Мойка и чистка кондиционера своими руками в домашних условиях

CESARelectric › Блог › Как почистить кондиционер в автомобиле?

Сегодня кондиционер в автомобиле перестал быть отличительной чертой дорогих моделей зарубежных производителей. Кондиционером или климатической установкой все чаще оснащаются и бюджетные авто. И все больше автовладельцев, столкнувшись с неприятным запахом, возникающим при включении кондиционера, задаются вопросами – кто виноват и что делать?

Кто виноват?
По большому счету, в этой ситуации никто не виноват. Это не неисправность кондиционера, а следствие непреложных законов природы. Кондиционер – это тепловая машина, отнимающая тепло от одной своей части (испарителя) и передающая его другой (конденсатору). Конденсатор при этом нагревается, а испаритель охлаждается. Конденсатор для лучшего обдува воздухом и лучшей теплоотдачи обычно расположен в передней части автомобиля рядом с радиатором системы охлаждения двигателя. Испаритель чаще всего расположен в глубине приборной консоли, через него продувается поступающий в салон воздух. И холодный испаритель охлаждает проходящий воздух, обеспечивая желанную прохладу.

Вот тут и возникает проблема. Засасываемый с улицы воздух содержит в себе влагу. Немного – летом при влажности 50-60% это около 10–15 граммов воды на один кубический метр воздуха. Но при охлаждении воздух теряет способность удерживать в себе влагу, и она конденсируется на испарителе в виде капель. За часовую поездку может образоваться до 2–3 литров жидкости. Естественно, что конструкторы знают про все это и предусматривают специальные меры. В любом автомобильном кондиционере есть дренажная трубка, отводящая лишнюю жидкость на улицу. Обычно она выведена на днище автомобиля.

Но что же еще происходит с поступающим воздухом? Влажный испаритель – идеальная ловушка для поступающей вместе с воздухом пыли и прочего мусора. Этакий пылесос с аквафильтром получается. Только есть одно отличие – аквафильтр пылесоса легко снять и почистить. А попавшая в испаритель грязь остается там навсегда. После выключения кондиционера температура испарителя повышается и получается идеальная влажная и теплая среда для бактерий, грибков, плесени и прочей нечисти. Вот от этого и образуется запах.

Что делать?
А вот тут все вроде бы очевидно – бактерии убить, грязь в кондиционере вычистить. Это избавит от неприятного запаха, а заодно и увеличит производительность кондиционера. Ведь наросшая на испарителе грязь действует как теплоизолятор, не давая проходящему воздуху охлаждаться до нужной температуры. Способ чистки испарителя кондиционера зависит от многих факторов – возраста автомобиля, условий эксплуатации, навыков владельца. В любом случае начать лучше с чистки кондиционера в автомобиле без его снятия.

Чистка кондиционера в автомобиле
Этот способ подойдет для сравнительно новых автомобилей – 3–5 лет. Неплохо устраивать чистку кондиционера и для более молодых авто в порядке профилактики. Для чистки кондиционера используют самые различные химические средства, например CRC Airco Cleaner, PRESTO Klimaanlagen-reiniger, LIQUI MOLY Klima-Anlagen-Reiniger и другие. При применении этих средств лучше всего следовать инструкции по эксплуатации.

В целом, аэрозольные средства предназначены только для дезинфекции и применяются следующим образом:

1. Завести двигатель автомобиля, включить кондиционер и вентилятор на максимальную мощность, включить рециркуляцию.
2. Поставить баллончик на полу перед креслом переднего пассажира (там обычно происходит забор воздуха при рециркуляции) и включить распыление. Закрыть все окна и двери автомобиля.
3. Подождать указанное в инструкции время и проветрить салон.
Пенные средства предназначены как для дезинфекции, так и для чистки кондиционера и применяются следующим образом:

1. Снять салонный фильтр и через его посадочное место заполнить воздуховоды пеной.
2. Через указанное в инструкции время завести двигатель, включить кондиционер и дать поработать на разных режимах.
3. Проветрить салон.

Как чистить кондиционер в автомобиле подручными средствами
Некоторые средства для дезинфекции и чистки кондиционера настолько хороши, что наводят на определенные мысли. Например, прямо на упаковке Кондиклина (стоимостью 300 рублей за 200 мл) написан состав – хлоргексидина биглюконат 0,05%. Самое интересное, что в аптеках 0,05% раствор хлоргексидина биглюконата стоит 10 рублей за 100 мл.

Посмотрим, что же можно использовать для дезинфекции и чистки кондиционера подручными средствами.

Хлоргексидин. Можно взять готовый аптечный 0,05% раствор. Можно поискать препараты другой концентрации и с другими названиями (дезихэнд, дезискраб, дезин). Правда, это уже будет подороже из-за большей концентрации и объема. Для повышения эффективности раствор хлоргексидина можно смешать со спиртом 1:1.
Лизоформин 3000. Препарат российского производства, предназначенный для дезинфекции поверхностей в помещениях, борьбы с плесенью, дезинфекции изделий медицинского назначения, дезинфекции при особо опасных инфекциях. Так что с бактериями на испарителе точно справится. Для получения 5% раствора 50 мл средства разводят в 1 литре воды.
Хлорамин Б. Применяется для дезинфекции поверхностей в помещениях, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения и профилактической дезинфекции в инфекционных очагах. Для получения рабочего раствора разводят 1 столовую ложку порошка в литре воды.
Для чистки кондиционера готовые растворы заливают в распылитель, дающий мелкую взвесь (например, опрыскиватель для цветов). В автомобиле снимают воздушный фильтр салона, включают кондиционер и вентилятор на полную мощность и распыляют состав в отверстие воздушного фильтра. Двери автомобиля лучше открыть, а все выходные дефлекторы прикрыть тканью, чтобы не орошать раствором салон.

Часто на форумах можно услышать мнения, что так ничего не получится и надо ехать чистить кондиционер к профессионалам. Но если стоимость услуг «профессионалов» около 800–1500 рублей, то сделают они абсолютно тоже самое с тем же самым эффектом. Стоит ли платить, если результат одинаков?

Но и профессионалам работа найдется. Многолетнюю спрессованную грязь никакими средствами так не удалить. Требуется снятие испарителя и его чистка вручную или замена на новый. Для этого придется спускать фреон, а потом снова заполнять систему. Это в домашних условиях без специализированного оборудования не сделать. И цена такой чистки в зависимости от марки автомобиля составляет минимум от 5 тысяч рублей, при замене испарителя в разы выше.

Рецидива не потерпим!
А что нужно делать, чтобы чистка кондиционера в автомобиле не превращалась в ежемесячное развлечение? Нужно соблюдать несколько простых рекомендаций.

Прежде всего, определитесь — где в вашем автомобиле расположен фильтр для поступающего в салон воздуха? Да и есть ли он вообще? Если фильтр конструктивно не предусмотрен, то установить его будет довольно сложно. Попробуйте поискать информацию на профильных форумах. Вполне возможно, что на вашу модель автомобиля подходят детали воздуховодов от старших моделей или от автомобилей других производителей, которые позволяют установить салонный фильтр. При наличии возможности фильтр лучше установить – испаритель будет засоряться гораздо меньше. Да и в целом содержать салон в чистоте с салонным фильтром гораздо проще.

В некоторых автомобилях место для фильтра есть, но оно либо закрыто заглушкой, либо фильтр просто не ставят из соображений экономии. Так, например, обстоит дело с некоторыми комплектациями Рено Логан. Считайте, что вам повезло – установить фильтр можно с минимальными затратами – нужно только подобрать подходящий.

Во многих автомобилях салонный фильтр обеспечивает очистку только наружного воздуха, а в режиме рециркуляции воздух из салона поступает в обход фильтра. В этом случае рециркуляцию нужно включать только тогда, когда это реально необходимо и не забывать потом вернуться на забор воздуха с улицы. При влажной погоде это, к тому же, предотвратит запотевание стекол.

Несомненно, что фильтр нужно регулярно менять. Интервал замены указан в документации производителя. Учтите, что этот интервал рассчитан на некоторые усредненные условия эксплуатации. Если вы много ездите по пыльным грунтовым дорогам, то пробег до замены фильтра следует сократить. Езда с загрязненным фильтром вызывает повышенную нагрузку на мотор вентилятора салона и может привести к выходу его из строя. Чистить фильтр без замены практически бесполезно.

Пару раз в год нужно проверять исправность дренажной трубки. Если она частично забита или пережата – дело может закончиться водопадом под ноги водителя. Проверять дренажную трубку при чистке кондиционера можно только чем-то гибким. Например, сложенной вдвое медной проволокой диаметром около 1 мм – так вы не порвете резину трубки.

При эксплуатации кондиционера нужно также выключать охлаждение за 2–3 минуты до окончания поездки, не выключая вентилятор. За это время испаритель успеет нагреться и высохнуть, что уменьшит вероятность размножения бактерий. Да и для водителя и пассажиров тепловой удар при выходе из прохладного салона в горячий воздух улицы будет изрядно смягчен.

Чистка автокондиционера

Смотрите также

Как проверить кондиционер в автомобиле

ТОП 9 очистителей кондиционера

Климат-контроль автомобиля — что это такое и как им пользоваться

Заправка кондиционера в автомобиле

Неисправности кондиционера автомобиля

    163 18 178k

Чистка автокондиционера, как правило, выполняется, когда при его включении в автомобильный салон вместе с потоком воздуха попадает неприятный запах. При этом выполняется чистка радиатора, испарителя и непосредственно системы кондиционирования (воздуховодов).

Поскольку подобная процедура в автосервисе стоит достаточно дорого (около 70…90$), то многим автолюбителям интересен ответ на вопрос, как почистить кондиционер в машине своими руками. И чтобы это сделать используют как специальные химические средства или очистители кондиционера, так и мед препарат — хлоргексидин. Чистка кондиционера автомобиля своими руками не занимает много времени и сил.

Причины чистки кондиционера автомобиля

Основная причина неприятных запахов от кондиционера кроется во влаге, скапливаемой на испарителе. Откуда она берется? При выключении двигателя машины и самого кондиционера на охлажденные воздуховоды с улицы заходит теплый воздух. При таком соприкосновении происходит конденсация влаги, находящейся в воздухе.

Конденсируемая влага не является дистилятом. В ней неизбежно присутствуют различные грибки, плесень бактерии, которые вместе с влагой оседают на поверхности воздуховодов системы кондиционирования. Со временем уровень таких отложений повышается, что, собственно, и приводит к появлению неприятных запахов при включении автокондиционера.

При этом необходимо помнить, что упомянутые бактерии являются не только источником неприятных запахов, но они сами по себе являются опасными для человеческого организма. Поэтому при появлении затхлого запаха при запуске автокондиционера необходимо как можно раньше выполнить его антибактериальную чистку.

Когда нужно чистить автокондиционер

Существует три основных признака, при появлении хотя бы одного из которых необходимо выполнить чистку кондиционера в машине. Так, к ним относится:

  1. Появление посторонних шумов при работе автокондиционера. Это могут быть свист, потрескивание, жужжание. Такое «звуковое сопровождение» явно указывает на неполадки в работе системы. И первое что нужно сделать — почистить кондиционер. Если же посторонние звуки и после этого сохранятся — то нужно выполнять дополнительные диагностические и ремонтные меры.
  2. Появление неприятного запаха. О причине его появления было указано выше.
  3. Появление влаги. Обычно конденсат появляется из воздуховода. При нормальном режиме работы кондиционера влага отводится через специальную, предназначенную для этого, трубку. Если же влага пошла через воздуховод — значит, кондиционер точно нужно чистить так как дренажная трубка забита.

Чистка кондиционера автомобиля своими руками

Прежде как самому почистить автокондиционер, необходимо рассмотреть две вещи — устройство кондиционера, а также средства, с помощью которых можно проводить соответствующую очистку. Система кондиционирования воздуха в салоне автомобиля состоит из следующих основных компонентов: испарителя, радиатора, воздушного фильтра, воздухопроводов.

Эти элементы автокондиционера чистят с помощью специальных очистителей. Но если это в домашних условиях, то иногда используют и более дешевое альтернативное средство, которое можно купить просто в аптеке (подробности рассмотрены ниже). Рассмотрим как самому почистить радиатор, испаритель и сделать антибактериальную чистку воздуховодов по отдельности.

Как почистить радиатор кондиционера

Первым делом необходимо избавиться от пыли и грязи в воздуховодах системы кондиционирования, а также непосредственно в радиаторе. Сделать это можно при помощи воздушного компрессора, направляя сжатый воздух в систему. Например, для этого воспользоваться автомобильным насосом для подкачки колес. Работа выполняется в два этапа:

  1. С помощью струи сжатого воздуха необходимо избавиться от пыли и грязи на радиаторе охлаждения автомобильного кондиционера (на конденсоре). Расположен в непосредственной близости к радиатору системы охлаждения двигателя в подкапотном пространстве автомобиля. Основная задача — сдуть с его корпуса всю (или почти всю) грязь и пыль. Если есть возможность — удалить грязь с помощью щетки.
  2. При помощи того же воздушного компрессора нужно продуть решетку воздухозаборника, которая находится под лобовым стеклом. Именно оттуда поступает воздух в салон автомобиля. Аналогично необходимо продуть и дефлекторы, находящиеся внутри автомобиля. В них также со временем скапливается пыль, которая вредна для человеческого организма сама по себе, а также может стать причиной появления неприятного запаха в салоне в долгосрочной перспективе.

Только после такой процедуры можно выполнить дезинфекцию испарителя автокондиционера.

Как почистить испаритель кондиционера

Именно на испарителе оседает больше всего упомянутых выше бактерий и микроорганизмов, являющихся источниками неприятных запахов. Поэтому для многих чистка испарителя и ассоциируется с чисткой кондиционера автомобиля в целом.

Для этого используют средства двух типов — аэрозольные и пенные. Алгоритм их применения в соответствии с этим отличается. Поэтому перед использованием того или иного очистителя обязательно читайте инструкцию по его применению!

Обратите внимание, что аэрозольные очистители кондиционера делятся еще на два вида — те, которые требуют демонтировать салонный фильтр, и те, с которыми эту процедуру выполнять не нужно. Поэтому дополнительно уточняйте эту информацию в инструкции непосредственно на аэрозольном баллончике.

При использовании аэрозольного очистителя кондиционера для дезинфекции последовательность действий будет следующей:

  1. Запустить двигатель автомобиля на холостых оборотах.
  2. Включить автокондиционер и установить внутреннюю рециркуляцию воздуха в салоне машины (без доступа притока воздуха извне).
  3. Открыть все приточные и вытяжные вентиляционные отверстия в салоне.
  4. Хорошенько встряхнуть аэрозольный баллон, расположить его перед передним пассажирским сидением и начать распыление.
  5. Покиньте авто и закройте все окна и двери.
  6. Длительность процедуры указана в инструкции к конкретному средству, однако она составляет около 10 минут.
  7. После истечения положенного времени нужно хорошо проветрить салон (открыв окна и двери). Проветривание также занимает не менее 10 минут, лучше еще дольше.

Пенные очистители автокондиционера работают по схожему принципу, однако добавлять их надо непосредственно в систему воздуховода. Их преимущество заключается в том, что пена не только дезинфицирует, но и чистит систему от пыли и грязи.

Алгоритм использования пенных очистителей для антибактериальной чистка автокондиционера будет таким:

Обработка испарителя пенным очистителем

  1. Демонтируйте салонный фильтр. Если в машине такого фильтра нет — то нужно задуть пену в систему кондиционирования через дренажное отверстие.
  2. Количество пены и время работы состава прямо указывается в инструкции на упаковке очистителя. Обычно это время составляет 10…20 минут. Однако ориентироваться нужно не на время, а на момент, когда пена превратится в жидкую массу, которая стечет вниз.
  3. Запустите двигатель на холостых оборотах и включить при этом кондиционер сначала на минимальной температуре и при минимальных оборотах приводного вентилятора. Это делается для того, чтобы на испарителе образовался конденсат, который в дальнейшем должен смыть грязь с испарителя. Именно пена размягчает эту грязь.
  4. По окончании чистки нужно хорошенько проверить салон машины.

Какой использовать очиститель — аэрозольный или пенный — решать автовладельцу. Аэрозольный лучше дезинфицирует, а пенный лучше чистит от грязи и бактерий.

Как почистить кондиционер в автомобиле самостоятельно в домашних условиях

Чистка автокондиционера самостоятельно видео

Читайте также:  Заправка кондиционера на дому своими руками: пошаговая инструкция, видео

Для чистки автомобильного кондиционера в принципе необязательно покупать дорогие специальные средства. Есть две альтернативы с использованием медпрепаратов. Однако обе они позволяют сделать лишь дезинфекцию. Поэтому если хотите избавится от проблемы надолго, то лучше приобрести и средства, которые позволят почистить испаритель от грязи.

Как почистить испаритель кондиционера лизолом

Кроме использования специально предназначенных для чистки кондиционера средств многие автолюбители (и не только они) используют для этих целей средство под названием «Лизол». Он же — раствор «Крезола» на мыльно масляной основе. Основе действующее вещество фенол.

Используют его для профессиональной дезинфекции (выпускают дезинфицирующие средства для больничных операционных, хирургических инструментов, кондиционеров). Также часто используют в ресторанах для удаления неприятного запаха с гриля. Поэтому в эффективности сомневаться не стоит.

Для последующей антибактериальной чистки испарителя автокондиционера необходимо раздобыть «Лизол» в концентрированном или разбавленном виде. Штука это достаточно дорогая, поэтому желательно пользоваться медицинскими растворами. Они бывают даже с ароматизаторами. Концентрированный «Лизол» разбавляется в пропорции 1:100, а хирургический — 1:20. Для работы вам понадобится приблизительно 300…400 граммов готового раствора. Далее процедура будет выполняться по следующему алгоритму:

  1. Наполнить получившимся раствором бутылочку с ручным распылителем.
  2. Открыть в салоне автомобиля окна.
  3. Запустить двигатель автомобиля и включить кондиционер на полную мощность, в том числе максимально включить вентилятор. В салоне сопла направить вниз, в сторону пола.
  4. Выйти из автомобиля и с помощью упомянутого ручного распылителя разбрызгать раствор в воздухозаборники возле лобового стекла. Брызгать нужно именно облаком/туманом. Процедура продолжается две-три минуты.
  5. Выключить двигатель и подождать около 10 минут.
  6. Вновь запустить двигатель, при этом кондиционер и вентилятор будут продолжать работать на полную мощность.
  7. На кондиционере включить внутреннюю рециркуляцию воздуха (исключить его попадание с внешнего воздухозаборника).
  8. Разбрызгать состав из бутылки под ноги переднего пассажира, под перчаточный ящик. Именно там находится забор воздуха в режиме рециркуляции. Процедура длится те же две-три минуты.
  9. Выключить зажигание, подождать около 10 минут.

В большинстве случаев такой чистки хватает, чтобы надежно избавиться от неприятного запаха от кондиционера. В крайнем случае можно повторить процедуру еще раз примерно через день. В идеале кроме описанного алгоритма еще желательно демонтировать элементы салона с целью добраться до испарителя и нанести раствор «Лизола» непосредственно на него.

Чистка кондиционера хлоргексидином

Хлоргексидин по своим свойствам описанному выше «Лизолу». Этот препарат также используется для дезинфекции в медицинских учреждениях. Чтобы почистить автокондиционер хлоргексидином можно купить в аптеке готовый 0,05% раствор этого средства. Для повышения его эффективности разбавляют со спиртом 1:1.

Чистка кондиционера хлоргексидином выполняется по описанному выше алгоритму (разбрызгивают из распылителя на испаритель при работающей системе). Обратите внимание, что обработку хлоргексидином лучше выполнять при температуре окружающего воздуха более +20°С.

Вместо раствора хлоргексидина можно пользоваться другими аналогичными средствами, например, «Лизоморфин 3000». Это препарат российского производства. Используется для дезинфекции в медицинских целях, в том числе при особо опасных инфекциях. Для получения готового раствора для чистки кондиционера необходимо 50 мл средства развести в одном литре воды.

Еще одно средство — «Хлорамин Б». Реализуется в виде белого порошка. Для получения готового раствора необходимо одну столовую ложку порошка развести в одном литре воды. Использовать по указанному выше алгоритму. Главное — нанести средство на испаритель!

Дополнительные советы

Существует простая рекомендация, следуя которой можно увеличить время между периодической чисткой автокондиционера в домашних условиях, при этом исключив появление неприятных запахов. Хорошая профилактическая мера — выключать кондиционер незадолго до места стоянки автомобиля. Это позволит испариться имеющейся на испарителе влаги под воздействием теплого внешнего воздуха. Как результат — меньшее количество бактерий и мусора в кондиционере!

И не забывайте в соответствии с регламентом менять салонный фильтр. Чистить его не имеет смысла, поскольку эффективность такой чистки практически нулевая. Фильтр не только снизит попадание вредных бактерий и микроорганизмов в систему кондиционирования, но и предотвратит появление неприятных запахов. Так как он еще один дополнительный рассадник бактерий!

Стоит ли обращаться к профессионалам?

Как видно из вышеизложенного, самостоятельная чистка кондиционера в автомобиле — процедура несложная Однако тут существует тонкость. Чистка химическими средствами возможна лишь в случае достаточно не сильного загрязнения или в профилактических целях.

Если машина имеет солидный возраст, а тем более ее предыдущие хозяева не занимались вопросами чистки кондиционера, то зачастую в такой ситуации только с помощью химических средств добиться положительного результата сложно, а подчас и невозможно. В таком случае лучше обратиться за помощью в автосервис. И не столько за обеспечением химическими средствами, а для выполнения механической чистки элементов системы кондиционирования.

А чистили ли вы автокондиционер самостоятельно, какими средствами пользовались при этом? Расскажите о своем опыте в комментариях.

Чистка кондиционера своими руками

Чистка кондиционера своими силами: что нужно делать, чтобы добиться результата и не испортить сплит-систему.

Сейчас считается необходимым оснащать квартиры и дома климатической техникой, чтобы поддерживать во всех жилых помещениях желательный микроклимат. Причем современные модели кондиционеров обычно обладают не только функцией охлаждения воздушных масс. Они многофункциональные: пользователь устанавливает режим нужной ему температуры в любой сезон.

Но лишь при соблюдении определенных условий удается добиться комфортного микроклимата. Нужно еще придерживаться особых требований производителя, чтобы кондиционер оказался безвредным для жильцов.

В числе прочих требований, следует осуществлять правильный уход за климатической техникой. Крайне важно, к примеру, содержать в чистоте все ее узлы. Поэтому нужно знать, возможна ли качественная чистка кондиционера своими руками.

Для чего нужно чистить кондиционер

В фильтре кондиционера скапливается пыль, что негативно влияет на его работу

Нужно ли чистить климатическое устройство регулярно, или же такое требование — лишь прихоть производителя? Следует разобраться подробнее.

Воздух в процессе охлаждения или нагревания проходит через установленные в приборе фильтрующие системы. Естественно, в фильтрах постепенно скапливается пыль и прочие загрязнения в больших количествах.

Приходится чистить кондиционер, иначе непременно возникнут проблемы следующего характера.

Первая проблема. Функциональные возможности прибора постепенно станут не такими, как прежде. Связано с тем, что воздух через фильтры будет проходить с затруднением, КПД значительно снизится.

Вторая проблема. Влажность снаружи и внутри засоренных фильтров повышается. В такой среде активно развиваются:

  • вирусы;
  • микроскопические клещи;
  • бактерии;
  • плесень;
  • грибок.

Третья проблема. Допустим, очистка кондиционера осуществляется нерегулярно, или же чистить его хозяева вовсе не собираются. В этих ситуациях теплообменник с фреоном, закаченном внутрь трубок, снижает свою функциональность и начинает перегреваться. Нагрузка на компрессор возрастает.

Четвертая проблема. По помещению распространяется неприятный запах. Эта неприятность незначительная, однако она существенно снижает комфорт и раздражает.

Следует учитывать. Кондиционеры, установленные в квартирах верхних этажей, менее подвержены засорению, чистить их можно реже. Ведь в помещение, расположенное на большой высоте, влетает намного меньше пыли, тополиного пуха, тяжелых выхлопных газов.

Намного чаще приходится очищать и дезинфицировать климатические устройства, что установлены в квартирах нижних этажей (в особняках), если жилье возведено в промышленной зоне или вблизи автомобильной трассы.

Крайне негативно влияет на работоспособность климатической техники растительный пух, особенно тополиный. В период его сезонного обильного распространения фильтры забиваются наглухо. Если не чистить прибор, он окончательно выйдет со строя.

Рекомендуется чистить кондиционер как минимум два раза в году

Сигналы прибора

Кондиционер, слишком засоренный, принимается самостоятельно «заявлять» по поводу необходимости осуществления профилактики. Это происходит, если хозяева беспрерывно откладывают его чистку «до лучших времен». Вот как проявляет себя неухоженный кондиционер.

Во-первых, при его включении слышатся треск или шум. Это могут быть как временные проявления, так и постоянные.

Во-вторых, когда кондиционер работает, его внутренний блок дает течь.

В-третьих, холодильная мощность конденсатора оказывается существенно сниженной.

В-четвертых, отдача от прибора остается прежней или даже снижается. Зато электроэнергии он потребляет гораздо больше. Это становится заметно по счетчику, когда в конце определенного В-четвертых, периода снимаются показания.

В-пятых, появляется запах сырости, причем довольно неприятный.

Но своевременно проведенные профилактические работы позволяют значительно продлить срок жизни кондиционера. А это не менее 8-12 лет, возможен и гораздо больший период.

Цены на популярные виды кондиционеров

Как очищают внутренний блок сплит-системы

Прежде чем заняться чисткой внутреннего блока, нужно разобраться в его устройстве. Следует понять, какие элементы потребуется очищать наиболее тщательно.

Конструктивные особенности внутреннего блока кондиционера

Устройство внутреннего блока сплит системы

В состав внутреннего блока входят такие детали и узлы:

Передняя панель. Состоит из пластикового корпуса и решетки. Сквозь решетку в прибор из помещения поступает воздух для последующего нагрева или охлаждения. А вместе с воздухов входит внутрь прибора пыль. Панель легко снимается, когда это нужно.

Фильтр грубой очистки. Представляет собой сетку из мелкоячеистого полимера. Ее предназначение — сбор поступающих из воздуха:

  • пуха;
  • пыли;
  • ворсинок шерсти (если в доме есть животные);
  • прочих взвесей.

Этот фильтр требуется чистить (как минимум, контролировать его чистоту) через каждые две недели.

Фильтр тонкой очистки. Привычно видеть не один, а сразу несколько каскадом установленных фильтров. Тогда воздух успешно очищается от различных загрязнений. Устанавливаются фильтры:

  • электростатический;
  • цеолитный;
  • угольный;
  • ультрафиолетовый;
  • плазменный.

Вентилятор. Он обеспечивает беспрерывное прохождение воздуха через кондиционер.

Испаритель. Его назначение то же, что и радиатора. В нем испаряется фреон, и тогда проходящий через него воздух охлаждается.

Горизонтальные жалюзи. Они направляют воздушные потоки по вертикали. Ими управляют дистанционно, используя пульт.

Индикаторная панель. Эта деталь присутствует на верхней части внутреннего блока.

Вертикальные жалюзи. Данный элемент регулирует потоки воздуха, только уже в горизонтальном направлении. Их можно регулировать:

Поддон для конденсата. Деталь размещается под испарителем. Ее предназначение — сбор воды. Далее вода выводится из кондиционера наружу по дренажному шлангу.

Управляющая электронная плата. Предназначена для размещения центрального микропроцессора. Он служит для управления сплит-системой.

Штуцерные соединения. Их можно увидеть на внутреннем блоке (нижняя часть задней стороны). К ним подсоединены медные трубки. Этими трубками объединяются внутренний блок с наружным. По такому замкнутому контуру циркулирует хладагент.

Подготовка к началу чистки кондиционера

Использование пленки для защиты пола помещения от моющих средств и грязи из кондиционера

Действие первое. Еще не начав профилактические работы, нужно позаботиться о защите дыхательных путей и рук. Следует помнить, что внутри кондиционера скопились всевозможные патогенные микроорганизмы.

Действие второе. Систему нужно обесточить (отключить от электросети). Очень важно не забывать про это!

Действие третье. Часть пола, расположенного непосредственно под кондиционером, желательно застелить обычной пленкой. После завершения очистки ее будет не жалко выбросить.

Порядок проведения общей очистки кондиционера

В случае регулярного проведения чисток климатической техники, в доме всегда чисто, так как часто вычищаемая пыль не может забивать ни ячеек грубой очистки, ни пор фильтров тонкой очистки. Тогда можно произвести лишь сухую чистку, используя пылесос.

Но фильтры могут оказаться слишком засоренными. В этом случае поначалу их промывают средствами специального назначения и только затем обмывают струями воды.

Шаг первый. Открывается передняя крышка сплит-системы. На ней — защитная решетка.

Шаг второй. Фильтры грубой очистки снимаются, причем аккуратно. Крепят их по-разному. В определенных конструкциях грубые фильтры снимаются даже без демонтажа передней панели или ее вскрытия.

Шаг третий. Нужно снять крышку, что закрепляется крепежными деталями. Когда крепления уже откручены, демонтируется индикаторная панель с корпуса. Панель соединена с электрикой кондиционера. Данный элемент совместно с проводами временно размещается у электрического блока.

Шаг четвертый. Винты откручиваются, пластиковый корпус системы снимается. Разные модели — разные способы его крепления. После откручивания винтов с одной стороны нет потребности дергать корпус. Следует аккуратно потянуть корпус на себя. В случае, если эта деталь не сдвигается, только тогда нужно будет поискать дополнительные точки крепления.

Шаг пятый. Удаляются фильтры тонкой очистки.

Шаг шестой. Электрический блок следует поместить в защитную упаковку (подойдут даже больничные бахилы), чтобы не набрызгать водой на него, когда будут использоваться моющие средства.

Шаг седьмой. Берется обычная полиэтиленовая пленка (фартук), подсовывается под корпус. Чтобы закрепить ее на стене, для этого используется малярный скотч. Это приспособление станет защитой от попадания на стену кусков намокшей пыли.

Пакет с установленными ребрами жесткости подвешивают под кондиционер, а сверху корпуса натягивают ремень.

Шаг восьмой. На пластиковый носик натягивается шланг. Его второй конец опускается в обычное ведро из пластика, что поставлено на пол.

Шаг девятый. Внутренний блок открыт. В случае обнаружения толстых слоев пыли, можно:

  • собрать эту грязь пылесосом;
  • снять плотные загрязнения щеткой (обязательно мягкой).

Шаг десятый. Для промывки используется дезинфицирующий раствор. Выпускаются специальные средства для очистки кондиционера. На упаковке указывается, в каких пропорциях их следует разбавлять или смешивать.

Раствор наносится пульверизатором. Его струя регулируется соответственно диаметру разбрызгивания. С особой тщательностью пробрызгиваются:

Вентилятор-валик на лопастях крыльчатки накапливает много пыли. Отсыревшие загрязнения въедаются в материал крыльчатки.

Раствором должны оказаться охвачены все детали. Ведь в непромытых местах наслоения грязи закрепятся и станут рассадником микроорганизмов, а также зацепкой для накопления новых слоев пыли.

После нанесения моющего вещества на поверхность внутреннего блока, детали оставляют примерно на 20-25 минут для того, чтобы раствор разъел все слои грязи — и внутренние, и внешние.

Промывка внутреннего блока кондиционера

Шаг одиннадцатый. Наконец, когда пена осядет, следует приступать к окончательной промывке системы водой. Ее подают тонкой струей под хорошим напором.

Система станет промываться, а грязь будет стекать с нижней части корпуса в полиэтиленовый пакет, подвешенный снизу. Оттуда — в подставленное ведро. Нельзя допускать переполнение емкости, так как дезинфицирующие средства совместно с грязной водой способны навредить напольному покрытию.

Шаг двенадцатый. Промывать внутренний блок сплит-системы начинают с участка, расположенного сзади. После этого следует промыть радиатор. Далее снова занимаются очисткой внутренней части, ведь грязь, сбитая с решетки теплообменника, часто налипает на лопасти вентилятора.

Шаг тринадцатый. Внутренний блок, на который оказывают воздействия моющие средства, отмокает. В это время начинают очищать детали пластикового корпуса, снятого с конструкции. Их тоже нужно пробрызгать как дезинфицирующими, так и моющими средствами.

Шаг четырнадцатый. Следует промывать и жесткие детали корпуса, и компоненты, предназначенные для грубой очистки воздуха. Сперва фильтры пробрызгивают моющим средством. Но после промывки их не вытирают, так как вода должна стекать самопроизвольно. Нужно дождаться, пока фильтры просохнут естественным образом.

Важно! Для промывки фильтра не следует применять обычные моющие средства. Эти химически активные растворы способны испортить и сам фильтр, и прочие детали внутреннего блока.

Шаг пятнадцатый. Чистить фильтры тонкой очистки гораздо сложнее, ведь в их числе присутствуют варианты, которые к промывке не допускаются. При этом сухая чистка зачастую оказывается безрезультатной. Вот и приходится менять такие элементы на новые.

Вот какие фильтры можно промывать:

  • фотокаталитические;
  • цеолитные;
  • плазменные;
  • электростатические.

Шаг шестнадцатый. После основательной просушки всех извлеченных деталей подвешенный пакет вместе с защитными бахилами снимаются с электрического блока.

Шаг семнадцатый. Кондиционер собирается точно в обратном порядке. Фильтры тонкой очистки (или промытые, или новые) устанавливаются на место, после чего фиксируется очищенный корпус. К корпусу крепится индикаторная панель. И наконец, наступает момент установки фильтров грубой очистки.

Как сделать кондиционер своими руками дома из вентилятора, читайте здесь.

Кондиционер считается почищенным. Его включают в сеть для проверки работоспособности. Дальше его можно эксплуатировать, пока не наступит время проводить следующую профилактику.

Видео:Как провести чистку кондиционера своими руками — советы от мастера

Читайте также:  Кондиционеры и сплит-системы SANYO: отзывы, инструкции к пульту управления

Чистка сплит-систем своими руками: профилактический осмотр и уход за техникой

Регулярно и правильно выполняемая чистка сплит систем обеспечит увеличение срока их надёжной эксплуатации и сохранит функциональность во всех режимах работы. Но не только это. Чистый кондиционер успешно борется с вредными загрязнениями, которые присутствуют в воздухе жилых помещений.

Мы расскажем о том, как производится чистка климатического оборудования, доступная для самостоятельного исполнения. В представленной нами статье подробно описан процесс разборки системы для удаления загрязнений и варианты обработки функциональных компонентов. С учетом наших советов вы без затруднений почистите агрегат.

Осмотр оборудования перед чисткой

Процедуру очистки климатических устройств, пошаговые инструкции по их выполнению и полезные советы рассмотрим на примере наиболее популярного вида домашних и офисных настенных сплит систем.

Перед тем как самостоятельно приступить к чистке сплит системы, необходимо самым внимательным образом провести её внешний осмотр, акцентируя внимание на следующих моментах:

  • отсутствие повреждений токопроводящих проводов электрической схемы, их изоляции и заземления;
  • надёжность крепления всех винтов в резьбовых соединениях;
  • целостность фреонового контура;
  • отсутствие механических повреждений.

Такие осмотры климатического оборудования не занимают много времени, и проводить их рекомендуется не только перед обслуживанием кондиционера, но и на регулярной основе, не реже двух раз в месяц.

Кроме периодической чистки и обслуживания сплит-системы, при определённых симптомах по результатам осмотра может возникнуть необходимость и внепланового обслуживания агрегата.

К признакам чрезмерного загрязнения сплит системы относятся:

  • характерный неприятный запах сразу после включения прибора;
  • подтекания из корпуса внутреннего модуля;
  • появление непривычного звука при работе, постороннего треска или повышенного шума;
  • изменение температуры обдува.

При плановом обслуживании системы или для лечения указанных симптомов необходимо в определённой пошаговой последовательности выполнить все клининговые процедуры, результатом которых будет очищенное от всех загрязнений и стабильно работающее устройство.

По количеству основных агрегатов сплит системы процедуру её очистки также можно разделить на два этапа: уход за внутренним блоком и чистка наружного модуля.

Разборка и чистка внутреннего блока

Сам процесс мытья деталей блоков сплит систем не нуждается в очень подробном описании. На отдельных нюансах этой процедуры остановимся ниже.

Для того чтобы иметь общее представление о том, какие именно детали и узлы внутреннего настенного модуля сплит системы подлежат обслуживанию, необходимо знать его устройство.

К основным узлам внутреннего блока относятся:

  1. Испаритель, он же радиатор или теплообменник.
  2. Вал или крыльчатка.
  3. Мотор, приводящий во вращательное движение вал.
  4. Дренажный лоток/ванночка.
  5. Горизонтальные и вертикальные жалюзи.
  6. Блок управления с температурными датчиками, индикаторами.
  7. Сетчатые фильтры.
  8. Корпус внутреннего модуля, в который компактно встроены все детали.

Внимательное ознакомление с устройством внутреннего блока даёт возможность с пониманием подходить к проведению клининг-процедур, а также после их завершения, установить в нужной последовательности все детали на свои места, аккуратно и правильно произведя подключение.

Шаг №1 – чистка фильтров кондиционера

Первым шагом при проведении обслуживания сплит системы является очистка элементов фильтрации.

Основная секция с верхними фильтрами, в принцип работы которых заложен статический эффект, расположена под крышкой прибора. Их очистка — это наиболее простая процедура, не требующая специальных знаний и навыков, а также — не слишком затратная по времени.

Необходимо понимать, что даже незначительное скопление пыли и жировых отложений на фильтрах может создать проблемы в функционировании всего устройства.

Порядок обслуживания первичных фильтров следующий:

  1. Обесточить устройство и выждать не менее 10 минут.
  2. Отстегнув защёлки (обычно сбоку прибора), открыть внешнюю крышку.
  3. Извлечь закреплённые на рамке секции фильтр-сеток.

Стороны секций фильтров, заведённых под корпус и закреплённых на полозьях, легко извлечь.

Для того чтобы извлечь дополнительный фильтр, как правило, это губка, необходимо снять ионизатор воздуха, если сплит-система оснащена им. Обычно ионизатор крепится на радиаторе со стороны панели управления устройства.

Требуется аккуратно потянуть за ручку, и он легко, по пазам, выйдет из гнезда. Фильтр установлен с обратной стороны ионизатора на пластиковой рамке, и без усилий вынимается из её пазов.

При сильном загрязнении можно для предварительной очистки использовать пылесос. Затем рекомендуется помыть фильтры и ионизатор в емкости с моющим средством, после чего — под проточной водой. Для мытья используется губка и нежёсткая щёточка.

Завершив водные процедуры, остаётся стряхнуть влагу с помытых элементов и разложить их для просушки.

Шаг №2 – уход за внутренним модулем

Для дальнейшей капитальной чистки всего кондиционера потребуется провести его разборку, с отключением и снятием отдельных деталей. Этот процесс наиболее сложный и трудоёмкий, особенно, если он выполняется первый раз.

Первым делом отсоединяется передняя часть корпуса. Винты расположены снизу под заглушками. Потянув крышку в направлении на себя и вверх одновременно, она без труда отсоединится от корпуса.

Далее снимается лоток для сбора конденсата. Для этого необходимо выкрутить винт на боковом креплении слева корпуса и все винты, удерживающие привод заслонки и блока управления, справа. При отсоединении датчика нужно проявлять осторожность, и ни в коем случае не тянуть за провода, а только за удерживающую скобу.

После этого отсоединяется сливной патрубок. Несмотря на то, что основную работу по созданию барьера для пыли выполняют фильтры, на лопастях вентилятора оседает достаточно большое количество грязи. Поэтому необходимость клининга вала вентилятора не вызывает сомнений.

Для того чтобы снять крыльчатку требуется сначала открутить, но не до конца, винт её крепления со стороны панели управления. Так как вал снимается вместе с моторчиком, необходимо вынуть из разъёмов провода двигателя. Как правило, таких разъёмов два.

После этого можно снять блок управления с электронной платы. Для исключения попадания на электронную часть модуля влаги, при мытье, на блок надевается полиэтиленовый пакет, который герметично завязывается и скрепляется скотчем.

Продолжением процесса снятия крыльчатки является отсоединение теплообменника, для чего откручиваются крепления мотора от корпуса и испарителя, а также винт, удерживающий испаритель в левой части блока.

Полное отключение внутреннего блока от системы, соединяющей его с наружным компрессором – сложная процедура и в домашних условиях не производится. К тому же, в этом случае потребуется перезаправка всей системы фреоном.

Поэтому достаточно освободить модуль от крепления к стене и проводить дальнейшие клининговые процедуры. Для удобства работы к корпусу блока подвязывается верёвка. С её помощью он вывешивается на кронштейны, с которых был снят.

Освободив испаритель, будет несложно отсоединить блок с крыльчаткой и моторчиком от самого модуля и после этого отправить его в мойку.

С этого момента дальнейшее обслуживание сплит системы можно продолжить в двух вариантах:

  1. Сухое удаление пыли и грязи с испарителя.
  2. Мойка теплообменника пульверизационным способом.

Первый способ предполагает чистку передней части теплообменника пылесосом и кисточкой. Для очистки задней части теплообменник отстраняется на допустимое от стены расстояние и аккуратно пылесосится при помощи щелевой насадки.

Учитывая стеснённость, применять щетку или кисточку для чистки тыловой части испарителя не рекомендуется, чтобы не повредить радиатор.

Попутно необходимо не забыть очистить все доступные пластиковые места корпуса, а также заднюю часть лотка для отвода конденсата, при помощи чистящих салфеток или ветоши смоченной моющим средством. Но даже самая качественная сухая очистка теплообменника не даст эффекта достигаемого при мытье его водой.

Шаг №3 – очистка испарителя

Для того чтобы вымыть из радиатора и корпуса кондиционера все накопившиеся там отложения, необходимо предварительно оборудовать защиту стен, мебели и напольных покрытий от разбрызгиваний и залитий водой и чистящими средствами.

Но такое приспособление вполне доступно изготовить и собственными руками. Для этого необходимо запастись плёнкой, скотчем и ёмкостью для сбора воды.

Процедура монтажа самодельной сервис-защиты заключается в следующем:

  1. Приготовить полиэтиленовую плёнку необходимого размера: с запасом по ширине кондиционера не менее чем по 1 метру с двух сторон и с учётом расстояния от блока до ёмкости в которую будет собираться отработанная вода, можно обычное ведро.
  2. Закрепить скотчем верхнюю часть плёнки на стене за кондиционером.
  3. Низ плёнки собрать и завести в ведро, отрезав лишнюю часть и закрепив её скотчем по краю ёмкости.

Вся грязь вместе с водой будет сливаться в ведро по оборудованной воронке, не причиняя ущерб помещению. Моется кондиционер струёй воды под давлением.

Для этого можно использовать следующие устройства:

  • шланг от водопроводного крана с насадкой для создания струи повышенного давления;
  • ручной помповый распылитель;
  • автомобильный аппарат Кёрхер.

Использовать Кёрхер, создающий высокое давление, следует с некоторой осторожностью.

Сборка внутреннего модуля кондиционера производится в обратной последовательности. При первой разборке рекомендуется фиксировать весь процесс, оставляя заметки об основных действиях на бумаге, или при помощи видео/фото съёмки.

Внимательность и аккуратность в данном вопросе не приведут к ситуации, при которой после сборки изделия останутся лишние детали.

Обслуживание внешнего модуля сплит системы

Основным врагом наружных блоков кондиционеров является уличная пыль и тополиный пух. При отсутствии своевременного ухода конденсатор и компрессор этого модуля, в зависимости от высоты расположения, будут работать эффективно не более двух — трёх сезонов.

Для грамотного обслуживания этого модуля необходимо также представлять его устройство.

Наружный блок в своём составе имеет:

  1. Вентилятор, подающий потоки воздуха на теплообменник.
  2. Конденсатор, представляющий собой систему из медных трубок, по которым циркулирует фреон.
  3. Компрессор, обеспечивающий сжатие и циркуляцию хладагента по системе.
  4. Четырёхходовой клапан, обеспечивающий реверсивную работу сплит системы, меняя ролями конденсатор и испаритель.
  5. Фильтр.

Как и при работе с внутренним блоком, перед началом клининг-процедуры наружного модуля необходимо убедиться в том, что система обесточена. На первом этапе производится уборка всех загрязнений на корпусе блока, после чего демонтируется лицевая панель и можно приступать к чистке изнутри.

Пошагово это выглядит следующим образом:

  1. Снять решётку и вентилятор.
  2. Произвести защиту двигателя от попадания влаги, спрятав его как можно герметичней в полиэтиленовый пакет.
  3. Произвести сухую очистку доступных мест внутренней системы прибора при помощи малярной кисти.
  4. Обработать моющим средством все внутренние детали модуля, доступные при открытой фронтальной части, а также там, где это возможно — снаружи, по бокам и сзади.
  5. Выждав 5-10 минут, провести мойку всех узлов способами, аналогично описанным для внутреннего блока.
  6. Произвести установку всех снятых деталей в обратной последовательности.

Следует помнить, что чистить радиатор внутреннего модуля необходимо также с осторожностью, чтобы не погнуть и не повредить его рёбра.

Во время чистки компрессорно-конденсаторного блока желательно осмотреть его составляющие. Важно своевременно выявить нарушения в работе компрессора, чтобы немедленно устранить неполадки. С правилами проведения диагностики ознакомит рекомендуемая нами статья.

Важно не только представлять в какой последовательности и как производить чистку составляющих сплит систем в обычных домашних условиях, но и не нарушать основных мер безопасности.

Все контакты с внутренними узлами системы допускаются только на обесточенном устройстве, а при работе на высоте необходимо обеспечить страховку и соблюдать максимальную осторожность.

Прочистка дренажного отвода

Агрегатное изменение состояния хладагента неизбежно приводит к образованию конденсата. Скапливаясь во внутреннем блоке, вода по специальному дренажному трубопроводу выводится в наружный модуль, откуда стекает вниз.

Засор дренажного трубопровода и, как следствие, отсутствие свободного удаления воды, может стать причиной подтекания внутреннего блока во время работы устройства. Часто причинами засора дренажной системы, могут быть не только отложения, возникшие в процессе работы устройства, но и, например, пробка от гнезда, устроенного осами.

Процедуру чистки дренажа настенной сплит системы вполне посильно выполнить своими руками, без лишних расходов на услуги специалистов. Выше, в инструкции по разборке внутреннего блока, было описано, как отключить лоток для отвода конденсата от дренажной трубки.

Далее для более качественной очистки дренажа и его обработки в домашних условиях можно проделать следующую процедуру:

  1. Залить в систему дезинфицирующее средство, например, используемый в больницах хлоргексидин, приблизительно 4 флакона.
  2. Выждать не менее 15 минут, подключить к дренажной трубке шланг пылесоса и высосать все отложения.

Закачать дезинфицирующее средство при отсутствии насоса можно подручным способом, используя пластиковую бутылку, которую нужно соединить резиновой трубкой шлангом с дренажным отверстием. Приподняв ёмкость выше уровня входа в дренаж, простыми сжатиями жидкость закачивается в систему.

При различных диаметрах дренажного отверстия и устройства для нагнетания воздуха, можно смастерить переходник. Приложив немного фантазии, это нетрудно сделать в домашних условиях из подручных средств.

Антибактериальная обработка техники

Обязательной на заключительном этапе обслуживания сплит системы будет процедура обработки всех деталей противогрибковыми средствами и антибактериальными составами, допустимыми для распыления в жилом помещении.

Для обезвреживания кондиционера от микробов и различных микроорганизмов могут применяться:

  • составы, содержащие антибактериальные средства;
  • специальные очистители, для систем кондиционирования;
  • средства, имеющие в составе хлорсодержащие вещества.

Безошибочным вариантом при выборе дезинфицирующего средства, будут препараты, применяемые для дезинфекции медицинских инструментов.

Дезинфекцию, рекомендуется проводить после полного обслуживания и просушки деталей сплит системы, до её сборки.

Нередко банальное засорение становится причиной снижения охлаждающей способности климатического оборудования. Полный перечень причин нарушения в работе агрегата представлен в следующей статье, прочитать которую мы очень советуем.

Выводы и полезное видео по теме

Советы по разборке, обслуживанию и сборке внутреннего блока кондиционера от специалиста:

Разборка и чистка своими руками внешнего модуля кондиционера:

Механический способ удаления пробки в дренажном трубопроводе кондиционера, причиной образования которой явилось осиное гнездо:

Следует понимать, что от того, как регулярно прочищается сплит система, зависит необходимость приглашения специалистов для её ремонта. Но не только это.

Приведённые советы по самостоятельному обслуживанию кондиционера окажут практическую помощь в поддержании его в постоянной чистоте, а это — гарантия защиты от нежелательных последствий для здоровья в зоне комфорта.

Хотите рассказать о том, как самостоятельно чистили собственную или офисную сплит-систему? Располагаете полезными сведениями, способными облегчить процесс чистки посетителям сайта? Пишите, пожалуйста, комментарии в расположенном ниже блоке, публикуйте фотоснимки, задавайте вопросы по теме статьи.

Как почистить кондиционер дома самостоятельно — пошаговая инструкция

Как дома самостоятельно почистить кондиционер? – таким вопросом задаются многие. В действительности, в домашних условиях это сделать несложно. Вы сможете сделать это самостоятельно не хуже заправского мастера, если последуете нашим рекомендациям. К тому же, сэкономите вполне приличную сумму!

Самостоятельно почистить кондиционер в квартире или частном доме несложно. Для этого не нужны специальные инструменты и расходные материалы. Просто прочитайте эту публикацию и беритесь за дело.

Как часто нужно чистить кондиционер?

Специалисты рекомендуют чистить внутренний и наружный блоки кондиционера два раза в год – перед летом и после окончания сезона. Если вы используете сплит систему для отопления, то потребуется ее прочищать перед холодами и после них.

Также стоит сделать очистку кондиционер, если появились следующие симптомы:

  • Снизилась скорость обдува;
  • Кондиционер стал шумно работать или появились посторонние звуки;
  • В помещении появился плохой запах;
  • Из внутреннего блока капает вода;
  • Аппарат стал хуже охлаждать или греть.

Если наружный блок кондиционера находится на уровне 10 метров (4 этаж) и ниже от земли, его необходимо чистить один раз в 2-3 месяца на протяжении сезона. На небольшой высоте он быстро забивается пылью, насекомыми, листьями.

Читайте также:  Как установить оконный кондиционер в пластиковое окно

Наружный блок на высоте до 25 метров (11-12 этаж) достаточно чистить один раз в два года. Он хорошо обдувается ветром, в нем не так сильно скапливаются загрязнения.

Если наружный блок установлен выше 25 метров, достаточно прочищать его один раз в 5 лет. Но только при условии, что кондиционер работает в нормальном режиме, не потребляет много электроэнергии и выдает достаточно холода или тепла.

7 опасностей грязного кондиционера

  1. На радиаторах внутреннего и наружного блоков скапливается пыль, образуя своеобразную «шубу». Из-за нее ухудшается теплообмен между фреоном и воздухом. Это приводит к тому, что компрессор быстро изнашивается, а кондиционер перестает эффективно греть или охлаждать.
  2. При загрязнении радиаторов компрессор кондиционера начинает включаться более часто, чтобы обеспечить нужную температуру. Вы этого можете не заметить, но он работает на износ. А ведь это самая дорогая и важная часть любой климатической техники!
  3. Основное потребление электроэнергии приходится на компрессор. Чем чаще он включается, тем больше вам придется заплатить. Отсюда вывод – чем чище кондиционер, тем он экономнее.
  4. Пыль и частички загрязнения забивают фильтры и затрудняют доступ воздуха. Поначалу кондиционер просто начинает слабо дуть. Вы, конечно, увеличиваете мощность обдува и все вроде бы хорошо. Но при этом возрастает потребление электроэнергии, а моторчики вентиляторов работают на пределе.
  5. Во внутреннем блоке постоянно образовывается конденсат, который скапливается в виде капель на деталях. Когда кондиционер отключен (например, ночью, или пока вы на работе), температура в помещении поднимается. А вода и тепло – лучшая среда для грибка и плесени. Они, в свою очередь, являются причиной плохого запаха в помещении.
  6. Кроме грибковой микрофлоры в кондиционере вполне уверенно чувствуют себя микроорганизмы. Они основывают там целые колонии и размножаются, а при включении вентилятора поток воздуха разносит их по всей комнате. И многие из этих микробов являются болезнетворными. Из-за них может обостриться астма, возникнуть аллергия, разного рода кожные заболевания.
  7. Пыль имеет свойство забиваться в мелкие щели и затруднять работу механизмов кондиционера. Это приводит к появлению посторонних звуков – вентиляторы начинают скрипеть или потрескивать, пластиковый корпус – шелестеть.

Пошаговая инструкция по очистке внутреннего блока

Для того чтобы почистить внутренний блок кондиционера вам понадобятся:

  • Пылесос;
  • Тазик с водой;
  • Моющее средство для посуды;
  • Емкость с чистой водой;
  • Мягкие тряпки (желательно без ворса);
  • Зубная щетка (или любая другая);
  • Мягкая кисточка (подойдет малярная);
  • Крестовая отвертка;
  • Тонкая веревка, провод или легко гнущаяся проволока (40-50 см).

Разбираем внутренний блок

Обязательно отключите кондиционер от электросети! Откройте внутренний блок кондиционера. Для этого нажмите на пластиковые фиксаторы, которые находятся на его боковых стенках (см. фото). Достаньте фильтр в виде сеточки.

Фиксаторы крышки внутреннего блока.

После этого открутите винты, которыми корпус кондиционера прикреплен к его внутренней части и снимите его. В некоторых моделях для этого нужно потянуть его вверх, но в основном он сам подастся.

Чистка фильтра

  1. Тщательно промойте фильтр внутреннего блока кондиционера проточной водой чтобы смыть основную пыль и грязь.
  2. После этого разведите в тазике моющее средство и положите в него фильтр. Он должен «киснуть» 20-30 минут, чтобы окончательно очиститься от загрязнений.
  3. Снова промойте его проточной водой.
  4. Оставьте фильтр сушиться – его нельзя устанавливать в кондиционер влажным.

Очистка радиатора

В первую очередь пропылесосьте радиатор без насадки. При этом будьте внимательны – труба пылесоса не должна касаться пластин чтобы не повредить их. После этого пройдитесь между пластин мягкой кисточкой чтобы удалить оставшуюся грязь.

Разведите в воде моющее средство так, чтобы получился концентрированный раствор. Нанесите его на радиатор мягкой кисточкой. Кстати, если нет особо сильного загрязнения, можно использовать кислородный отбеливатель. Той же кисточкой тщательно прочистите радиатор внутреннего блока.

Иногда (особенно если кондиционер стоит на кухне), на радиаторе оседает смешанный с пылью жир. Он образует своеобразные пробки и является питательной средой для микроорганизмов. Их нужно удалить с помощью тонкого ножа, после чего смыть остатки загрязнения.

После того как радиатор очищен – промойте его чистой водой с помощью мягкой кисточки. Остатки воды промокните сухой тряпкой.

Очистка вентилятора

Под радиатором находится вентилятор. Он выглядит в виде цилиндра с лопастями (см. фото). В большинстве случаев снять его нельзя (а если можно, то неспециалист точно что-нибудь повредит). Поэтому всю процедуру придется выполнять «на месте».

Нанесите кисточкой на лопасти вентилятора раствор моющего средства с водой (который мы приготовили ранее). Постарайтесь добраться до внутренних частей лопастей, чтобы как можно тщательнее его промыть. Проворачивайте цилиндр вентилятора чтобы почистить все лопасти. Смыть остатки грязи можно той же кисточкой.

Как почистить дренаж кондиционера

В нижней части внутреннего блока находится поддон для стока конденсата. Он может быть прикручен или крепиться на фиксаторах. Снимите его. После этого вы увидите дренажное отверстие. Оно ведет к трубке, из которой людям нам на головы капает вода из кондиционеров

Дренажные трубки часто забиваются мелким мусором. Чтобы вычистить его, возьмите длинный кабель и начинайте его вводить в дренажное отверстие внутреннего блока. Когда конец кабеля покажется из дренажной трубки – полностью вытяните его и очистите от грязи. Повторите процесс несколько раз.

Если у вас есть пылесос с реверсом – можно использовать его. Единственная проблема – несовпадение диаметра дренажного канала и трубы пылесоса. Но этот вопрос легко решить – просто намотайте на дренажный патрубок тряпку или изоленту чтобы увеличить его диаметр.

После того как основное загрязнение удалено, неплохо было бы промыть дренажную систему кондиционера. Для этого:

  1. Пролейте дренаж 1-1,5 литрами горячей воды чтобы смыть основное загрязнение;
  2. Залейте в систему 50-60 мл моющего средства для посуды;
  3. Подождите 5-10 минут;
  4. Влейте еще 50-60 мл моющего средства;
  5. Медленно заливайте в систему горячую воду, пока из нее не пойдет чистая вода.

Таким образом вы сможете убрать засор из дренажа кондиционера, очистить его стенки и дезинфицировать их.

Самостоятельная очистка наружного блока кондиционера

Если у вас есть доступ к внешнему блоку, то почистить его будет гораздо проще, чем внутренний. Для этого понадобятся:

  • Пульверизатор;
  • Моющее средство для посуды;
  • Емкость для воды;
  • Крестовая отвертка;
  • Мягкая малярная кисть;
  • Пылесос.

Основные элементы наружного блока кондиционера, которые нуждаются в очистке, это радиатор и крыльчатка (вентилятор). Чтобы получить к ним доступ, полностью открутите винты крепления корпуса и снимите его со станины.

Если у вас есть моечная машина, то процесс предельно прост. Просто нанесите на все блоки и узлы внешнего блока раствор моющего средства с водой, после чего тщательно смойте его. Если ее нет, то придется потратить немного больше времени.

Сначала пылесосом постарайтесь вычистить радиатор и крыльчатку. Так вы сможете убрать максимум пыли, мелких веток, тополиного пуха и другой грязи. Также пропылесосьте поддон – в нем скапливается много грязи.

После этого разведите немного моющего средства в воде и промойте радиатор кисточкой. После очистки остатки раствора нужно смыть обычной водой. Как и в случае с внутренним блоком, постарайтесь не погнуть пластинки радиатора.

Поддон, на котором находятся все элементы наружного блока, тщательно промойте с моющим средством. То же самое сделайте с корпусом. После этого помойте обычной водой внутренние агрегаты (компрессор, испаритель). Вода им не сможет навредить, так как все соединения герметичны.

Залог вашего здоровья – дезинфекция кондиционера

Профессиональные средства для очистки могут с легкостью удалить грязь с внутренних и внешних частей кондиционера. Но это не значит, что они смогут убить микрофлору и микробов. Поэтому после всех работ нужно дезинфицировать все детали кондиционера.

Для этого лучше всего подойдет хлоргексидин. Это недорогой обеззараживающий препарат, который можно купить в любой аптеке.

Хлоргексидин — лекарственный препарат, антисептик, в готовых лекарственных формах используется в виде биглюконата. Хлоргексидин успешно применяется в качестве кожного антисептика и дезинфицирующего средства уже более 60 лет.

Им нужно обработать все детали и узлы внутреннего блока кондиционера, а также дренажную систему. Для этого можно воспользоваться как тряпкой, так и пульверизатором. Единственное от чего хочется предостеречь – не допускайте попадания препарата на электронные схемы и в места подключения проводов и кабелей.

Как провести чистку кондиционера своими руками — советы от мастера

Любая климатическая техника за время своей эксплуатации перегоняет через себя бесчисленное количество воздуха, который содержит в себе механические включения различной фракции, пыль, бактерии и споры грибков, а также пух и шерсть домашних животных. Так бы это все оставалось в воздухе, если не установленные в кондиционере фильтрующие элементы, которые периодически необходимо заменять или чистить. В зависимости от конструкции кондиционера, его мощности и назначения, чистить фильтры нужно в разные сроки, рекомендованные изготовителем, а в некоторых случаях основываясь на «клинических» показателях работы кондиционера.

Когда и зачем нужно чистить климатическую технику

Как правило, ситуация когда предстоит чистить бытовую сплит-систему возникает крайне редко: нужно и все, а вот как ее чистить, самостоятельно или с помощью мастера, или вызывать для такого случая специализированную бригаду из клининговой компании – это вопрос беспокоит пользователя наиболее часто. Эта статья призвана ответить на несколько распространенных вопросов, связанных с чисткой кондиционеров, что можно делать своими силами, а где требуется вмешательство специалистов.

Прежде всего, нужно ответить на вопрос: «Зачем нужна чистка сплит-системы своими руками»? Конечно же, для этих целей можно и вызвать специалиста и заплатить ему несколько кровно заработанных тысяч, но зачем же платить за то, что выполнить не сложнее, чем почистить, к примеру, пылесос. Мало кто для этого вызывает специально обученного человека.

В кондиционере, который долго не проходил процедуру профилактики, внутри скопилось много пыли, которая непременно приведет к появлению проблем, а именно:

  • Значительное ухудшение микроклимата в помещении. Пыль, которая осела на устройствах кондиционера, будет распространяться по помещению, чем может вызвать аллергические приступы у находящихся в комнате людей. Как проверить воздух в квартире вы можете прочесть в статье «Эффективные методы анализа воздуха в квартире».
  • Затруднение в работе этого климатического прибора. Все дело в том, что скопившаяся пыль и грязь в фильтрующих элементах будет препятствовать свободному прохождению воздушных потоков.
  • Значительное снижение КПД кондиционера. Это последствия нарастания пыли на теплообменник.
  • Возрастания риска выхода из строя сплит-системы в связи с увеличением воздушного сопротивления и как следствие, повышенной нагрузки на электродвигатель вентилятора.

«Клинические» показатели кондиционера, указывающие на чистку

Одно из самых ярких проявлений длительного отсутствия профилактики кондиционеров является появления из внутреннего модуля неприятного запаха. Прежде всего, это говорит о развившихся в устройстве колониях грибков и плесени. И с каждым включением кондиционера миллионы спор разлетаются по квартире и неизбежно попадают в дыхательную систему человека, приводя к страшным заболеваниям, таким, как астма, аллергия и различного вида дерматитам.

При появлении запаха плесени требуется незамедлительно чистить внутренности кондиционера, и его фильтрующие элементы. Если затянуть с чисткой, то возрастает вероятность последующего ремонта кондиционера. Кроме запаха есть еще несколько признаков необходимости чистки сплит-системы:

  • Понижение мощности работы устройства.
  • Увеличение потребляемой энергии.
  • Обледенение магистралей и соединительной арматуры.

к оглавлению ↑

Поэтапно очищаем нашу климатическую технику

Чистка кондиционера своими руками состоит из трех стадий:

  • чистка или замена фильтра кондиционера;
  • прочистка «внутренностей» внутреннего модуля;
  • профилактическая очистка внешнего блока.

Перед проведением, каких либо работ климатическая система должна быть полностью отключена от электросети. Чтобы провести эффективную очистку фильтрующих элементов во внутреннем блоке сплит-системы, нужно провести ряд последовательных операций, которые предлагаются в этой статье:

    Прежде всего, нужно тщательно изучить инструкцию по эксплуатации, где написано, каким образом нужно извлекать фильтр кондиционера. Если модель климатической системы более дорогая, то в ней находится барабанный фильтрующий элемент, который считается более эффективным, нежели плоский, так как за счет изогнутой поверхности имеет большую площадь соприкосновения с воздухом.

Совет:
Постелите вокруг кондиционера полиэтиленовую пленку или с бумагу. Если устройство долго не проходило чистку, то на внутренние поверхности механизмов и фильтр налипло большое количество пыли.

  • Второй этап очистки фильтра заключается в демонтаже крышки кондиционера и удаления защитной решетки удерживающей фильтрующий элемент на отведенном ему месте и предназначенной для защиты его от повреждений.
  • Третий этап подразумевает демонтаж фильтра и его чистку. Изначально следует очистить сухой фильтр при помощи пылесоса или щетки, а потом осуществить его промывку в холодной воде. Сушка фильтра должна происходить исключительно естественным способом, так как при воздействии на него горячим воздухом может произойти его деформация.
  • После окончания сушки произвести сборку устройства в обратном порядке и подключить шнур питания к электросети.
  • Совет:
    Не производите более 8 промывок одного фильтрующего элемента, так как вода нарушает его пропускную способность, которая влияет на КПД всей климатической системы.

    Как прочистить внутренний блок сплит-системы самостоятельно

    Очень часто вопрос: «Как почистить кондиционер дома» стоит подразумевать так: «Как произвести очистку внутреннего блока кондиционера своими руками».

    Кроме замены и очистки фильтров внутреннего модуля сплит-системы, можно самостоятельно очистить теплообменник-испаритель от набившейся в него пыли. Это основная часть любой климатической системы, которая для хорошей работы устройства должна содержаться в идеальной чистоте.

    Он представляет собой конструкцию, собранную из трубок, в которых проходит процесс испарения фреона, в результате которого и происходит охлаждение испарителя. Воздушные потоки «омывают» теплообменник, и сами охлаждаются. Для того чтобы произвести чистку испарителя кондиционера, нужно:

    1. Обесточить климатическую систему.
    2. Снять защитную решетку согласно инструкции изготовителя.
    3. При помощи пылесоса и тонкой кисти очистить теплообменник и пространство между трубками и запорной арматурой от пыли.

    Важно!
    Если на поверхности теплообменника есть следы коррозии металла, то следует срочно обратиться в сервисный центр, во избежание утечки фреона.

    Совет:
    При чистке испарителя кондиционера не используйте жесткую щетку или металлические предметы, которыми можно повредить фреоновую магистраль и теплообменник.

    Иногда требуется произвести очистку вентилятора внутреннего блока от пыли и жировых отложений, но настоятельно не рекомендуется эту процедуру производить своими силами. Лучшим вариантом будет вызвать профессионала сервисной службы.

    Очистка компрессорного блока сплит-системы

    Сразу нужно прояснить, что конструкция сплит-системы предполагает расположение внешнего блока сплит-системы за пределами помещения, поэтому разборкой и чисткой его должны заниматься профессионалы. Единственное, что нужно делать – это промывку кондиционера, вернее его внешнего блока. Для этого нужно:

    1. Обесточить климатическое устройство и вынуть вилку из розетки.
    2. При помощи мягкой щетки и тряпки убрать пыль и грязь с корпуса блока.
    3. Подключив шланг к водопроводной сети или автомобильную мойку, направить струю прямо внутрь устройства и постараться максимально тщательно промыть содержимое, не раскрывая корпус внешнего блока климатической системы.
    4. После окончания чистки убрать излишки воды и корпуса устройства.

    Теперь вы узнали как произвести чистку кондиционера своими руками. Если своевременно и тщательно проводить такие несложные процедуры, то можно значительно продлить срок службы климатической системы.

    Ссылка на основную публикацию