циркуляции воздушных масс. Приточный вентилятор для гаража устанавливается реже, при существующей на то необходимости.

Читайте также:  Системы аспирации для деревообработки: устройства для отходов и фильтры

Как сделать естественную и принудительную вентиляцию в гараже

Воздушная среда гаражного помещения насыщается испарениями хранящихся жидкостей и масел. Дополнительные источники загрязнения: выхлопные газы автомобиля, влага, выделения от сварочных и прочих ремонтных работ. Приточно-вытяжная вентиляция в гараже решает проблему — снижает уровень влажности и удаляет вредные пары, замещая чистым уличным воздухом. Задача автолюбителя — организовать правильный воздухообмен, руководствуясь нашей инструкцией.

Типовая схема естественного вентилирования

Первым делом рассмотрим устройство вентиляции в гараже самого распространенного типа:

  • гараж – металлический либо каменный без погреба и смотровой ямы;
  • режим пользования – периодический (в среднем владелец пребывает в помещении не более 1—2 часов за сутки);
  • сооружение используется для стоянки транспортного средства, хранения некоторого запаса автомобильных жидкостей и выполнения мелкого ремонта.

Сразу разберем вопрос, нужна ли в подобном помещении принудительная вытяжная и приточная система. Ответ звучит так: если гараж не превращен в мастерскую, то для удаления влаги и газов вполне достаточно естественной вытяжки с притоком.

Местный отсос с вентилятором поможет уловить дым от сварки

Когда необходима принудительная вентиляция:

  1. Зимой в закрытом помещении хозяин работает сваркой.
  2. Владелец постоянно занимается ремонтом либо покраской автомобилей.
  3. В гараже часто применяются жидкости с вредными летучими парами, например, мебельный и резиновый клей, ацетон, уайт-спирит и так далее.

Важный нюанс. Вытяжка неспособна функционировать без притока, причем независимо от силы тяги в вертикальном выходном канале. Если не предусмотреть воздушный поток с улицы, то даже механический вентилятор не сможет выбрасывать водяные пары – крыльчатка станет перемешивать воздух в одном месте.

Теперь поясним, как своими руками сделать вентиляцию в гараже без подвала:

  1. На фронтальной стене гаража по бокам от ворот пробейте приточные отверстия расчетного размера. Оптимальный вариант – заложить гильзы, когда строите здание. Высота проемов над землей — 20–50 см (чтобы ветром задувало поменьше пыли).
  2. Чтобы правильно подобрать сечение труб и стеновых отверстий, произведите расчет количества воздуха. Методика представлена в последнем разделе данного руководства.
  3. Установите в отверстия наружные решетки, а изнутри придумайте шиберы либо дверцы. Цель – ограничение и регулировка воздушного потока в холодный период.
  4. Максимально уплотните все дверные притворы, откуда бесконтрольно может просачиваться воздух, зимой повесьте изнутри штору. Исключение – секционные ворота, подогнанные вплотную к проему.
  5. В перекрытии у противоположной стены просверлите отверстие и выведите наружу вертикальный канал из асбестоцементной или канализационной трубы высотой 2 метра. Оголовок прикройте от осадков зонтом.

Разновидности применяемых зонтов (посередине) и дефлекторов

Совет. Если в силу объективных причин поднять срез трубы на 2 м не удается, поставьте вместо колпака дефлектор, усиливающий тягу за счет ветра (показан на фото).

Схема функционирует просто: из-за разницы внешней и внутренней температуры, а также перепада высот между торцами вытяжной трубы возникает естественная тяга, увлекающая гаражный воздух. Давление внутри помещения падает, разрежение провоцирует всасывание воздушной массы через решетки приточной системы.

Схема движения потоков в плане

Воздухообмен в смотровой яме

Канава, предназначенная для осмотра днища авто, нуждается в проветривании. Причина – влага, проникающая из грунта сквозь кирпичные или бетонные стенки, плюс стекающая с машины вода. Если сверху яма не закрыта досками, подойдет описанная выше схема, дорабатывать ничего не придется:

  1. Из-за большей плотности и веса холодный поток стремится опуститься вниз, вытесняя теплые воздушные массы. Часть воздуха из приточных отверстий движется на дно канавы.
  2. Перемешиваясь с внутренним воздухом, приток нагревается и становится легче. Его вытесняет вверх следующая порция холодной воздушной смеси.
  3. Попадая в зону действия вытяжки, воздух увлекается тягой вертикального канала и выводится наружу. Принцип работы вентиляции проиллюстрирован ниже на схеме.

Приямок успешно проветривается, если не закрывать его досками

На практике чаще наблюдается другая ситуация: яма перекрыта досками, влага оттуда не удаляется и выпадает конденсатом на внутренней стороне щитов. Дерево гниет, железные уголки обрамления канавы точит коррозия.

Правильное решение проблемы — закладка под стяжку подземного воздуховода нужного диаметра, ведущего из ямы на улицу. Практикуется 2 варианта устройства вентиляции в яме:

  • труба подключается к приточному стеновому отверстию и опускается на высоту 15—20 см от дна канавы;
  • отдельный вытяжной воздуховод прокладывается из ямы под полом и вертикально поднимается на кровлю.

Провести в яму приточную трубу — самый доступный способ устроить проветривание

В первом случае мы подаем прямо в канаву свежий приток, во втором – отсасываем влажный воздух. Образовавшийся конвекционный поток заставит воздушные массы просачиваться сквозь щели меж досками. Оба варианта одинаково работоспособны. Обычно удобнее организовать приток – яма всегда устраивается ближе к воротам и входным отверстиям.

Примечание. Проложить дополнительный воздуховод при залитой стяжке непросто – придется долбить бетон и рыть траншею. Легче открыть приямок, а летом просушить деревянные щиты. Но на этапе строительства гаража лучше заранее разработать и реализовать проект вентиляционных систем.

Пластиковые трубы внутренней канализации – наиболее практичное решение для устройства естественного воздухообмена в ремонтной яме. Они дешевы и создают минимальное аэродинамическое сопротивление потоку. Дополнительное удобство – применение готовых колен и тройников.

На плане видно, что при подобной схеме нужно задействовать 2 приточных решетки, размещенных на фасаде строения

Организуем вентиляцию гаражного погреба

В качестве примера возьмем гараж длиной 6 м с отдельным подвалом 2 х 3 м и смотровым приямком. Здесь важно соблюсти одно условие: воздух гаражного помещения и канавы не должен проникать внутрь овощного хранилища, как предлагают схемы некоторых интернет-ресурсов.

Рекомендация. Прокладывайте в погреб обособленные вентканалы, не связанные с другими помещениями.

Как правильно делается вытяжка из подвала в гараже:

  1. Через перекрытие заведите в подземное хранилище 2 вертикальных воздуховода – приточный и вытяжной.
  2. Трубу притока опустите до высоты 10—20 см над полом, второй конец выведите на улицу по кратчайшему пути.
  3. Вытяжной канал начинается под потолком погреба, транзитом проходит через автомобильный бокс и поднимается над кровлей (высота 1,5—2 м).

Ставить переточную трубу из смотрового приямка в овощной погреб не допускается, туда нужно подавать только свежий воздух

Совет. Транзитный участок вертикальной трубы, пересекающий гаражное помещение, обязательно утеплите. Иначе нагретый и влажный подвальный воздух станет выделять конденсат от соприкосновения с холодными стенками. Вы не достигнете желаемого результата – удаляемая влага стечет водой обратно в хранилище.

Воздуховоды монтируйте из тех же серых пластиковых труб с уплотнительными резиновыми кольцами в раструбах. Альтернативный вариант – асбестоцемент, но его ставить сложнее из-за приличного веса и отсутствия заводских фитингов.

Приточный воздухопровод заводится в подвал двумя способами:

  • пропустить вентканал сквозь подвальное перекрытие в бокс, повернуть коленом и выйти наружу сквозь стену (высота 200—500 мм от уровня земли);
  • сразу пройти подвальную стену, повернуть кверху и вертикально вывести трубу на улицу через отмостку.

Так выглядит движение потоков воздуха в боксе и погребе (вид сверху)

Второй вариант обойдется дешевле, если класть воздуховод в процессе строительства, когда отмостка вокруг здания отсутствует. В готовом гараже лучше реализовать первый способ – аккуратно просверлить стену с перекрытием и своими руками установить приточный вентканал.

Не забудьте утеплить пересекающий бокс верхний участок, иначе он «вспотеет» снаружи. Пример обустройства комплексной гаражной вентиляции смотрите на видео:

О принудительной вытяжке

Ставить вентилятор на вытяжную трубу общеобменной вентиляции бессмысленно по трем причинам:

  • эффективный отбор и выброс воздуха производится только при включенном агрегате;
  • в отсутствие хозяина крыльчатка отключенного вентилятора перекрывает минимум 50% сечения вентканала, удаление влаги естественным путем сильно замедляется;
  • расходуется электроэнергия.

Если вы переоборудовали гараж в мастерскую, есть резон сделать местное вытяжное устройство, состоящее из всасывающего зонта, канального вентилятора и воздуховода с обратным клапаном. Колпак изготавливается из подручных материалов (тонколистовой металл 0.3—0.5 мм), воздушный канал – из труб для канализации Ø110 мм.

Лепестковый клапан и вентилятор канального типа подбирается под внутренний диаметр вентканала – 10 см. Дадим ряд советов по монтажу:

  1. Зонт размещается над источником загрязнения воздуха (обычно – верстаком). Размеры колпака – на 20 см больше максимальных габаритов источника, угол раскрытия – не более 60°.
  2. Постарайтесь подвесить зонт на минимальном расстоянии от вредных выделений, учитывая удобство выполнения работ.
  3. Наметьте кратчайшую трассу прокладки воздухопровода от верстака к наружной стене здания.
  4. Клапан и вентилятор вставляйте внутрь раструбов, предварительно обернув уплотняющим материалом (подходящий вариант – поролон). Просверлите в стенке вентканала отверстие и просуньте туда кабель электропитания.
  5. Обратный клапан ставится на выходе канала, вентилятор – в пределах помещения. Снаружи воздуховод защитите решеткой с сеткой, дабы перекрыть дорогу птицам и грызунам.

Установка канального нагнетателя внутрь пластиковой трубы d110 мм

Справка. Рекомендации не годятся для гаража, переделанного в покрасочную камеру, где источник воздушного загрязнения распределен по всему боксу. В подобных случаях устраивается полноценная принудительная вентиляция с очисткой и подогревом воздуха, как делается в промышленных помещениях.

Не забываем о необходимости притока – после включения вентилятора полностью открываем решетку для входящего воздуха. Иначе работающий агрегат попросту опрокинет тягу в ближайшем вытяжном канале.

При небольшой массе зонта последнюю секцию воздуховода можно сделать поворотной, что позволяет быстро перемещать вытяжку к соседнему столу. Реализацию способа смотрите в очередном видео:

Печной дымоход как элемент вентсистемы

Поскольку зимой многие автолюбители отапливают гаражи дровяными и масляными печками, при организации воздушного обмена следует учесть ряд моментов:

  1. Котлу либо печи требуется воздух, расходуемый на сжигание топлива. Отопитель берет его прямо из помещения, соответственно, нужно позаботиться о восполнении – обеспечить приток извне.
  2. Правильно смонтированный печной дымоход является хорошей вытяжкой, работающей постоянно, даже при погасшем пламени в топке.
  3. Из предыдущего пункта следует: дымоходная труба легко заменяет вентиляционный канал, поэтому собирать отдельную вытяжку нет смысла. Одно условие: потушив печь и покидая бокс, полностью открывайте шибер – регулятор тяги, дабы улучшить воздухообмен.

Печной дымоход при открытом регуляторе тяги способен удалить достаточное количество воздуха

Информация к размышлению. Нередко владельцы гаражей и частных домов предубеждены к вентиляции. Аргумент: вместе с удаляемой воздушной массой здание теряет тепло. Отвечаем: количество потерь напрямую зависит от притока — сколько воздуха пустит внутрь решетка, столько вытяжка отдаст на улицу.

Вывод: регулируйте сечение входных отверстий дверцами и шиберами. Идеальный вариант – установка приточного стенового клапана.

Регулируемый приточный клапан встраивается в наружную стену

Расчет объема вентиляционного воздуха и сечения каналов

Подавляющее большинство автомобилистов не озабочивается расчетами – изучил схемы в интернете, посмотрел видео и смонтировал воздухопроводы из труб внутридомовой канализации Ø100 мм. Если вы хотите вникнуть глубже и рассчитать параметры гаражной вентсистемы, предлагаем ознакомиться с требованиями нормативных документов:

  1. Воздухообмен внутри боксов регламентируется региональным документом МГСН 5.01-01 «Стоянки для легковых автомобилей». Пункт 3.17 гласит: минимальный расход воздуха на 1 машину принимается равным 150 м³/ч либо предусматривается двукратное обновление воздушной среды.
  2. Ведомственные нормы ВСН 01-89 выдвигают следующее требование к смотровым приямкам: кратность вытяжки из канавы должна составлять 10.
  3. Нормы воздухообмена для хранения овощей прописаны в п. 8. 1. 4 документа НТП-АПК 1.10.12.001-02. Объем притока и вытяжки равен 3.5 м³/ч на каждые 100 кг картофеля и 7.5 м³/ч на 100 кг других овощей.

Справка. Число кратности воздухообмена показывает, сколько раз в течение 1 часа приток обновляет воздушную среду в объеме бокса.

Ход вычислений проще всего показать на примере гаража, представленного выше на чертежах. Предварительно определяем внутренний объем помещения – 95 м³, канавы (6.6 м³) и погреба (12 м³). Дальнейший расчет выполняется так:

  1. Согласно МГСН 5.01-01 умножаем величину объема бокса на кратность 2, получаем расход воздуха 95 х 2 = 190 м³/ч. Цифра удовлетворяет минимальным требованиям на 1 машину 150 м³/ч.
  2. Кратность обмена в яме принимается 10, количество воздуха – 6.6 х 10 = 66 м³/ч.
  3. Предположим, в подвале хранится 400 кг картофеля и 200 кг других овощей. Считаем расход вентиляционного воздуха: 3.5 х 4 + 7.5 х 2 = 29 м³/ч.

Замечание. Десятикратный обмен в канаве нужно закладывать при постоянном ведении ремонтных работ снизу автомобиля (как на автосервисе). В обычных условиях хватит двукратного обновления воздушной среды: 6.6 х 2 = 13.2 м³/ч.

Зная расходы в каждом отсеке гаража, нетрудно выяснить сечение воздуховодов притока и вытяжки по формуле:

  • F – сечение канала в метрах квадратных;
  • L – объем притока (расход), м³/ч;
  • ʋ — скорость воздушного потока в трубах и решетках, при естественной вытяжке рекомендуется взять 1 м/с.

Для обычного гаража, где канава используется периодически, включаем в расчет минимальные расходы 150 и 13.2 м³/ч. Суммируем эти значения и определяем сечение вентканала: F = 163.2 / 3600 х 1 = 0.045 м². Пользуясь формулой площади круга, выясняем диаметр воздухопровода – 240 мм. С небольшой натяжкой допускается применение двух пластиковых труб Ø150 мм.

Пример: решетка размерами 230 х 230 занимает 0.053 кв. м., а ее живое сечение составляет всего 0.02 квадрата

Цифра 0.045 м² также показывает требуемое проходное (живое) сечение приточной решетки, которое меньше реальных размеров изделия примерно на 50%. Значит, берем площадь поперечника 0.045 х 2 = 0.09 м² и путем подбора выясняем размеры – 0.3 х 0.3 м или 300 х 300 мм. Такая решетка великовата, лучше сделать в стене 2 проема и поставить две сетки габаритами не меньше 150 х 300 мм.

Размер подвальных воздухопроводов считается аналогичным образом: F = 29 / 3600 х 1 = 0.008 м². Диаметр трубы выйдет 0.1 м или 100 мм. О нюансах монтажа вентиляции в гараже и проходе трубы сквозь перекрытие смотрите в видеосюжете:

Заключение

Примеры расположения приточных и отводящих вентканалов внутри помещения не являются аксиомой. Хорошенько продумайте вентиляцию своего гаража и поставьте трубы в удобных местах, чтобы свести к минимуму число поворотов. Важно соблюсти условие: приток направляется в нижнюю зону помещения, а вытяжка организуется из верхней.

Вентиляция смотровой ямы

Многие автолюбители предпочитают сделать в своем гараже смотровую яму. Это позволяет с комфортом проводить регулярный осмотр, диагностику, а при необходимости и ремонт машины. Однако важно позаботиться о надежности, безопасности такого помещения. Нужна качественная вентиляция смотровой ямы в гараже. Сегодня мы рассмотрим ее предназначение, выясним, какие есть типы вентиляционных систем, чем они друг от друга отличаются. В конечном итоге нужно выбрать наиболее подходящий вариант.

Зачем нужна вентиляция в смотровой яме

В гаражном помещении вентиляция необходима. Только она может обеспечить своевременное устранение излишков влаги. Даже при идеально выполненной гидроизоляции в гараже может стать сыро. И в первую очередь так происходит, когда на улице идет дождь или снег. Ведь автомобиль заезжает в гаражное помещение мокрый. И такая проблема сразу же решается при хорошей вентиляции: излишняя влага просто испаряется и выносится потоком воздуха через вытяжную трубу.

Если это не гарантировать, чрезмерная влажность способна создать два важнейших фактора риска: для гаражного помещения и непосредственно для машины. Конструкция строения начинает разрушаться из-за развития плесени, грибка. Автомобилю же страшна коррозия металла, которая также возникает вследствие сырости.

Казалось бы, сухо должно быть только в гараже, ведь машина стоит не в смотровой яме, а над ней. Но на самом деле из ямы влажный воздух будет расходиться по всему помещению в соответствии с принципом сообщающихся сосудов. Кроме того, сама яма тоже должна быть в хорошем состоянии. Оттуда необходимо устранять испарения химикатов, запахи. Воздух там должен быть свежим, ведь в яме долгое время находится автолюбитель, когда работает с машиной.

Особенности системы вентилирования в гараже

Обычно автолюбители выбирают естественную вентиляцию.

При такой системе разница температур снаружи и внутри гаражного помещения обеспечивает циркуляцию воздуха. Зачастую вентиляцию проводят своими силами. Но летом она не будет хорошо работать, поскольку в теплое время года разницы температур практически не наблюдается, а иногда внутри даже прохладнее, чем снаружи. Более эффективна комбинированная система, при которой оптимизируется удаление воздуха благодаря использованию механического вентилятора.

Принудительная вентиляция обладает максимальной результативностью. Здесь уже нужна двухканальная система, поскольку механическими устройствами обеспечивается приток и отток воздуха. Зато гарантирован постоянный приток свежего воздуха с улицы, а также своевременный отток воздуха из смотровой ямы вместе с излишками влаги, испарениями химикатов и выхлопными газами.

Порядок действий: что важно учесть

Остановимся на основных принципах работы при обустройстве вентиляции смотровой ямы в гараже.

Крайне важно грамотно составить схему устройства всей системы вентилирования. Точно указываются отверстия: в фундаменте, стене, цоколе, куда затем будут помещены воздуховоды. В проекте необходимо учесть следующие факты.

  • Площадь помещения.
  • Высота гаража.
  • Количество автомобилей.

Конечно, профессиональные мастера точно выполнят работу грамотно. Но и обычные гаражники тоже нередко делают вполне эффективную, надежную вентиляцию смотровой ямы. Важно при этом учесть и размещение труб, подземное или надземное, постараться составить оптимальный маршрут для воздушных потоков.

Можете также посмотреть схему обустройства приточно-вытяжной системы вентилирования.

Оптимальный диаметр вентиляционных труб

Оказывается, многое зависит и от диаметра труб, вентиляционных отверстий. Лучше брать не произвольные значения, а точно все рассчитывать. Когда обеспечивается естественная вентиляция в яме гаража, расчет можно провести следующим образом: на каждый метр площади гаража должно приходиться 15 мм диаметра трубы.

Когда делается одноканальное механическое вентилирование, общая площадь вентиляционных отверстий должна быть равна 0,3% от площади гаражного помещения.

Создаем воздухообмен в гараже

Мы уже выяснили, что плохая вентиляция – это реальная угроза для автомобиля, самого гаража, а также для здоровья автолюбителя. Поэтому крайне важно сделать систему результативной. Рассмотрим важные моменты.

  • Тяга в вытяжке должна быть хорошей. Поэтому вытяжное отверстие размещают в наиболее высокой точке гаража.
  • Труба должна иметь максимальную высоту. Надо оставлять минимум три метра расстояния до точки входа холодного потока воздуха через приточную трубу.
  • Нужно обязательно защитить выходную трубу от попадания влаги. Делается специальный грибок, чтобы дождь не попал внутрь.
  • Принимайте во внимание, какое направление ветра обычно бывает. Вытяжку направляют в сторону ветра.

Элементарная приточная система может состоять из обычного отверстия с решеткой в нижней части гаражных ворот.

Делаем вентиляцию в яме

Остановимся на алгоритме работы для проведения вентиляции непосредственно в смотровую яму.

  • Ремонтную яму нужно приоткрыть по краям, ближе к приточной трубе. Оставьте зазор примерно в 10-15 см шириной.
  • Между досками, которые закрывают яму, тоже стоит оставлять зазоры по 10 см.
  • Обязательно сделайте щель и напротив вытяжки.
  • Придерживайтесь следующего принципа: отверстия для притока воздуха должны быть в два раза больше, чем для вытяжки.

Обратите внимание! Машину не нужно ставить над той зоной, где у вас имеется зазор для оттока воздуха из смотровой ямы. Именно на этом участке среда наиболее агрессивная, влажная. От этого потока автомобиль надо беречь, иначе днище начнет подгнивать.

Обеспечиваем комфорт в погребе

Остановимся и на вентиляции погреба. Если он располагается в гаражном помещении, отдельно от смотровой ямы, там тоже должна быть своя вытяжка.

Приточную трубу опускают в погреб до уровня пола. Вытяжной воздуховод следует провести с потолка. Желательно сделать вытяжку с южной стороны, а приточную трубу – с северной. Если вы собираетесь держать в погребе урожай, соблюдайте расстояние в 70 см от вентиляционной трубы до зоны хранения.

Для эффективности вентиляции соблюдайте соотношение диаметров: вытяжка должна быть в два раза меньше приточного канала. Также надо помнить о разнице в три метра между высотами точек для выхода и притока воздуха. В таком случае даже естественное вентилирование будет обеспечено на хорошем уровне.

Видео: устройство эффективной вентиляции

Стоит посмотреть и хорошую инструкцию в формате видео. Здесь речь идет об устройстве вентиляционной системы для гаражного погреба. Принцип организации вентиляции в смотровой яме будет аналогичным.

Очень важно подобрать оптимальный вариант, чтобы постоянно поддерживался хороший воздухообмен. Многие гаражники отмечают, что лучше всего сделать комбинированную вентиляционную систему: она надежнее, эффективнее и привлекает универсальностью. При ней достойный результат гарантирован в любое время года.

Вентиляция смотровой ямы в гараже: как сделать правильно

Система вентиляции в гараже способствует предохранению помещения от образования в нем конденсата, который приводит к появлению влаги и плесени, что отрицательно действует на сохранность автомобиля и всего, что находится в помещении. Источником влаги дополнительно могут быть смотровая яма и подвал.

Только устройство грамотной системы вентиляции поможет убрать эти проблемы, вывести из гаража все испарения топлива, удалить выхлопные газы и заменить воздух внутри помещения. Как обустроить своими руками вентиляцию в гараже подскажет статья.

Особенности устройства вентиляции в гараже

Большая часть водителей предпочитают устройство естественной вентиляции, при которой циркуляция воздуха производится за счет разницы температур имеющегося и поступающего воздуха. Такую систему можно установить самостоятельно, но часто есть смысл устраивать в гараже комбинированную вентиляцию.

Механическое удаление воздуха в этом случае выполняется вентилятором.

Когда устройство естественной или комбинированной вентиляции не дают требуемого эффекта, следует устраивать механическую вентиляцию с использованием специальных установок, которые обеспечат принудительный приток и отток воздуха посредством двухканальной системы. Вентиляция овощной ямы в гараже и смотровой, при их наличии, тоже должна быть с притоком свежего воздуха.

Порядок устройства вентиляции в гараже заключается в следующем:

  • Разрабатывается принципиальная схема устройства системы вентиляции. На ней в фундаменте, цоколе или стене указываются отверстия, где будут располагаться вентиляционные трубы. Такие же места размечаются для вентиляции смотровой и овощной ям погреба и подвала. В проекте учитываются:
  1. высота гаража;
  2. площадь помещения;
  3. количество размещаемых в нем машин;
  4. иногда тип двигателя и его мощность.

Совет: При этом следует учитывать размещение трубопроводов — надземное или подземное, рассмотреть для воздушного вихря эффективность принятого маршрута.

  • Выполняется расчет диаметра отверстий для устройства вентиляции.

При простом расчете естественной вентиляции предусматривается установка труб, из условий на один квадратный метр площади гаража — берется 15 миллиметров диаметра. При устройстве одноканального механического воздухообмена площадь вентиляционных отверстий берется 0,3% от всей площади гаража.

К чему может привести отсутствие вентиляции

По требованиями СНиПа, вентиляция помещения для хранения автомобиля, должна обеспечивать поступление воздуха в объеме минимум 180 куб.м/час.

В случае организации недостаточной вентиляции может возникнуть:

  • Сырость в помещении.

Основное назначение вентиляции в гараже — удаление излишков влаги. Зимой автомобиль заезжает в гараж, имея большое количество лишнего балласта, которыми могут быть: грязь, лед и снег. В герметичном помещении весь этот «багаж» оттаивает, а помещение наполняется влажными парами.

  • Коррозия кузова.

Вентиляция предназначена, чтобы удалить излишнюю влагу, ее функционирование позволяет достаточно быстро высушить снаружи автомобиль. При отсутствии воздушного потока, на автомобиль постоянно будут воздействовать водяные пары, что уже через 2-3 года приведет к капитальному ремонту кузова.

  • Отрицательное воздействие на всю конструкцию сооружения.

Устройство вентиляции гаража защищает от негативного воздействия влаги и коробку самого строения. При длительном воздействии, вода агрессивно воздействует и разрушает материал, из которого сооружен гараж.

  • Собирается большое количество выхлопных газов.

Отток воздуха позволяет удалить из гаража ядовитые выхлопные газы, пары бензина и другие химические соединения.

Как правильно устроить вентиляцию в гараже

Цена неправильной вентиляции в гараже может дорого обойтись его владельцу. Поэтому очень остро стоит вопрос, какая должна быть температура в гараже, влажность, как правильно устроить вентиляцию.

Для обеспечения хорошей тяги в вытяжной трубе при естественной вентиляции следует соблюдать такие требования:

  • Вытяжное отверстие должно находиться в самой высокой точке гаража — под потолком, как показано на фото.

  • Высота трубы выбирается максимальной, но не менее чем три метра от точки входа в помещение холодного воздуха через канал вентиляции для притока.
  • Выходная труба вентиляции должна иметь защиту от прямого попадания на нее дождя. В этом случае на трубу ставится грибок или прикрывается шифером от крыши.
  • Учитывается роза ветров. Вытяжной канал делается так, чтобы он направлялся в сторону ветра, а ветер не задувал в него.

При устройстве приточной вентиляции требуется:

  • Отверстия для выхода из каналов воздуха при приточной вентиляции следует располагать к полу как можно ближе. Оптимальное расстояние составляет до 50 сантиметров.
  • В приточной вентиляции общий диаметр каналов должен быть не меньше двух диаметров каналов вытяжной вентиляции.
  • Входящие каналы приточной вентиляции расположены в таком направлении, чтобы ветер максимально задувал в них.

Совет: Простейшая приточная вентиляция состоит из решеточки, расположенной в нижней части ворот гаража.

Как сделать вентиляцию ямы в гараже

Инструкция по вентиляции ямы в гараже предлагает:

  • По краям ямы, ближе к трубе, установленной для притока воздуха, ремонтная яма приоткрывается, создается щель шириной от 10 до 15 сантиметров.
  • Отверстие приоткрывается и между дощечками на яме оставляется расстояние до 10 сантиметров. Щель делается против каналов вытяжной вентиляции. При этом следует соблюдать правило: отверстия для вытяжки вдвое меньше чем для притока.

Совет: Автомобиль в гараже следует ставить так, чтобы он не был над тем местом, где находится щель для вытяжки воздуха из ямы. Этот участок самой агрессивной среды, здесь он будет очень сильно гнить.

Как сделать вентиляцию подвала в гараже

Совет: Для подвала, размещенного в гараже, следует обязательно сооружать отдельный канал для устройства вытяжной вентиляции.

  • Приточная труба располагается с севера, вытяжная с юга или учитывая розу ветров.
  • Приточная труба опускается в подвал до пола, а вытяжная идет с потолка.

Для сохранения урожая, хранящегося в подвале зимой, его следует располагать не ближе 70 сантиметров от трубы.

  • Общий диаметр каналов вытяжки минимум вдвое меньше диаметра притока.
  • Разность высот точки для подачи притока воздуха в подвал или конца трубы около пола в подвале для прихода воздуха, и точки выхода из вытяжного канала воздуха или конца трубы, расположенного на улице для выхода воздуха, должна быть не меньше трех метров.

Как правильно сделать вентиляцию в гараже подробно показывает видео.

Ссылка на основную публикацию