Системы вентиляции для гаражей: естественная, принудительная, комбинированная

Вентиляция гаража своими руками: обзор лучших вариантов обустройства системы воздухообмена

Недостаточная или неэффективная вентиляция гаража способствует образованию конденсата на агрегатах автомобиля. Выхлопные газы и испарения рабочих жидкостей делают гаражную атмосферу небезопасной для автовладельца.

Чтобы избежать перечисленных проблем, необходимо позаботиться о нормальной циркуляции воздухопотока. Тем более, что улучшение микроклимата в автомобильном боксе зачастую не требует особых инженерно-строительных навыков и значительных финансовых вливаний.

Мы подскажем вам, как рассчитать и сделать естественную вентиляцию гаража более эффективной, а также предложим альтернативные методы побуждения воздухообмена.

Особенности гаражной вентиляции

На заре автолюбительства машины нуждались в огороженном укрытии для выполнения текущего ремонта. Позже автомобили стали ценностью, требующей защиты от угона – надежного гаража с защищенным от проникновения периметром.

Опыт прежних поколений автовладельцев требует оберегать машину, хранить ее вгаражном боксе.

Но гараж хорош, если в нем имеется вентиляция. Заезжая на автостоянку после многокилометрового путешествия по дождливым и заснеженным трассам, автомобиль привозит с собой влагу. Помещение для машины традиционно невелико – влага быстро насыщает его атмосферу.

И если объем влажного воздуха в гараже не сменять 6 раз в час (лучше 10 раз), то авто непременно заржавеет.

СНиП 21-02-99 устанавливает зимнюю температуру хранения машины в размере +5 о С, если бокс отапливается. К слову, данный СНиП позволяет также не отапливать помещения гаража.

Комфортная для автовладельца температура (например, +15 о С) в зимнем гараже «некомфортна» для машины из-за таяния наледи и снега, налипших на нее. Рациональнее придерживаться нормативных 5 о С.

Норматив воздухообмена в гараже устанавливается по ОНТП 01-91 в объеме от 150 м 3 /ч на каждое машиноместо. Внешне задача несложная – определить диаметр воздуховодов, выставить один на приточку, второй на вытяжку и обновление атмосферы происходит.

Однако в условиях холодного климата России приточно-вытяжную систему в помещении закрытой автостоянки нужно проектировать пристальнее.

Условия работы и расчет естественной вентиляции

Чтобы построенная своими руками вентиляция в гараже работала, схема ее должна учитывать объем смены воздуха, сезонные перепады температур и розу ветров.

Естественная вентиляция автомобильного бокса прямо зависит от таких параметров:

  1. Температурной разности воздуха внутри помещения и вне его. Атмосфера гаража должна быть горячее и поэтому легче наружного воздуха. Тогда тяжелый и свежий воздух будет проникать в гараж через приточный воздуховод самотеком, стремясь заместить менее плотный объем внутренней атмосферы.
  2. Разности давления между вертикальными позициями притока и вытяжки. Необходим перепад более 3 м между приточным вводом и вытяжным выводом воздуха.
  3. Давления перемещающейся воздушной массы (ветра). С наветренной стороны гаража устанавливается повышенное давление, с подветренной – пониженное. Необходимо поместить приточный воздуховод на стороне преобладающего направления ветра.

Игнорирование перечисленных условий приведет к полной неэффективности естественной вытяжки. Поэтому зимой следует установить в автомобильном боксе более высокую температуру по отношению к улице и уменьшить воздухообмен, регулируя степень открытия воздуховодов.

Летом требуется открыть приточно-вытяжные воздуховоды полностью, делая ставку на розу ветров.

Основной параметр воздухообмена – его кратность, т.е. число полных смен объема атмосферы в гараже «уличным» воздухом.

Зная нормированную кратность приточно-вытяжного воздухообмена (6-10 раз) и внутренний объем автомобильного бокса, необходимо вычислить потребление воздуха за час:

L=n•Vг, где

  • L – расход воздуха за час, м 3 /ч;
  • n – числовое значение норматива по кратности воздухообмена;
  • – воздушный объем гаража, м 3 .

Чтобы определить объем воздуха, вмещаемый гаражом, нужно перемножить его внутренние размеры ширины, длины и высоты.

Например, бокс шириной 4 м, длиной 6 и высотой 2,7 м вмещает Vг=4•6•2,7=64,8 м 3 . При выборе, скажем, семикратного воздухообмена за час такому гаражу потребуется L=7•64,8=453,6 м 3 .

Для подбора сечения воздуховодов приточки и вытяжки, полученное значение L следует округлить в сторону увеличения, добившись его кратности к 5.

Поэтому, полученное в нашем расчете значение расхода воздуха, необходимо увеличить до 455 м 3 , т.к. это число делится на 5 без остатка – 455_5=91.

Далее – смотрим изображение диаграммы диаметра воздуховодов и подбираем подходящий параметр.

Учитывая, что скорость воздуха в каналах естественной вентиляции составляет порядка 0,5-1 м/с, для рассчитанного выше «примерного» гаража необходимы круглые воздуховоды диаметром от 500 мм. Либо профилированные, с внутренним сечением от 450х500 мм.

Для улучшения воздушного притока можно установить на высоте до полуметра от пола гаража не трубу-воздуховод, а решетчатый воздухозаборник. Причем, его сечение должно быть вдвое-втрое большим, чем у вытяжной трубы. Вентиляция улучшится, но зимой автомобильный бокс промерзнет.

Необходимо оснастить приточную решетку и вытяжку сдвижными или съемными крышками, позволяющими уменьшать сечение воздухозаборника при потребности.

Обращаем внимание на последовательность частичного перекрытия вытяжного и приточного проемов – сначала приточка, затем вытяжка.

При этом важно, чтобы сечение вытяжной трубы не оказалось больше сечения приточного воздухозаборника – произойдет опрокидывание тяги. Поэтому при частичном закрытии приточного воздуховода следует обязательно уменьшить сечение вытяжной трубы.

Вытяжной воздуховод необходимо выводить строго вертикально и, по меньшей мере, на 500 мм над плоскостью гаражной кровли.

Над двухскатной крышей вытяжку необходимо поднимать на высоту, соответствующую близости к ней кровельного конька (см. схему на изображении).

Если в гаражном помещении устраивается смотровая яма для проведения ремонтов и погреб для хранения продуктов, то для вентиляции подземных помещений потребуется монтаж отдельных воздуховодов приточки и вытяжки.

Таким образом, необходима самостоятельная труба на подаче воздуха в погреб и вторая, вертикальная – на вытяжку.

Способы улучшения естественного вентилирования

Не применяя механические инструменты усиления воздухообмена, добиться стабильного обновления атмосферы в помещении гаража можно двумя способами – нагревом вытяжной трубы и установкой на ней дефлектора.

Прогрев вытяжного канала

Прогретый воздух легче холодных воздушных масс, поступающих через приточный воздухозаборник. Стремясь к наивысшей точке, он выходит через вытяжной вентканал, заменяясь свежим воздухом снаружи – давление внутренней (в гараже) и внешней (на улице) атмосфер должно сравняться.

Чтобы улучшить прогрев воздуха в верхнем слое атмосферы внутри холодного гаража, нужно выкрасить вытяжной канал черным. В итоге стенки воздуховода поглотят максимальное количество солнечной энергии и будут нагревать воздух внутри канала, побуждая его интенсивнее двигаться вверх.

Планируя естественную вентиляцию с учетом черного окраса, не следует осуществлять теплоизоляцию вентканала. Однако для метода «прогрев лампой накаливания» теплоизолировать вытяжной воздуховод крайне необходимо.

С осени в гараже становится холодно. Для автомобиля это не проблема, но для приточно-вытяжной вентиляции – очень плохо.

Если горячий двигатель первый час после заезда в бокс еще послужит источником тепла для воздуха, то спустя пару часов в неотапливаемом гараже установится температура, практически равная уличной. И естественная вентиляция перестанет действовать.

Сохранить воздухообмен и предотвратить обледенение вытяжного канала (в нем будет накапливаться конденсат) позволит обычная 40 ваттная лампа накаливания.

Достаточно подвесить ее патрон под проемом вертикального канала вытяжки и оставить включенной. Тепла, генерируемого лампой, хватит для движения воздуха на скорости 0,2-0,4 м/с.

Причем канал воздуховода обязательно нужно обернуть теплоизоляционным материалом и убедиться, что в утеплитель не поступает влага. Тепла от лампы накаливания немного, на полную длину вытяжной трубы его может не хватить и воздух быстро остынет.

Заметим, что применение люминесцентных или светодиодных ламп улучшению воздухообмена не способствует – они генерируют значительно меньше тепловой энергии. Пригодны только лампы накаливания.

Установка вентиляционного дефлектора

Это устройство способствует увеличению вытяжной тяги до 20% без применения каких-либо механических приспособлений – за счет образования зоны низкого давления у оголовья воздуховода.

Основываясь на законе Бернулли, дефлекторы меняют движение потоков воздуха благодаря своей конструкции (сечению).

Ветер вынужден огибать изогнутый корпус дефлектора, что приводит к образованию миниатюрных зон относительного вакуума, побуждающих массу воздуха в трубе двигаться вверх.

Конструктивно вентиляционный дефлектор (на примере проекта ЦАГИ) состоит из таких элементов:

  1. Диффузора (стакана), имеющего форму усеченной конической трубы. Узкой стороной он одевается на вытяжную трубу. Способствует установлению разницы воздушного давления и усилению тяги.
  2. Колпака (зонта), предохраняющего канал воздуховода от проникновения летучего мусора и атмосферных осадков.
  3. Внешнего корпуса, имеющего цилиндрическую форму. Создает зоны низкого давления путем рассечения ветрового потока.

Тип дефлектора ЦАГИ широко используется для усиления естественной тяги вентиляционных труб в России. Наряду с ним известны тарельчатые, флюгерные, Н-образные и ротационные дефлекторы.

Кстати, отечественные вытяжки естественной вентиляции особенно часто оборудуются дефлектором Григоровича.

Эффективность работы вытяжных дефлекторов любой конструкции прямо связана с атмосферными условиями, а именно – наличием ветра.

То есть, при сильном ветре это устройство развивает максимальную тягу в системе естественной вентиляции, а при безветрии совершенно не работает.

Дефлектор способен не только улучшить тягу, но и предотвратить «закупорку» вытяжной трубы при сильных ветрах, преодолеть которые слаботочная естественная вентиляция не в силах.

Кроме того оборудованный дефлекторным устройством вентиляционный комплекс наиболее защищен от опрокидывания тяги.

Обращаем внимание на потребность поднятия оголовья вытяжки, оснащенной дефлектором, над плоскостью крыши на полметра и более. Действуют также условия расположения в части близости кровельного конька, рассмотренные на схеме выше.

Комбинированная вентиляция автомобильного бокса

Преимуществом объединения естественной вентиляции с маломощной механической системой является гарантированное обновление атмосферы гаража при любой погоде.

Ни безветрие, ни летняя жара не ослабляют работоспособность такого приточно-вытяжного комплекса.

Схема комбинированной вентиляции схожа полностью с устройством системы естественного воздухообмена. Применяется то же расположение приточного и вытяжного воздуховодов, то же сечение воздушных труб и дефлектор на верхнем конце вытяжного канала.

Одна разница – установка в полость вытяжного воздуховода осевого или центробежного вентилятора.

Мощность вентиляционной установки не должна превысить 100 Вт, этого достаточно. Встраивать вентилятор требуется в утепленный сегмент воздуховода, иначе в него поступит конденсат.

Для управления работой такого вентилятора пригодится электронный таймер, встроенный в переходник между электророзеткой и вилкой питания вытяжного устройства.

Читайте также:  Местная вытяжная вентиляция: устройство, типы и характеристики

Держать вытяжной вентилятор длительно включенным невыгодно из-за его энергопотребления, да и необходимости в этом нет. К тому же зимой комбинированная вентиляция гаража окажется чересчур эффективна и сильно выстудит бокс.

Переходник с таймером позволит задать периодичность и длительность работы вентилятора в течение 24 часов и на несколько дней вперед.

Отметим, что при выборе достаточно мощной центробежной установки для вентиляции может потребоваться более крупное сечение для вытяжного воздуховода. Напоминаем, что выбор сечения проводящей воздух трубы зависит от скорости воздушного потока.

При недостаточном внутреннем диаметре вытяжка будет громко шуметь и плохо тянуть воздух.

Обустройство механической вентсистемы

Ее главное преимущество в независимости от природных факторов. Основных недостатков два: зависимость от электроэнергии; достаточно высокая стоимость. Приток воздуха и удаление отработанного воздушного объема выполняют центробежные вентиляторы.

В автомобильных боксах устанавливаются следующие системы механической вентиляции:

  • Модульные. Приточно-вытяжной комплекс собирается из нескольких самостоятельных блоков, обеспечивающих закачку и подготовку приточного воздуха, а также отвод загрязненной атмосферы. Такие модули работают независимо, для их совместной работы необходимы управляющие датчики.
  • Моноблочные. Каждый такой блок является завершенным устройством механической вентиляции, он отвечает за приточку и вытяжку одновременно. Среди моноблочных вентиляционных устройств экономичными считаются модели, снабженные рекуперационными пластинами. Рекуперация позволяет минимизировать энергозатраты на обогрев приточного воздуха.

Моноблочную механическую вентиляцию проще установить, подготовив единственное отверстие в стене гаража. Однако снабжающий воздухом комплекс, укомплектованный из необходимых модулей, является более производительным.

Свежий воздух перед поступлением в воздуховоды фильтруется и, в холодный сезон, нагревается. Его подача в помещение гаража ведется по воздушным каналам через забранные решетками отверстия, проделанные в полу или в стенах практически вровень с полом, а также в стенках смотровой ямы.

Забор отработанного воздуха происходит через вытяжную трубу, в канал которой установлен вентилятор достаточной мощности.

В крупных автобоксах, рассчитанных на несколько машин, вытяжку эффективнее выполнять через воздуховоды и при помощи канальной вентиляционной установки.

Организация временной вентиляции

Если в гараже предполагается выполнять ремонтные работы с выполнением сварки и покраски металлических деталей, требуется серьезная вытяжка, которой необязательно пользоваться постоянно.

Как соорудить систему для временного использования? Давайте рассмотрим один весьма интересный вариант:

Основные схемы вентиляции гаража

Правильная организация вентиляционной системы в гаражном строении определяется ее эффективностью. Чтобы качественно обустроить проветривание данного помещения, необходимо знать некоторые основы аэродинамики, расчет и мощность вытяжной, приточной систем, санитарно-гигиенические нормы, требования. Исходя из полученных данных станет вырисовываться вентиляция гаража схема. Ее качественная организация обеспечит нормализацию микроклиматической среды гаражного пространства.

Естественная или механическая

Прежде, чем устраивать монтажные работы по установке вентиляционного оборудования, необходимо определиться, какой тип проветривания оптимально подойдет для гаражного помещения. Это зависит от объема помещения, наличия подземных отделений (смотровая яма, овощное хранилище, подвал), вида производящихся работ, степень их опасности для здоровья автовладельца, частоты использования строения, его конструкции.

Перечисленные факторы определяют, какую вентсистему устанавливать: механическую или естественную. Каждая обладает своими преимуществами, совпадающими с определенным типом сооружения.

Плюсы естественного способа вентилирования:

  • минимальная стоимость исходных материалов;
  • стандартный набор инструментов;
  • легкость монтажа;
  • простота эксплуатации;
  • возможность усовершенствования.
  • малоэффективна летом из-за незначительной разницы температур;
  • влияние погодных условий, направления ветра, времени года;
  • недостаточно производительности для удаления сильно загрязненного воздуха.

Преимущества механического вентилирования:

  • отсутствует подверженность влиянию атмосферных условий, силы, направления ветра;
  • возможность варьировать месторасположение вентиляционных проемов;
  • высокий показатель производительной мощности;
  • качественная нормализация температурно-влажностного показателя воздушной среды общегаражного пространства;
  • вариативность выбора механических средств принудительного побуждения воздухообмена.

Минусы:

  • более высокая стоимость;
  • необходимость подведения электрической проводки;
  • затраты на электроэнергию;
  • усложненный вариант установки вентиляционной системы;
  • уровень рабочего шума вентилятора.

Аэрацию целесообразно устанавливать внутри небольших гаражных строений, лишенных подземных отделений погреба, ямы осмотра (например, железный тип конструкции). Усложненная механическая схема оправдана на больших, объемных пространствах, где требуется высокая производительная мощность, кратность смены воздушных потоков.

Часто выбирают гибрид механической системы и аэрации – комбинированный способ проветривания, когда устанавливается только вытяжной вентилятор, удаляющий отработанный воздухопоток верхних слоев помещения. Нижние слои естественным образом заполняются свежим приточным потоком.

Особенности организации вентсистемы

Устройство вентиляционной системы определяется факторами правильного размещения:

  • предварительный расчет внутреннего сечения вентиляционных труб обязателен;
  • отводящее отверстие меньше приточного (усиливает воздушную тягу);
  • приток устанавливается внизу, вытяжка вверху, проемы диагонально распределяются возле коротких стен гаражного строения, чтобы охватить максимальное пространство потоком воздушных масс;
  • расстояние притока от пола – 10-15 см, вытяжка монтируется внутри потолка, либо внутри стены на расстоянии 10-15 см;
  • внутреннее сечение одинаковое на всем протяжении вентиляционного канала, чтобы воздухопоток беспрепятственно выходил наружу;
  • наименьшее количество изгибов, поворотов, препятствующих быстрому отведению воздушных масс;
  • оптимальное расстояние от притока до отводящего выхода – 3 м; если невозможно соблюсти параметры, вытяжная труба выводится над крышей на максимально допустимую высоту;
  • приток выводится на 50 см от уровня грунта;
  • усилению тяги способствуют дефлекторы, диффузоры;
  • материал труб необходимо выбирать термо-, влагостойкий, например, пластик, асбестоцемент, оцинкованная сталь (со временем корродирует);
  • наиболее простой монтаж пластиковых труб, продается достаточной количество комплектующих (переходники, тройники, т.д.);
  • швы необходимо герметично заделывать, чтобы сохранить производительность системы;
  • вентиляционные проемы закрываются решетками, предотвращающими попадание грызунов;
  • воздуховоды оснащаются заслонками для регулировки объема поступающего воздуха, особенно актуально зимой.

Данные критерии применимы непосредственно к естественному вентилированию. Механическое располагает некоторой вариативностью местоположения вытяжных, приточных отверстий, параметрами проемов, возможностью обойтись без монтажа вентиляционных каналов.

Схема естественной вентиляции гаража

Естественная вентиляция в гараже своими руками схема:

Вариант 1:

  • приточные отверстия размещены внизу, внутри стены;
  • вытяжные – внутри противоположной стены вверху, либо в потолке.

Циркуляция воздушных потоков: приточный воздух подается снизу, проходит помещение, постепенно прогреваясь, поднимается вверх, выходит через вытяжку.

Вариант 2:

  • вытяжка размещена так же;
  • приток подается сверху через проемы, расположенные по обе стороны гаражных ворот.

Воздухообмен: свежий воздухопоток, попадая сверху, сначала опускается вниз, затем прогревается и поднимается снова вверх, чтобы выйти через вытяжные отверстия.

Вариант 3:

  • приток подается через вентиляционную трубу, установленную внизу короткой стены;
  • вытяжка организована также трубой, выходящей наружу через потолок.

Процесс смены воздушных масс происходит благодаря разнице температурных показателей потоков. Поступающий воздух холоднее, тяжелее теплого отработанного, который вытесняется через вытяжной канал.

Схема принудительного вентилирования

Механические системы вентиляции в гараже организованы следующими схемами.

Вариант 1:

  • вентилятор устанавливается внизу стены, закрывая приточный канал;
  • вытяжной вентилятор монтируется вверху (потолок, стена) на противоположной короткой стороне.

Воздухообмен осуществляется путем искусственного нагнетания свежего потока. Отработанный выводится наружу вытяжным механизмом. Вентиляторы притока, вытяжки приобретаются одинаковой мощности.

Вариант 2

Модифицированный первый способ, когда к проемам дополнительно устанавливаются воздуховодные каналы. Вентиляторы размещаются на входе (осевые) либо внутри воздуховодов (например, канальные).

Вытяжной канал возможно установить по периметру помещения, оснастив воздухозаборными решетками через определенное расстояние. Целесообразно, когда воздушная среда загрязняется быстро (ремонтные, сварочные, покрасочные работы).

Схема комбинированного вентилирования

Распространенный, доступный способ проветривания гаражного помещения, отличающийся эффективностью. Комбинированная вентиляция в гараже своими руками схема:

Грамотная вентиляция в гараже — пополняем пробелы знаний

Гараж является достаточно специфическим местом, назначением которого является обеспечение сохранности автомобиля и создание оптимальных условий для его обслуживания. Также он служит местом для хранения различного рода химических средств и реагентов, необходимых для диагностики, прочистки и повышения работоспособности различных механизмов. Все они неминуемо загрязняют воздух и способны принести существенный вред здоровью.

Вентиляция в гараже не только поможет создать хороший микроклимат, но и обеспечит наилучшие условия для обслуживания автомобиля.

Последствия нарушения циркуляции воздуха

Создание оптимальных условий для работы людей является приоритетной задачей, возникающей еще на этапе проектировки гаража. Подобный объект отличается от любых хозяйственных построек не только своим назначением, но и многофункциональностью. Хранение инструмента, строительных материалов, различных химических веществ, установка станков, ремонт и обслуживание автомобиля — вот лишь малая часть тех задач, под которые может быть использован гараж. Выполнение подобных задач сопряжено с выделением огромного количества токсинов и эфиров, накапливающихся в воздухе и способных повлиять на здоровье человека.

В закрытом пространстве концентрация отравляющих веществ может достигать критических значений. Дышать таким воздухом становится не только крайне неприятно, но и опасно. Кроме того, нарушение воздухообмена чревато появлением ряда специфических реакций, способных доставить немало проблем, как самому человеку, так и его автомобилю:

  • повышается влажность;
  • развивается плесень и различные насекомые;
  • нарушается теплообмен;
  • усиливается коррозия;
  • повышается токсичность воздуха;
  • образовывается конденсат.

Приведенные выше факторы являются прямым следствием застоя воздушных масс в помещении. Под воздействием повышенной влажности и нарушения теплообмена внутри гаража активизируется коррозия, а выпадение конденсата лишь увеличивает ее действие. В результате кузов автомобиля, весь инструмент и другие металлические элементы покрываются слоем ржавчины за считанные дни.

Еще одним следствием плохой вентиляции служит появление грибка, для которого сырость является главным катализатором роста. Выпадение конденсата усугубляет ситуацию и приводит к тому, что плесень начинает развиваться ускоренными темпами. Ее распространение, помимо нарушения эстетического внешнего вида помещения, несет в себе множество опасностей для здоровья. При попадании в организм, споры грибка могут привести к развитию множества болезней, начиная от аллергического ринита и заканчивая тяжелейшими поражениями легких.

Виды вентиляционных систем и требования к ним

Застой воздуха может доставить немало проблем, а решить их достаточно просто, создав полноценную вентиляционную систему. Именно она обеспечит выведение отработанного воздуха и наполнит помещение свежестью. На сегодняшний день существует несколько вариантов формирования вентиляции, которые выглядят следующим образом:

  • естественная;
  • принудительная;
  • комбинированная.

Устройство вентиляции в гараже может быть исполнено одним из приведенных выше способов. При этом каждый из них имеет свои особенности, составляющие и принцип действия. Выбор конкретной схемы осуществляется на основании имеющихся параметров постройки и исходя из ее назначения.

Важно! Согласно СНиП вентиляция гаража должна обеспечивать поступление 180 куб.м. свежего воздуха ежечасно.

Подобный показатель дает возможность вывести любые токсические вещества, убрать сырость и создать оптимальный микроклимат в помещении. Следует отметить, что этот показатель используется лишь в государствах бывшего соцлагеря, а в европейских странах он составляет 360 куб.м./ч.

Читайте также:  Аэродинамические испытания систем вентиляции

Расчет системы вентиляции является одним из главных этапов ее проектировки. Для организации необходимой циркуляции воздушных масс вентиляционная труба должна иметь оптимальное сечение. Маленький диаметр воздушного канала не позволит создать должный воздухообмен, а слишком большой приведет к лишним материальным затратам. Согласно технической документации на 1 метр площади помещения необходимо использование 15 мм вентиляционной трубы. Таким образом, для гаража с площадью 15 м² понадобится установка 225 мм воздушного канала.

Определение оптимальных параметров системы играет важную роль, поскольку дает возможность не только продумать ее расположение, но и заранее подготовить отверстия для труб и места их крепления. Это существенно ускорит проведение работ по монтажу и позволит сэкономить часть материальных средств.

Естественная вентиляция гаража

Естественная вентиляция в гараже базируется на элементарных законах физики и разности температуры воздуха в помещении. Из этого следует, что подогретый воздух поднимается к потолку, а прохладный, наоборот, опускается к полу.

Используя подобный принцип, система вентиляции в гараже включает в себя всего два канала — вводный и выводящий. Первый из них располагается не выше 15-20 см от пола, а второй не ниже 10-15 см от потолка или непосредственно в нем. При этом для обеспечения полноценной циркуляции воздуха, выводящий вентиляционный канал располагается выше уровня крыши на 50-80 см и утепляется, что дает возможность выйти из ветровой тени и обеспечить хорошую тягу.

Вводное отверстие располагается на противоположной стене от выводящего и оборудуется сеткой, предотвращающей проникновение насекомых и грызунов внутрь канала. Кроме того, абсолютно не обязательно проделывать специальную дыру в стене для воздуховода, поскольку в его роли могут выступать автомобильные ворота или калитка, которые обеспечивают отличный доступ свежего воздуха в помещение.

Схема вентиляции в гараже должна учитывать и другие особенности объекта, такие как расположение источников тепла, наличие в нем каких-либо станков или специального оборудования, поскольку они также вносят определенные коррективы в распределение воздушных потоков.

Принудительная и комбинированная схема вентиляции

Принудительная вентиляция в гараже проектируется по аналогичному принципу с естественной. Подобные системы используются для организации полноценного воздухообмена в больших по площади либо отличающихся особой формой помещениях. Как правило, для обеспечения полноценной циркуляции воздуха в таких объектах естественной вентиляции недостаточно.

Особенностью принудительной вентиляции является наличие специальных вентиляторов, которые устанавливаются внутри воздуховодов. Их использование позволяет ускорить циркуляцию воздушных потоков и обеспечивает скорейшее выведение отработанного воздуха.

Комбинированная вентиляция гаража — схема, которая включает в себя как элементы принудительной, так и части естественной системы, используется довольно редко. Ее применение необходимо в том случае, когда помещение состоит из нескольких автономных частей. Так, смотровая яма, погреб или кладовка требует более сильного проветривания, из-за образования повышенной влажности.

Основная часть гаража более обширна, не настолько герметична и вполне способна вентилироваться при помощи естественной системы.

Важно! Расчет сечения воздуховодов для гаража осуществляется вне зависимости от выбранной схемы вентиляции и производиться согласно требованиям СНиП для хозяйственных построек. Направление трассы может быть любым, главное при ее создании не использовать ломаных линий и как можно меньше поворотов.

Какие выводы?

Формирование полноценной вентиляционной системы в гараже служит обязательным критерием, направленным на создание хороших условий для работы и обеспечение сохранности автомобиля. Выбор оптимальной системы и расчет ее параметров осуществляется исходя из специфичности постройки, ее назначения и геометрических размеров. Используя эти данные можно не только обеспечить оптимальный микроклимат в гараже, но и существенно сэкономить материальные средства на проектировке и монтаже вентиляции.

Делаем выбор между естественной или принудительной системой вентиляции гаража

Большинство автолюбителей свято уверены, что срок жизни их авто зависит от качества топлива и масла, заливаемого в авто. Более опытные водители добавляют, что для автомобиля наиболее важным считается хранение в теплом гараже. А самые «матерые» автолюбители заявляют, что на срок жизни четырехколесного друга больше всего влияет вентиляция гаражного помещения. В этом споре, конечно же, все правы: от того какое топливо зальешь в бак авто зависит работа его «сердца», т.е двигателя, а в теплом гараже будет находиться гораздо комфортнее самому хозяину, во время «общения со своим железным другом».

Кроме того, без вентилирования сам гараж очень скоро превратиться в помещение, пропитанное выхлопными газами, парами топлива и запахом плесени, где находиться станет неприятно и а даже опасно для здоровья. Грибок и плесень будет покрывать вещи, которые каждый автолюбитель хранит в своем гараже, некоторые части вашего авто и самого помещения, выделяя в окружающее пространство споры, приводящие к тяжелым заболеваниям и аллергии. Картина довольно неприглядная. В этой статье мы хотели бы поговорить именно об устройстве правильной вентиляционной системы «домика для вашего авто».

По нормам для России, приток свежего воздуха в гаражном помещении должен быть не менее чем 180 л. в час. Это прописано в нормативных документах. Если кто-то считает, что это очень много, то для Европейских стран этот показатель ровно в два раза выше, и составляет 360 л./час. Именно такой приток воздуха сможет обезопасить владельцев автотранспорта от губительного воздействия на их организм отравляющих веществ, которые входят в выхлопные газы. Уровень СО2, поднявшийся в воздухе всего до 0,2 %, приводит к потере сознания и последующей остановке дыхания. Только исходя из этих цифр, приходит понимание того, что вентиляция в таком помещении – жизненно необходима.

Виды вентиляционных систем

Существует три типа вентиляционных систем, которые можно обустроить в гараже. У каждой из них есть как достоинства, так и недостатки, которые мы и рассмотрим более подробно.

  1. Естественная вентиляция в гараже предполагает наличие минимум двух отверстий с воздуховодами, для естественной циркуляции воздуха. Воздухооборот осуществляется за счет разницы температуры воздуха, между помещением и улицей. Это наиболее востребованный тип циркуляции воздушных потоков у большинства автолюбителей, так как наиболее дешевый и независящий от электричества, и его всегда можно обустроить собственными силами с минимальными и финансовыми затратами.
  2. Комбинированная. Этот вид предполагает естественную вытяжку воздушных масс и принудительный его приток, или наоборот: естественный приток и механическая вытяжка. Такая система объединяет в себе все положительные качества, естественно, и механической системы проветривания. Она хороша для тех гаражных помещений, в которых нет проблем с электричеством. Всегда можно увеличить циркуляцию воздушных потоков увеличив производительность вентилятора и сечение воздуховодов.
  3. Принудительная. Полностью принудительная циркуляция воздушных масс предполагает наличие механического притока и вывода воздуха. В принципе, обустроить самостоятельно простейшую вентиляцию такого типа довольно несложно, если знать принципы расчета мощности приточных и вытяжных вентиляторов и расчета сечения воздуховодов. Покупку и установку уже готовых, моноблочных систем в гараже, мы рассматривать не будем, так как начальная стоимость самой бюджетной версии такой вентиляции начинается от 2 тыс. у.е, а это сопоставимо с подержанным, но находящимся в рабочем состоянии, практически любым представителем советского автопрома. У механической вентиляции есть один существенный минус – энергозависимость: есть свет – есть вентиляция, нет электричества – приходится дышать угарным газом.

Без расчета никуда

Без этого этапа практически невозможно обустройство правильной вентиляции в гаражном помещении. При проектировании системы вентиляции в гараже должны быть учтены следующие моменты: площадь и высота гаража, сколько машин в нем размещается одновременно, мощность силовой установки и тип топлива (бензин, дизель,). В проекте должны быть точные места размещения приточного и вытяжного воздуховода, с диаметрами отверстий под них. Следует учитывать наличие в гараже смотровой ямы, погреба или овощной ямы, к которым также следует предусмотреть проветривание.

Для правильного расчета естественной вентиляции любого помещения, нужно обращаться в специализированные конторы, которые эффективно, а главное точно рассчитают вам мощность приточных и вытяжных вентиляторов, а также нужного сечения воздуховодов. Кроме того, эти фирмы очень точно помогут вам расстаться со значительной суммой денег в собственном кошельке. Мы расскажем вам, как самостоятельно рассчитать вентиляцию гаража, схема которой один приточный воздуховод, а один вытяжной.

Правила самостоятельного расчета воздуховодов

На самом деле, в этом нет ничего сложного, если знаешь некоторые правила расчета. Для естественной вентиляции на 1 м.кв площади гаража нужно 15 мм.кв сечения воздуховодов. Пример: На стандартный гараж, размерами (5м. х 3 м.) = 15 м.кв, вам потребуется вентиляционная труба диаметром (15 х 15) = 225 мм .

Если вы решили реализовать механическую, одноканальную вентиляцию гаража, то следует руководствоваться правилом расчета воздуховодов, диаметр которых должен быть не менее чем 0,3% от общей площади «домика для автомобиля». По такому же принципу рассчитывается и вентиляция погреба в гараже. Все просто, и денег за расчеты платить никому не надо.

Условия для правильного функционирования приточной и вытяжной системы

Для этого типа вентиляционной системы действительно нужны определенные условия.

  • Вентиляционные отверстия должны быть правильно расположены и определенного диаметра. О том, как рассчитывать их величину мы говорили выше, а расположение их должно быть таким: два отверстия, по диагонали помещения, располагающиеся одно от пола, а другое от потолка на 10 см.
  • Вентиляционные трубы должны быть: приточная – подсоединенная коленом 90° к отверстию в нижней части стены, должна иметь высоту от земли 30 см. Верхняя часть этого воздуховода обязательно закрывается металлической сеткой и зонтом, для предотвращения попадания внутрь гаража мусора, грызунов и т.д. Вторая вентиляционная труба – вытяжная, монтируется к верхнему стеновому отверстию, коленом под 90°, и поднимающаяся выше уровня верхней точки крыши на 50 см. Труба также должна закрываться зонтом, чтобы внутрь не попадали атмосферные осадки, листья и т.д.
Читайте также:  Домашний бытовой очиститель воздуха от пыли

В идеале, между верхними точками приточной и вытяжной вентиляционной трубы, должно быть три метра разницы. При таком расположении создается идеальный перепад давления для хорошего вентилирования гаража. Но иногда погодные условия могут сделать так, что даже идеально рассчитанная и выполненная система будет давать сбой. В таком случае можно обустроить в собственном гараже комбинированную вентиляционную систему.

Обустройство комбинированной вентиляции

Комбинированная вентиляция в гараже своими руками делается не сложнее естественной, правда с несколько большими финансовыми затратами. В приточный воздуховод встраиваем вентилятор: благодаря созданию избыточного давления в помещении, загрязненные воздушные массы выталкиваются и замещаются свежим. Все может делаться и наоборот: в вытяжку встраивается вентилятор. Вытягивая отработанный воздух, в помещении создается разряжение, при котором через естественный приток поступают свежие воздушные потоки.

Для такой системы есть одно ограничение по расположению входного и выходного отверстий: они не должны находиться на одной линии, друг напротив друга. В такой системе важным фактором эффективности является производительность вытяжного вентилятора. Рассчитать его самостоятельно достаточно просто: либо обратиться к СНИП, где сказано, что приток свежего, и соответственно выход отработанного воздуха должен быть не менее 180 л/ч.

Второй вариант, рассчитать мощность вентилятора, в зависимости от объема помещения. Для гаража было бы очень неплохо, если бы воздух полностью в нем сменялся, хотя бы 5-7 раз в час. Чтобы рассчитать, какая производительность вентилятора вам понадобится, нужно объем гаража (длина х ширина х высота) умножить на кратность воздухообмена, в нашем случае на 5. Полученная цифра и будет рекомендованной производительностью вытяжного вентилятора в час.

Важно!
Помните, чтобы комбинированная вентиляционная система работала эффективно, нужно, чтобы воздуховоды были соответствующего диаметра. Если вы делаете комбинированную вентиляцию с механическим притоком, то нужна естественная вытяжка. Которая будет справляться с выводом воздуха такого объема. Если в таком типе вентиляции механическая вытяжка, то следите за тем, чтобы приточный воздушный поток мог поступать в соответствующем объеме.

Какой вид вентиляции выбрать для гаража

Правильный и хороший уход за автомобилем не ограничивается только своевременным техническим осмотром и заботой о чистоте кузова и салона. Условия хранения машины играют очень большую роль в обеспечении максимальной функциональности и продолжительности эксплуатации. Технические устройства должны находиться в хорошо вентилируемом помещении для избегания формирования конденсата и накапливания вредных химических соединений и газовых скоплений. Это опасно и для авто и для владельца.

Немногие счастливчики могут похвастаться, что приобрели гараж с хорошей системой вентиляции. Остальные должны сами позаботиться о создании эффективного воздухообмена в гараже или в подвале. Он поможет избежать формирования конденсата на стенах или потолке, равно как и в смотровой яме, надежно защитить автомобиль, и хранящиеся в гараже запчасти и инструменты от образования коррозийных очагов.

Бытовых систем вентиляции существует несколько видов, и далее мы раскроем технические и эксплуатационные характеристики самых популярных, доступных и эффективных из них.

Естественная вентиляция

Данный вид самый простой, популярный и бюджетный. Схема предполагает поступление и вывод воздуха через вытяжные отверстия. Процесс выполняется естественным образом за счет разницы температуры в помещении и на улице.

Циркуляция обеспечивается двумя отверстиями, которые можно сделать из пластиковых труб: одно для отвода воздушной массы с вредными химическими примесями, другое для поступления свежего воздуха.

Отверстие для притока надо делать на высоте десять сантиметров от пола и для защиты от различных мелких живых организмов надо защитить сеткой-крышкой.

Приток можно также организовать в виде специально проделанных в воротах отверстиях, размер которых должен быть больше выводящего отверстия в 2-3 раза. Вытяжное отверстие устанавливается в противоположном по диагонали углу на десять сантиметров ниже потолка. Часть трубы, выходящая наружу не должны быть меньше полуметра.

Естественное вентилирование имеет ряд недостатков. Летом эффективность предельно низкая, поскольку температура среды выше гаражной, и циркуляцию воздуха будет обеспечивать только ветер, задувающий воздушную массу в приточное отверстие. За чистотой обеих отверстий надо постоянно следить, поскольку они быстро забиваются пылью, гарью, наледью. Об естественной вентиляции более подробно читайте здесь https://ventilation-conditioning.ru/tipy-ventilyacii/estestvennaya-ventilyaciya.html.

Улучшение естественной вентиляции

Установка вентиляционного дефлектора, напоминающий своеобразный колпак, наверху вытяжного канала предохраняет от попадания мусора, атмосферных осадков и значительно увеличивает тягу. Данное устройство способно генерировать и перенаправлять воздушные потоки, увеличивая эффективность работы системы в целом на двадцать процентов.

Принудительная вентиляция

Данный метод аэрации помещения считается более эффективным. Он не зависит от температурных показателей и розы ветров. В помещении всегда будут оптимальные условия хранения автомобиля, или продуктов, поскольку многие люди, в помещениях предназначенные под гараж, хранят припасы на зиму. Кроме того, способ позволяет хорошо вентилировать и смотровую яму. Принудительная вентиляция является единственным выходом для обеспечения оптимальной циркуляции воздуха в помещениях, находящихся ниже уровня грунта.

Механическое вентилирование помещения требует обязательного наличия доступа к электроэнергии.

Система может быть:

  • Модульной – независимо работающие модули для подачи и отвода воздуха. Для их слаженной работы требуется установка датчиков управления;
  • Моноблочной – блок выполняет и отвод, и подачу воздуха. Чтобы снизить затраты на обогрев приточного воздуха, рекомендуется установка рекуперационных пластин.

Для правильной установки устройства не требуется делать сложные расчеты и схемы – необходимо проделать лишь одно отверстие в стене гаражного помещения.

Комбинированная вентиляция

Метод также работает на электроэнергии, но более экономичнее принудительного. Он является гармоничной комбинацией естественного и принудительного методов вентиляции гаражного пространства. Приток воздушных масс обеспечивается естественным образом через отверстия из канализационных труб, а отработанные и загрязненные выводятся вентилятором для вытяжки, который вмонтирован в воздуховод. Отверстия могут располагаться в любом удобном месте, поскольку это не влияет на эффективность циркуляции. Можно даже на одной стене. Главное чтобы они не были проделаны напротив, поскольку будет формироваться сквозняк.

Комбинированный способ можно легко установить своими руками. Он достаточно экономичен, но имеет несколько недостатков. Систему необходимо оснащать специальным таймером, который будет следить за периодичность включения/выключения вытяжки. Воздушные массы, которые поступают, не подогреваются и не фильтруется, что способствует не только охлаждению помещения, но и засорению канала.

Итоги

Полезное видео: вентиляция гаража на скорую руку

СТРОИМ С НАМИ

Комбинированная система вентиляции

Содержание:

Описание комбинированной системы вентиялции

Комбинированная или смешанная система вентиляции представляет собой сочетание механической и естественной систем вентиляции. При такой системе используется как приточная, так и вытяжная системы вентиляции, что позволяет существенно увеличить скорость воздухообмена. Комбинированная вентиляционная система сочетает в себе все необходимые преимущества каждого типа вентиляции, что позволяет осуществлять контроль и управлять потоком воздуха. От естественной вентиляции такая система отличается наличием вытяжного канального вентилятора.

Такой тип вентиляционной системы эффективен в больших помещениях и домах. Данный тип вентиляции незаменим и в том случае, когда естественная вытяжка не справляется со своей основной задачей в таких помещениях как кухня, ванная комната, котельная или в помещениях с сильно загрязненным воздухом. В помещениях, в зависимости от предназначения и размеров, может преобладать приточная или вытяжная вентиляция.

Из чего состоит комбинировання вентиляция

Комбинированная вентиляция состоит из таких элементов: приточных и вытяжных каналов вентиляции, охлаждающих панелей, а также притока воздуха за счет работы малых и шахтных вентиляторов.

Принцип работы системы

Принцип работы данной системы основан на физических свойствах воздуха.

Вытяжная обеспечивается за счет механической работы вентиляторов, установленных в санузлах, на кухнях или кладовых помещениях. Для обеспечения эффективной работы вентилятора, дверь должна внизу иметь щель, не менее 20-25 мм или же установленную преточную решетку.

При комбинированном типе вентиляционной системы применяют осевые, центробежные или многозональные вентиляторы. Первый тип вентиляторов предназначены для удаления загрязненного воздуха через систему воздуховодов, имеющих длину около 4 метров, которые расположены в стене. Все модели должны иметь обратный клапан, который препятствует проникновение холодного воздуха при отключении вентиляторов.

Вытяжные центробежные вентиляторы, как правило, применяют для обеспечения вытяжки воздуха в условиях небольших помещений. Выброс воздуха возможен через вентиляционные каналы и систему воздуховодов.

Многозональные вентиляторы можно применять для вытяжки воздуха одновременно из нескольких помещений. Монтаж таких устройств осуществляется на потолке, в стене или в подшивной зоне. К тому же, такие модели экономичны, эффективны и не требуют значительных затрат, связанных с их установкой.

Приток воздуха осуществляется непосредственно через пассивные оконные или стеновые приточные устройства, благодаря чему значительно снижаются затраты на электроэнергию по сравнению с механическим типом вентиляции.

Преимущества комбинированной системы вентиляции

Данную вентиляционную систему можно применять в регионах с холодными зимами и горячими летними месяцами, поскольку система эффективно работает в большом температурном диапазоне – от -20 до +40 градусов цельсия. В условиях низких температур воздуха есть возможность точного управления, даже при небольшом потоке воздуха, что обеспечивает его равномерное распределение по периметру всего помещения. Также при комбинированном типе вентиляции можно устанавливать комфортную температуру и уровень влажности, так как система оснащена автоматическим управлением, что позволяет поддерживать установленные параметры в норме.

Единственным недостатком данного типа вентиляции является то, что постоянно необходимо проверять работоспособность вентиляторов и при необходимости их заменять.

Ссылка на основную публикацию