Что такое фреон R-134А: состав, свойства и таблица технических характеристик

Хладагент R134a: описание и свойства

Хладагент R134a – это бесцветный газ.
Химическое название R134a – ТетраФторЭтан.
R134a – альтернатива хладагенту R12.

Общее описание R134a

R134a является долгосрочной альтернативой хладагенту R12. R134a был введен как первый заменяющий хладагент, а сегодня его можно назвать отвечающим высокому уровню техники. По своим физическим и холодотехническим средствам полностью соответствует R12. Объемная холодопроизводительность R134a до температур испарения примерно ниже –25°C равна или выше чем у R12 (теоретически только до – 5°C), показатель холодопроизводительности до температур испарения около –20°C сравнима или лучше (теоретически – практически одинакова).

Физические свойства R134a

ПараметрЕдиница
измерения
Значение
При -15°С
(насыщ.жидк.)
При 25°С
(насыщ.жидк.)
При 25°С
(насыщ.пар)
Химическая формулаCH2FCF3
Молярная массакг/кмоль102.031
Температура плавления°С-101
Температура кипения при атм. давлении (101кПа)°С-26.5
Критическая температура°С101.5
Критическое давлениеМПа4.06
Критическая плотностькг/м 3538.5
ВязкостьмПа·с0.3320.1970.012
ТеплопроводностьВт/(м·К)0.1010.0840.014
Средняя уд.теплоемкостькДж/(кг·К)1.4251.011
Отношение cp/cv1.23
Плотностькг/м 3120632.35
Энтальпия испарениякДж/кг177.5

Границы взравоопасности в воздухе при 25°С и атмосферном давлении (101кПа): отсутствуют.

Применение R134a

R134a используется как хладагент, пропеллент и вспениватель для получения пенопластов.

В холодильной технике R134a может заменить R12 практически при всех случаях, в бытовых холодильных аппаратах, автомобильных кондиционерах, тепловых насосах, турбоагрегатах холодной воды для кондиционирования помещений, при транспортном охлаждении и производственном охлаждении. Холодильная промышленность создала технические предпосылки для применения. Холодильные машины, конструктивные элементы установок, компоненты предлагаются на широкой основе. Далее возможна переналадка существующих холодильных установок с R12 в особенности новых установок и установок с полугерметичными или открытыми компрессорами, однако только после переделки установки.

Анализ зарубежных публикаций и результаты исследований отечественных специалистов свидетельствуют о том, что замена R12 на R134a, имеющий высокий потенциал глобального потепления GWP, в холодильных компрессорах сопряжена с решением ряда технических задач, основные из которых:

  • улучшение объемных и энергетических характеристик герметичных компрессоров;
  • увеличение химической стойкости эмаль-проводов электродвигателя герметичного компрессора;
  • повышение влагопоглощающей способности фильтров-осушителей из-за высокой гигроскопичности системы R134a – синтетическое масло.

Все это должно привести к значительному увеличению стоимости холодильного оборудования. Вместе с тем в водоохладительных установках с винтовыми и центробежными компрессорами применение R134a имеет определенные перспективы.

Экологические характеристики и пожароопасность R134a

ODP=0; HGWP=0.28; GWP=1300. Класс опасности 4. При соприкосновении с пламенем и горячими поверхностями разлагается с образованием высокотоксичных продуктов. Трудногорючий газ. Концентрационные пределы распространения пламени в воздухе отсутствуют.

R134a токсикологически безопасен. На основе исследований PAFT комиссией по ПДК был установлен показатель ПДК в 1000 объмн.-ppm.

Термическая стабильность R134a

Термически и химически R134a стабилен.

Транспортировка и хранение R134a

Заливают в железнодорожные цистерны, а также в баллоны, вместимостью от 32 до 120 дм3, в контейнеры и другие сосуды, рассчитанные на давление 2МПа. Коэффициент заполнения 1.0 кг продукта на 1 дм3 вместимости сосуда. Перевозят любым видом транспорта. Хранят в складских помещениях, обеспечивающих защиту от солнечных лучей.

Взаимодействие R134a с другими материалами

Переносимость металлов сравнима с R12. Все обычно применяемые в холодильном машиностроении металлы и сплавы металлов заменимы. Только от цинка, магния, свинца и сплавов алюминия с содержанием магния более 2 % массы необходимо отказаться. Даже попытки хранения с влажным R134a показали хорошую гидролизную устойчивость на металлах, таких как ферритовая сталь, V2A, медь, латунь или алюминий.

Лишь незначительное набухание появляется при воздействии R134a на следующие пластмассы или эластомеры: полиэтилен (PE), полипропилен (PP), поливинилхлорид (PVC), полиамид (PA), поликарбонат (PC), эпоксидная смола, политетрафторэтилен (PTFE), полиацетал (POM), хлорпренкаучук (CR), акрилнитрил-бутадиенкаучук (NBR) и гидрированный акрилнитрил-бутадиенкаучук (HNBR). Необходимо также учитывать возможное влияние смазочного вещества. При отсутствии минерального масла в холодильном цикле могут применяться также типы этилен-пропилен-диен-каучука (EPDM). Типы фторкаучука для R134a не рекомендуются. Гибкие шланговые соединения должны иметь ядро из полиамида.

R134a совместим с рядом уплотняющих материалов, в частости с прокладками, сделанными из таких материалов, как “Буна-Н”, “Хайпалон 48”, “Неопрен”, “Нордел”, а также со шлангами, футурованными нейлоном.

Как показал анализ, проведенный фирмой “Du Pont”, изменение массы и линейное набухание таких материалов, применяемых в отечественном холодильном оборудовании, как фенопластовые и полиамидные колодки, текстолит, паронит и полиэтилентерефталатовые пленки, при старении в смеси SUVA R134a с полиэфирным маслом “Castrol SW100” при 100°С в течение 2 недель были незначительными.

В качестве материала для сушителя при замене R134a необходимо применять молекулярные сита с диаметром пор 3 ангстрема.

Масла для R134a

Для работы с хладагентом R134a рекомендуются только полиэфирные холодильные масла, которые, однако, характеризуются повышенной гигроскопичностью. В автомобильных кондиционерах – масло PAG.

Описание и состав фреонов

О создании и названии фреонов (хладонов)

Впервые фреон был выделен и синтезирован в 1928 году. Сделать это удалось американскому химику корпорации «Дженерал МоторсТомасу Мидглей младшему (Thomas Midgley, Jr. 1889—1944 гг.). В своей лаборатории он получил химическое соединение, получившее впоследствии название «Фреон». Через некоторое время «Химическая Кинетическая Компания» («Kinetic Chemical Company»), которая занималась промышленным производством нового газа – фреона-12, ввела обозначение хладагента буквой R (Refrigerant — охладитель, хладагент). Именно такое наименование получило широкое распространение и со временем полное название хладагентов стало записываться в составном варианте — торговая марка производителя и общепринятое обозначение хладагента.

Так что из себя представляют фреоны?

Фрео́н —это газ или жидкость (в зависимости от параметров окружающей среды) без цвета и явного запаха. Фреон химически инертен, не горит на воздухе, в обычной бытовой обстановке взрывобезопасен и совершенно безвреден для человека. Кроме холодильных машин и установок (холодильников), фреон используют как выталкивающую основу в газовых баллончиках, для изготовления аэрозолей в парфюмерии, при тушении пожаров и в качестве вспенивающего вещества (агента) в производстве полиуретана (теплоизоляции, поролона и т.п.).

Химически – фреоны это галогеноалканы, фторсодержащие производные насыщенных углеводородов (главным образом метана и этана), используемые как хладагенты в холодильных машинах (например, в кондиционерах). В химическом отношении фреоны очень инертны. Фреон не только не способен воспламениться на воздухе, он даже при контакте с открытым пламенем не взрывается. Однако, если нагреть фреон выше 250°С, образуются очень ядовитые продукты.

Известно более 40 различных фреонов; большинство из них выпускается промышленностью.

Вред фреона и его влияние на озоновый слой

Хладагенты, которые используются в бытовой технике, являются негорючими и безвредными для людей.

Фреоны R-12, R-22 чаще всего используется в промышленности. Хладон-22 относится к веществам 4-го класса опасности, по шкале «вредности». При значительной концентрации эти фреоны вызывают у человека сонливость, спутанность сознания, слабость переходящую в возбуждение. Может вызвать обморожение при попадании на кожу в жидкой фазе.

Новые фреоны (R134A, R-404, R407C, R507C, R410A и др.) безопасны для человека и окружающей среды, поэтому все ведущие производители климатической техники используют именно эти марки фреона.

Причиной уменьшения озона в стратосфере и образование озоновых дыр является производство и применение хлор- и бромсодержащих фреонов. Попадая после использования в атмосферу, они разлагаются под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца. Высвободившиеся компоненты активно взаимодействуют с озоном в так называемом галогеновом цикле распада атмосферного озона.

В связи с пагубным влиянием озоноразрушающего фреона R22, его использование в США и в Европе год от года сокращается, где с 2010 года официально запрещено применять этот фреон. В России также запрещен импорт холодильного оборудования, в том числе кондиционеров промышленного и полу-промышленного класса. На замену фреону R22 должен прийти фреон R410A, а также R407C.

Подписание и ратификация странами ООН Монреальского протокола привело к уменьшению производства озоноразрушающих фреонов и способствует восстановлению озонового слоя Земли.

Для измерения «вредности» фреонов была введена шкала, в которой за единицу был принят озоноразрушающий потенциал фреона R-13, на котором работает большинство старых холодильников. Потенциал фреона R-22 равен 0.05, а новых озонобезопасных фреонов R-407C и R-410A — нулю. Поэтому к настоящему времени большинство производителей, ориентированных на европейский рынок были вынуждены перейти на выпуск кондиционеров, использующих озонобезопасные фреоны 407C и R-410A. Для потребителей такой переход означал повышение как стоимости оборудования, так и расценок на монтажные и сервисные работы. Это было вызвано тем, что новые фреоны по своим свойствам отличаются от привычного R-22. Новые фреоны имеют более высокое давление конденсации — до 26 атмосфер, вместо 16 атмосфер у фреона R-22. Таким образом, все элементы холодильного контура кондиционера должны быть более прочными, а значит и более дорогими.

Озонобезопасные фреоны не являются однородными, то есть они состоят из смеси нескольких простых фреонов. Например, R-407C состоит из трех компонентов — R-32, R-134a и R-125. Это приводит к тому, что даже при незначительной утечке из фреона сначала испаряются более легкие компоненты, изменяя его состав и физических свойства. После этого приходится сливать весь ставший некондиционным фреон и заново заправлять кондиционер. В этом отношении фреон R-410A является более предпочтительным, поскольку он является условно изотропным, то есть все его компоненты испаряются примерно с одинаковой скоростью и при незначительной утечке кондиционер можно просто дозаправить.

Применение фреона

Применяют фреон в качестве хладагента благодаря его физическим свойствам — при испарении он поглощает тепло, а затем выделяет его при конденсации. Принцип работы следующий: в холодильном оборудовании фреон в газообразном состоянии при помощи компрессора извлекается (высасывается) из испарителя, сжимается в механически уменьшаемом объёме (в поршневом компрессоре в цилиндре – поршнем), с одновременным нагревом и транспортируется в конденсатор. Там фреон остывает до температуры воздуха окружающей его среды и переходит в жидкое состояние. Жидкий фреон через дросселирующее устройство (капиллярную трубку или Терморегулирующий Вентиль – ТРВ) перетекает в испаритель, расширяется за счет низкого давления после дросселирующего устройства, и вновь переходит в газообразное состояние. Процесс расширения сопровождается поглощением большого количества тепла, вследствие чего стенки испарителя (ёмкости в которой кипит и испаряется фреон) охлаждаются, понижая температуру воздуха внутри охлаждаемого объема.

Цикл повторяется до тех пор, пока температура стенок испарителя не опустится до значения, заданного терморегулятором, после чего терморегулятор размыкает электрическую цепь компрессора и он прекращает работу. Через некоторое время, под воздействием различных факторов, воздух в холодильной камере нагревается, и терморегулятор снова включает компрессор. Применяется фреон, как хладоноситель в любом холодильном оборудовании и кондиционерах с 1931 года (до этого использовался вредный для здоровья аммиак). Так же благодаря его термодинамическим свойствам, хладагент применяется в парфюмерии и медицине для создания аэрозолей. Широко используют фреон при тушении пожара на опасных объектах.

Приобрести фреон в Самаре быстро и недорого можно обратившись к нам. Все самые распространенные типы фреонов в большом количестве имеются на нашем складе.

Фреон R-134A: описание, характеристики, цены

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Цена на фреон R-134А
  • Что такое фреон R-134А
  • Где применяется фреон R-134А
  • Какие преимущества имеет фреон R-134А
  • Какие особенности имеет фреон R-134А
  • Фреон R-134А: характеристики
  • Кто производит фреон R-134А
  • Фреон R-134А и R-12: какой хладагент выбрать
  • Как хранить и транспортировать фреон R-134А
  • Как фреон R-134А взаимодействует с другими материалами
  • С каким маслом лучше использовать фреон R-134А

Фреон R-134А — один из многих хладагентов, которые используются в холодильном и климатическом оборудовании. Сегодня разберёмся, какие преимущества даёт этот хладон и где он используется.

Читайте также:  Мультисплит-система на 2 или 3 комнаты с одним наружным блоком

Цена на фреон R-134А

Купить фреон R-134А (в баллоне 11,3 кг) вы можете в нашей компании. Уточняйте наличие у менеджеров по телефону:

+ 7 (4912) 25-15-85 или отправьте заявку нам на почту info@formulaklimata.ru

Цена от 5 шт — 6 700 руб.

Цена от 20 шт — 6 500 руб.

Что такое фреон R-134А

Для начала напомним, что такое фреоны вообще. Это вещества, которые при низком давлении закипают, а при высоком конденсируются. Благодаря этому их успешно применяют для создания холодильного оборудования. Отсюда и возникло второе название фреонов — хладон (либо хладагент).

На сегодняшний день существует немало фреонов, которые отличаются друг от друга по определённым характеристикам, например, наличию различных элементов, критическим температурам, степени воздействия на озоновый слой и т.д.

В связи с этим есть немало фреонов, которые способны нанести вред окружающей среде. Есть и вещества, которые считаются безвредными. В число фреонов входят:

  • хлорфторуглеводороды;
  • бромфторуглероды;
  • фторуглероды.
  • хлорфторуглероды (фреон r12, фреон r113 и другие);
  • фторуглеводороды (фреон r134 и так далее).

Фреон R-134А отличается от многих других хладонов тем, что он не содержит хлора. Причём он один из старейших фреонов, обладающих подобным качеством, а оно важно, потому что за счёт этого R-134А безвреден для здоровья. Он не содержит токсинов и не воспламеняется, сколь бы высока ни была температура. Это всё, безусловно, важнейшие качества для фреонов.

Применяется фреон R-134А довольно широко. Его можно обнаружить и в промышленном оборудовании, и в бытовых кондиционерах. Кроме того, фреон R-134А занял одну нишу, которая доступна немногим хладонам, — стал веществом, которое заправляют в автомобильные кондиционеры.

Фреон 134А присутствует даже в тех холодильных системах, в которых официально используются другие хладоны. Это происходит, потому что его включают в состав многих хладагентов, чему причина — его экологичность и его потрясающая устойчивость к любым температурам.

Химическое наименование фреона R-134А — тетрафторэтан.

На сегодняшний день фреон R-134А активно используется для замены R12 — хладона, от которого отказались в ряде государств. Например, он запрещён к ввозу в Россию.

Следует отметить, что в России создан аналог фреона R-134А. Он носит название R-600A и имеет различные марки. Не смотря на то, что оба хладагента обладают схожими характеристиками, их смешивание запрещено и может привести к непредсказуемым последствиям. Отечественные производители, разумеется, позиционируют свой продукт, как более подходящий для российских компрессоров.

Где применяется фреон R-134А

Хладон R-134A может использоваться различными способами:

в качестве хладагента:

  • в холодильных системах, которые имеют объёмные и центробежные компрессоры;
  • в холодильных системах, которые имеют средние температуры испарения;
  • в бытовых холодильных устройствах (причём, фреон 134А всё набирает популярность);
  • в витринах, магазинных холодильниках, коммерческих холодильных установках;
  • в оборудовании с плюсовой температурой

Другими словами, спектр применения фреона R-134А необычайно широк. Можно заметить, что он используется в основном для среднего и малого оборудования. Популярности фреона R-134А, разумеется, способствует его негорючесть и экологичность.

в системах кондиционирования воздуха в транспорте как:

  • фреон для рефрижераторов;
  • хладагент для холодильных контейнеров;
  • заправочное вещество для автомобильных кондиционеров.

в химическом производстве как:

  • пропеллент;
  • компонент смесевых фреонов (фреон R404A, фреон R407C, фреон R507 и другие);
  • порообразователь при производстве пенопластов.

Какие преимущества имеет фреон R-134А

Теперь рассмотрим подробнее, какие же преимущества даёт нам фреон R-134:

  • Фреон R-134А имеет GWP (потенциал глобального потепления), равный 1300. Для сравнения, у фреона R2 этот показатель равняется 8500.
  • Фреон R-134А условно не токсичен, он намного безопаснее большинства фреонов. Но мы говорим «условно», потому что химия — это наука, которая способна заставить любое вещество, проявлять несвойственные ей качества. При определённых факторах даже фреон R-134А способен выделить ядовитые вещества. Другой вопрос в том, что добиться таких условий довольно сложно.
  • Нет такой температуры, при которой бы фреон R-134А воспламенился. Это делает безопасным использование его в любых условиях. Нет необходимости производить дополнительную деятельность по созданию каких-то исключительных условий безопасности при работе с фреоном R-134А.
  • Фреон R-134А обладает постоянством рабочих характеристик. За счёт такой стабильности он очень удобен в обращении.
  • У фреона R-134А отличные термодинамические показатели.
  • Потенциал разрушения озонного слоя фреоном R-134А равен нулю.
  • Фреон R-134А лёгок в обращении: его просто заправить, не прибегая к каким-либо сложным дополнительным манипуляциям.

Какие особенности имеет фреон R-134А

Как уже отмечалось выше, фреон R-134А производится без хлора. И это способствует его главной особенности — экологичности, что не так часто встречается среди хладонов.

Нетоксичность, обсуждению которой мы тоже успели уделить время, является ещё одним значимым преимуществом данного фреона. Но тут есть одна особенность, и мы должны о ней сказать. Если в систему попадает воздух, то сжатие может стать причиной возникновения горючих веществ. Так что фреон R-134А при всех своих достоинствах требует бережного обращения.

Если вы используете фреон R-134А на среднетемпературных агрегатах, то его свойства будут примерно сопоставимы с R12, что особенно важно в России, где данный хладон запрещён.

Фреон R-134А не во всём способен заменить хладон R12. Некоторое оборудование способно работать при t кипения от -15 С° и выше. В таких случаях фреон R-134А имеет хладопроизводительность на 6% меньше, чем хладон R12. Это надо учитывать. Тем не менее, такая ситуация не является неразрешимой проблемой. Например, мы можем использовать компрессор, который имеет увеличенный часовой объём.

То есть, если мы учитываем особенности фреона R-134А и способны грамотно их обыграть, у нас не возникнет сложностей при работе. А качества данного хладагента, такие как экологичность и термоустойчивость дают нам ряд неоспоримых преимуществ не только перед R12, но и перед многими другими хладонами.

Фреон R-134А: характеристики

Как и всякий хладон, фреон R-134А не имеет цвета и запаха. В нём отсутствует не только хлор, но и бром. При бережном обращении он абсолютно безопасен, а при грамотном использовании достигает показателей, сопоставимых с другими широко востребованными фреонами.

Тем не менее, это не значит, что нам не стоит пренебрегать правилами безопасности, которые требуется соблюдать при работе с опасными веществами. Герметичность, правильное хранение и транспортировка — всё это необходимые условия вашей безопасности. Кроме того, не стоит смешивать фреон 134А с любыми другими хладонами.

  • изобутан (фреон R-600а) — 3,4%;
  • пентафторэтан (фреон R-125) — 46,6%;
  • тетрафторэтан (фреон R-134а) — 50%.

Свойства и характеристики:

  • Формула: СFН2-CF3.
  • Группа опасности: А1, то есть вещества слаботоксчиные, либо вовсе не токсичные (А).
  • Температура кипения: -40,8 C.
  • Температура плавления: 0С -146 C.
  • Единица означает, что при давлении 101300 Па и 18 градусов фреон не будет распространять пламя.
  • Молекулярная масса: 86,5.
  • Плотность насыщенной жидкости: (250 С) 1.173 г/см3.
  • Давление паров: 250 С 1,04 МПА.
  • Растворимость в воде (250 С): 0,30%.
  • Критическое давление: 4,98 МПА.
  • Критическая температура для фреона 134А: 96 C.
  • Критическая плотность 1,221 г/см3.
  • При нагреве фреона 134А он разлагается и выделяет отравляющие соединения, например, фторводород.
  • Если жидкий фреон 134А попадёт на кожу, вероятно обморожение.

По окружающей среде фреон 134А имеет следующие характеристики:

  • Тип: СFC.
  • Потенциал глобального потепления: 8500.
  • Озоноразрушающий потенциал: 0,9.
  • ПДК м.р.: 100 мг/м3.
  • Класс опасности: 4
  • ПДКсс 10: мг/м3
  • ПДК р.з.: 3000 мг/м3.

Кто производит фреон R-134А

  • «FORANЕ» (Испания).
  • «Arkema» (Франция).
  • «Du Pont» (США).
  • Имеется ряд популярных китайских производителей фреона 134А.

Фреон R-134А и R-12: какой хладагент выбрать

Маловероятно, что такой вопрос встанет перед жителем России, но если у вас есть возможность выбирать между фреоном R-134А и R12, то данный раздел вам пригодится. Давайте сравним оба вещества:

  • Если температура кипения холодильного агрегата опускается ниже -15 градусов, то фреон R-134А значительно теряет в производительности. Как этого избежать, мы уже описывали выше.
  • Если вы используете среднетемпературный холодильный агрегат, то холодильный коэффициент фреона R-134А не только достигнет R12, но и превзойдёт его.
  • Если вы используете холодильную установку с высокими температурами (от 0 до 10 по Цельсию), то холодопроизовдительность фреона R-134А становится на 6% выше, у фреона R

Таким образом, фреон 134А уступает хладону R12 только на низких температурах, да и то является не значительной трудностью: с нею легко справиться. Таким образом, можно без опаски заменить R12 на R-134А практически на любом оборудовании, будь то кондиционер в помещении или автомобили, холодильный агрегат, тепловой насос, либо что-то ещё. Вполне возможно, что на практике придётся переоборудовать некоторые машины под использование фреона R-134А, но это не столь сложно реализовать. На сегодняшний день все компоненты находятся в широком доступе. Как говорится, было бы желание.

Но мы не будем ограничиваться абстрактным утверждением, а воспользуемся опытом отечественных и иностранных исследователей, который позволит нам конкретизировать те шаги, которые нужно будет совершить, чтобы заменить R12 на фреон R-134А:

  • Улучить энергетические и объёмные характеристики герметичных компрессоров.
  • Увеличить способность фильтров-осушителей к влагопоглощению.
  • Повысить химическую стойкость эмаль-проводов, имеющихся на электрическом двигателе герметичного компрессора.
  • увеличение химической стойкости эмаль-проводов электродвигателя герметичного компрессора.

Разумеется, все эти мероприятия будут сопряжены со значительными расходами. Оборудование обойдётся намного дороже, чем в случае R12. Но использование фреона R-134А даёт нам больше свободы и потенциально раскрывает значительные перспективы, которые в дальнейшем способны окупить текущие вложения.

Как хранить и транспортировать фреон R-134А

Фреон 134А является безопасным веществом, которое классифицируется, как имеющее 4 класс опасности (малоопасное). Его можно транспортировать по нормам, которые устанавливаются для газов под давлениям. Тару следует выбирать по ГОСТу 12.2.085-2002. Хранить следует в прохладных местах, где газ не сможет нагреться, так как в противном случае он способен выделить токсичные вещества.

Как фреон R-134А взаимодействует с другими материалами

Фреон R-134А не привередлив в отношении материалов. Фактически он может взаимодействовать с любыми из них, которые подходят для R12. Единственные материалы, от которых стоит отказаться: свинец, магний, цинк, сплав алюминия, в которых магния не более 2% от общей массы.

Отлично сочетаются с хладагентом R-134А: латунь, алюминий, V2A, медь, ферритовая сталь.

Небольшие проблемы (в виде заметного набухания) возникли у следующих материалов:

  • Полиамид.
  • Полиэтилен.
  • Акрилнитрил-бутадиенкаучук.
  • Поливинилхлорид.
  • Хлорпренкаучук.
  • Эпоксидная смола.
  • Питетрафторэтилен.
  • Полиацетал.
  • Поликарбонат.
  • Гидрированный акрилнитрил-бутадиенкаучук.
  • Полипропилен.

С каким маслом лучше использовать фреон R-134А

Рекомендуется использовать исключительно полиэфирные холодильные масла. Это связанно с их гигроскопичностью.

На этом всё. Надеемся, что материал оказался для вас полезным!

P.S. Вы всегда можете позвонить в компанию «Формула Климата», и наши специалисты проконсультируют вас по всем возникшим вопросам.

Если вам понравился материал, поделитесь им, пожалуйста, в социальных сетях;)

R134a справочная информация

(фреон R134a, хладон 134a, R134a, HFC 134a)

Основные характеристики

  • Относительная молекулярная масса 102,031
  • Температура плавления, ℃ -101
  • Температура кипения, ℃ -26,5
  • Критическая температура, ℃ 101,5
  • Критическое давление, МПа 4,06
  • Критическая плотность, кг/м 3 538,5

Физические свойства фреон R134a

Давление пара, плотность и поверхностное натяжение на линии равновесия жидкости – пар

Калорические свойства на линии равновесия жидкость – пар

Вязкость и теплопроводность на линии равновесия жидкость – пар

Другие физические свойства

  • Теплота образования стандартная ΔH° 298 , кДж/моль -923
  • Теплота испарения при температуре кипения, кДж/моль 21,26
  • Дипольный момент, Кл·м 6,865·10 -3 (2,058 D )

Растворимость

Массовая растворимость 1,1,1,2-тетрафторэтан в воде при 20 ℃ составляет 0,15%, а воды в 1,1,1,2-тетрафторэтане – 0,11%.

Читайте также:  Рейтинг самых лучших кондиционеров сплит-систем

Молярная растворимость 1,1,1,2-тетрафторэтана в диметиловом эфире 1,8-октандиола при 35 ℃ и 0,793 МПа составляет 61,3%.

Экологические характеристики и пожароопасность

ODP=0; HGWP=0,28; GWP=1300. ПДК р.з не установлена. Класс опасности 4.

При соприкосновении с пламенем и горячими поверхностями разлагается с образование высокотоксичных продуктов.

Трудногорючий газ. Концентрационные пределы распространения пламени в воздухе отсутствуют.

Коррозийное действие на металлы и неметаллы фреона R134a

Металлические материалы, стойкие при температуре до 150 ℃: стали 20Х13, 14Х17Н2, 08Х21Н6М2Т, 12Х18Н10Т, 10Х17Н13М2Т, 06ХН28МДТ, никель Н2 и его сплавы ХН78Т, НМЖМц 28-2,5-1,5, алюминий АД1, титан ВТ1 (скорость коррозии не более 0,001 мм/год); сталь Ст3, медь М1, бронза Бр.АМц, латунь Л62 (скорость коррозии 0,02-0,005 мм/год). Присутствие влаги не влияет на коррозионную стойкость.

Неметаллические материалы, стойкие при 50℃ (набухание не более 15% по массе): фторопласт 4, полиамид, полиэтилен, полипропилен, парониты ПМБ1, ТИИР, резины на основе этилен-пропиленового и бутадиен-нитрильного каучуков.

Методы синтеза

1. Фторирование 1,1,1-трифторхлорэтана суспензией фторида щелочного металла во фтороводородной кислоте при повышенной температуре:

CF 3 CClH 2 O+HF → KF;H 2 O;200-300℃ → CF 2 CFH 2 +HCl.

2. Газофазное каталитическое фторирование 1,1,1-трифторхлорэтана фтороводородом в присутствии кислорода при повышенной температуре:

C F 3 CCl H 2 O+HF → O 2 ;Cr F 3 ;400℃ → C F 3 CF H 2 +HCl.

3. Газофазное каталитическое гидрофторирование трифторэтилена при повышенной температуре:

C F 2 =CFH+HF → C r 2 O 3 ;350℃ → C F 3 CF H 2 .

4. Газофазное каталитическое гидрирование 1,1,1,2-тетрафторхлорэтана водородом на палладиевом катализаторе при повышенной температуре:

CF 3 CFClH+H 2 → Pd/C;350-420℃ → CF 3 CFH 2 +HCl.

Промышленное производство хладагента R134a

В промышленности получают газофазным каталитическим гидрофторированием трихлорэтилена при высокой температуре в две стадии.

Процесс получения состоит из следующих основных стадий:

  1. Синтез 1,1,1-трифторхлорэтана из трихлорэтилена;
  2. Синтез 1,1,1,2-тетрафторэтана из 1,1,1-трифторхлорэтана;
  3. Выделение газообразного хлороводорода;
  4. Выделение сырца 1,1,1,2-тетрафторэтана;
  5. Очистка сырца от непредельных соединений каталитическим гидрофторированием;
  6. Отмывка; нейтрализация и осушка сырца;
  7. Очистка сырца от непредельных соединений каталитическим окислением;
  8. Абсорбционная очистка сырца;
  9. Выделение товарного 1,1,1,2-тетрафторэтана ректификацией.

Технологическая схема

Трихлорэтилен и фтороводород подают в реакторы фторирования. Процесс проводят при температуре 340-400 ℃ и давлении 0,5-1 МПа. Из продуктов синтеза выделяют газообразный хлороводород, отделяют высококипящие продукты, рециркулируемые в реактор. Очистку сырца от непредельных соединений осуществляют каталитическим гидрофторированием, от фтороводорода – водной отмывкой и нейтрализацией в скруббере, орошаемом 10%-м раствором едкого натра, от непредельных соединений – каталитическим окислением. После осушки в колонне с твердым адсорбентом сырец освобождают от инертов в отдувочной колонне, от низкокипящих примесей и окончательно очищают.

Технические требования к готовому продукту

  • Массовая доля 1,1,1,2-тетрафторэтана, %, не менее 99,9
  • Массовая доля воздуха или азота, %, не более 0,02
  • Суммарная массовая доля примисей ненасыщенных органических соединений, %, не более 0,001
  • Суммарная массовая доля примесей хладонов, %, не более 0,07
  • Кислотность в пересчете на фтористоводородную кислоту в массовых долях, %, не более 10 -4
  • Массовая доля воды, %, не более 0,001

Транспортировка и хранение фреона R134a

Заливают в стальные баллоны вместимостью от 0,4 до 50 дм 3 , рассчитанные на давление 9,8 и 14,7 МПа. Коэффициент заполнения 0,9 кг продукта на 1 дм 3 вместимости баллона. Чаще всего фасуется в стальные баллоны по 13,6 кг.

Перевозят любым видом транспорта. Для перевозки воздушным и морским транспортом требуется специальное разрешение – мультимодальная декларация. Хранят в складских помещениях при температуре не выше 50 ℃. Срок годности фреона не ограничен. Баллон находится под давление и при длительном хранении существует риск улетучивания хладона через запорный вентиль.

Применение фреона R134a

Хладагент, пропеллент и вспениватель для получения пенопластов. Широкое применение фреон нашел в системах кондиционирования автомобилей и охлаждающих системах.

Скачать MSDS (англ.) .PDF

ИСТОЧНИК: “Промышленные фторорганические продукты”, 2-е издание, переработанное и дополненное

Что такое фреон R-134А: состав, свойства и таблица технических характеристик

Чтобы выйти из этого положения, фирмы-производители разработали в последние годы большое количество новых хладагентов и холодильных смесей для различных условий применения, причем их столько, что в некоторых случаях довольно трудно выбрать оптимальный по своим характеристикам хладагент под конкретные условия применения. Правда, в отечественных и зарубежных журналах и книгах опубликовано много материалов, касающихся физико-химических свойств хладагентов и их смесей. Среди этих изданий наиболее полным является российский справочник «Промышленные фторорганические продукты», выпущенным издательством «Химия» (с. Пб) в 1996 году. Однако практических рекомендаций по замене одного хладагента другим, рекомендаций по выбору типа масла печатается заметно меньше, поэтому материалы, опубликованные в нескольких номерах журнала Die Kalte Klimatechnik, интересны своей практической полезностью для специалистов, занимающихся проектированием и эксплуатацией холодильных установок.

В Германии Министерство экологии и охраны окружающей среды рекомендует перевод существующих холодильных установок, работающих на хладагенте R12, на R22 и R134а. Однако для этих целей можно использовать также и другие хладагенты с низким потенциалом истощения озонового слоя, например R410А, R507.

Для замены хладагента R 502 рекомендуются следующие холодильные смеси:

R 404А ( R 125/ R 134а/ R 143)

R 407А и R 407В ( R 32/ R 125/ R 134а)

R 507 ( R 125/ R 143а)

R 32/ R 125/К143а (10%/ 45%/45%) – торговая марка FX 40, Elf Atochem .

Кроме указанных выше смесей в качестве замены для R 502 можно найти хладагенты с более низким значением потенциала истощения озонового слоя.

В качестве альтернативы используемым в настоящее время в промышленных и коммерческих установках хладагентам R 12, R 22 и R 502 уже давно рекомендуются так называемые «природные» хладагенты, такие, как пропан ( R 290), изобутан ( R 600а) и аммиак ( R 717), которые не представляют угрозы для окружающей среды. Однако при использовании таких хладагентов должны строго выполняться все предписанные меры предосторожности , позволяющие избежать опасных воздействий на обслуживающий персонал или сооружения, в которых установлены холодильные установки.

Естественные хладагенты ( ПРИРОДНЫЕ ХЛАДАГЕНТЫ )

На протяжении лет было обычным явлением использование естественных хладагентов в крупных системах охлаждения в пищевой промышленности и производстве напитков — как в процессе изготовления, так и для хранения. Особенно часто в низкотемпературных производственных процессах использовались аммиак и двуокись углерода.

Заменитель хладагентов R134a; R12. Бесцветный газ, температура кипения -31,5 ° C, давление газа при 21 ° C = 4,82 bar. Огнеопасен, температура самовоспламенения 891 ° C .

Нижний предел воспламеняемости в воздухе – 1,95%, верхний – 9,1%.

Потенциал Глобального Потепления: -20 ( СО2 =1; 100 лет)

Потенциал Разрушения Озонового Слоя: 0

Химический состав – изобутан ( R600a) 30% + пропан (R290) 70%

Попадание на кожу: Возможно обморожение пораженных участков кожи

Вдыхание: Может вызвать головокружение, заторможенность, головную боль

или оцепенение. В случаях интенсивного воздействия может развиваться анестезия.

Заменитель хладагента R22 . Бесцветный газ, температура кипения -42,1 °C.

Давление газа при 21° C = 7,58 bar. Огнеопасен, температура

самовоспламенения 480 ° C . Нижний предел воспламеняемости в воздухе – 2,2%, верхний – 10%.

Потенциал Глобального Потепления: -20 ( СО2 =1; 100 лет)

Потенциал Разрушения Озонового Слоя: 0

Химический состав – Пропан (R290)

.Попадание на кожу: Возможно обморожение пораженных участков кожи

Вдыхание: Может вызвать головокружение, заторможенность, головную боль

или оцепенение. В случаях интенсивного воздействия может развиваться анестезия .

Заменитель хладагентов R502; R404A. Бесцветный газ, температура кипения -49 ° C ,

давление газа при 21 ° C = 9,65 bar. Огнеопасен. Температура самовоспламенения 472 ° C.

Нижний предел воспламеняемости в воздухе – 2,2%, верхний – 10,2%.

Потенциал Глобального Потепления: -20 ( СО2 =1; 100 лет)

Потенциал Разрушения Озонового Слоя: 0

Химический состав – Пропан ( R 290) 93% – 97% + Этан ( R 170) 3% – 7%

Попадание на кожу: Возможно обморожение пораженных участков кожи

Вдыхание: Может вызвать головокружение, заторможенность, головную боль или оцепенение.

В случаях интенсивного воздействия может развиваться анестезия .

ПРИРОДНЫЕ ХЛАДАГЕНТЫ

Несколько десятилетий назад в мире начало резко сокращаться потребление хладагентов, разрушающих озоновый слой. Их заменители, однако, оказались сильнодействующими парниковыми газами.

Пока мировая общественность обсуждает, свертывать ли производство этих вредных веществ, потребители промышленных предприятий находят рентабельное и долгосрочное решение проблем, используя хладагенты природного происхождения. Когда ученые обнаружили связь между хладагентами и истощением озонового слоя (1970-е гг.), люди во всем мире считали изложенную учеными концепцию маловероятной. Возникал вопрос: как одно способно реально воздействовать на другое? Но с течением времени реальность становилась все более очевидной: хлорфторуглероды (ХФУ), широко использовавшиеся в то время в качестве хладагентов, утекали из систем охлаждения и поднимались в стратосферу, разрушая озон в больших объемах. Вследствие уменьшения содержания озона в стратосфере вредные ультрафиолетовые лучи спектра В достигали поверхности Земли, увеличивая риск раковых заболеваний и других генетических повреждений животных и растений. Когда стало ясно, что т.н. озоновая дыра неуклонно разрастается, мировые лидеры перешли к активным действиям.

В 1987 г. делегации из 43 стран подписали первоначальный вариант Монреальского протокола, положивший начало постепенному прекращению производства ХФУ и других веществ, разрушающих озоновый слой. К таковым были отнесены и гидрохлорфторуглероды (ГХФУ) — другие распространенные хладагенты. К 1999 г. протокол ратифицировали уже 196 государств.

«Мир согласился избавиться от этих веществ, — говорит Раджендра Шенде, глава OzonAction, одного из направлений Программы ООН по окружающей среде. — Большинство экспертов по политическим вопросам считают Монреальский прогокол наиболее успешным из когда-либо заключенных соглашений об охране окружающей среды. Это единственный международный договор, подписанный всеми странами, и он сократил производство и потребление 96 озоноразрушающих веществ на 97 %».

К началу 2010 г. производство и потребление ХФУ было прекращено полностью, и несколько стран приступили к свертыванию производства ГХФУ. Проводящиеся научные измерения, спонсируемые в рамках Программы ООН по окружающей среде, показывают, что озоновый слой начинает медленно восстанавливаться. Однако с исчезновением одной проблемы появилась другая.

В холодильной промышленности озоноразрушаюшие хладагенты были заменены в основном гидрофтор-углеродами (ГФУ) — еще одной разновидностью синтетических фторсодержащих газов. Хотя ГФУ и не оказывают отрицательного воздействм; на озоновый слой, они являются чрезвычайно сильнодействующими парниковыми газами. Наиболее популярный ГФУ, известный как ГФУ 134а (применяется главным образом в бытовых холодильниках и системах кондиционирования транспортных средств), примерно в 1500 раз опаснее с точки зрения потепления климата, чем углекислый газ. «Если 300 граммов ГФУ из вашего домашнего холодильника попадут в атмосферу, они окажут такое же воздействие на климат, как и углеродный выброс «Фольксвагена Гольф», проехавшего от Лондона до Москвы [примерно 2500 километров]», — говорит Шенлс.

Более того, гфу выпускаются в различных формах, степень воздействия каждой из которых на климат индивидуальна. Например, HFC 23 сильнее углекислого газа но уровню парниковою эффекта более чем в 14 тыс. раз, говорит Шенде.

ГФУ входят в перечет, парниковых газов, нормы по «чистым» выбросам которых оговорены в Киотском протоколе, но для организаций, желающих не ограничить, а исключить использование ГФУ, этого недостаточно. Шенде: «Если стороны Монреальского протокола, получав возможность контролировать использование ГФУ, то вполне возможно, что это приведет к гораздо более быстрому сворачиванию производства этих хладагентов».

«Очевидно, что ГФУ не кажутся наиболее предпочтительным решением в качестве нового хладагента, если есть другие альтернативы, — говорит Шенде. — А они есть».

Натуральные хладагенты-углеводороды естественным образом присутствуют в окружающей среде и включают аммиак, углеводороды и СО2. Несмотря на то, что применение каждого из этих соединений в системе охлаждения сопряжено с определенными препятствиями, современные технологии позволяют находить эффективные, экономичные и долгосрочные решения.

Наиболее широко натуральные хладагенты применяются в бытовых холодильниках. В настоящее время изобутан применяется в 36 % бытовых холодильников, а это свыше 400 млн штук по всему миру, включая Китай, Индию и Бразилию.

Читайте также:  Коды ошибок кондиционеров Sharp

Натуральные хладагенты все шире используются в системах охлаждения для супермаркетов и кондиционирования воздуха в помещениях, но пока не в таких больших масштабах, как в домашних холодильниках. Между тем некоторые страны прекращают производство систем на основе ГФУ или накладывают на них запрет, призывая производителей инвестировать в другие решения. Это происходит, например, в Дании. Кроме того, Дания и Норвегия облагают использование ГФУ налогом, побуждая компании-производители быстрее переходить к натуральным хладагентам. В Великобритании продвигается законодательная инициатива по запрету ГФУ и супермаркетах, и страны — члены ЕС делают объектом наиболее всеобъемлющего законодательства, относящегося к ГФУ, сектор производства транспортных кондиционеров, говорит Шепде. С января 2011 г. хладагенты, применяемые в этом секторе, должны стать максимум в 150 раз более сильнодействующими как парниковые газы, чем СО2, но сравнению с нормативом допустимого превышения по сильнодействию в 1500 раз, действующим в отношении ГФУ в настоящее время. Монреальский протокол включает в себя и Многосторонний фонд — финансовый механизм, помогающий развивающимся странам выполнять свои обязательства путем финансирования дополнительных расходов на проекты по сворачиванию производства озопоразрутающих веществ.

К примеру, в Китае, который является крупнейшим производителем и потребителем ГХФУ в мире, органы власти и холодильная промышленность в 2010 г. объединились под эгидой Многостороннего фонда для запуска двух пилотных проектов, направленных на изучение результатов замены ГХФУ аммиаком и углекислым газом.

Агентство по охране окружающей среды США совсем недавно разрешило использовать углеводороды в бытовых и небольших коммерческих холодильниках, говорит Шенде. «Это огромный шаг вперед, потому что до этого США были единственной промышленно развитой державой, не разрешавшей их использование», – считает он.

Хозяйствующие субъекты тоже проявляют инициативу. Одна некоммерческая организация под названием Refrigerants, Naturally! («Хладагенты, но естественные!») добивается перехода к технологиям охлаждения, которые «не причиняют вреда климату и озоновому слою Земли». В данную организацию среди прочих входят компании Coca-Cola, McDonald’s и Carbberg.

Другие организации, такие как Beyond H F Cs и Greenpeace, доводят информацию об альтернативных хладагентах до сведения потребителей и законодателей.

Препятствиями для быстрого перехода к новым технологиям являются, как это обычно бывает, недостаточное финансирование, нехватка оборудования и общее отсутствие соответствующих законодательных норм, говорит Шендс. «Внедрение технологических новшеств сопряжено с большими краткосрочными затратами, прежде чем достигается повышение эффективности от роста масштабов производства, — продолжает он. — Помимо того, натуральные хладагенты легко доступны. Вы не можете их запатентовать, если не создадите чего-то вроде особой углеводородной смеси. Поэтому прибыльность капиталовложений в натуральные хладагенты и рядом не стоит с прибыльностью инвестирования в такие фторированные хладагенты, как ГФУ. Таким образом, ответственность перекладывается на изготовителей оборудования, от которых требуется разработать такие устройства, которые были бы лучше приспособлены к работе с натуральными хладагентами».

Шенде добавляет, что важно не забывать о хладагентах в общей картине причин глобального потепления. «Взгляните на эту проблему не просто как на утечку ГФУ из какого-либо агрегата: примите во внимание и энергопотребление последнего, — говорит он. — Холодильник работает на электричестве, а оно обычно генерируется электростанцией, сжигающей ископаемое топливо. Важно убедиться, что, заменяя ГХФУ натуральными хладагентами, вы получаете и дополнительную энергетическую эффективность».

Текст: Джек Джексон

Источник: международный журнал компании Альфа Лаваль « Here »

Обозначения хладагентов и их смесей

Смеси хладагентов обозначаются согласно международному стандарту ISO № 817-74 . Кроме того, в ряде стран действуют национальные стандарты на обозначение хладагентов, учитывающие основные положения международного стандарта. Например, в Германии в ноябре 1998 года был принят стандарт DIN 8960 по обозначению хладагентов. Смеси обозначают номерами входящих в смесь хладагентов (в порядке возрастания температур кипения), разделенными дробной чертой, с указанием в скобках массовых долей в процентах, а также условно принятыми номерами рядов 400, 500.

Для обозначения не азеотропных смесей используется цифровой ряд 400, для азеотропных смесей – 500. Смеси, которые содержат одинаковые исходные компоненты, но различаются их массовыми соотношениями, обозначаются заглавной буквой, стоящей после цифрового обозначения. Для обозначения органических соединений, не попавших в эти ряды, предназначен ряд 600, при этом нумерация соединений задается произвольно, например, R 600.

Для обозначения неорганических соединений, используемых в качестве холодильных агрегатов, предназначен ряд 700. Обозначение каждого хладагента в этом ряду является его молярной массой, округленной до целых величин, сложенной с числом 700. Например, молярная масса аммиака составляет 17 г/моль, поэтому этот хладагент имеет обозначение R 717.

Особенности работы с холодильными смесями

Азеотропные холодильные смеси (ряд 500) при изменении агрегатного состояния ведут себя, как однородные вещества – температура хладагента t кип. И состав газовой и жидкой фаз в процессе кипения не изменяются.

У не азеотропных холодильных смесей (ряд 400) температура смеси в процессе кипения возрастает до значения t кип.1 – так называемый температурный гистерезис, или скольжение. В состоянии термодинамического равновесия пар и жидкость имеют различный состав, первым начинает испаряться более летучий компонент, что изменяет характеристики остающейся смеси.

Азеотропные и близкие к ним холодильные смеси (с температурой скольжения менее 1 К) при работе с ними практически не отличаются от однородных хладагентов. Работа с хладагентами, являющимися не азеотропными смесями, требует выполнения определенных правил, игнорирование которых при эксплуатации установки может привести к ряду нежелательных последствий. Это связано в первую очередь с изменением концентрации входящих в смесь компонентов в процессе заправки холодильной системы хладагентом, что в конечном итоге сказывается на его термодинамических свойствах. Поэтому холодильные установки, использующие не азеотропные хладагенты, следует заправлять хладагентом только в жидком состоянии, причем это касается также и дозаправки установок, поскольку при заправке газом в магистрали холодильной системы начнет более интенсивно поступать самый летучий компонент из заправляемой смеси, что в конечном итоге может изменить режим работы установки.

Хладагенты и смеси для замены R 12, R 22 и R 502

Таблица 1 дает возможность сравнить свойства хладагентов и смесей. Конкретные цифры при составлении этой таблицы были даны фирмами-производителями этих веществ, а также взяты из немецкого стандарта DIN 8960 «Хладагенты: требования и обозначения». При этом некоторые значения округлены.

Принятые в таблице 1 сокращения приведены ниже:

ODP – показатель разрушения озонового слоя относительно фтортрихлорметана (R11);

GWP100 – потенциал глобального потепления относительно двуокиси углерода на расчетный период 100 лет.

A – алкилбензольное масло (синтетическое);

A/M – алкилбензольное и минеральное масло (полусинтетическое);

PAG – полиалкиленгликолевое масло;

PAO – полиальфаолефиновое масло (синтетическое);

M – минеральное масло;

POE – полиэфирное масло.

Срок применения хладагентов, выделенных цветом, ограничен.

Таблица 1. Хладагенты, рекомендуемые для замены R 12

sonic39 › Блог › Хладагент R134a – первый заменитель R12.

Хладагент R134a — первый заменитель R12.

После введения ограничений на эксплуатацию оборудования с содержащими хлор хладонами в качестве первого заменителя R12 стали повсеместно применять HFC-хладагент R134a, обладающий нулевым ODP. Он и сегодня довольно успешно используется в чистом виде в системах кондиционирования и холодильных установках, а также является компонентом множества смесей.

Предпочтение было отдано именно этому хладагенту, поскольку его потребляемая мощность, уровни давления и термодинамические свойства наиболее сопоставимы с R12 при применении в среднетемпературном холодильном оборудовании и системах кондиционирования. Однако тут есть свои «подводные камни». Все дело в том, что удельная холодопроизводительность R134a ниже, чем у 12-го хладона, потому для него необходим компрессор с более высокой объемной мощностью. Также существуют ограничения на использование R134a в системах с низкой температурой испарения.

Испытания в широком температурном диапазоне показали, что производительность хладагента R134a даже выше, чем прогнозировалось. Уровни температур нагнетания, а также масла оказались существенно ниже не только R12, но и переходного хладагента R22. Преимущества для среднетемпературных установок бесспорны — в сравнении с зеотропными смесями хладон R134a показывал в испарителях и конденсорах наилучшие показатели теплопередачи.

Обратная сторона медали.

Акцентируя внимание на явных преимуществах R134a, нельзя умолчать о том, что его использование связано и с немалыми проблемами. В первую очередь это касается подбора подходящего масла. Все традиционные синтетические и минеральные масла, широко используемые в подавляющем большинстве хладоустановок, оказались несовместимы со 134 хладоном. Они не смешиваются с ним, а, следовательно, не транспортируются должным образом по контуру охлаждения. Несмешивающееся масло оседает в теплообменниках и тем самым препятствует теплопередаче, делая невозможной эксплуатацию системы.

Специально для решения проблемы были разработаны новые смазочные материалы, в которых R134a должным образом растворялся. Они основаны на полиалкиленгликолях и полиолэфирах и именно они по сей день и используются в установках со 134 хладагентом. Общие свойства таких масел схожи с традиционными минеральными, но гигроскопичность их несколько выше, что влечет за собой повышенные требования по специальному обращению при производстве, транспортировке и заправке.

Полиалкиленгликолевые масла (POE) обладают высоким водопоглощением и низкой диэлектрической прочностью, что не позволяет их использовать с полугерметичными и герметичными компрессорами. Их основанная область применения — автомобильные системы кондиционирования, оснащенные компрессорами открытого типа. Скорость циркулирования масла в таких установках высока, поэтому от него требуется оптимальная растворимость.

Главный недостаток гигроскопичного масла — высокий риск просачивания влаги, когда в результате недостаточного обслуживания повышается проницаемость шлангов. Поэтому производители систем климат-контроля активно ищут подходящие альтернативы. В их роли могут выступать нерастворимые алкилаты, смазочные качества которых улучшают специальными присадками. Положительный опыт их использования уже есть, но на практике еще необходима адаптация существующих систем и более тщательные испытания.

Производители систем кондиционирования и холодильных установок, используя R134a, все чаще отдают предпочтение системам, заправляемым поливинилэфирными маслами. Гигроскопичность их достаточно высока, но химически и термически они более стабильны, устойчивы к гидролизу и обладают высокой диэлектрической прочностью. Несмотря на отличные смазочные свойства, такие масла не образуют металлическое «мыло», тем самым, снижая вероятность закупоривания капилляров.

Итак, что же необходимо для использования R134a?

• подходящие компрессоры;
• гигроскопичные масла;
• адаптированные узлы холодильных установок.

Хотя при тестировании систем с эфирными маслами применялись обычные металлические детали, традиционные для CFC хладагентов, в ситуации, когда используются гибкие шланги, эластомеры все же приходится подбирать отдельно. Это требуется для обеспечения минимального остаточного количества влаги и малой проницаемости стенок.

Все установки необходимо с особой тщательностью обезвоживать, в том числе и при проведении технологических работ по заправке и замене масла. В сам холодильный контур рекомендуется дополнительно монтировать мощные фильтры-осушители, характеристики которых должны соответствовать молекулам R134а, имеющим меньший размер.

Модернизация оборудования, работающего на R12.

Хотя первоначально рассматривалось несколько различных методик для перевода эксплуатируемой техники на новый хладагент, сегодня чаще всего используется наиболее экономичное и технически приемлемое решение, основанное на использовании эфирных масел. Они могут смешиваться с минеральными и при соблюдении определенных требований применяться в системах с CFC хладагентами. Главное условие — тщательное удаление воды и остаточного хлора с последующей установкой фильтров осушителей.

Однако если ранее (еще при R12) в установке использовалось масло с недостаточной химической стабильностью, что случается при некачественном техническом обслуживании оборудования, высокой температурной нагрузке или малой мощности осушителей, то в них могут при переходе на R134а образовываться отложения, содержащие хлор. Такие продукты разложения масел попадают в регулирующие устройства и компрессор, выводя их из строя. Поэтому переводить на новый хладагент рекомендуют только современные установки, находящиеся в исправном состоянии. В ряде случаев им также потребуется дополнительная индивидуальная адаптация.

Ссылка на основную публикацию