Что такое испаритель кондиционера: принцип действия, устройство, очистка и неисправности

Что такое испаритель кондиционера — предназначение и обслуживание

Современный человек относится к климатической технике ужу не как к предмету роскоши, а реальной необходимости. Особенно в условиях большого города, где наружный воздух не отличается чистотой, кондиционер позволяет людям внутри помещений дышать более чистым воздухом.

Но в процессе эксплуатации порой возникают всевозможные проблемы с корректной работой этих устройств. Чаще всего неприятности случаются в таком элементе, как испаритель кондиционера. Как с этим бороться и что можно сделать своими силами разберем в этой статье. Но для этого прежде необходимо познакомиться с устройством климатического оборудования.

Из чего состоит кондиционер

Все модели кондиционеров работают по одному принципу и имеют, практически, одинаковое устройство, состоящее из таких деталей, как:

  • испаритель;
  • конденсатор;
  • соединительные медные трубки;
  • вентилятор.

Все эти узлы поочередно подключаются к системе рециркуляции фреона. Испаритель является, несомненно, одним из главных элементов в устройстве кондиционера. Он может не только охлаждать воздушные массы, но и ту жидкость, которая находится в конденсаторе – антифриз либо какую другую. Испаритель характеризуется по своей производительности, которая зависит от типа хладагента, температуры и мощности воздушного потока, создаваемого при помощи вентилятора.

Какие бывают испарители?

В современных кондиционерах производители устанавливают различные виды испарителей отличающихся по своей функциональности и конструкции. По функциональности различаются испарители, которые способны охлаждать только воздух и те, которые могут охлаждать жидкости.

В зависимости от выполняемых функций испарители по конструкции подразделяются на пластинчатые и кожухотрубные. И те и другие предназначаются для охлаждения жидкостей.

Пластинчатые испарители имеют небольшую массу и малые габариты. В них устанавливается емкость небольшого объема. Это стабилизирует работу климатического устройства, если в процессе эксплуатации предполагается частое включение и выключение кондиционера или резком изменении температуры охлаждаемой жидкости и облегчает такой процесс, как чистка испарителя кондиционера.

Хороший эффект охлаждения достигается вследствие соприкосновения фреона и жидкостей, находящихся в конструкциях большой площади. Как правило, пластинчатые испарители используются для кондиционеров небольшой мощности.

Кожухотрубные испарители отличаются от пластинчатых, своей конструкцией. Здесь имеется кожух, изготовленный из стали, в главном отделе которого находится охлаждаемая жидкость или вода. Для ее движения есть специальные каналы, которые по своему положению размещаются перпендикулярно трубкам, по которым циркулирует фреон. Сами же трубки крепятся к кожуху испарителя, отсюда и название испарителя – кожухотрубный. Подобная конструкция испарителя наилучшим образом обеспечивает качественный теплообмен.

Кожухотрубные испарители отличаются следующими характеристиками:

  • В процессе охлаждения участвуют несколько контуров.
  • Имеют существенную тепловую инерцию.
  • Могут применяться для оснащения высокомощных сплит–систем.
  • В данных устройствах нет дополнительных емкостей, а также они не имеют функции тонкой настройки.

По внешнему виду эти испарители представляют собой ряд кассет, состоящих из оребренных трубок малого диаметра. По своей конструкции данные устройства аналогичны автомобильным масляным радиаторам, где для максимально качественного охлаждения задействованы одновременно несколько контуров.

Необходимость периодической очистки испарителя

Вполне понятно, что качественный кондиционер, кроме своей цены имеет дополнительную защищенность от случайных поломок. Но, несмотря на тип или ценовой диапазон климатического устройства, все они нуждаются в периодическом обслуживании, которое включает в себя и такую процедуру, как очистка испарителя кондиционера. Однако прежде, чем решиться на подобное действие, необходимо представлять себе, как устроен сам испаритель.

Современные сплит системы включают в себя два блока. В одном блоке располагается радиатор испарителя кондиционера, в другом вентилятор. Оба блока соединяются некоторым количеством медных трубок, по которым под высоким давлением циркулирует фреон.

В процессе работы кондиционер достаточно сильно нагревается и для его охлаждения предусмотрена специально разработанная система, встраиваемая в конструкцию кондиционера. На эффективность работы этой системы в большой мере оказывает ее состояние чистоты. Когда здесь скапливается масса пыли и грязи, то создается подобие шубы на охлаждающей системе, вследствие чего нарушается циркуляция воздуха, теплообмен и как следствие – перегрев устройства.

1-Испаритель; 2-Турбина; 3-Дренажная ванная

Если вовремя почистить испаритель кондиционера, угроза поломки климатического устройства исчезает. Кроме этого, следует учитывать, что накопленная пыль и грязь, в содружестве с повышенным уровнем влажности в помещении создает благоприятные условия в кондиционерах для размножения болезнетворных бактерий и микробов, которые вместе с воздушными потоками разносятся по всему дому. Об этом может свидетельствовать неприятный запах, доносящийся из сплит системы.

Если вы не знаете, как снять испаритель кондиционера, или просто не рискуете это делать, лучше, конечно, обратиться в специализированную организацию, которая занимается обслуживанием и ремонтом кондиционеров. Специалисты подобных контор в тонкостях знают устройство климатического оборудования и, как правило, имеют опыт и знания.

Если даже вы решитесь разобрать свой кондиционер на составляющие, чтобы найти, где находится испаритель кондиционера, и основательно его прочистить, то собрать назад вряд ли получится. В таких случаях, почему то всегда остаются лишние детали. Кроме этого специалисты знают, как уничтожить все бактерии и микробы вместе с грибками, применяя специальные современные средства.

Неисправности испарителя – причины

Как правило, поломки кондиционера по вине завода изготовителя случаются достаточно редко. Чаще всего устройство начинает работать не в том режиме, по вине потребителя, вследствие неправильной эксплуатации.

Для корректной работы кондиционера, такие процедуры, как ежемесячная чистка фильтров и периодическое обслуживание специалистом, должны стать обязательными. Это существенно продлит жизнь климатической системы и не доставит много неприятностей, когда в самый разгар жары кондиционер вдруг выходит из строя. Специалисты рекомендуют:

  • Не включать кондиционер в тех местах, где температура значительно отличается от рекомендованной производителем. Если хладагент будет иметь низкую температуру, то при поступлении его в компрессор, может нарушаться работа не только самого компрессора, но и других элементов системы охлаждения.
  • Чаще чистить или менять фильтры сплит систем, поскольку от их состояния напрямую зависит работа всего агрегата. В противном случае несвоевременная очистка может привести к тому, что потребуется замена испарителя кондиционера, а это лишняя трата денег, не только на приобретение самого испаритель, но и на его монтаж.
  • Достаточно часто некорректная работа кондиционера возникает по причине самостоятельного монтажа. Вы посчитали себя умелым мастером, и как результат – кондиционер работает плохо или совсем отказывается выполнять поставленные задачи.
  • Иногда причиной поломки кондиционера, а конкретно, испарителя, может послужить недостаточная мощность вентилятора, который не способен прогонять фреон, не успевший принять газообразную форму.

Это лишь некоторые причины, которые могут стать основанием для ремонта или замены испарителя. Вполне вероятно, что подобных причин может быть гораздо больше, но как показывает практика, данные рекомендации важны и не стоит пренебрегать ими.

В заключении хотелось бы заострить внимание читателей, что испаритель является важной деталью в конструкции кондиционера и ему следует уделять достаточное внимание, чтобы работа климатической сплит системы на протяжении всего срока эксплуатации не вызывала нареканий в адрес изготовителя.

И последний совет – не занимайтесь домашними ремонтами, если появились проблемы с функционированием кондиционера для этого существуют специализированные фирмы.

Что представляет собой испаритель кондиционера и как правильно его чистить?

Кондиционеры и сплит-системы стали сегодня неотъемлемым атрибутом жилья человека. Если раньше это больше считалось роскошью и привилегией зажиточных людей, то сегодня кондиционеры стали необходимостью и никого уже не удивишь мощной климатической техникой со стильным дизайном в своем доме.

Одним из неотъемлемых атрибутов кондиционерного оборудования считается испаритель кондиционера, о котором и пойдет речь в нашей статье. Но сперва давайте разберем его конструкцию, чтобы понять, какое место в ней занимает испаритель.

Чистка внутреннего блока так же, как и чистка внешнего, выполняется в соответствии с техническими условиями

Итак, в сплит-системе используются следующие узлы:

  • конденсатор и капиллярная труба;
  • испаритель и компрессор;
  • соединительные трубы;
  • вентилятор.

Эти элементы названы не в хаотичном порядке, а в очередности подключения к рециркуляционной фреоновой системе. Испаритель, будучи одной из основных частей кондиционера, способен на охлаждение не только воздуха в той комнате, где стоит устройство, но и воды или антифриза. Что касается основной его характеристики, то ею без сомнения является производительность. Она зависит от плотности и температуры создаваемого вентилятором воздушного потока, а также от того, какой хладагент применяется.

На какие виды делятся испарители?

Современными компаниями-производителями выпускаются различные виды испарителей. Некоторые из них предназначены для охлаждения воды, основная же задача других – делать более прохладным воздух. Для понижения температуры жидкостей используются пластинчатые и кожухотрубные испарители. К особенностям пластинчатых относятся следующие качества и характеристики:

  • сравнительно маленький размер и вес;
  • для того чтобы стабилизировать функционирование кондиционера при частых включениях и выключениях при резких изменениях температур нужно установить емкость для малого объема жидкости;
  • благодаря солидной площади взаимодействия фреона и жидкости становится возможным качественное охлаждение;
  • применяются в охладительных системах невысокой мощности.

Кожухотрубные испарители во многом отличаются от пластинчатых, и в первую очередь собственным строением. Они состоят из кожуха, выполненного из стали, к которому на кронштейнах закреплены трубки, необходимые для обеспечения передвижения по ним фреона. Местонахождение жидкости – главный объем кожуха. Оттуда она подается по специально отведенным для этого каналам, расположенным в перпендикулярном положении по отношению к трубкам. Такая конструкция обеспечивает оптимизацию теплообмена.

Наружный и внутренний блоки

Следует выделить такие особенности кожухотрубных приборов:

  • для более эффективного охлаждения в них задействовано несколько контуров;
  • характеризуются значительной тепловой инерцией;
  • используются в сплит-системах высокой мощности;
  • такие испарители не оборудованы дополнительными емкостями, а также тонкой настройкой.

Испарители, предназначенные для охлаждения воздуха, по собственной конструкции схожи с масляными радиаторами, использующимися в автомобильном транспорте. Для того чтобы максимального равномерно и эффективно охлаждать пространство, в них задействовано сразу несколько контуров. Если говорить о конфигурации, то это расположенные в ряд пакеты оребренных трубок.

Для чего нужно чистить кондиционерный испаритель?

Чем дороже и качественнее кондиционер, тем лучше он защищен от различного рода неисправностей и поломок. Однако любая сплит-система нуждается в периодической чистке, в противном случае возможно появление не совсем приятных проблем с ней. Дабы не допустить такого развития событий, должна регулярно проводить чистка испарителя кондиционера, который вы используете, независимо от того, покупали вы бюджетную модель, или же довольно дорогостоящий агрегат.

Наружный блок до чистки

Чтобы понять, почему кондиционерам необходима чистка, давайте подробно разберем их строение. Итак, состоят они из 2 блоков – в первом стоит вентилятор, во втором радиатор. Соединение и единую работу этих блоков обеспечивает трубопровод. По нему движется хладагент под большим давлением (до пятнадцати атмосфер). При работе оборудование нагревается, и для того, чтобы оно не сломалось, требуется охлаждение.

Эта функция автоматически встроена в сплит-систему, однако если на узлах накопилось много пыли или грязи, то охлаждение будет сильно затруднено (связано это с тем, что такой «слой» нарушает воздухообмен, что в свою очередь вызывает перегрев техники). Прибегая к чистке систем кондиционирования, вы сможете всегда поддерживать в чистоте все ее узлы, соответственно и угроза перегрева в таком случае сводится на нет.

Читайте также:  Прецизионные кондиционеры: ремонт и техническое обслуживание

Вдобавок к этому, при высокой влажности в помещении внутри сплит-систем могут проникать бактерии и образовываться грибок. Из-за этого появляется весьма неприятный затхлый запах. Именно поэтому при очистке в специализированных фирмах применяются соответствующие химические средства, борющиеся с грибком и сохраняющие нормальный запах.

Для проведения очистительных процедур испарителя и других узлов сплит-системы оптимальным решением станет обращение к услугам компаний, которые занимаются такой деятельностью. Во-первых, только профессионал знает, как правильно разобрать и собрать систему кондиционирования (а без этого не обойтись, если вы хотите прочистить все узлы) – человек, который ни разу этого не делал и не имеет необходимых знаний, вряд ли справится с этой задачей хорошо.

К примеру, он может с горем пополам разобрать конструкцию, а вот назад, увы, собрать ее у него не получится, ввиду отсутствия опыта. Во-вторых, только у специалистов есть на «вооружении» все требуемые аэрозоли и средства, которые увеличивают эффективность от проделанных работ.

Наружный блок после чистки

Из-за чего ломаются испарители и как избежать неисправностей?

Наиболее частые причины поломок данного элемента кондиционера, связаны, прежде всего, не с заводскими браками или какими-то факторами, не зависящими от владельца климатической техники, а с несоблюдением правил эксплуатации. Заострить внимание стоит на следующих моментах:

  1. Нельзя использовать кондиционеры в местах с слишком низкой температурой (более низкой, чем предусмотрена производителем). Это приведет к тому, что хладагент будет поступать в компрессор в крайне холодном состоянии, что негативно сказывается на всех компонентах агрегата.
  2. Сплит-система длительное время работает с загрязненными фильтрами. Из-за этого может страдать не только испаритель, но и другие элементы, ведь грязные фильтры нарушают нормальный теплообмен внутри устройства. Одним из возможных результатов функционирования сплит-системы в таких условиях может стать выход из строя испарителя.
  3. Нередко возникновение поломок напрямую связано с неграмотным монтажом. В связи с этим настоятельно рекомендуем – после того, как вы купили технику и столкнулись с необходимостью выполнить ее правильную установку, вам следует найти компанию, которая занимается этим. Ее мастера быстро и качественно справятся с этой задачей, а вот самостоятельные попытки монтажа могут стать причиной возникновения неприятных ситуаций.

Помимо этого, в некоторых случаях «виновным» в поломке испарителя, бывает слабо работающий обдувающий вентилятор. Также проблемы с ним иногда появляются ввиду того, что фреон не успевает приобретать газообразную консистенцию.

Загрязненные фильтры вызывают осложнения у тех, кто страдает астмой и аллергией

Если вы хотите надежно защитить своего незаменимого помощника, который спасает вас в невыносимо жаркую летнюю погоду, и сделать его жизнь как можно более продолжительной и «беззаботной», то необходимо регулярно осуществлять чистку фильтров (желательно делать это ежемесячно) и проходить сервисное обслуживание.

При этом нужно понимать, что выполнение вышеперечисленных процедур не может гарантировать полную «неуязвимость» перед любыми неисправностями, ведь причин их может быть огромное множество, однако в профилактике наиболее часто встречающихся поломок данные советы очень важны.

Как можно понять из нашей статьи, испаритель является важным компонентом всех кондиционеров, и поэтому нуждается в особом внимании к себе, выражающимся в систематической чистке и правильной эксплуатации. Эти правила отсрочат ремонт на длительный срок, однако если вы все-таки столкнетесь с выходом из строя этой детали, самым разумным выбором станет обращение к профессиональным фирмам для устранения изъянов.


Устройство кондиционера и принцип работы

Из чего же состоит стандартная сплит-система? Как правило, внутри нее находится замкнутый контур, по которому движется жидкость — хладагент. Перетекая внутри контура, хладагент в одном месте поглощает тепло, для того чтобы выделить его в другом. Этот процесс протекает в специальных трубках – теплообменниках, которые изготавливаются из меди и содержат поперечные перегородки из алюминия. Для более быстрого протекания процессов в теплообменники нагнетают воздух, делая это при помощи специальных вентиляторов.

Исходя из названия процессов, протекающих в теплообменнике, один из них принято называть конденсатором, а другой – испарителем. Когда кондиционер работает «на тепло» в качестве конденсатора выступает внутренний испаритель (часть кондиционера, находящаяся в помещении), а при работе «на холод» – все происходит наоборот. Таков принцип работы кондиционера, но в чем суть?

Холод сам по себе не является законченным продуктом, а лишь производным от переноса тепла с помощью хладагента. Этот процесс в литературе именуется «тепловым насосом». Благодаря ему производительность кондиционера получается в три раза выше, чем его энергопотребление. На первый взгляд это может вызвать недоумение: КПД 300% — неужели такое возможно? Что такое хладагент и как его можно перенести из помещения, в котором температура около 20 градусов, наружу, где температура в два раза выше?

Оказывается все гораздо проще, чем это можно себе предположить. Перенос температуры напрямую зависит от давления, причем происходит он не линейно, а монотонно. Таким образом, в процессе транспортировки величина давления становится выше, чем температура фазового перехода. Закипевший хладагент меняет свое состояние из жидкого в парообразное и начинает поглощать из окружающего воздуха тепло, при этом в теплообменнике создается необходимое давление, при котором температура фазового перехода становится ниже окружающей. В обратном процессе хладагент отдает свое тепло воздуху, и температура перехода повышается.

Еще одной важной деталью в работе кондиционера является замкнутый контур, для создания которого необходимо хотя бы два элемента: компрессор — для повышения давления конденсации и дроссельное устройство — для его понижения. Первый из них устанавливается непосредственно перед конденсатором, а второй перед испарителем.

В целом, насчитывается пять элементов, обязательных в кондиционерах любого типа: замкнутый контур, наружный и внутренний теплообменник, компрессор и дросселирующее устройство. Они являются основной составляющей как самой простой, так и самой сложной сплит-системой.

В наше время для полнофункциональной работы кондиционера в контур добавляют четырехходовой вентиль, благодаря которому он может вырабатывать как тепло, так и холод. Такая сплит-система получила название «кондиционер с реверсивным циклом», дополнительной функцией которого стал перенос тепла из помещения на улицу и обратно.

Наружный блок кондиционера

  • 3. Компрессор — сжимает фреон и поддерживает его движение по холодильному контуру. Компрессор бывает поршневого или спирального (scroll) типа. Поршневые компрессоры дешевле, но менее надежны, чем спиральные, особенно в условиях низких температур наружного воздуха.
  • 5. Четырехходовой клапан — устанавливается в реверсивных (тепло — холод) кондиционерах. В режиме обогрева этот клапан изменяет направление движения фреона. При этом внутренний и наружный блок как бы меняются местами: внутренний блок работает на обогрев, а наружный — на охлаждение.
  • 4. Плата управления — как правило, устанавливается только на инверторных кондиционерах. В не инверторных моделях всю электронику стараются размещать во внутреннем блоке, поскольку
  • большие перепады температуры и влажности снижают надежность электронных компонентов.
  • 1. Вентилятор — создает поток воздуха, обдувающего конденсатор.
  • В недорогих моделях имеет только одну скорость вращения.
  • Такой кондиционер может стабильно работать в небольшом диапазоне температур наружного воздуха. В моделях более высокого класса, рассчитанных на широкий температурный диапазон, а также во всех полупромышленных кондиционерах, вентилятор имеет 2 — 3 фиксированных скорости вращения или же плавную регулировку.
  • 2. Конденсатор — радиатор, в котором происходит охлаждение и конденсация фреона. Продуваемый через конденсатор воздух, соответственно, нагревается.
  • 7. Фильтр фреоновой системы — устанавливается перед входом компрессора и защищает его от медной крошки и других мелких частиц, которые могут попасть в систему при монтаже кондиционера. Разумеется, если монтаж выполнен с нарушением технологии и в систему попало большое количество мусора, то фильтр не поможет.
  • 6. Штуцерные соединения — к ним подключаются медные трубы, соединяющие наружный и внутренний блоки.
  • 8. Защитная быстросъемная крышка — закрывает штуцерные соединения и клеммник, используемый для подключения электрических кабелей. В некоторых моделях защитная крышка закрывает только клеммник, а штуцерные соединения остаются снаружи.

Очистка испарителя кондиционера своими руками

Автомобиль давно перестал быть предметом роскоши. Это удобное и практичное средство передвижения для миллионов людей. И неудивительно, что производители уделяют большое внимание созданию комфорта в машине. А поддерживать его без системы климатического контроля невозможно, составной частью которой является и испаритель кондиционера.

Все автомобилисты видели радиатор системы охлаждения. Он первым бросается в глаза при открытии капота. Испаритель по своему строению очень похож на радиатор, но только меньше по размеру. По его трубкам движется хладагент, а воздух из салона или снаружи обдувается вокруг внешних элементов испарителя и охлаждается.

Производится теплообмен между холодным фреоном внутри испарителя и теплым воздухом снаружи него. Уже охлажденный воздух поступает в систему вентиляции салона и распределяется по нему в соответствии с установленной конфигурацией распределительных заслонок. Так как охлаждаемый воздух имеет некоторый процент влажности, то на испарителе появляется конденсат. Для его сбора и отвода под ним устанавливается поддон, соединенный с дренажной трубкой.

Через некоторое время при включении кондиционера в салоне начинает ощущаться неприятный запах гнили, плесени и прели. Его причина — колонии болезнетворных бактерий, поселившиеся на испарителе. Комбинирование влаги из-за конденсации с загрязнением создает для них идеальную среду для размножения.

Кроме зловонного «аромата», такая ситуация таит еще и угрозу для здоровья людей, находящихся в салоне автомобиля. Вдыхание спор грибков и патогенных микроорганизмов приводит к аллергическим реакциям и заболеваниям дыхательных путей. Поэтому вопрос о целесообразности очистки испарителя кондиционера не стоит. Все автовладельцы согласны, что это надо делать, но каждый выбирает для себя наиболее подходящий способ.

Производители автомобилей рекомендуют разный интервал по времени между чистками в зависимости от состояния авто и режима его эксплуатации. В новом автомобиле впервые почистить испаритель кондиционера следует через два года эксплуатации, а потом через каждый год.

Если транспортное средство эксплуатируется в жарком и влажном климате с частым включением системы климатического контроля, то срок между обслуживанием кондиционера сокращается в два раза. В странах с холодным климатом чистка испарителя требуется реже. Появление неприятного «аромата» является признаком необходимости внепланового обслуживания кондиционера и удаления загрязнения с колониями микроорганизмов с его элементов.

Существует два основных способа это сделать: при помощи химических реактивов и механический. Первый способ довольно простой и применить его под силу любому автовладельцу. При втором варианте необходимо будет снять испаритель кондиционера, при этом будет нарушена герметичность фреоновой системы. Такая работа требует и знаний устройства автомобиля, и особых навыков работы с фреоном. Выполнять ее самостоятельно не рекомендуется, лучше обратиться к специалистам.

Выбор готового средства в магазине автохимии может занять много времени: каждый год появляются десятки новых наименований. Достаточно узнать у продавца, какое средство покупают чаще всего. Скорее всего, именно самые популярные химреактивы окажутся наиболее эффективными.

Читайте также:  Выбираем напольный кондиционер: принцип работы, ремонт

Аэрозольные препараты способны удалить незначительные загрязнения. Они отлично подойдут для первой очистки в новой машине. Пенные препараты способны справиться с сильным загрязнением.

Если ощущение прели и сырости уже давно ощущается в салоне автомобиля, стало быть, грязь сильно въелась в поверхность испарительного радиатора. В этом случае лучше выбрать пенное средство.

На каждом баллончике с аэрозольным составом указана инструкция по использованию. Порядок работ примерно одинаковый и состоит из следующих действий:

  • включение мотора автомобиля;
  • включение кондиционера и установка режима рециркуляции воздуха на максимальное значение мощности;
  • установка баллончика в районе печки со стороны переднего пассажирского сиденья и нажатие на клапан (именно там расположен воздухозаборник климатической установки);
  • после распыления указанного на этикетке объема аэрозоли закрытие окон, дверей и ожидание указанного в инструкции времени;
  • выключение кондиционера и тщательное проветривание салона.

Если неприятный запах не исчезнет после этих действий, тогда придется применить пенное средство или механическое удаление грязи. В комплект с баллоном пенного препарата входит длинная гибкая трубка. После снятия фильтра салона ее надевают на баллончик и продвигают в район испарителя. Затем заполняют пеной все воздуховоды испарительного радиатора и дренажную трубку. Выждав время, указанное в инструкции, заводят мотор и активируют климатическую систему, включая поочередно все ее режимы. Завершающий этап — это качественное проветривание салона автомобиля.

Есть несколько рецептов самостоятельного приготовления дезинфицирующего и очищающего состава. Считается, что чистка автокондиционера своими руками хлоргексидином, хлорамином Б, лизоформом 3000 более опасна как для здоровья, так и для пластиковых элементов салона. Специалисты не рекомендуют часто использовать самодельные растворы.

Препарат хлоргексидин в меньшей степени вредит пластиковым деталям автомобиля, поэтому его и используют чаще всего. Применяют готовый 0,05% раствор или разбавляют его с техническим спиртом в равной пропорции. Дезинфицирующий состав заливают в пульверизатор с длинным носиком и распыляют на все доступные части испарителя. Затем запускают двигатель, включают кондиционер и распыляют средство в воздухозаборник. После 10−15 минут выключают мотор и проветривают салон машины.

Испаритель кондиционера: назначение, устройство и характерные неисправности

1.3 Junior (105) AR 00530

Без кондиционера сложно представить себе современный автомобиль. Системы регулирования температуры и влажности воздуха в автомобильном салоне появились достаточно давно, однако за последние пятнадцать-двадцать лет они сильно ушли вперед. Так, например, сегодня транспорт все чаще оснащают двухзонным климат-контролем. Однако как бы подобные системы не менялись с течением времени, они всегда включают в себя несколько ключевых элементов. Одним из них является испаритель. В материале Avto.pro мы попытаемся разобраться с тем, как работает система кондиционирования, какое место в ней занимает испаритель, какие неисправности являются для него наиболее характерными, а также ответим на важный вопрос: испаритель какой фирмы стоит брать в качестве замены изношенного оригинала.

Как работает кондиционер в автомобиле

По факту, автомобильный кондиционер является чем-то вроде доработанного холодильника. Разница лишь в том, что холодильник выдувает холодный воздух внутрь себя и эффективно аккумулирует тепло, выбрасывая теплоту наружу. Кондиционер автомобиля делает практически тоже самое, однако охлажденный воздух он направляет в салон транспортного средства. К основным узлам кондиционера относят:

  1. Компрессор;
  2. Конденсатор;
  3. Испаритель;
  4. Специальный терморегулирующий вентиль;
  5. Вентиляторы.

Однако это лишь основные компоненты системы – в действительности деталей в кондиционере намного больше. Сейчас попробуем разобраться. Вот что происходит при включении кондиционера: после нажатия на соответствующую кнопку в работу включается электромагнитная муфта; прижимной диск примагничивается к шкиву; шкив начинает вращаться; в работу включается компрессор; компрессор сжимает газообразный фреон и направляет его в специальный радиатор; фреон, охладившись в радиаторе, продолжает движение по системе; попадает в ресивер-осушитель; проходит через терморегулирующий вентиль; попадает в испаритель ; вентилятор сдувает холод от испарителя в салон. Такая система кажется несколько мудреной если не понимать, для чего здесь вообще нужен хладагент.

Хладагент – вещество, которое движется по контурам холодильный систем, перенося теплоту. Сегодня в качестве хладагента обычно используют фреон. В обычном состоянии фреон немногим отличается от остальных газов. Однако стоит сжать его (это делает конденсатор), тем самым повысив давление и плотность газа, как фреон станет горячим. Следующий этап: охлаждение . В сравнении с атмосферным воздухом сжатый фреон довольно горяч, так что он может быть охлажден в специальном змеевике – здесь его температура станет комнатной. И теперь самое важное: снижение давления . Как только давление фреона начнет снижаться, снизится и его температура.

Как можно понять из представленной выше информации, суть работы холодильной системы сводится к изменению давления фреона в системе, его циркуляции и дальнейшему охлаждению. По факту, сначала система работает на производство теплоты, а потом на снижение давления хладагента, вследствие чего его температура резко снижается и производится холод. Довольно легко проследить всем известную логику – если где-то убыло, то где-то прибыло. В данном случае система выбрасывает ненужное тепло в атмосферу, производя при этом холод.

Подробнее о назначении испарителей

Испаритель является не чем иным, как радиатором, который охлаждает воздух. В точки зрения инженера это выглядит так: фреон в полужидком-полугазообразном состоянии переходит в газообразную форму за счет теплообмена, в котором источником теплоты выступает окружающая среда . В точки зрения рядового автолюбителя и любого другого человека, пользующегося кондиционером, это выглядит так: испаритель «забирает» теплоту из окружающего воздуха, тем самым охлаждая его. На эффективность его работы влияет следующее:

  • Эффективность работы компрессора;
  • Проходимость каналов;
  • Наличие систем реализации принудительной конвекции (вентиляторов);
  • Температура внешней и внутренней среды;
  • Теплопроводность стенок испарителя.

Если система кондиционирования воздуха полностью исправна, испаритель может охладить воздух в автомобильном салоне до 8°С. Далее при рассмотрении неисправностей испарителей мы обсудим проблему их загрязнения, а пока выдвинем один тезис: чем чище поверхность испарителя, тем эффективнее теплообмен , а значит, лучше охлаждение воздуха. В идеале фреон и атмосферный воздух должны разделяться всего одним слоем: металлической стенкой испарителя.

Конструкция испарителей

Грамотным автолюбителям важно помнить о двух вещах . Первая: конторы системы кондиционирования должны быть герметичными. В них не должна наблюдаться ни утечка фреона, ни попадание внутрь контура воздуха, воды и сторонних частиц. Последнее, впрочем, иногда наблюдается, но далеко не всегда вследствие негерметичности системы. Вторая: испаритель является теплообменником и, исходя из его названия, он служит для максимально эффективной передачи теплоты. Как раз последним обусловлено то, что сегодня автомобили могут оснащаться самыми разными испарителями. Вот два основных типа:

Запчасти на mazda 2

Запчасти на proton saloon

Для начала разберемся с пластинчатыми испарителями. Они состоят из множества пластин, между которыми располагаются каналы для циркуляции воздуха и фреона. Как несложно догадаться, эффективность такой конструкции обусловлено большой площадью контакта с атмосферным воздухом . Больше площадь – эффективнее теплообмен. Пластинчатые испарители делятся на три подтипа:

  • Многоконтурные. На пластинах таких испарителях имеется пара отдельных контура;
  • Одноходовые. В испарителе охлаждающая среда (воздух) движется вниз, тем временем как испаряющийся фреон движется вверх;
  • Многоходовые. Движение среды и фреона в таких испарителях могут многократно меняться.

Пластинчатые теплообменники чаще всего встречаются в мощных системах кондиционирования, тем временем как в более компактный системах испаритель является кожухотрубным. Он представляет собой пучок или спиральную ленту, состоящую из трубок внутри специального кожуха, камеры или патрубков. При выборе материала трубок руководствуются его теплопроводностью. В случае автомобильных испарителей это медь. Кожухотрубные испарители делятся на множество подтипов. Предлагаем ознакомиться со следующим изображением чтобы понять, какие варианты возможны:

Как видите, конструкция систем с кожухотрубными испарителями зависит еще и от используемого хладагента. Подобные решение являются результатом довольно сложных расчетов, в которые мы не будем углубляться. Автолюбителям достаточно знать, что если в системе кондиционирования есть именно такая, а не любая другая деталь, то в этой системе она служит для увеличения эффективности кондиционирования воздуха . Другая система может иметь иное техническое исполнения, но логика будет та же – эффективность превыше всего.

Неисправности испарителя кондиционера

Распознать неисправности испарителя зачастую не так уж сложно. Автолюбителям стоит обращать внимание на несколько вещей. Во-первых, на появившийся запах сырости в салоне. Во-вторых, на запотевание стекол внутри салона и на общее повышение влажности воздуха. В-третьих, на то, что что кондиционер перестал охлаждать воздух до низких температур – при максимальной нагрузке он может охладить салонный воздух до 8-12°С. В случае последнего автолюбитель может и не узнать, что испаритель работает ненормально, т.к. кондиционер обычно не включают в режим максимального охлаждения. Причин, по которым испаритель может выйти из строя, много:

  • Коррозия;
  • Переизбыток или, напротив, недостаток хладагента в системе;
  • Разгерметизация системы и попадание в нее масла, воды или иных инородных жидкостей и тел;
  • Механические повреждение трубопроводов;
  • Загрязнение ламелей;
  • Непроходимость дренажного канала;
  • Повреждение самого испарителя.

Практика успела показать, что испаритель перестает нормально справляться со своими задачами при сильном загрязнении поверхности. Этот вопрос мы еще рассмотрим. Но как быть, если испаритель чист? Здесь есть один верный вариант: обратиться за диагностикой на СТО. Специалисты убедятся в том, что система герметична и работает на охлаждение воздуха до нормальной температуры. Кроме того, они проведут тщательный визуальный осмотр, а также проверят, не засорен ли контур системы кондиционирования воздуха. В случае сильном загрязненности внутренних узлов и трубопроводов система будет очищена и в нее зальют новый хладагент.

Очистка испарителя

Правильно выполненная процедура очистки вполне может решить ряд проблем, связанных с системой кондиционирования воздуха. Во-первых , это поможет убрать неприятный запах в салоне. Во-вторых , обезопасит водителя и его пассажиров от проблем со здоровьем, которые могут возникнуть вследствие попадания в дыхательные пути инородных частиц и вредных микроорганизмов. В-третьих , чистка предупреждает быстрый износ испарителя и улучшает эффективность его работы.

К проведению очистных работ нужно хорошо подготовиться. Окна автомобиля должны быть опущены, вентиляция включена, а сам испаритель должен быть сухим. Также автолюбителю понадобится специальная химия, инструменты и средства индивидуальной защиты – очки, перчатки, опционально даже респиратор. Методов чистки довольно много. Обычно их делят на две категории:

  • Химический с использованием специальных средств дезинфекции и очистки;
  • Механический, предусматривающий откачку фреона и демонтаж некоторых элементов системы кондиционирования.

Мы советуем начинать именно с химической чистки. Для нее вам понадобятся антибактериальные и антигрибковые средства, а также пенные очистители и шланг. Существует и альтернативная химия для очистных работ. Чаще всего автолюбители берут одно или несколько средств из такого перечня : пена для чистки кондиционеров, Liqui Moly Klima-Anlagen-Reiniger, Лизоформин 3000, CRC Airco Cleaner, Хлогенсидин, Хлорамин Б. Также используют мыльный раствор, хотя специализированная химия подходит лучше. Вот один из вариантов чистки испарителя:

  1. Снять фильтр салона (при необходимости его нужно заменить);
  2. Подсоединив трубку к баллончику с пенным составом, заполнить пеной воздуховоды испарителя;
  3. Продуть дренажное отверстие;
  4. Выждать некоторое время (указано в инструкции);
  5. Включить кондиционер и дать ему поработать в районе 10 минут в каждом из режимов;
  6. Проветрить салон автомобиля.
Читайте также:  Выбираем сплит кондиционер перед покупкой

Предварительно испаритель и смежные с ним элементы можно очистить при помощи пылесоса с узкой насадкой, после чего обработать антибактериальным средством. Стоит отметить, что на очистных средствах не стоит экономить – обрабатывайте ими испаритель до тех пор, пока с него не начнет капать. Остатки средств можно снять с поверхности испарителя, но предельно аккуратно – ламели довольно хрупкие и легко деформируются.

Если обычная химическая чистка вам не помогла, то имеет смысл приступить к механической чистке . Сразу отметим, что при механической чистке довольно легко деформировать испаритель. По этой причине такой вариант чистки лучше доверять мастеру, но если автолюбитель решил сделать все самостоятельно, то ему нужно следовать такому алгоритму:

  1. Снять приборную панель и получить доступ к печке;
  2. Откачать фреон;
  3. Отсоединить патрубки и датчики, отсоединить крепежи, после чего извлечь теплообменник;
  4. Сбрызнуть его мыльным раствором, немного подождать, после чего провести очистку;
  5. Сбрызнуть испаритель водой;
  6. Продуть испаритель и, опционально, повторить очистку мыльным раствором;
  7. Просушить теплообменник и установить на место.

Механическая чистка дает лучший результат, нежели химическая. За счет возможности обработать спецсредствами или мыльной водой практически всю площадь теплообменника выше шанс того, что неприятные запахи в салоне пропадут. Такой вариант гарантируют полную дезинфекцию. Для борьба с грибком можно использовать специальную химию от известных производителей, как-то Liqui Moly . Не забывайте, что в процессе механической чистки имеет смысл заменить не только хладагент, но и уплотнительные шайбы и патрубки.

Выбор нового испарителя кондиционера

Подобрать новый испаритель не так уж сложно. Во многом благодаря независимым интернет-магазинам у автолюбителей появилась возможность вести поиск нужных запчастей в сети, не выходя из дома и даже не сверяясь с оригинальными каталогами – магазины используют продвинутые кросс-базы и гарантируют, что запчасть подойдет к вашему авто. Но это касается только крупных интернет-магазинов с хорошей репутацией. Вести поиск можно по:

  • Параметрам транспорта;
  • VIN-коду;
  • Коду имеющегося испарителя.

Мы рекомендуем искать испаритель по параметрам автомобиля, так как в большинстве случаев у автолюбителей нет кода искомой запчасти, а поиск по VIN-коду поддерживает все меньшее число интернет-магазинов. Поиск по параметрам авто дает надежный результат, если автолюбитель не ошибся при указании этих параметров и, на всякий случай, проверил коды найденных запчастей в других магазинах или даже тематических порталах. Но как быть, если автолюбитель ищет неоригинальный испаритель? Ему нужно не только уточнить совместимость запчасти со своим авто, но и разбираться в фирмах-производителях. Практика успела показать, что наиболее качественные неоригинальные испарители могут быть найдены под именами таких брендов:

Продукция вышеуказанных фирм практически не уступает в качестве исполнения оригиналам, однако выгодно отличается от них более демократичный ценой. Впрочем, отметим, что даже такие неоригинальные нельзя назвать дешевыми – средний ценник стартует с 80$ и иногда достигает 200$ (зависит от модели). Также автолюбители могут обратить внимание на испарители Cargo (Дания) и Polcar (Польша). По своему эксплуатационному ресурсу они проигрывают аналогам от производителей из списка выше , но это все равно достойная замену дорогому оригиналу.

Вывод

Испаритель – важный элемент системы кондиционирования воздуха автомобиля. Вопреки популярному мнению, испаритель нуждается в обслуживании. Его желательно чистить раз в год, а в отдельных случаях и чаще – если водитель часто включает кондиционер. Испарители служат довольно долго, однако и они периодически выходят из строя. Новая запчасть от известных производителей стоит немало, однако ее цена полностью оправдана. Покупая пусть и недешевый, но качественный аналог, автолюбитель избавит себя от проблем с автомобильным кондиционером на долгое время.

labavto.com

Никто не поспорит с тем, что при управлении автомобилем в жару система кондиционирования играет важную роль в обеспечении комфорта для автовладельца. В частности, в этой статье мы поговорим о таком элементе системы, как испаритель кондиционера автомобиля. Что представляет собой это устройство и как произвести его очистку при необходимости, вы сможете узнать в этой статье.

Что такое испаритель?

Для начала давайте разберемся, что представляет собой этот узел и где он находится. Устройство испарителя кондиционера является одним из основных компонентов системы. Этот узел использует внутри данной системы расходный материал — газ фреон — и позволяет обеспечить температуру в районе 0-5 градусов. Принцип функционирования испарительного компонента устроен так, что воздушный поток при нагнетании компрессорного устройства проходит через систему. В конечном итоге этот воздух охлаждается до 6-12 градусов, что позволяет обеспечить более комфортное вождение.

Дезинфекция испарительного элемента

Когда воздушный поток в системе охлаждается, непосредственно в испарительном устройстве осуществляется конденсация. Впоследствии конденсат стекает на так называемые ребра решетки этого устройства в специальный поддон, а уже из поддона он уходит в окружающую среду. Когда воздушный поток попадает в саму систему, вместе с ним в нее поступает и грязь с пылью из окружающей среды. Поначалу эта пыль, осевшая в системе, никак не тревожит водителя, но она может найтись и обязательно найдется тогда, когда при работе кондиционера в автомобиле начнет появляться неприятный запах. Появление запаха является первым симптомом того, что находящийся в системе кондиционирования испаритель забился пылью.

Есть еще один вариант узнать, должна ли в своем автомобиле производиться очистка испарителя — для этого можно произвести замер объема конденсата. По факту, когда испарительный узел работает в нормальном режиме, за 60 минут функционирования агрегат должен выдавать не менее одного и не более полутора литров конденсата. Попробуйте подставить емкость (ведро, тазик или обрезанную бутылку) под соответствующее отверстие под днище авто, через которое выходит конденсат.

Не обязательно ждать целый час, можно подождать 10-15 минут и посмотреть, сколько влаги собралось в емкости. Путем нехитрых математических вычислений можно понять, что за 15 минут должно накапать около 250 мл, не меньше, в противном случае потребуется произвести очистку устройства (автор видео — Octavia-А5).

Инструкция по чистке

Как осуществить прочистку автокондиционера своими руками и какое средство для чистки лучше использовать? Подробную инструкцию по этому процессу вы найдете ниже, но перед тем, как заняться выполнением этой задачи самостоятельно, нужно подготовиться.

Подготовительный этап

Автомобильный кондиционер сегодня можно прочистить практически на любом СТО, но и своими руками это сделать вполне возможно, ничего трудного в этом нет. Эта процедура не вызовет больших трудовых и временных затрат, но если вы занимаетесь прочисткой впервые, то как минимум, вам нужно быть терпеливым.

Для того, чтобы осуществить промывку системы, понадобится стандартный набор инструментов — гаечный ключи, отвертки — в зависимости от конструктивных особенностей вашего транспортного средства. Также заранее приготовьте специальный очиститель для кондеров, такое средство можно приобрести в любом тематическом магазине. Сразу же отметим — на очистительном средстве экономить не нужно, поскольку чистота системы кондиционирования напрямую влияет на здоровье водителя, поэтому лучше приобрести анти-грибковый очиститель.

Перед тем, как почистить испарительное устройство, рекомендуем просушить его от конденсата, который скопился на нем. Чтобы сделать это, заведите двигатель и включите кондер на максимум, при этом воздух должен быть горячим. Включив систему, необходимо перекрыть подачу воздушного потока извне и активировать функцию круговой циркуляции в салоне, также не забудьте открыть окна в машине. На максимальной мощности система кондиционирования должна проработать не менее 10 минут, а лучше — 20.

Очищение испарительного устройства

Что касается непосредственно процедуры очистки, то она может производиться как с демонтажем испарительного устройства, так и без этого. Если вы решите снимать испаритель, то учтите, что мы крайне не рекомендуем этого делать, если вы ни разу не сталкивались с подобной задачей. Место расположения устройства зависит от модели транспортного средства, но обычно он располагается рядом с вентилятором самой печки. Последний расположен за вещевым ящиком, напротив переднего пассажирского сиденья. Так или иначе, вам в любом случае нужно до него добраться, сделать это можно путем демонтажа вещевого ящика. Если имеется шумоизоляция, то ее также нужно снять, после этого можно приступать к промывке.

Непосредственно чистка химией

Перед тем, как начать очистку, демонтируйте фильтр салона — если его состояние плачевное, вероятнее всего, завершился ресурс эксплуатации и его нужно заменить, в противном случае пользы от него будет мало. Место расположения салонного фильтра зависит от конструктивных особенностей автомобиля, но обычно он находится в нише под лобовым стеклом напротив пассажирского сиденья. Откройте капот, и извлеките фильтрующий элемент, он может быть скрыт защитой, учтите это.

Помните о том, что в среднем замена фильтра должна производиться каждые 10 тысяч км пробега, однако данный показатель может быть увеличен в зависимости от машины и самого фильтра. Ведь можно приобрести более надежный фильтрующий элемент, срок службы которого будет выше, подробная информация о фильтрах и их замене приведена в этой статье . Полезные рекомендации касательно прочистки системы кондиционирования приведены на видео ниже (автор видео — канал pavel5589).

Итак, после снятия фильтра возьмите баллончик с чистящим средством, который вы приобрели, и встряхните его несколько раз. В комплекте к баллону должен идти удлинитель — вам необходимо взять его и подключить к выпускному клапану системы.

Сделав это, можно приступить к выполнению задачи, основные нюансы приведены ниже:

  1. Сама процедура очистки с помощью чистящего средства заключается в распрыскивании жидкости между так называемыми ребрами испарительного элемента. Причем желательно попасть во все щели.
  2. Процесс промывки производится в несколько шагов, перерыв между ними должен составлять от 20 минут до получаса.
  3. При первом распрыскивании очистительного средства жидкостью необходимо смочить всю грязь и пыль, а во время второго этапа необходимо выдуть то, что не отпало само.
  4. Для того, чтобы использование очистительного средства было наиболее эффективным, к процедуре сборки центральной консоли и установке бардачка советуем приступать не раньше, чем спустя 50-60 минут. Такого промежутка времени хватит для полного высыхания системы, за час все химические элементы очистителя испарятся.
  5. Когда процедура будет завершена, рекомендуем также произвести прочистку воздушных каналов.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Видео «Наглядная инструкция по очистке испарительного устройства»

Наглядно ознакомиться с процедурой очистки испарительного устройства вы сможете из видео, представленного ниже (автор ролика — канал GabrialBrothers).

Ссылка на основную публикацию