Отопление нежилых помещений: способы, расчеты, тарифы

Как должно быть организовано отопление нежилых помещений? Какие нормы для температуры воздуха от батарей?

Нежилые помещения выделены законодательством РФ в отдельный вид недвижимости: по отношению к данному виду помещений действуют иные правила ипотечного кредитования, регламент и обязанности владельца по уборке, отоплению помещения и так далее. Именно по этой причине полностью следовать закону достаточно проблематично, ведь тема очень широко освещена в Федеральных Законах Российской Федерации.

Чтобы минимизировать путаницу, мы написали подробную инструкцию по порядку отопления в нежилых помещениях.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Какие здания или их части считаются отапливаемыми?

Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 главе II «Условия предоставления коммунальных услуг», п.4 подп. «е», отапливаемым считается нежилое помещение, в котором имеются инженерные коммуникации и системы подачи отопительных мощностей. Таким образом, независимо от того, является ли помещение пристроенным или нет, оно будет считаться отапливаемым в том случае, если внутри помещения имеются отопительные батареи или какие-либо другие устройства для обеспечения возможности подать тепло.

При этом существует также понятие «площадь общего пользования» — лестничная площадка в многоквартирном доме, подъезды, цоколи и тому подобное. Данные помещения могут как считаться нежилыми, так и не считаться; если о них в государственных структурах имеются сведения как о нежилых помещениях, как правило, их не отапливают и платить за отопление не нужно. И наоборот, платить за отопление площадей общего пользования должны все проживающие в здании.

Более подробно вопрос о том, что в МКД считается местами общего пользования и должны ли собственники нежилых помещений оплачивать ОДН, мы рассматривали в этом материале.

Какая температура воздуха должна быть от батарей в отопительный сезон?

В Постановлении Правительства РФ N 354, в «Приложении №1» главе VI «Отопление», четко регламентирована температура, которая должна быть в жилых помещениях в зависимости от времени года. Данное постановление является основным нормативом, закрепляющим обязанности исполнителей по качеству предоставляемых коммунальных услуг.

В свою очередь температура в нежилом помещении регламентирована Санитарными правилами СанПиН 2.2.4.548-96. Температурные нормы в отопительный сезон в нежилых помещениях для коридоров составляют:

  • 18-20 градусов по Цельсию (минимум — 16 градусов);
  • для кладовой — от 12 до 22 градусов по Цельсию;
  • для производственных и офисных помещениях установлено требование по температуре от 16-ти до 26-ти градусов по Цельсию.

Расчет стоимости за потребление тепла зимой в МКД на основе норм

Расчет стоимости отопления в отопительный период производится по формуле, приведенной в Постановлении Правительства N 354: общая площадь помещения, умноженная на норматив потребления отопительных коммунальных услуг и на тариф по стоимости тепловой энергии. Формула актуальна для тех случаев, когда в помещении не установлен индивидуальный прибор учета — как правило, в нежилых помещениях его не устанавливают, поэтому именно эту формулу мы и возьмем в качестве основной.

Поэтому для рассчитывания стоимости необходимо обладать всей требуемой информацией — площадью помещения, нормативами температуры и тарифами. Если информация доступна потребителю услуг, он без труда сможет рассчитать стоимость отопления в нежилом помещении.

  • Сведения о точной площади нежилого помещения можно получить из ЕГРН-выписки. Она стоит всего 200 рублей, а оформляется практически сразу.
  • Нормативы на потребление коммунальных услуг нужно искать в Постановлениях Правительства того региона, где потребитель желает получать отопительные услуги. В соответствии с законодательством РФ нормативы на потребление услуг устанавливаются РЭК (региональными регулирующими органами), поэтому обращаться нужно именно к региональным источникам.
  • Тарифы устанавливаются в зависимости от прибыльности и себестоимости единицы продукции конкретной ресурсоснабжающей организации, поэтому данные о тарифах нужно искать в заключаемом с РСО договоре или же на сайте выбранной потребителем РСО.

Как заключить договор теплоснабжения?

Для заключения договора необходимо обратиться с заявкой в любую теплоснабжающую организацию, расположенную в городе заявителя. Подписывать договор необходимо перед оказанием коммунальных услуг, но не позднее одного календарного месяца с момента приобретения права пользования помещением.

Вместе с заявкой теплоснабжающей организации должны быть направлены:

  1. Внутренний паспорт РФ от заявителя.
  2. Регистрационные документы компании — например, Устав; в документах должны быть указаны наименование организации, реквизиты предприятия, место гос. регистрации и контактные данные.
  3. Выписка из ЕГРН о помещении с указанием: адреса здания, общей площади нежилого помещения, типа деятельности, производимой в помещении (производственная/коммерческая деятельность).
  4. Документ, удостоверяющий право заявителя действовать от лица компании — доверенность или приказ о назначении руководителем.
  5. Акт от организаций, проверяющих дату опломбирования прибора учета, а также график будущих проверок приборов учета.

Причем необходимо обратить внимание на то, что все копии документов должны быть нотариально заверены, иначе заключить договор сторонам не удастся.

Нотариальное заверение документов, помимо выписки из ЕГРН (в 2018 году получение выписки юр.лицам обходится в 350 рублей), является основой расходов во время подготовки документов — за нотариальное заверение всех документов нотариусы берут от 1500 до 7500 рублей в зависимости от региона и ценовой политики нотариуса.

Что должно быть указано в договоре с собственником?

Договор представляет собой документ в несколько десятков листов А4, подписанный владельцем помещения и ресурсоснабжающей организацией. В нем должны быть следующие разделы:

  1. Сведения о сторонах сделки. Здесь указываются данные о компании, руководителем которой является владелец нежилого помещения, а также сведения о ресурсоснабжающей организации.
  2. Информация о помещении. В данном разделе должна быть указана площадь помещения, наличие/отсутствие сетей ресурсоснабжения и приборов учета, а также адрес многоквартирного дома, в котором расположено нежилое помещение.
  3. Предмет договора ресурсоснабжения. В данном разделе указывается, в соответствии с какими нормативами будет производиться отопление помещения, по каким тарифам, в каком объеме и в какое время года.
  4. Порядок оплаты, особенности расчетов. Прописывается, каким образом владелец помещения должен расплачиваться с ресурсоснабжающей организацией и в какие сроки.
  5. Права и обязанности сторон. В данном разделе прописывается, какие обязательства берет на себя ресурсоснабжающая организация, а какие берет на себя владелец. В этом же разделе регламентируются штрафные санкции для сторон в случае, если обязательства выполняются недостаточно хорошо или не выполняются вовсе.

Например, для владельца, не выплачивающего вовремя отопительные коммунальные услуги, предусмотрено начисление пеня и прекращение оказания услуг спустя три календарных месяца с момента отсутствия выплат со стороны владельца.

  • Прочие условия. В данном пункте указываются, как правило, в каком количестве экземпляров был изготовлен договор, что будет при его утере обеими сторонами и так далее.
    • Скачать бланк договора на отопление нежилого помещения
    • Скачать образец договора теплоснабжения с собственником нежилого помещения

    Тарифы

    Цены на теплоснабжающие услуги определены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ, в частности, восьмой статьей настоящего закона.

    В свою очередь основным документом в законодательстве РФ, регулирующим именно порядок определения тарифов, является Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075. В соответствии с Постановлением, устанавливающим порядок определния тарифа на теплоснабжение, стоимость коммунальных услуг (тарифы) складывается из:

    • общей инвестиционной затратностью предприятия, организующего поставку теплоснабжения потребителям;
    • удельной стоимости одного произведенного Гкал, из чего высчитывается себестоимость предприятия;
    • сравнения компании с конкурентами на рынке, что позволяет определить наиболее верный тариф, не допускающий развитие монополизма, но помогающий молодым компаниям развиться за счет дешевизны услуг;
    • возможности ресурсоснабжающему предприятию обеспечить себе экономически обоснованную доходность.

    Ресурсоснабжающим организациям выдают лицензию только после прохождения проверки уполномоченными органами регулирования. Таким образом, тарифы устанавливаются в индивидуальном порядке в зависимости от параметров самой РСО. Кроме того, размер тарифа зависит от решения РЭК (органов регулирования), устанавливающие собственные тарифы для своего региона.

    Нужно также учитывать, что в соответствии с Письмом Министерства регионального развития РФ от 6 марта 2009 года N 6177-АД/14, размер платы за содержание и ремонт нежилых помещений в многоквартирном доме такой же, как и для жилых помещений (согласно статьям 39, 156 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).

    Это означает, что разница в платежах между жилыми и нежилыми помещениями недопустима – размер платы должен быть полностью в рамках Постановлений Правительства РФ, утвержденных для жилых и нежилых помещений.

    Из всего вышеперечисленного следует, что для выяснения тарифа нужно лишь зайти на сайт ресурсоснабжающей организацией, с которой заключается договор, и узнать установленный РЭК тариф на отопление. Именно это число нужно использовать при расчете конечной платы за коммунальные услуги.

    Порядок вычисления размера платы в многоквартирном доме

    Размер платы за отопление установлен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 и Постановлением N 354. В частности, главой III и «Приложением N 2» в первом документе указан точный порядок действий при рассчитывании платежа.

    Как уже было указано в верхней части статьи, расчет стоимости отопления в отопительный период производится по формуле, установленной Постановлением Правительства РФ N 354. Согласно Постановлению, формула выглядит следующим образом: общую площадь помещения необходимо умножить на норматив потребления отопительных коммунальных услуг, после чего полученное число необходимо помножить на тариф по стоимости тепловой энергии.

    Разберем на примере процесс расчета:

    1. Площадь нежилого помещения, расположенного в Москве, составляет 40 квадратных метров.
    2. Норматив потребления отопительных коммунальных услуг, установленный в Москве в соответствии с Постановления Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41, составляет 0,016 Гкал/кв. м. Умножаем норматив на площадь помещения: 40х0,016 и получаем потребление энергии в размере 0,64 Гкал.
    3. Тариф на тепловую энергию зависит от управляющей компании, к которой обратился владелец помещения. В независимости от ценовой политики компании, согласно Постановлению N 354, тариф должен находиться в ценовом коридоре, установленном законодательством Российской Федерации.

    Допустим, управляющей компанией владельца помещения является ПАО «Московская объединенная энергетическая компания». Тариф, действующий с 01 июля 2017 года, устанавливает стоимость услуг в размере 2199,24 рублей на 1 Гкал.

  • Потребление энергии умножаем на тариф, установленный управляющей компанией — 0,64х2199,24 = 1407,5 рублей. В результате расчета получилась обязательная ежемесячная плата за предоставление коммунальных отопительных услуг.
  • Как производится оплата?

    В Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, Главе III, п. 19, подп. «м», четко указано, что потребитель обязан указать в договоре об оказании коммунальных услуг адрес и желаемый способ доставки потребителю платежного документа для оплаты коммунальных услуг. Таким образом, оплата производится по платежному документу, а место и способ доставки полностью зависят от выбора потребителя.

    Оплатить счет по коммунальным услугам может кто угодно, не важно, является отправитель собственником помещения или не является.

    Как правило, в договоре об оказании коммунальных услуг отдельно прописывается, кто имеет право оплачивать счета, и ресурсоснабжающей организации совсем невыгодно, чтобы оплачивать счет мог только собственник. В конце концов, в сложной ситуации это может привести к просроченным платежам, так как не всегда у собственника есть возможность лично оплатить счет и тем более оформить доверенность на третье лицо.

    Оплатить счет можно следующими способами:

    • В любом банке региона. Для этого нужно взять свой 10-значный код плательщика или саму квитанцию. Процедура достаточно простая: плательщик передает деньги операционисту, он отправляет деньги РСО, после чего плательщику выдается чек.
    • Через отделение «Почты России». Процедура происходит точно таким же образом, как в банках, за исключением доп. комиссии – 1,5% от суммы платежа.
    • Через банкомат любого достаточно крупного лицензированного банка. Для совершения операции в меню нужно найти пункт «Оплата услуг», ввести данные об РСО, предоставившей услуги, и указать конкретный период оплаты. Сумма, появившаяся на экране – то, что спишут с карты плательщика, как только он нажмет кнопку «Оплатить».

    Оплата коммунальных счетов за отопление нежилых помещений – достаточно трудоемкий процесс, но только на начальном этапе, когда человек только начинает знакомиться с процедурой. Достаточно буквально несколько раз провести операцию, чтобы начать относиться к ней как к чему-то быстрому и простому. Но для этого сначала нужно информационно подготовиться, в противном случае возможны проволочки и сложности.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-46-18 (Москва)
    +7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

    Как происходит расчет отопления нежилого помещения в многоквартирном доме?

    Организация теплоснабжения нежилого помещения немного отличается от подобной операции, производимой на жилой площади.

    Отличие заключается в необходимых параметрах и выборе способа, посредством которого будет нагреваться воздух и оборудование.

    Как правильно сделать отопление нежилых помещений: способы, расчеты, тарифы являются обязательными для анализа.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-51-36 . Это быстро и бесплатно !

    Подключение теплоснабжения в многоквартирном доме

    Перед тем как организовывать теплоснабжение нежилого помещения нужно произвести первостепенный анализ характеристик строения.

    Чтобы правильно выполнить этот этап нужно:

    1. Выбрать тепловой режим работы на основе назначения помещения.
    2. Произвести расчёт теплоснабжения, взяв за основу размерные показатели.
    3. Определиться какой именно теплоноситель будет использоваться.

    На основании сведений, полученных в результате упомянутых процедур, выбирается способ, которым будет отапливаться помещение.

    Далее всё делается так:

    1. Выполняются мероприятия, в результате которых становиться возможна подача теплоносителя на нежилую площадь, то есть подводятся нужные коммуникации.
    2. Не стоит забывать, что отопление не появиться само собой. Чтобы всё заработало необходимо заключить договор с поставщиками тепла на его подачу.

    Во время оценки помещения особое внимание стоит уделить его тепловым потерям. Если расчёты покажут, что они слишком велики, то можно прибегнуть к помощи дополнительной теплоизоляции, установив её на отапливаемой площади. Таким образом, можно добиться ощутимого эффекта.

    Какие законодательные акты и нормативы регулируют плату за тепло?

    Поскольку в нежилом помещении, возможно, произвести отопление, то кто – то должен оплачивать тепло. Этот факт чётко прописан в Постановлении Правительства РФ No354.

    Ещё в этом законодательном акте чётко прописаны формулы, по которым производятся расчёты сумм, выплачиваемых за отопление помещение, не являющегося жилым.

    Ещё в упомянутом законодательном акте прописано, что расчёт размера оплаты отопления по обозначенной формуле может производиться, если речь идёт о нежилой площади в МКД, в котором есть коллективный, то есть общедомовой прибор учёта поступающей тепловой энергии.

    Однако в такой ситуации в конкретном здании не все площади, как жилые, так и не жилые, могут быть оборудованы индивидуальными счётчиками. При этом постановление, о котором идёт речь, содержит не только сведения относительно оплаты отопления нежилых помещений.

    Оно также включает в себя формулы, по которым при определённых условиях могут быть произведены расчёты по оплате отопления жилых площадей. Еще описанный документ содержит информацию относительно расчёта оплаты других услуг ЖКХ таких, как горячее и холодное водоснабжение, электроэнергия и т.д.

    Формула расчета

    Как уже упоминалось выше, формула, по которой осуществляется расчёт отопления помещения, не являющегося жилым, например подвала, чётко прописана в Постановлении Правительства РФ No354.

    • S – общая площадь определённого помещения, расположенного в МКД.
    • V – объём тепловой энергии, потребляемый в среднемесячном режиме и рассчитанной за прошедший год. Он рассчитывается как отношения показаний общедомового счётчика к числу календарных месяцев в году и общей площади как жилых, так и нежилых площадей, располагающихся в МКД.
    • T – тариф на поступающую теплоту, чётко обозначенный так, как велят законы РФ.

    Стоит отметить, что результат, полученный по прописанной выше формуле, может корректироваться, когда наступит первый квартал следующего года. Таким образом, расчёт отопления в нежилом помещении чётко регулируется законодательством РФ.

    Все возможные корректировки чётко прописываются в упомянутом выше постановлении. Благодаря ему, любое отклонения от формул, установленных законом, является незаконным деянием. Если какой – то гражданин случайно или специально совершил подобную ошибку, то его вполне можно привлечь к ответственности, соответствующей законодательству.

    Как работает на практике?

    Как упоминалось выше, подобный расчёт производится по формуле: P = S x V x T. Это значит, что если площадь помещения равна 34 квадратных метра, объём тепловой энергии, потребляемой в среднем составляет 0,085 Гкал, а тариф на отопление, поступающее в помещение равен 1371, то 34 x 0,085 x 1371= 3962,1 руб.

    Не стоит забывать, что если в здании установлен счётчик тепла, то управляющая компания должна производить все расчёты показанным способом и не как иначе.

    В такой ситуации порядок начисления оплаты должен составляться из нескольких шагов. Сначала следует согласовать общую площадь недвижимого объекта с величиной конкретного нежилого помещения.

    Потом всё делается так:

    1. Производиться сверка показаний общедомового прибора учёта в начале и конце оплачиваемого отрезка времени.
    2. Полученную разницу следует считать общим энергопотреблением МКД.
    3. Далее, рассчитывается соотношение площади помещения и величины всего строения.
    4. Узнаётся величина тарифа на тепло. Подобную информацию можно получить у уполномоченного сотрудника управляющей компании.

    Как происходит отключение тепла?

    По действующему законодательству ни собственник помещения, ни ТСЖ не может прекратить отопление нежилого помещения в МКД. Тепло не будет отключено, даже если у собственника имеется огромная задолженность по его оплате. В этом случае по закону поставщик тепла должен в судебном порядке взыскивать с хозяина площади долги, а не отключать отопление.

    Такое явление обусловлено тем, что прекращение подачи тепла может повлиять на работу помещения, не предназначенного для проживания. Таким образом, прекращение подачи теплоносителей, обеспечивающих благоприятную температуру добиться очень сложно, особенно если учесть тот факт, что подобное деяние считается незаконным и влечёт за собой уголовную ответственность.

    Если собственник помещения добровольно хочет отключить отопление нежилого помещения в МКД, то у него тоже ничего не выйдет, так как это противоречит Постановлению Правительства РФ No354.

    Оплата отопления, как и его расчёт мало отличается тех, что установлены для жилых площадей, особенно если учитывать то, что расчётные формулы для них прописаны в одном законодательном акте.

    Однако некоторые отличия всё – таки имеются и владельцам площадей, не предназначенных для проживания, лучше всего ознакомиться с ними во избежание возможных проблем и трудностей в будущем.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-51-36 (Москва)
    +7 (812) 467-38-73 (Санкт-Петербург)

    Как рассчитать стоимость отопления за 1 кв. м и платить по счетчикам в 2020 году?

    Плата за отопление составляет едва ли не большую часть суммы в ежемесячной квитанции за квартплату. Тем более вызывает интерес, каким образом можно проверить справедливость начислений, да и вообще полезно бывает разобраться, как начисляется платеж за теплоснабжение, как привязаны озвучиваемые тарифы к реальным суммам, которые можно видеть в квитанциях ЖКХ.

    Практически сразу здесь появляются сложности. Прежде всего это единицы измерения. Многие справедливо привыкли к тому, что энергия измеряется в джоулях, в крайнем случае, в киловатт*часах. Однако когда речь идет о тепле, то используются категории гигакалорий.

    Но даже не в единицах измерения заключается главная сложность. Расчет включает в себя задействование множества формул, применение которых зависит от многих факторов, к примеру от того, присутствуют ли в системе отопления дома приборы точного учета тепла. Все эти условия и варианты представляется целесообразным рассмотреть далее.

    Стоимость услуги теплоснабжения за 1 кв. м в Гкал в 2019 году в многоквартирном доме

    Плата за отопление разнится от региона к региону. Максимальные показатели (которые, конечно же, и востребуются) устанавливаются администрацией региона, как правило, на каждое полугодие. Плюс к тому, формулировка «цена отопления за 1 кВт на м²» не верна – государственные власти ограничивают стоимость именно самой гигакалории, потребляемой единицей коммунального хозяйства.

    Ведь гигакалория – это аналог единицы работы (того самого Джоуля или киловатт*часа), просто для удобства имеющего больший масштаб. Так, например:

    • 1 гигакалория соответствует 4 184 000 000,00 Джоулей (4,184 гДж);
    • 1 гигакалория соответствует 1 162,22 киловатт*часа (кВт*ч).

    Данные нормативы сильно разнятся между собой по разным регионам в связи с тем, что между ними существенно отличаются и температурные климатические режимы (одно дело – зима в Ставрополье и совсем другое – в Анадыре). Кроме того, даже внутри одного и того же региона (субъекта Федерации) могут существовать несколько разновидностей нормативов в зависимости от того, каково качество дома, для которого применяется данный норматив.

    Если это деревянный барак постройки 50-х годов прошлого века, то и энергии для поддержания комфортной температурной среды там потребуется больше, чем в более современных многоэтажных домах.

    Норматив задается именно на 1 м² жилой площади, то есть имеет место привязка: чем больше ваша квартира, тем больше вам придется платить за тепло в случае, если действуют нормативные коэффициенты, вне зависимости от того, насколько эффективна в вашем доме теплоизоляция.

    Понимая это, государственная администрация стремится создать условия и простимулировать процесс оборудования индивидуальными приборами учета тепла всех потребителей, то есть как минимум произвести установку общедомовых счетчиков тепла.

    Однако здесь существует ряд ограничений:

      Сейчас индивидуальный прибор учета на квартиру (в домах постройки до 2012 года) устанавливается в том случае, если там существует централизованная подводка от единого стояка. Если же труб несколько, то установка ИПУ признается на данном этапе физически невозможной в связи с необходимостью установки большого количества счетчиков (на каждую батарею), дороговизной процесса и сложностью ведения учета.

    В указанных случаях учет осуществляется в соответствии с нормативами. Но если техническая возможность установки ИПУ и ОДПУ имеется, а потребители все равно предпочитают оставаться на нормативной системе начисления платы за теплоснабжение, то здесь уже начинают действовать штрафные повышающие коэффициенты (о том, как расшифровать КПУ, ИПУ и другое аббревиатуры в квитанции по ЖКХ, можно узнать здесь).

    С 01.01.2017 г. такой повышающий коэффициент равен 1,1 к выставляемой теплоснабжающей организацией плате. Сама же стоимость 1 Гкал за 1 квадратный метр в каждом регионе, разумеется, будет разной.

    Каков порядок начисления платы в МКД по нормативу 354 Постановления?

    Если присутствует сразу несколько систем оплаты за одну и ту же коммунальную услугу, а кроме того, предоставление данного блага обладает свойством неисключаемости (то есть невозможно исключить отдельных пользователей из потребления этой услуги), то приходится изобретать способы, позволяющие производить должный учет ее расходования, чтобы никто не был вынужден переплачивать за то количество услуги (в нашем случае – тепла), которое в действительности не потребляли.

    В соответствии с поправками в Правилах расчета потребления тепла (№354) в зависимости от различных сочетаний наличия приборов учета расходования тепла выделяются 4 разных варианта, как вычислить плату за потребленное тепло для каждого из ответственных квартиросъемщиков МКД, которые описываются четырьмя формулами.

    Результирующим показателем формулы является сумма ежемесячных отчислений за пользование услугой. Подробное рассмотрение данных формул позволит понять, как проверить правильность начисления платы.

    Если не установлены ни общедомовой, ни индивидуальные приборы учета

    Здесь оплата за потребленное тепло в квартире начисляется как результат совокупности трех параметров:

    • действующего норматива (утвержденного государственной администрацией региона), определяющего, сколько именно энергии (Гкал) требуется для отопления именно вашего жилья (1 м2) в месяц;
    • действующего тарифа стоимости реальной и условной гигакалории;
    • общей площади квартиры(балконы и другие неотапливаемые пространства здесь не учитываются).

    Формула ежемесячного потребления имеет следующий вид:

    Pi=Si x N x T
    • Si — общая площадь i жилого или нежилого помещения.
    • N — норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в месяц.
    • Т – тариф на тепловую энергию, одобренный администрацией региона.

    Закон предусматривает возможность взимания платы за отопление:

    • как в течении только самого отопительного сезона;
    • так и в течении всего года (законно ли оплачивать отопление летом?).

    Решение, как будет начисляться счет за теплоснабжение, принимается региональными властями (в зависимости от наполненности бюджета на ремонт и эксплуатацию тепловых сетей). Но если принимается решение взимать плату по нормативу в течение всего года равномерно (то есть и летом, когда отопление не востребовано, тоже), то в формуле расчета применяются поправочные коэффициенты.

    При этом, если оплата производится по нормативным показателям, а дом оборудован общим прибором учета тепла, то при равномерном начислении одинаковая сумма будет взиматься с вас и зимой, и в летние месяцы.

    Таким образом, может получиться ситуация, когда количество потребленных по нормативу гигакалорий превысит их реально использованную величину. В этом случае должен производиться корректирующий платеж в пользу каждого ответственного квартиросъемщика по результатам фактического потребления тепла.

    Формула корректировки для каждой квартиры выглядит следующим образом:

    • Si — общая площадь i жилого или нежилого помещения;
    • Sобщ — общая площадь всего жилого дома;
    • n — число месяцев, за которое делается перерасчет;
    • Pi — начисленная сумма для i жилого или нежилого помещения за n месяцев;
    • Pсчет. – сумма потребления тепла по общедомовому счетчику за n месяцев потребления.

    Если же оплата происходит не равномерно по году, а только за расчетный период (то есть за каждый месяц индивидуально), то используется Формула 1, где нормативные показатели соответствуют данному месяцу (наиболее часто встречающийся вариант расчета).

    ОДПУ присутствует, но ИПУ нет

    Важная поправка для данной формулы – ни одна квартира в доме не оборудована индивидуальным счетчиком учета тепла:

    Pi = V д х S i / S об x T
    • V д — объем потребленного тепла за расчетный период, в соответствии с показаниями общедомового прибора учета тепловой энергии.
    • S i — площадь i-го жилого (или нежилого) помещения.
    • S о б — общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
    • Т – тариф на тепловую энергию, одобренный администрацией региона.

    Формула призвана учесть именно долю данной квартиры в общедомовом потреблении. Разумеется, она не может принять к учету различия в индивидуальном потреблении тепла (например, в одной квартире установлены пластиковые стеклопакеты, а в другой присутствуют разбитые окна), однако это уже первое приближение к индивидуальной ответственности за потребляемое коммунальное благо.

    Приборами учета оборудован и сам МКД, и все жилые помещения в нем

    Для этой формулы важно, чтобы счетчиками тепла были оборудованы именно все квартиры в доме.

    Pi = (Vi n + Vi одн x Si / S об ) x T
    • Vi n — количество потребленного тепла за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении дома, определенный по показаниям индивидуального прибора учета.
    • Vi одн — количество тепловой энергии, потраченной на общедомовые нужды в МКД за расчетный период (при этом дом оборудован общим счетчиком).

    Количество тепла, потраченное на общедомовые нужды в многоквартирных домах рассчитывается, как разница между общим количеством тепла (по общему счетчику и суммой показателей всех индивидуальных счетчиков в квартирах).

    • Si — площадь i-го жилого или нежилого помещения многоквартирного дома.
    • S об — общая площадь всех жилых помещений в МКД.
    • Т – тариф на тепловую энергию, одобренный администрацией региона.

    Суть проста: собственное тепло каждый ответственный квартиросъемщик оплачивает самостоятельно, а тепло на общедомовые нужды распределяются между всеми жильцами. При этом в качестве весов используются площади их квартир по отношению к общей полезной площади дома.

    Присутствует ОДПУ, однако ИПУ оборудованы не все квартиры, но как минимум одна

    Это самый сложный вариант формулы:

    Pi = (Vi+Si х (V д -∑Vi) / S об ) x T
    • Si — площадь i-го жилого или нежилого помещения многоквартирного дома.
    • V Д – объем потребления тепла в доме, посчитанный по общедомовому счетчику.
    • Vi – потребление тепла в квартире. Если там присутствует счетчик расхода тепла, то берется объем потребления по счетчику.
    • S об — общая площадь всех жилых помещений в МКД.
    • Т – тариф на тепловую энергию, одобренный администрацией региона.

    Смысл такой: на квартиры без счетчиков экстраполируется значение среднего потребления тепла квартир со счетчиками. Для этого рассчитывается средний объем тепла на квадратный метр в квартирах, оборудованными счетчиками и умножается на количество квадратных метров квартир, приборами учета не оборудованных.

    Определение расхода тепловой энергии на ОДН

    По сути, все приведенные выше формулы так или иначе стараются совместить прямой учет количества потребленных каждой квартирой гигакалорий (по счетчику или по нормативу), а также разделить по справедливости между ответственными квартиросъемщиками величину тепла, потраченного за период на общедомовые нужды.

    Во всех формулах в качестве весов применяется соотношение метража каждой квартиры по отношению к совокупной полезной площади дома, находящегося в собственности у людей.

    • Si — площадь i-го жилого или нежилого помещения многоквартирного дома.
    • V Д – объем потребления тепла в доме, посчитанный по общедомовому счетчику.
    • Vi – потребление тепла в квартире. Если там присутствует счетчик расхода тепла, то берется объем потребления по счетчику.
    • S об — общая площадь всех жилых помещений в МКД.
    • Т – тариф на тепловую энергию, одобренный администрацией региона.

    Произвести выделение общедомовых расходов теплоэнергии из общего количества потраченного тепла можно только в случае, если дом оборудован общим счетчиком. В противном случае расчет будет производиться по нормативу.

    Как платить по счетчикам?

    Подавляющее большинство населения нашей страны оплачивают теплоэнергию по нормативным показателям. Но нормативы всегда берутся с избытком, и потому совершенно естественно, что у граждан в многоквартирном доме есть стимул перейти на оплату тепла по счетчику. К тому же, не очень-то хочется платить за соседа, у которого форточка всегда нараспашку.

    Однако сделать это не так-то просто. Во-первых, сами приборы учета тепла еще несовершенны. Здесь возможны 2 варианта:

    1. В квартиру есть подводка единой трубы отопления, от которой в дальнейшем производится внутриквартирная разводка. Тогда счетчик ставится единый (он учитывает расход теплоносителя в трубе, а также разницу входящей и исходящей температуры). В результате формируется количество «оставленной» в квартире энергии.
    2. Если же единой трубы нет, то для того, чтобы перейти на оплату тепла по счетчику, нужно оборудовать все без исключения радиаторы отопления в доме приборами учета расхода тепла. Такой счетчик стоит недешево.

    Для того, чтобы начать платить по индивидуальным счетчикам, следует обратиться в управляющую компанию. Нужно подать заявление на перевод начисления оплаты с использованием данных, получаемых от указанных персональных счетчиков. В заявлении после своего Ф.И.О. следует указать полный адрес расположения потребителя (то есть квартиры), а также номер лицевого счета.

    Сколько вы будете платить по счетчику?

    По счетчику оплата за отопление начисляется за то количество энергии (с учетом разницы температур и расхода теплоносителя в трубе), которое будет оставаться внутри вашей квартиры. (А это меньше, чем по нормативу).

    При оплате по счетчику стоимость гигакалории в настоящее время составляет точно ту же величину, как и при оплате по нормативным показателям (все зависит от региона).

    Что такое повышающий коэффициент?

    Для того чтобы стимулировать переход на оплату тепла по приборам учета, применяется устанавливаемый государством (по всей стране) повышающий коэффициент. С 01.01.2017 г. он составляет 1,1 (к базовой ставке за гигакалорию).

    Стоит отметить, что повышенный коэффициент указывается в счетах за отопление, выставляемых от РСО к управляющей компании, применение такого коэффициента к потребителям не предусмотрено, Письмо № 19506-00/04 от 02 июня 2017 г. Применяется он в случае, если техническая возможность установки общедомового счетчика есть, но прибор не установлен.

    Льготы для ветеранов труда и инвалидов

    Льготы на оплату тепловой энергии предоставляются на 2 уровнях:

      На федеральном:

    • герои СССР и соц. труда;
    • ветераны и инвалиды ВОВ;
    • лица, пострадавшие от аварии на ЧАЭС;
    • инвалиды всех трех групп;
    • граждане, воспитывающие ребенка-инвалида.
  • На региональном:

    • малообеспеченные и многодетные семьи;
    • пенсионеры;
    • ветераны труда;
    • работники тыла во время ВОВ и жители блокадного Ленинграда;
    • работники бюджетной сферы.
  • Единственный способ сдвинуть с мертвой точки модернизацию жилищно-коммунального хозяйства в стране – это создать систему стимулов у собственников оптимизировать свои затраты на потребляемые коммунальные услуги. Для этого необходимо, чтобы существовала прямая и жесткая корреляция между величиной оплаты и объемами потребления. И достичь этого можно только посредством массового внедрения приборов индивидуального учета (в нашем случае – тепла).

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Разъяснения письма Минстроя Росси от 20 марта 2019 года №9703-ОО/06 по расчетам за отопление в многоквартирных домах

    В последнее время к нам обращается большое количество граждан и руководителей ТСЖ, ТСН, ЖСК с вопросом о правильных расчетах за отопление по приборам учета, которые установлены не во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов (МКД) и при этом эти МКД оборудованы индивидуальными тепловыми пунктами (ИТП), подключенными через тепловую сеть к централизованной системе отопления от одного источника, (например, ТЭЦ или Центральной котельной), в которых производится услуга по изготовлению в теплообменниках горячей воды и также снабжения теплоносителем системы отопления МКД путем нагрева холодной воды теплоносителем.

    Если на объектах МКД установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии – счетчики тепла или вычислители тепла FHKV dataIII и FHKV radio4 (показания в кВтч, что подтверждается выданным Свидетельством на утверждение типа средства измерений), и все объекты оборудованы как общедомовыми приборами учета тепловой энергии, так и индивидуальными приборами учета тепла, то расчет за отопление следует вести с учетом фактических показаний индивидуальных приборов учета в соответствии с постановлением КС РФ №30-П от 10.07.2018 и абз. 4 п.42(1) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” ПП РФ №354 (далее Правила), формулы 3(3) Приложения 2.

    В письме Минстроя РФ от 20.03.2019 №9703-ОО/06 заместитель директора Департамента ЖКХ О.А.Олейникова истолковывает положения Постановления КС РФ №30-П от 10.07.2018, заявляя, что положения этого постановления «не распространяются на регулирование отношений по оплате коммунальных ресурсов, потребляемых в многоквартирных домах (МКД) с децентрализованной системой отопления и (или) горячего водоснабжения.»

    «В случае, если индивидуальные (квартирные) приборы учета тепловой энергии установлены во всех жилых и нежилых помещениях в МКД, в котором прибор учета тепловой энергии установлен на оборудовании, входящем в состав общего имущества в МКД с использованием которого была произведена коммунальная услуга по отоплению, размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или в нежилом помещении МКД, определяется по формуле 18(1) Приложения №2 к Правилам №354».

    «В случае, если индивидуальные (квартирные) приборы учета тепловой энергии установлены не во всех жилых и нежилых помещениях в МКД, размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую за расчетный период в i-м жилом помещении(квартире) или нежилом помещении в МКД, определяется по формуле 18 Приложения №2 к Правилам№354».

    Иными словами в МКД, где всего один собственник не установил ИПУ тепла, граждане с исправными ИПУ тепла по мнению Минстроя РФ будут платить по формуле 18 за отопление по кв.м без учета показаний ИПУ тепла! Минстрой опять и опять дискриминирует законопослушных граждан, заставляя их платить за отопление нерачительных жильцов, не экономящих тепловую энергию и не проводящих мероприятий по энергосбережению в квартирах.

    Эти разъяснения противоречат Постановлению КС РФ от 10.07.2018 №30-П.

    Минстрой России и Правительство РФ почему-то «забыли» изменить формулы 18 и 18(1) Правил, которые сами по себе противоречат постановлению КС РФ от 10.07.2018 №30-П и логике расчетов за отопление в МКД, в которых не все квартиры и помещения оборудованы приборами учета тепла, определенных формулами 3(1), 3(6) Приложения №2 к Правилам№354!

    Статья 79 «Юридическая сила решения» Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) “О Конституционном Суде Российской Федерации” гласит:

    «Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.»

    Статья 106 «Обязательность толкования Конституции Российской Федерации» Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) “О Конституционном Суде Российской Федерации” гласит:

    «Толкование Конституции Российской Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.»

    По нашему и многих граждан убеждению, чиновница Минстроя России явно превысила свои полномочия, истолковывая Постановление Конституционного Суда РФ.

    Правда в конце письма есть абзац, поясняющий, что письма Минстроя «не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера»!

    То есть, это письмо не может использоваться Управляющими компаниями, ТСЖ, ЖКС, ТСН и ресурсоснабжающими организациями для расчетов для платы за отопление в МКД, снабженных индивидуальными тепловыми пунктами (ИТП), входящими в состав МКД.

    Формулы 3(1), 3(6), 3(7), 18, 18(1) Правил не соответствуют Постановлениям КС РФ от 10.07.2018 №30-П и от 20.12.2018 №46-П.

    В этой ситуации при расчетах за отопление граждане, Управляющие компании, ТСЖ, ЖКС, ТСН и ресурсоснабжающие организации должны пользоваться формулой 3(3) Приложения №2 к Правилам№354!

    Между прочим, положения абзаца 7 п.42(1) ПП РФ №354 применяются и к распределителям тепла, которые прямо упомянуты в данном пункте. Формулы для расчетов по ним приведены в Приложении 2 форм 6 и 6(1):

    «Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в оборудованном распределителями i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, корректируется в случаях, предусмотренных пунктом 42(1) Правил, на величину, определенную по формуле 6» и корректируется по форм.6(1).

    «В случаях, предусмотренных пунктом 42(2) Правил, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме или в жилом доме корректируется по формуле 6(1):»

    П.54 ПП РФ №354 гласит, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее – использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

    По определению (например, в соответствии с п.3.7. ГОСТ Р 56501-2015) индивидуальный тепловой пункт (ИТП) – это совокупность трубопроводов, устройств, приборов, автоматики и оборудования, технологически соединенных между собой и обеспечивающих соединение централизованной тепловой сети РСО с внутридомовой системой теплоснабжения многоквартирного дома.

    То есть, ИТП не производит тепловой энергии, а только распределяет на отопление и горячее водоснабжение тепловую энергию, произведенную в котельной/ ТЭЦ генерирующей компании или РСО и полученную в МКД, оборудованном ИТП от сети РСО и источника производства тепловой энергии.

    О самостоятельном производстве тепловой энергии идет речь, когда объект (МКД) отдельно снабжается первичными ресурсами для генерации, например, газом и холодной водой, из которых отдельно для данного здания самим исполнителем услуг производится тепловая энергия в котлах домовой котельной.

    Если в МКД установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии, например, вычислители тепла FHKV data III /radio4, необходимо вести расчет по фактическому потреблению, с учетом показаний в кВтч этих приборов. Законность данной позиции в июне 2019г была подтверждена, в том числе, Красногвардейским районным судом Санкт-Петербурга.

    Установленные законодательством РФ сертификаты на вычислители тепла находятся в открытом доступе, в том числе на нашем сайте http://www.techemenergy.ru/catalog/teplovaya-energiya/vychislitel-tepla-fhkv-radio4/.

    Принятые Правительством РФ формулы 3, 3(1), 3(6), 3(7) в Правила предоставления коммунальных услуг для собственников помещений в МКД и жилых домов (ПП РФ от 06.05.2011года №354) противоречит части 1 статьи 37, части 2 статьи 39 ЖК РФ, обязывающих собственников помещений в МКД платить за расходы ресурсов на содержание общих помещений, включая отопление общих помещений, а также принятым Конституционным Судом РФ постановлениям №30 от 10.07.2018 и №46 от 20.12.2018 года требованиям к Правительству РФ и Федеральному законодателю по внесению изменений в ч.1 ст.157 ЖК РФ и формул расчетов за отопление по индивидуальным приборам учета тепловой энергии, соответствующих принципам справедливости, на самом деле не позволяют даже приблизительно рассчитать объем потребленного тепла в необорудованных индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии. Зависимость такого расчета от помещений, оборудованных ИПУ – надуманная и противоречит здравому смыслу и справедливости.

    Кроме того, такой расчет позволяет собственникам необорудованных индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии квартирам, фактически путем бездействия и непринятия мер к установке ИПУ тепла, платить существенно меньше своего фактического потребления, тогда как собственники помещений с ИПУ тепла и индивидуальными квартирными источниками тепла (ИИТЭ) оплачивают и свое фактическое потребление тепловой энергии с долей на отопление общих помещений в МКД и существенную часть потребления собственников помещений, не оборудованных ИПУ тепла и ИИТЭ.

    Чтобы не нарушать принципы справедливости, правовой определенности, соразмерности ограничений прав и свобод, а также баланса конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов без перекоса в сторону производителей тепловой энергии при расчетах за отопление, на граждан, которые не имеют индивидуальных приборов учета тепла, должны распределяться не результаты теплопотребления экономных граждан с ИПУ тепла и ИИТЭ, а как раз разницу между общим потреблением тепловой энергии по ОДПУ тепла и суммой потребления всех жилых и нежилых помещений, оборудованных ИПУ тепла и ИИТЭ, включающих суммы показаний индивидуальных приборов учета и доли каждого помещения на содержание общих помещений в МКД (доли ОДН за отопление).

    В этой связи действия ТСЖ, ЖК, ЖСК, обеспечивающих оказание услуг отопления в МКД и общих собраний граждан в МКД, обслуживаемых управляющими компаниями (УК) и ресурсоснабжающими организациями (РСО) следующие:

    Собственники дома проводят общее собрание по правилам ЖК РФ с повесткой о справедливом расчете за отопление. По итогам принимается решение проводить расчеты за отопление по исправленным формулам в Правилах предоставления коммунальных услуг (см.ниже формулы 3(12) – 3(14)). Принимают правила расчета за тепло с учетом показаний ИПУ тепла и кто это осуществляет, например, каждый собственник или их представитель или ТСЖ, ЖСК, ЖК или РСО или УК (при наличии письменной договоренности с РСО и УК). А также принимают решение о ежемесячном предоставлении инициативной группе от УК данных о потреблении тепла определенного ОДПУ тепла в Гкал на следующий день по окончании каждого месяца отопительного периода, а также общую площадь жилых и нежилых помещений, площадь общих помещений, площадь каждого жилого и нежилого помещений. Данное решение предоставить под роспись или заказным письмом с уведомлением. УК обязана представить данные в течение суток.

    По получении собственниками данных о коллективном потреблении тепла за месяц и площадей в МКД по п.1 по уточненным формулам вычисляют потребление квартир и помещений, оснащенных ИПУ тепла и ИИТЭ. В них полученную долю квартиры, израсходованную на отопление общих помещений в Гкал, складывают с суммой потребления по ИПУ тепла в кВтч с пересчетом в Гкал и получают сумму платежа за отопление по каждой квартире, оснащенной ИПУ тепла и ИИТЭ.

    Плату за отопление квартир, не оснащенных ИПУ тепла, рассчитывают следующим образом. Из коллективного потребления тепла на отопление в расчетном периоде всем МКД, определенного по ОДПУ тепла, вычитается сумма потребления тепла всеми квартирами, оборудованными ИПУ тепла и ИИТЭ, а полученное количество тепловой энергии распределяется пропорционально площади квартир, не оснащенных ИПУ тепла.

    Полученные суммы потребления тепла в Гкал по квартирам умножаем на тарифную ставку тепловой энергии в руб/Гкал. Оформляем протокол распределения ежемесячно и высылаем УК заказным письмом с уведомлением.

    Оплачиваем за отопление сумму, рассчитанную ТСЖ, ЖК, ЖСК или собственниками и внесенную в протокол. Не платим сумму по квиткам от УК и РСО за тепло, рассчитанное для помещений с ИПУ и ИИТЭ по неверным формулам 3, 3(1), 3(6) и 3(7) из Правил предоставления коммунальных услуг или пропорционально площадям помещений.

    До изменения формул 3, 3(1), 3(6) и 3(7), 18 и 18(1) из Правил, гражданам необходимо принять на общем собрании собственников верные формулы справедливого определения потребления тепловой энергии в жилых и нежилых помещениях, часть которых, но не все, оборудованы счётчиками (ИПУ) тепла, и часть помещений, но не все, не оборудованы счетчиками тепловой энергии.

    Если в МКД, подключенном к центральному отоплению, установлен коллективный прибор учета тепловой энергии и не все помещения оборудованы ИПУ тепла, тогда плата за отопление в помещениях, оборудованных ИПУ тепла, определяется по формуле 3(12):

    Для помещений в МКД, не оборудованных ИПУ тепла, плата за отопление определяется по формуле 3(13):

    P j бпр цо = (Vд – ∑(Vi пр + Vi одн))× ————— × Тт, 3(13)

    ∑(Vi пр + Vi одн) – объем потребления тепловой энергии всех помещений, оборудованных ИПУ тепла по их показаниям Vi пр с их долей объема Vi одн потребления тепловой энергии на отопление общих помещений МКД;

    Si пр – площадь жилого или нежилого помещения, которое оборудовано индивидуальными приборами учёта;

    Sj – площадь жилого или нежилого помещения, которое не оборудовано индивидуальными приборами учёта;

    ∑Sj цо бпр – сумма площадей жилых или нежилых помещений, которые не оборудованы индивидуальными приборами учёта;

    Vд – общедомовое теплопотребление многоквартирного дома на отопление МКД по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта тепла за расчётный период;

    ∑Vi пр – объем теплопотребления всех жилых или нежилых помещений, которые оборудованы индивидуальными приборами учета, определенный исходя из показаний таких приборов;

    ∑Vi бпр – объем теплопотребления всех жилых или нежилых помещений, которые не оборудованы индивидуальными приборами учета, определенный исходя из показаний таких приборов;

    Sоб – общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;

    Sои – суммарная площадь общих помещений;

    Тт – тариф на тепловую энергию.

    Всегда соблюдается условие равенства всех платежей платежам по коллективному прибору учета тепловой энергии:

    ∑Р i пр + ∑P j бпр = Vд×Тт . 3(10)

    Формула 18 из приложения №2 Правил вообще удаляется и вместо нее для случая оборудования не всех жилых и нежилых помещений приборами учета тепла используются формулы 3(12) для помещений оборудованных приборами учета тепла и 3(13) – для помещений, не оборудованных приборами учета тепла. Вместо Vд ставится Vд от – общедомовое теплопотребление многоквартирного дома с ИТП на отопление, определяемое по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта тепла за расчётный период за вычетом части тепловой энергии V от гв, употребленной на изготовление горячей воды, по формуле 3(14) :

    Vд от = Vд – V от гв 3(14)

    V от гв определяется по показаниям теплосчетчика, установленного дополнительно в ИТП для учета тепла, расходуемого на подготовку горячей воды, а при его отсутствии по нормативу, утверждаемому в соответствии с Правилами.

    В случае оборудования всех помещений МКД приборами учета тепла формула 18(1) Правил заменяется формулой 3(3), в которой вместо Vд ставится Vд от – общедомовое теплопотребление многоквартирного дома с ИТП на отопление по формуле 3 (14).

    Приведенные в статье формулы Правил соответствуют Постановления Конституционного Суда РФ №30-П от 10.07.2018 и №46 от 20.12.2018, проверены, полностью сочетаются между собой и проверка по платежам сходится в ноль без остатка.

    Если в МКД есть помещения, оборудованные ИИТЭ, то формулы расчетов будут другими, поскольку их собственники обязаны платить за отопление в соответствии с Постановлением КС РФ от 20.12.2019 №46 только свою долю от расходов на отопление общих помещений в МКД.

    Обращайтесь и мы предоставим вам эти формулы.

    Вопрос недели: По каким тарифам производить расчет за коммунальные услуги для нежилых помещений?

    В ТСЖ имеются не жилые помещения в собственности.
    По каким тарифам нужно производить расчет за коммунальные услуги (текущий ремонт, содержание жилья , содержание жилья ХВС,ГВС и э/энергия)?

    Сообщаю Вам следующее:

    Правовое регулирование в сфере коммунальных услуг за нежилые помещения изменились с 2017 года. Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», вступившее в силу 01.01.2017, собственники нежилых помещений в МКД должны заключать договор на коммунальные услуги с РСО (п. 6 ППКУ).

    До прекращения заключенного с УК договора о предоставлении коммунальных услуг собственник нежилого помещения вносит плату такой компании по тарифам, установленным для населения (п. 5 Письма Минстроя РФ от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04).

    Подборка материалов:

    Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее — Постановление N 1498), вступившее в силу 01.01.2017, существенно изменило порядок работы исполнителей коммунальных услуг в многоквартирных домах (МКД). Если в собственности вашей компании находится нежилое помещение, являющееся частью такого дома, вам будет полезна информация, представленная в статье.

    Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее — ППКУ), до 01.01.2017 предполагали, что собственник нежилого помещения в доме, которым управляет управляющая компания (УК) или товарищество собственников жилья (ТСЖ), мог выбрать два варианта в целях снабжения помещения коммунальными ресурсами:

    — заключить договор непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (РСО);

    — в общем порядке получать коммунальные услуги от управляющего домом, выступающего исполнителем коммунальных услуг.

    Как указано в Постановлении АС ВСО от 02.06.2016 N Ф02-2363/2016 по делу N А33-11765/2015, из системного толкования положений ППКУ, в частности п. 18, в прежней редакции следует, что законодатель предусмотрел исключительный случай, предоставляющий собственнику нежилого помещения возможность заключения договора на обеспечение коммунальным ресурсом нежилого помещения, входящего в состав МКД, при отсутствии у такого владельца договора на поставку коммунального ресурса с исполнителем коммунальных услуг, в том числе УК.

    При этом в любом случае плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды (далее — ОДН) должна была поступать в адрес исполнителя коммунальных услуг (управляющего домом) (п. 18 ППКУ в прежней редакции).

    Считалось, что при отсутствии заключенного в письменной форме договора с РСО собственник нежилого помещения обязан оплачивать коммунальные услуги управляющему домом.

    Начиная с 2017 года правовое регулирование изменилось. Основное новшество состоит в том, что теперь нормы стали императивными и требуют заключения договора между РСО и собственниками нежилых помещений в МКД (п. 6 ППКУ).

    Письменный договор с РСО обязателен

    На УК (ТСЖ) возложена обязанность представить РСО, поставляющим коммунальные ресурсы в МКД, сведения о собственниках нежилых помещений в этом доме, а также направить уведомления собственникам нежилых помещений о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с РСО (п. 6 ППКУ).

    Вместе с тем исполнитель коммунальных услуг (в доме, управляемом УК (ТСЖ), исполнителем в большинстве случаев является управляющий) обязан предоставлять потребителю (путем размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах дома или в пределах земельного участка, на котором расположен дом, и на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) сведения о необходимости собственнику нежилого помещения в МКД заключить в письменной форме договор ресурсоснабжения с РСО, а также о последствиях отсутствия такого договора в установленные сроки (пп. «п» п. 31 ППКУ)

    Заключение договора ресурсоснабжения в письменной форме в самые сжатые сроки — в интересах собственников нежилых помещений. И вот почему.

    Во-первых, в случае отсутствия у потребителя письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в МКД, заключенного с РСО, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется РСО расчетными способами, установленными законодательством РФ о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования) (абз. 5 п. 6 ППКУ).

    Во-вторых, отношения между собственником нежилого помещения и РСО регулируются положениями законодательства РФ о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении (это следует из содержания п. 7 ППКУ). В свою очередь, указанные положения дают право организации водопроводно-канализационного хозяйства прекращать подачу холодной воды и (или) отведение сточных вод в отношении лиц, осуществляющих самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пп. «е» п. 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644). Аналогичный порядок действует в случае бездоговорного потребления электроэнергии (п. 121 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442). То есть отсутствие письменного договора с РСО может стать основанием для отключения нежилого помещения от сетей. Причем физически действия по приостановлению предоставления коммунального ресурса в отношении нежилого помещения в МКД (в связи с отсутствием письменного договора с РСО) осуществляет (п. 114 ППКУ):

    — лицо, отвечающее за содержание внутридомовых инженерных сетей (ВИС), по заявлению РСО, если ресурсопотребляющее оборудование собственника нежилого помещения присоединено к ВИС;

    — РСО в соответствии с законодательством РФ о водоснабжении, водоотведении, энергоснабжении, теплоснабжении и газоснабжении, если ресурсоснабжающее оборудование потребителя присоединено к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в МКД.

    Когда договор с РСО будет заключен

    Пункт 18 ППКУ обязывает собственника нежилого помещения выполнять два действия (если исполнителем коммунальных услуг в доме не является РСО):

    — единовременно (в течение пяти дней после заключения договоров с РСО) представить исполнителю их копии;

    — регулярно (в порядке и в сроки, установленные ППКУ для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных приборов учета) представлять исполнителю данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по договорам с РСО.

    Платежи собственника нежилого помещения

    Структура платежей собственника нежилого помещения зависит от способа управления, реализованного в доме (п. 40 ППКУ).

    В доме не выбран способ управления или выбрано непосредственное управлениеДом находится в управлении УК, ТСЖ (ЖК, ЖСК, иного специализированного потребительского кооператива)
    Все объемы коммунальных ресурсов, поставленные в МКД, оплачиваются собственниками помещений путем внесения в адрес РСО платы за коммунальные услуги:

    — предоставленные в помещении;

    — потребленные при содержании общего имущества (предоставленные на ОДН).

    Плата за коммунальные услуги, в том числе предоставленные на ОДН или потребителю в нежилом помещении, исчисляется по тарифам, установленным для категории, к которой относится соответствующий потребитель (п. 44 ППКУ)

    Потребитель вносит плату РСО за коммунальные ресурсы, поставленные в нежилое помещение. В составе платы за содержание помещения, которая вносится управляющему, оплачиваются холодная и горячая вода, электроэнергия, потребленные в целях содержания общего имущества (п. 29 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491). Данный платеж исчисляется по тарифам, установленным для населения (п. 5 Письма Минстроя РФ от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04)
    Плата за отопление вносится в РСО без разделения на плату за потребление в помещении и плату за потребление в целях содержания общего имущества в МКД независимо от способа управления домом. Согласно п. 43 ППКУ объем потребленной в нежилом помещении тепловой энергии определяется в соответствии с п. 42(1) ППКУ, то есть в том же порядке, что и для потребителей в жилых помещениях

    О переходном периоде

    Постановление N 1498 не содержит никаких правил относительно сроков заключения договоров между собственниками помещений в МКД и РСО в письменной форме, передачи управляющими сведений о собственниках нежилых помещений в РСО. Также отсутствуют специальные указания о судьбе договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенных в письменной форме между собственником нежилого помещения и управляющим домом до 01.01.2017. Поэтому возникает вопрос: каким образом собственнику нежилого помещения вести расчеты за коммунальные услуги с 01.01.2017 до тех пор, пока письменный договор с РСО не заключен (при условии, что домом управляет УК или ТСЖ)?

    С одной стороны, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (ст. 309 ГК РФ). Поэтому выглядит логичным вывод о том, что до прекращения заключенного с УК договора о предоставлении коммунальных услуг собственник нежилого помещения вносит плату такой компании.

    Возьмем на себя смелость утверждать, что безальтернативное изъятие правоотношений по поводу поставки ресурсов в нежилое помещение по договору с РСО из предмета договора между УК (ТСЖ) и собственником нежилого помещения и является целью нового правового регулирования. Реализация данной цели не может зависеть от волеизъявления участников правоотношений. Если допустить обратное, можно предположить, что заключение письменных договоров между собственником и РСО может затянуться на неопределенное время или вообще не быть инициировано (к примеру, при уклонении собственника от заключения договора РСО не вправе принудить его). Именно поэтому в абз. 5 п. 6 ППКУ и сказано, что при отсутствии письменного договора РСО определяет объем ресурса, потребленного в нежилом помещении, расчетными способами, предусмотренными законодательством РФ о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).

    Эту мысль подтверждают и другие положения новой редакции ППКУ:

    — объем коммунальных ресурсов, потребленных в нежилом помещении, при несанкционированном подключении определяется РСО расчетными способами, предусмотренными законодательством РФ о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев самовольного подключения (п. 62);

    — стоимость потребления коммунальных ресурсов при несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета потребителем в нежилом помещении взыскивается ресурсоснабжающей организацией (п. 81(11)).

    Иначе говоря, даже при отсутствии письменного договора с РСО (независимо от наличия договора с управляющим) у собственника нежилого помещения есть обязательство оплачивать поставленные в нежилое помещение коммунальные ресурсы в адрес РСО. Очевидно, аналогичное обязательство перед УК прекращается.

    Системный анализ положений подзаконных актов, в которые были внесены изменения Постановлением N 1498, позволил прийти к выводу, что с 2017 года собственник нежилого помещения, являющегося частью МКД, обязан оплачивать коммунальные ресурсы РСО независимо от способа управления домом. Договоры о предоставлении коммунальных услуг, ранее заключенные с УК (ТСЖ), не действуют. В интересах собственников в самые сжатые сроки обратиться к РСО с заявкой на заключение договора.

    В соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным РСО в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей. При этом при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для населения (абз. 3 п.44 Правил предоставления коммунальных услуг).

    Из пп. «б» п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения следует, что стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальной услуги пользователям нежилых помещений (включая подлежащий оплате этими лицами объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН), рассчитывается исходя из тарифов для населения только в случае, если собственники нежилых помещений относятся к категории потребителей, приравненных к населению.

    Принадлежность потребителя к тарифной группе «население» и приравненным к ней потребителям определяется целью использования энергоресурса — на коммунально-бытовые нужды граждан. То есть независимо от того, кто является собственником жилого или нежилого помещения (физическое или юридическое лицо), определяющим обстоятельством признается цель использования ресурсов. Известен случай, когда физическое лицо, имеющее статус адвоката и владеющее нежилым помещением в МКД, доказывало правомерность применения тарифа, установленного для населения (то, что физическое лицо не осуществляет в помещении профессиональную деятельность, было подтверждено актом осмотра помещения) (Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 26.10.2016 по делу N А69-3510/2015, см. также Постановление АС ВСО от 12.08.2016 N Ф02-3679/2016, Ф02-2827/2016). Одновременно, если доводы собственника нежилого помещения не будут подтверждены, вероятно, законным будет применение тарифа для прочих потребителей, поскольку само по себе назначение нежилого помещения не указывает на возможность его использования для личных бытовых нужд (Апелляционное определение Московского городского суда от 28.05.2014 по делу N 33-15973).

    Плата за коммунальные услуги на ОДНПлата за КР на СОИ в составе платы за содержание жилого помещения
    В редакции до 10.08.2017В редакции после 10.08.2017
    При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель (абз. 3 п. 44 Правил)Ко всему объему ресурса, используемому в целях содержания общего имущества, применяются тарифы, установленные для населения (пп. «б» п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения)

    Размер платы за коммунальную услугу по отоплению зависит от площади помещения и тарифа на тепловую энергию. Собственники жилых помещений оплачивают коммунальную услугу по отоплению по тарифам на коммунальные услуги, установленные для категории потребителей «население». Собственники нежилых помещений — субъекты предпринимательской деятельности — производят оплату за коммунальную услугу по отоплению согласно тарифу для соответствующей категории потребителей.

    Таким образом, начисление платы за отопление для собственников нежилых помещений осуществляется в соответствии с положениями Правил N 354.

    Позиция Минстроя России подтверждается положительной судебной практикой (постановление Президиума Кировского областного суда от 10 сентября 2014 г. по делу N 44-г-22/2014 г., апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 13 августа 2014 г. по делу N 33-2975, определение Приморского краевого суда от 1 апреля 2014 г. по делу N 33-2688/2014, определение Пермского краевого суда от 14 мая 2013 г. по делу N 33-5082-2013, апелляционное определение Магаданского областного суда от 12 ноября 2014 г. по делу N 2-3622/2014, 33-927/2014, апелляционное определение Архангельского областного суда от 8 декабря 2014 г. по делу N 33-6289/2014).

    Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги ЛИНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.

    Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов, подготовленных с использованием СПС КонсультантПлюс, по вопросу

    Ответ подготовил эксперт Линии консультаций

    27.03.2019 | Кому нужны новые формулы расчета отопления?

    С начала 2019 года установлен новый порядок расчета стоимости отопления. Новые формулы, введенные в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. ПП РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила 354), Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708, предусматривают четыре варианта расчета для случая централизованного отопления вместо ранее действующих трех случаев, а также используют дополнительные величины (S ои , S инд ). Порядок расчета явно стал более сложным, но как ни странно, многие исполнители коммунальной услуги по отоплению не считают необходимым изучать новые формулы. Часть исполнителей заявляет, что у них в МКД нет никаких помещений, оснащенных «индивидуальными источниками тепловой энергии», часть указывает, что ни у кого в квартирах не установлены индивидуальные приборы учета, а кто-то игнорирует новые формулы по причине того, что квитанции делают различного рода Расчетно-кассовые центры. Попробуем разобраться, требуется ли всем перечисленным категориям исполнителей знание новых формул?

    Установка ИПУ отопления

    С 01.01.2019 вступило в силу постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708, которым внесены поправки Правила 354 в части расчета стоимости отопления. В частности, новая редакция предусматривает, что в случае, если многоквартирный дом (далее – МКД) оборудован общедомовым прибором учета (далее – ОПУ) тепла, и хотя бы одно помещение в этом МКД будет оборудовано индивидуальным прибором учета (далее – ИПУ) отопления, то показания такого ИПУ теперь должны учитываться в расчетах, независимо от того, имеются ли ИПУ отопления в других помещениях такого дома или нет.

    При этом согласно подпунктам «т», «у» пункта 31 Правил 354 исполнитель коммунальной услуги обязан «не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета» и «осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета… не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию».

    В то же время в соответствии с подпунктами «з», «и» пункта 33 Правил 354 потребитель имеет право «принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета… и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности» и «требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета…, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию».

    Таким образом, собственник любого помещения в МКД в любой момент может оборудовать свое помещение ИПУ отопления, после чего исполнитель обязан будет учитывать показания этого прибора в своих расчетах.

    Разумеется, отказ исполнителя учитывать показания таких ИПУ вследствие того, что «такой расчет не предусмотрен программным обеспечением исполнителя», «новый порядок расчета стоимости отопления не изучен исполнителем», «исполнитель не осведомлен об изменении порядка расчета» и по иным нелепым причинам, будет неправомерным.

    Переустройство системы отопления

    Согласно новым поправкам, при расчете стоимости отопления должна учитываться «общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации». Для указанных помещений величина Vi, которую условно можно определить как «объем теплоэнергии, потребляемой из централизованной системы отопления на отопление непосредственно в i-том помещении», приравнивается нулю.

    То есть, величина Vi в формулах расчета равна нулю для помещений, в которых изначально не предусмотрено наличие приборов отопления, либо в которых осуществлено переустройство в части установки индивидуальных источников тепловой энергии.

    В соответствии с частью 1 статьи 25 ЖК РФ «Переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования».

    Важно отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 26 ЖК РФ «Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения».

    То есть, при проведении переустройства собственник помещения не обязан получать согласия исполнителя услуг.

    Следовательно, в любой момент исполнителю коммунальной услуги по отоплению от любого собственника любого из помещений дома может быть преподнесен «сюрприз» в виде уведомления о том, что в каком-либо из помещений дома проведено переустройство, и расчет стоимости отопления как для этого помещения, так и для всех остальных помещений в МКД уже надо вести в ином порядке.

    «А мы работаем с Расчетным центром»

    Исполнитель коммунальной услуги может привлекать какую-либо организацию или индивидуального предпринимателя для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям (подп. «е» пункта 32 Правил 354). Часть 15 статьи 155 ЖК РФ позволяет лицам, в пользу которых вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, взимать такую плату при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц.

    То есть, действующее жилищное законодательство действительно позволяет взимать платежи с потребителей услуг при участии различных Расчетных центров и иных платежных агентов.

    Однако, важно понимать, что ответственность перед потребителями за правильность расчетов продолжают нести исполнители услуг (УО/ТСЖ/РСО).

    В том числе, например, именно исполнитель услуг обязан «производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии)» (подпункт «д» пункта 31 Правил 354).

    И предлагать потребителю обращаться за проверкой правильности начислений в Расчетный центр или в иную нанятую исполнителем подрядную организацию, исполнитель услуги права не имеет.

    Кроме того, именно исполнитель услуги (а вовсе не его платежный агент!) при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги обязан оплатить штраф в пользу потребителя (ч.6 ст.157 ЖК РФ, п.155.2 Правил 354).

    И в случае если потребитель начнет обжаловать порядок расчета стоимости отопления, то аргумент «А мы работаем с Расчетным центром», конечно же, не будет приниматься во внимание, и при обнаружении нарушений порядка расчета виновным лицом будет признан именно исполнитель услуги.

    Выводы

    К сожалению, многие исполнители услуг действуют по принципу «пока меня не коснулось, мне это неинтересно», оправдывая таким аргументом свое нежелание изучать действующее законодательство, разбираться в изменениях, анализировать формулы расчета стоимости услуг. Однако, как показывает практика, это приводит лишь к неготовности таких исполнителей решать проблемы, в возможность возникновения которых эти исполнители без каких-либо причин попросту не верили.

    Именно исполнитель несет ответственность за правильность расчета стоимости услуги, и от этой ответственности исполнителя не избавляет ни наличие платежных агентов, ни отсутствие надлежащего программного обеспечения, ни сложность законодательства, ни уж тем более – игнорирование требований этого законодательства.

    Новый порядок расчета стоимости отопления, введенный с 01.01.2019, действительно вызывает вопросы. Но необоснованный отказ от их разрешения вовсе не избавляет исполнителя услуг от проблем, а наоборот – создает дополнительные проблемы. Важно понимать, что если сейчас в отдельных помещениях МКД не производилось переустройство системы отопления и не устанавливались ИПУ, это не значит, что указанные обстоятельства не произойдут завтра.

    Учитывая, что СМИ активно распространяют сведения о том, что Конституционный суд обязал учитывать при расчетах стоимости отопления ИПУ в отдельных помещениях и фактически разрешил проводить переустройство системы отопления и переход на индивидуальные источники теплоэнергии, нельзя исключать, что прямо сейчас, пока специалисты исполнителя коммунальной услуги по отоплению читают эту статью, потребители отопления уже проводят демонтаж радиаторов в своих помещениях или устанавливают ИПУ теплоэнергии, и в ближайшее время потребуют от исполнителя применять новый порядок расчета.

    Для тех, кто хочет разобраться в новом порядке расчета отопления и во всех особенностях коммунальной услуги по отоплению, АКАТО предлагает к приобретению полные версии видеозаписей вебинаров :

    Читайте также:  Проблемы системы отопления в частном доме и квартире
    Ссылка на основную публикацию