Алюминиевые и капиллярные трубки для кондиционера и их замена

Алюминиевая труба для кондиционера — альтернатива медной

Структурные элементы бытовой сплит-системы (испаритель, конденсатор, терморегулирующий вентиль, компрессор) соединяются между собой трубами с фреоном, образуя холодильный контур. Чаще всего эти трубы медные. Только недавно возник вопрос о том, подойдет ли алюминиевая труба для кондиционеров на замену медных с целью удешевить установку климатической техники.

Ценовая разница

Стоимость меди постоянно растет и зависит от валютного курса. Снижение количества, качества добываемого металла, его возрастающий дефицит способствуют постоянному росту цен на медную продукцию. Поэтому вопрос поиска альтернативы, способной заменить медь в области производства систем кондиционирования, является одним из актуальных.

Использовать алюминий в криогенном оборудовании стали совсем недавно (холодильники, автомобильные кондиционеры). Стоимость стабильна и дешевле меди почти в три раза, запасы в природе большие. Это открывает большие перспективы для промышленного производства изделий из этого металла.

Преимущества использования

  • алюминиевая труба для монтажа кондиционеров хорошо гнется, без заломов, требует меньше усилий. Используются те же инструменты, что и при работе с медью.
  • низкая температура плавления. Это делает спаивание элементов более быстрым (в 4 раза), значительно экономит время, газ, паяльные стержни. Нет необходимости в дополнительном оборудовании, обтачивании швов и т.д. Сварочные швы при этом гораздо прочнее самого металла. Паяльная лампа и газ те же, что и для меди.
  • за счет большей мягкости на развальцовку труб тратится меньше усилий, набор инструментов тот же. Прочность труб обеспечивается их большей толщиной.
  • расширение до 30%.
  • теплопроводные характеристики почти в два раза ниже, чем у меди. Это способствует более низкой конденсации патрубков в системе.
  • коррозийная устойчивость выше, скорость реакции окисления меньше. Это позволит поддерживать чистоту внутри труб криогенной системы более долгое время.
  • широкий температурный диапазон от -80⁰ С до 120⁰ С.
  • алюминиевая труба для монтажа кондиционеров легче, поэтому доставлять ее можно 50- и 100-метровыми бухтами. Это позволяет уменьшить количество отходов, сварочных швов и снизить вероятность протечек.

долгий срок службы трубы для кондиционеров из алюминия.

Трубы для кондиционеров классифицируются по нескольким параметрам.

Основные виды в зависимости от:

  1. технологии их производства:
  • холоднодеформированный трубный прокат;
  • трубы для кондиционеров, сделанные методом сваривания с дальнейшим горячим отпуском;
  • прессованные.
  1. технологической обработки:
  • закаленные;
  • нагартованные;
  • полунагартованные;
  • анодированные;
  • искусственносостаренные;
  • естественносостаренные.
  1. формы сечения:
  • квадратные;
  • прямоугольные;
  • круглые;
  • фасонные.
  1. толщины стенок:
  • тонкостенные (до 5 мм);
  • толстостенные.

Круглая алюминиевые трубы Квадратные алюминиевые трубы

Гальваническая коррозия

Раньше совместное использование меди и алюминия не представлялось возможным. Они образуют «гальваническую пару» металлов. При их недостаточно плотном соединении возникает электрохимическая реакция. Медь окисляется и происходит коррозия алюминия. Поэтому при закреплении гайкой нельзя использовать обычный алюминиевый патрубок вместо медного. В этом случае соединение не будет монолитным, так как есть вероятность разрушения раскатанного алюминиевого патрубка, что неизбежно приведет к коррозии.

Современные технологии позволяют решить эту проблему путем производства алюминиевых патрубков с медными наконечниками. С помощью высокотехнологичного оборудования методом межмолекулярной сварки медь приваривается к алюминиевой трубке. В итоге получается качественный материал для передачи хладагента между внешним и внутренним блоками кондиционера по приемлемой цене.

Прутки медной трубы в оболочке

Русские алюминиевые трубы

Сегодня российские производители предлагают высококачественные алюминий-патрубки для установки криогенного оборудования. Они отливаются из металла марки AD0. Этот сплав на 99% состоит из алюминия, свариваемый, характеризуется высокой устойчивостью к коррозии, достаточной прочностью. Производители дают на него несколько лет гарантии и определяют эксплуатационный срок в 15 лет.

Отзывы говорят о том, алюминий-трубы российского производства отличаются от китайских аналогов более высоким качеством сырья, что влияет на стойкость к коррозии в процессе эксплуатации.

Ремонт трубок кондиционера автомобиля – ездим с холодком. Трубка для кондиционера

Алюминиевые и капиллярные трубки для кондиционера и их замена

Конструкция кондиционера содержит множество различных трубок и шлангов, по которым двигаются хладагент и конденсат.

Алюминиевые трубки для кондиционера

Пример дренажных трубок

Хотя алюминиевые трубки для кондиционеров чаще используются в автомобилях, этот материал постепенно завоевывает позиции в бытовом и промышленном кондиционировании.

Преимущества алюминиевых трубок для кондиционера:

  • дешевле, так как запасы в природе огромны;
  • легче развальцовываются;
  • толщина стенок толще, поэтому конструкция более прочна;
  • лучше гнется и не ломается;
  • для вальцовки и сгибания используется то же оборудование, что и для меди;
  • легко и быстро (в 4 раза быстрее) паяется;
  • длина трубы в бухтах до 100 метров, поэтому можно уменьшить количество стыков и отходов;
  • выдерживает до 18 МПа;
  • значительно медленнее меди коррозирует и окисляется;
  • хуже проводит тепло, значит, меньше конденсирует влаги.

Сегодня широко используются в системах кондиционеров-фанкойлов, холодильных установках и автокондиционерах.

Капиллярные трубки для кондиционера

Капиллярные трубки для кондиционера – это трубопровод из меди или латуни, играющий роль расширительного бачка. Работа простейшего устройства не регулируется, поэтому оно работает долго и без сбоев. Производство капиллярных трубок для кондиционеров недорого. Они широко используются в бытовых климатических системах небольшой мощности.

Самыми эффективными являются калиброванные трубки, которые за минуту пропускают до 8 литров жидкости.

Согласно требованиям, количество хладагента, проходящего через капиллярную трубку за единицу времени должно быть равным производительности компрессора по массе за аналогичное время.

Между линиями всасывания и нагнетания трубка уравновешивает давление, когда компрессор останавливается.

Минус капиллярных трубок для кондиционеров:

  • При наличии грязи, воды или фреона эффективность значительно снижается, то есть падает производительность системы.

Дренажная трубка кондиционера

Дренажная трубка кондиционера является частью системы удаления конденсата из корпуса. Шланг прикрепляется к отверстию, расположенному с нижней части блока. Трубки с конденсатом из кондиционера выводят на улицу или прямо в канализацию. При втором варианте следует предусмотреть установку сифона, не пропускающего неприятные запахи в помещение.

Дренажную трубку кондиционера чаще всего выводят через один канал с фреонотрассой, располагая под наклоном в сторону улицы. Желательно приобретать морозоустойчивый и крепкий шланг для дренажа. Такие трубки с конденсатом из кондиционера прослужат дольше.

Как выполнить ремонт трубки кондиционера своими руками

Автомобильный кондиционер является одним из самых существенных и значимых достижений современного автомобилестроения. Возможность охлаждения воздуха внутри машины многого стоит. Особенно актуально использование автокондиционера для стран с жарким климатом, где высокая температура окружающего воздуха сохраняется на протяжении всего года.

Жара угнетающе действует на организм человека и с возрастом отрицательные факторы имеют свойство усиливаться. Наличие кондиционера в машине позволяет регулировать температуру воздуха до оптимальных значений. Кондиционер, как и любая установка для охлаждения воздуха обладает собственной системой распределения охлаждённых воздушных масс по салону транспортного средства.

Элементами транспортной системы газа фреона, использующегося для снижения температуры воздуха, являются трубопроводы, идущие в подкапотном пространстве. Для изготовления трубопроводов используется алюминий. Это достаточно «капризный» материал, обладающий низкой устойчивостью к перепадам температурного режима и внешним факторам. В ходе длительной эксплуатации транспортного средства он может прийти в негодность на отдельных участках.

Повреждение трубопроводов кондиционера приводит к утечке фреона. Он является газом, охлаждающим циркулирующий по системе вентиляции автомобиля воздух. Утечка фреона может привести к выходу из строя системы кондиционирования транспортного средства. Именно поэтому очень важно знать как выполнить ремонт трубки кондиционера своими руками.

Почему «уходит» фреон?

Трубопровод системы кондиционирования транспортного средства располагается в подкапотном пространстве автомобиля. В современных автомобилях под капотом невозможно просунуть даже палец. Все рабочие элементы двигателя и прочих систем располагаются очень плотно. Неудивительно, что при ремонте машины существует риск повреждения трубок кондиционера.

Зачастую активная эксплуатации транспортного средства приводит к износу элементов системы кондиционирования. Несмотря на то что для трубки изготовлены из алюминия он достаточно легко повреждается небрежным обращением специалистов автосервиса или внешними факторами (перепады температуры, коррозия, трение и вибрация).

Через трещины в трубопроводах системы кондиционирования, начинает уходит фреон. Это летучий газ, который быстро испаряется. Визуально или обонянием определить утечку фреона не представляется возможным.

Особенности климата страны предполагают сезонную эксплуатацию кондиционера. Активное использование охлаждения воздуха происходит только 4 или 5 месяцев в году. Остальное время система кондиционирования бездействует. В период простоя кондиционера трубопроводы системы загрязняются пылью или грязью. Всё это отрицательным образом на эффективности работы системы в будущем.

Как выполнить ремонт трубки кондиционера своими руками?

Несмотря на появление достаточного количества станций технического обслуживания автомобилей гаражный ремонт пользуется популярностью среди преобладающей части водителей. Отдельные автолюбители все выходные напролёт тратят на починку своего «железного коня». Это настоящее национальное хобби, сочетающее в себе азарт и реальную возможность сэкономить.

Как определить неисправность кондиционера:

Воздух в системе вентиляции машины не охлаждается.

В большей части транспортных средств достаточно одного нажатия кнопки для активизации кондиционера и охлаждения воздуха. Если из системы вентиляции продолжают дуть тёплые потоки воздуха, значит компрессор кондиционера не работает. Нужно искать причину неисправности.

Использование специальных диагностических устройств.

Если возникли опасения касающиеся работоспособности системы кондиционирования не нужно медлить. Ранняя диагностика даёт возможность оперативно выявить неисправности и принять меры для их устранения.

Подключение специального оборудования для диагностики системы кондиционирования машины позволяет определить место утечки фреона. Это очень удобно и экономит массу свободного времени для автолюбителя.

Выявление утечки охлаждающего газа позволяет владельцу транспортного средства предпринимать прочие действия, направленные на ремонт системы кондиционирования.

Существует 3 основных способа починки трубок кондиционера:

Ремонтные наборы.

Небольшие трещины на поверхности трубопроводов системы кондиционирования проще и быстрее чинить при помощи использования специальных ремонтных составов. Как правило, они реализуется в аэрозольной форме и наносятся на место повреждения через распыление. Для застывания рабочего вещества ремонтного состава не требуется много времени. Через 12 часов кондиционер уже можно использовать.

Аргонно-дуговая сварка.

Наличие сварочного аппарата несмотря на его доступность не является распространённым явлением. Устройством нужно уметь правильно пользоваться иначе эффективность ремонта будет стремиться к нулю. Если трубопроводы системы кондиционирования напоминают решето лучше всего и выгоднее использовать сварку.

Приобретение готовых комплектов.

Если автомобиль ранних лет выпуска ремонтировать трубопроводы приходиться часто. Зачастую месяца не проходит без ремонтных работ. В этом случае проще выполнить замену трубопровода кондиционера, чем пытаться его «подлатать». Это будет дешевле и эффективней.

Читайте также:  Кондиционеры и сплит-системы Euronord: отзывы, инструкции к пульту управления

Практически для всех моделей транспортных средств можно приобрести алюминиевые или резиновые трубопроводы системы кондиционирования. Разница заключается в стоимости и сложности установки. Резиновые трубопроводы доступнее по стоимости и проще в установке.

Как выбрать средство для ремонта трубки кондиционера своими руками?

Выбор средств для ремонта трубопровода системы кондиционирования широк и разнообразен. Именно поэтому тяжело сделать правильный выбор и приобрести эффективное средство. Экономия отрицательно скажется на ремонтном эффекте, так как он будет непродолжительным.

Можно выделить следующие популярные среди автолюбителей средства для ремонта трубок кондиционера автомобиля:

1. Mannol Epoxidkitt Stahl + Metall.

Специальный ремонтный состав для восстановления поверхности трубок кондиционера. Удобен для быстрого ремонта своими руками. Эффективно заполняются все повреждения. Подходит для ремонта металлических элементов. Полное отвердение состава наступает через 15-20 минут в зависимости от температуры окружающего воздуха.

2.MANNOL EPOXY-METAL (30 гр.).

Специальный ремонтный состав на эпоксидной смоле. Обеспечивает быстрое склеивание повреждения на поверхности трубопроводов кондиционера. Полное отвердение средства наступает уже через 5 минут.

3. Самосваривающаяся каучуковая лента Mannol MULTI-TAPE 5M.

Изолирует и защищает элементы трубопровода кондиционера от коррозии. Лента обладает устойчивостью к механическому воздействию, перепадам температур и агрессивным средам. Удобное для использования и эффективное средство для ремонта системы кондиционирования.

Заключение

При желании и небольшой площади повреждения трубопроводов кондиционера все ремонтные работы можно выполнить самостоятельно без посторонней помощи. Действия помогут восстановить работоспособность системы охлаждения салона транспортного средства.

Спасибо за внимание, удачи вам на дорогах. Читайте, комментируйте и задавайте вопросы. Подписывайтесь на свежие и интересные статьи сайта.

Ремонт трубок кондиционера автомобиля – ездим с холодком

Ремонт трубок кондиционера авто – неизбежная проблема, с которой рано или поздно сталкивается каждый автомобилист. При трещине или дефекте трубки из системы будет уходить фреон, что приведет к выходу кондиционера автомобиля из строя. Вооружившись необходимыми инструментами, материалами, терпением и временем, ремонтные работы можно произвести самостоятельно.

Почему трубки выходят из строя?

Многие модели легковых автомобилей устроены так, что трубопровод, подводящийся к компрессору кондиционера, проходит рядом с выпускным коллектором. Из-за постоянно высокой температуры происходит постепенное выгорание, растрескивание и высыхание этих элементов.

Зимний период характерен засорами трубок и шлангов, в результате чего пространство между радиатором, охлаждающим двигатель, и автомобильной системой кондиционирования заполняется грязью. Помимо этого, значительное влияние на алюминиевые трубки оказывают такие факторы, как воздействие дорожных реагентов, перепады температур, повышение и понижение влажности.

Чиним кондиционер автомобиля – латаем дыры

При осуществлении ремонта автомобильного кондиционера во многих случаях необходима аргонно-дуговая сварка, особенно когда речь идет о больших трещинах. Однако с мелкими повреждениями можно справиться без использования сварочного аппарата. В данной ситуации используются специальные составы, которые напыляются на поверхность в несколько слоев. Таким образом, получается своеобразная заплатка. Ее изготовление займет у вас всего несколько минут.

После нанесения средств необходимо надеть трубку из резины большего диаметра, которая бы полностью охватывала отремонтированную деталь.

Во многих случаях изготовление новых деталей для кондиционера автомобиля обойдется значительно дешевле их покупки. Если вы решились на такой шаг, очень важно правильно снять размеры необходимых деталей и иметь нужные инструменты. Чтобы изготовление прошло без проблем, у вас в арсенале должен быть качественный труборез, трубогиб и несколько других инструментов. Труборез позволит добиться качественной обрезки краев трубки, а трубогиб даст возможность гнуть ее под разными углами без риска поломки.

Не менее важным моментом является выбор непосредственно трубок. Будьте внимательны – изготовление деталей следует проводить в той измерительной системе, которая указана в техпаспорте авто. Очень часто водители путают дюймы с метрами. Для выбора подходящих элементов необходимо померить деталь на фитингах системы, подрезать и, при необходимости, согнуть в нужных местах, а также соединить при помощи сварки.

Самостоятельный ремонт шлангов для кондиционеров

Некоторые автомобили оснащены системами кондиционирования, ремонт которых вышеописанным способом невозможен. Выручат шланги для автокондиционеров из резины. Этот материал, как известно, имеет свойство трескаться и высыхать, кроме этого, резина в сравнении с металлом намного сильнее подвержена механическим повреждениям.

В случае небольшого повреждения резинового шланга с помощью специальных инструментов и составов на нем также можно сделать заплатку. Однако при больших дефектах шланги для кондиционеров автомобиля необходимо менять на новые, благо, их изготовление обойдется вам в небольшую сумму.

Очень важно проводить ремонт, связанный с климатической системой автомобиля, вовремя, так как в противном случае неисправности могут привести к разгерметизации компрессора кондиционера. А это в свою очередь послужит причиной засорения климатической системы автомобиля частицами компрессионных колец, что может привести к более серьезным поломкам и финансовым затратам на ремонт.

Алюминиевые и капиллярные трубки для кондиционера и их замена

Капиллярные трубки относятся к расширительным устройствам и представляют собой дроссель постоянного сечения (регулирующий кран), где разность давлений конденсации (Рк ) и кипения (Р0) хладагента обеспечивается за счет гидравлического сопротивления по всей длине. Конструктивно прибор представляет собой медный или латунный трубопровод. Данное расширительное устройство не содержит механических движущихся узлов и деталей и не требует никаких средств peгулирования и настройки в отличие от терморегулирующих вентилей (ТРВ), что обеспечивает высокую надежность и продолжительность работы в течение достаточно длительного времени, а также низкую стоимость капиллярной трубки.

Эти преимущества объясняют широкое применение устройства в холодильных системах малой мощности: кондиционерах, бытовых холодильниках и морозильниках, а также холодильных шкафах и прилавках.

Требования к капиллярным трубкам

Лучшими считаются трубки с калиброванным каналом. Их пропускная cпособность составляет 3,5 — 8,5 л/мин (см. таблицу), которая проверяется ротаметром или другим расходомером, либо по эталонам, по соглашению между потребителем и заводом–изготовителем.

За рубежом к капиллярным трубкам предъявляют жесткие требования в отношении их размеров, материала и качества изготовления. Наружный диаметр имеет допуск d Н ± 0,051 мм, внутренний d BH ±0,025мм. В расчетном режиме они должны обеспечивать пропускную способность протекания хладагента в количестве, точно равном массовой производительности компрессора.

Наружная и внутренняя поверхности трубок должны быть чистыми, канал не загрязнен пылью, маслом или окалиной. Проверка на герметичность проводится под водой при давлении 4–5 МПа, а по требованию потребителя — 7–8 МПа.

Капиллярная трубка, соединяющая линии нагнетания и всасывания, уравнивает давление в холодильной системе при остановке компрессора (рис. 1).

Рис.1 Кривые изменения давления в холодильном агрегате за цикл работы: 1 – давление в нагнетательной трубке (РК); 2 – давление в отсасывающей трубке (РO)

Принцип действия

При остановке конденсатор освобождается от хладагента, а прибор охлаждения заполняется им. Поэтому при наличии капиллярной трубки в холодильном контуре, отпадает необходимость применения ресивера, поскольку в противном случае возможен гидравлический удар в компрессоре из–за переполнения прибора охлаждения жидким фреоном.

При пуске компрессора давление нагнетания повышается до номинального значения давления конденсации постепенно. Это означает, что ток, потребляемый электродвигателем, растет одновременно с ростом давления нагнетания. Таким образом, запуск компрессора осуществляется в облегченных условиях, без особых усилий, при малых значениях пускового тока, что позволяет использовать электродвигатели небольшой мощности с малым пусковым моментом.

К холодильному агрегату предъявляются следующие требования:

  • вместимость конденсатора должна быть меньше вместимости прибора охлаждения, иначе возможно его переполнение после остановки компрессора;
  • на случай замерзания или засорения капиллярной трубки в конденсаторе должен находиться весь фреон, содержащийся в системе;
  • обязательным является применение надежных фильтров–осушителей, размещаемых между конденсатором и капиллярной трубкой;
  • для разгрузки компрессора необходима достаточная длительность нерабочей части цикла.

В качестве недостатков здесь можно назвать:

  • понижение эффективности работы при изменении температуры окружающей среды и тепловых нагрузок;
  • повышенную чувствительность к влаге, загрязнениям и утечке хладагента;
  • снижение холодопроизводительности при минимальных утечках хладагента или засорении капиллярной трубки.

Заправка систем кондиционирования

Процедуру необходимо производить с учетом всех особенностей их работы. Так, если воздух, поступающий на вход воздухоохладителя, работающего на хладагенте R22, имеет температуру t B1 =25°С, то кипение хладагента в приборе происходит интенсивно. Когда процесс кипения в воздухоохладителе закончится, перегрев паров хладагента на входе в компрессор будет составлять около ? t пер =+15°С.

Если температуру воздуха на входе в воздухоохладитель понизить до t B1 =20°C, то это приведет к уменьшению интенсивности кипения жидкого хладагента. При этом, капиллярная трубка будет подавать в прибор охлаждения прежнее количество хладагента, температура кипения которого сдвигается к его выходу из аппарата. В результате величина перегрева паров хладагента к концу цикла теплообмена в приборе охлаждения достигнет значения ? t пер = +7°С.

В случае дозаправки кондиционера при температуре поступающего воздуха t B1 = +25°С, хладагент нужно добавлять в паровую фазу до тех пор, пока величина перегрева не достигнет нормального значения ? t пер = + 7°C , что обеспечит эффективную работу воздухоохладителя. Температура воздуха на входе в воздухоохладитель (t B1 ) и перегрев паров хладагента ( ? t пер ) тоже будут понижаться.

Если отключение компрессора осуществлять термостатом, настроенным на +20°С, то в компрессор может попасть жидкий хладагент и вызвать гидравлический удар. То есть, перегрев зависит от температуры воздуха, поступающего в воздухоохладитель, что необходимо учитывать при заправке холодильной установки.

Расход жидкого хладагента G kt через капиллярную трубку зависит от перепада давления конденсации (Рк) и давления кипения (РO): Gkt= f( ? Р), ? Р=Р К –Р О.

Для каждого хладагента, заправленного в холодильную систему, существуют зависимости, позволяющие определять падение давления. Чем выше давление конденсации Рк, тем больше расход хладагента, проходящего через капиллярное устройство в воздухоохладитель.

Рассмотрим это на примере. При температуре t B1 =20°С в охлаждаемом помещении давление конденсации для R22 составляет Р к =14,3 · 10 5 Па, а температура конденсации t K = +40°С, при этом Р 0 =4,1 · 10 5 Па, a t 0 = + 1°C . Это значит, что при данном перепаде давлений температура перегретого пара на входе в компрессор составляет t B1 =8°С, то есть величина перегрева равна ? t пер =t BН –t 0 = 7°С. Если температура воздуха t B1 на входе в конденсатор равна 26 0 С, то давление конденсации повышается до значения P k =18,5 · 10 5 Па, а следовательно, повышается и давление кипения Р0 = 4,6 · 10 5 Па. Увеличивается также перепад давления на капиллярной трубке с 10,2 · 10 5 Па до 13,9 · 10 5 Па, что может привести к увеличению расхода жидкого хладагента через нее: в воздухоохладитель будет поступать значительно большее его количество и жидкость не успеет полностью перейти в пар до компрессора. При этом, перегрев снижается, а вероятность возникновения гидравлического удара возрастает. Следовательно, при заправке следует учитывать значение давления конденсации Р к хладагента.

Читайте также:  Кондиционеры и сплит-системы Fusion: отзывы, инструкции к пульту управления

Работа с вентиляторами

В системах кондиционирования используются многоскоростные вентиляторы, которые существенно влияют на нормальную работу данных установок. Поэтому необходимо всегда помнить и о скорости движения потока воздуха, проходящего через воздухоохладитель. Если вентилятор перевести на пониженную скорость вращения, то расход воздуха через воздухоохладитель снижается, процесс кипения протекает менее интенсивно и продвигается к линии всасывания в компрессор. Перегрев паров хладагента уменьшается, а опасность появления гидравлического удара возрастает.

Таким образом, вероятность возникновения гидравлического удара в системах кондиционирования с капиллярными трубками определяется значениями следующих параметров:

  • температурой поступающего воздуха t BI ;
  • давлением конденсации Рк ;
  • величиной скорости вращения вентилятора V.

Одним из основных условий заправки систем кондиционирования с капиллярной трубкой является и необходимость учета массы жидкого хладагента, рекомендуемой заводом–изготовителем. Поэтому заправку после ремонта следует производить в следующем порядке:

  • слить весь хладагент в мерный цилиндр;
  • произвести вакуумирование установки;
  • залить с помощью мерного заправочного цилиндра или точных весов такое количество хладагента, которое указано в инструкции по эксплуатации данного типа установки.

Если же инструкция отсутствует и количество вмещаемого хладагента в систему неизвестно, то необходимо, в первую очередь, убедиться в отсутствии утечек хладагента, а при наличии устранить их. Затем осторожно начать подавать хладагент в установку, постоянно измеряя величину перегрева ? t пер на всасывающей магистрали компрессора. Следует помнить, что снижение величины перегрева и избыток хладагента в контуре могут стать причинами появления гидравлического удара. В то же время, недостаток хладагента приводит к работе установки с высоким перегревом во всасывающей линии. В результате — неэффективное охлаждение электродвигателя и компрессора, его перегрев и выход из строя.

Закупорка прибора

Основная неисправность капиллярных трубок — это полное или частичное их закупоривание (засорение). Обычно это возникает после перегорания обмоток электродвигателя, засорения примесями, поступающими через фильтр–осушитель, или из–за ошибок, допущенных в ходе ремонта холодильного контура.

Если капилляр закупорен, то в прибор охлаждения поступает недостаточное количество хладагента, холодопроизводительность снижается, перегрев возрастает, корпус компрессора сильно греется. Эти же признаки появляются и при недостаточном количестве хладагента в контуре.

При недостатке хладагента в конденсаторе, переохлаждение его незначительное, а при закупоренном капилляре нормальное, поскольку в конденсаторе хладагент содержится в избытке.

Таблица. Пропускная способность капиллярных трубок

Диаметр d, ммДавление воздуха у входаПропускная способность, л/мин
МПакг с/см2
0,800,885,9–6,5
0,820,886,5–8,5
0,850,553,5–3,9

Существует и другой признак установления закупоривания капиллярной трубки, основанный на выравнивании давления в контуре Р К ? Р О при остановке компрессора: процесс самовыравнивания протекает тем медленнее, чем сильнее закупорен (засорен) капилляр. Поэтому нельзя смешивать закупоривание капиллярной трубки с недостаточностью количества хладагента в холодильном контуре. Засоренный капилляр можно прочистить, например, продувкой сжатым азотом высокого давления в направлении, обратном потоку жидкого хладагента. Можно также укоротить его на несколько сантиметров со стороны входа в него хладагента. Если это не дает никаких результатов, то капиллярное устройство заменяют вместе с фильтром–осушителем (если бы он был исправен, то засорения капилляра бы не произошло).

Замена трубки

При замене капиллярной трубки необходимо использовать капилляр, который предусмотрен заводом–изготовителем для данного типа холодильного агрегата. При несоответствии капилляра заданному расход жидкости через прибор охлаждения уменьшается (когда установлена слишком длинная капиллярная трубка или трубка заданной длины, но с меньшим внутренним диаметром). При этом перегрев на всасывании в компрессор повышается, корпус сильно перегревается. И наоборот, если установить слишком короткий капилляр (или той же длины, но с большим диаметром), то в воздухоохладитель будет поступать больше жидкого хладагента, чем при его нормальной работе. В результате перегрев на линии всасывания может понизиться до значения, при котором возможны гидравлические удары в компрессоре (давление кипения повышается, а температура корпуса становится ниже нормы).

Для подбора капиллярных трубок экспресс­методом существуют зависимости их пропускной способности (л/мин) от потребляемой мощности компрессора в системах кондиционирования, работающих на различных хладагентах.

Замена капиллярной трубки

Основная неисправность капиллярных трубок — это полное или частичное закупоривание (засорение) их. Обычно оно возникает после перегорания электродвигателя, засорения примесями, поступающими через фильтр-осушитель, или после ремонта холодильного контура, если при ремонте были допущены ошибки.

Если капилляр закупорен, то в прибор охлаждения поступает недостаточное количество хладагента, при этом холодопроизводительность снижается, перегрев возрастает, и корпус компрессора сильно греется. Такие же признаки появляются и при недостаточном количестве хладагента в контуре (рис. 1).

При этом количество хладагента также не будет достаточно и в конденсаторе, поэтому переохлаждение жидкого хладагента после конденсатора незначительное, а при закупоренном капилляре переохлаждение обычно нормальное, поскольку в конденсаторе хладагент содержится в избытке.

Рис. 1. Схема работы холодильного контура при закупоривании капиллярной трубки:
КМ — компрессор; КД — конденсатор; ВО — воздухоохладитель; КТ — капиллярная трубка;
BP1 и ВР2 — вентилятор; Ф — фильтр-осушитель;
1 — пониженное давления кипения; 2 — пониженное давление конденсации.

Существует также и другой признак установления закупоривания капиллярной трубки. Этот способ основан на выравнивании давления в контуре РК≈Р при остановке компрессора. При закупоривании капиллярного устройства процесс самовыравнивания протекает тем медленнее, чем сильнее закупорен (засорен) капилляр. Поэтому нельзя смешивать закупоривание капиллярной трубки с недостаточностью хладагента в холодильном контуре.

Засоренный капилляр можно прочистить, например его продувкой сжатым азотом высокого давления в направлении, обратном потоку жидкого хладагента. Можно использовать укорочение капилляра со стороны входа в него хладагента на несколько сантиметров. Если это не дает никаких результатов, то такое капиллярное устройство заменяют вместе с фильтром-осушителем (если бы фильтр-осушитель был работоспособным, то засорения капилляра не было). При замене капиллярной трубки необходимо использовать в точности такой же капилляр, который предусмотрен для данного типа холодильного агрегата заводом-изготовителем. Самостоятельное изготовление капилляра и его использование при замене вышедшего из строя недопустимо, так как будет нарушена нормальная работа холодильного агрегата. При замене капилляров следует учесть, что их внутренний диаметр колеблется от 0,60 до 2,29 мм, а наружный от 1,83 до 4,67 мм (по данным зарубежных источников). Поэтому замерить диаметр капилляра довольно сложно. Для одного и того же наружного диаметра капиллярной трубки изготовляются капилляры с разными внутренними диаметрами. Так, при наружном диаметре dHAP=2,4 мм имеем капилляры с внутренними диаметрами dBH= 0,6; 0,8; 1,2 мм, а при dHAР=3 мм имеем dВH= 1,0; 1,5 и 1,8 мм.

Влияние неправильно подобранного капилляра на нормальную работу холодильного агрегата.

Рассмотрим влияние неправильно подобранного капилляра на примере установки для кондиционирования воздуха (рис. 2, а-в). На рис. 2 а представлена схема работы данной установки в нормальном режиме, т.е. когда установлен требуемый капилляр. На рис. 2 б приведена схема работы той же установки, но со слишком длинной капиллярной трубкой (или трубкой заданной длины, но с меньшим внутренним диаметром). При несоответствии данного капилляра заданному расходу жидкости через прибор охлаждения уменьшается, перегрев на всасывании в компрессор повышается, а корпус компрессора сильно перегревается. И наоборот, если установить слишком короткий капилляр (или той же длины, но с большим диаметром), в воздухоохладитель будет поступать больше жидкого хладагента, чем при нормальной его работе (см. рис. 2 в). В результате перегрев на линии всасывания понижается до значения, при котором возможны гидравлические удары в компрессоре, давление кипения повышается, и температура корпуса компрессора становится ниже нормальной.

a) длина капилляра нормальная

б) капилляр длинный

в) капилляр короткий

Рис. 2. Работа холодильного контура при различной длине капилляра:
КМ — компрессор; КТ — капиллярная трубка; ВО — воздухоохладитель;
Ф — фильтр-осушитель; М — манометр на линии всасывания.

Алюминиевые и капиллярные трубки для кондиционера и их замена

1. Найдите тестовый товар с НДС (картинка снизу).

2. Нажмите кнопку “в корзину” – перейдите в корзину – нажмите кнопку “оформить заказ”.

3. Выберите способ доставки и платежа.

4. На следующем этапе Вы можете зарегистрироваться как ГОСТЬ или КЛИЕНТ с указанием адреса доставки (предоставляется доступ в меню ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН –> УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗАМИ)

5. Распечатать счет на оплату (после подтверждения заказа модератором) можно здесь –> ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН –> УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗАМИ –> ЗАКАЗЫ –> ДЕЙСТВИЯ

6. Наличие товара на складе актуально

Как заказать товар, если его нет в наличии

1. Пройдите регистрацию (авторизацию)

2. Найдите тестовый товар с НДС (картинка снизу) или любой другой.

3. Нажмите кнопку “Под заказ” – перейдите в корзину “Товары под заказ” – убедитесь, что товар в корзине.

4. Перейдите в меню ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН –> УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗАМИ (для зарегистр.).

5. На вкладке ТОВАРЫ ПОД ЗАКАЗ будет список товаров, которые Вы хотите приобрести – Вы можете задать ему название (только нажмите кнопку “сохранить”)

6. Распечатайте заказ или нажмите кнопку @ ПОДЕЛИТЬСЯ и отправьте нам сообщение на электронную почту.

7. После Вам поступит сообщение – предзаказ по товару возможен или нет.

ТЕХНОКЛИМАТ 67 – 81 – 10

  • Вы здесь:
  • Главная
  • ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
  • Вопрос – Ответ
  • Замена капиллярной трубки – чистка, пайка или вклейка, что выбрать?

вопрос – ответ

Замена капиллярной трубки – чистка, пайка или вклейка, что выбрать?

Мастерам по ремонту бытовых холодильников часто приходится встречаться с частичной или полной закупоркой капиллярной трубки. Как правило, это происходит с холодильниками Атлант с использованием хладона R-134a. После диагностирования закупорки возникает дилемма – прочищать или менять капиллярную трубку, сечение которой обычно составляет 0,71 мм. Методы прочистки и замены капиллярной трубки разнообразны. Рассмотрим их.

Читайте также:  Кондиционеры и сплит-системы WindAir: отзывы, инструкции к пульту управления

Прочистку медной капиллярной трубки можно осуществить промывочными смесями или холодильными маслами с использованием пресса-домкрата (в этом случае в домкрат заливается либо специальный промывочный хладагент R-141 (142) b, либо масло, желательно совместимое с R-134a). Есть и “дедовские” методы прочистки – без домкрата: с помощью трубки, заполненной маслом (гидравлической жидкостью) и молотка.

Другие мастера приверженцы пайки – они только меняют капиллярную трубку. Здесь важны навыки пайки не только по меди, но и по алюминию. В интернете приведено множество видео, как соединяют алюминиевую и медную трубки. Как правило, это все происходит в “лабораторных условиях” – много места, удобный подход, нет “напряжения” в месте пайки и полиуретановой пены, которая вспыхивает от огня, выделяя едкий запах и газы, препятствующие пайке. Всё проходит на раз-два. В реальности все сложнее. Для пайки стыка рекомендуется использовать припои с температурой плавления до 450 градусов Цельсия – ALCOR-22 и CASTOLIN 192 FBK, обязательно зачищать поверхности от лака и верхнего слоя алюминия. Желательно “залудить” место впайки капиллярной трубки и место прокола алюминиевоко испарителя используемыми алюминиевыми припоями. Для этого осторожно нагреть место соединения до появления белесого цвета, внося периодически пруток алюминиевого припоя до появления эффекта растекания флюса – а затем нанести тонкий слой алюминиевого припоя на поверхность.

Третья группа мастеров использует всё, что найдется в своем арсенале, лишь бы был кратковременный эффект “хорошей” работы. В ход идут растворители: ацетон, керосин, кислота, спирт и т.п. Этих “мастеров” не интересует, что после такой промывки компрессор долго не проживёт – их задача показать клиенту, что только они могут справиться с засором капиллярной трубки, а другие просто дилетанты и неумехи. Гарантию на работу они дают, но после такого вмешательства холодильник обречен – срок службы уменьшается в разы. Сервисные центры по ремонту холодильников используют рекомендации завода-изготовителя Атлант по прочистке холодильного контура (капилярной трубки) специальными растворителями, ограничивая время контакта растворителя с засором в течение нескольких секунд.

Среди методов замены капиллярной трубки наиболее проста, как может показаться, вклейка медной капиллярной трубки в алюминиевый испаритель. Но возникает, как минимум 2 проблемы – увеличение времени ремонта холодильника и ограниченный срок службы “клеенного” соединения. При вклейке используют специальные двухкомпонентные клеи, в простонародьи – эпоксидку или холодную сварку с особыми свойствами, способными выдержать температурный диапазон от минус 60 до плюс 110 градусов. И здесь есть рекомендации завода-изготовителя для сервисных центров 10-летней давности – использовать эпоксидный двухкомпонентный клей для металла POXIPOL.

Замена трубок кондиционера: правила и советы

Вся сложность работы по установке системы кондиционирования заключается в монтаже внешней части конструкции. Она занимает большое количество времени и требует немало сил. Замена трубок кондиционера достаточно сложная и кропотливая работа, требующая особого внимания.

Процесс работ по креплению конструкции внешнего блока, его чистке или замене деталей осуществляются с применением автомобильной вышки или специального альпинистского снаряжения. От правильности выполненных работ зависит производительность и срок службы оборудования, поэтому самостоятельно эти работы выполнять крайне сложно и не рекомендуется. У профессиональных специалистов имеются навыки и опыт работы в таких условиях, следовательно, они справятся с заданием гораздо быстрее и лучше.

Рассмотрим некоторые рекомендации, которые следует придерживаться при установке внешней части системы кондиционирования:

  • Внешний блок обладает достаточно большим весом, поэтому желательно применять кронштейны. Они могут выдержать массу блока с дополнительным двойным запасом. Лишь хорошо закрепленное устройство способно выдержать сильные порывы ветра и другие неблагоприятные природные условия;
  • Устройство монтируется только в горизонтальном положении;
  • Крепление к кронштейнам должно быть осуществлено на определенный вид болтов;
  • Для анкерных болтов в стене заранее подготавливаются отверстия, для сверления которых необходимо применять перфоратор;
  • В инструкции пользователя, которая должна быть в комплектации оборудования, указывается расстояние, которое должно соблюдаться между блоком и стеной. Минимальное значение этой цифры – не менее 20 см;
  • Необходимо проследить, чтобы над блоком не была расположена еще одна внешняя часть от другого устройства, и над ним не нависала выступающая часть конструкции фасада здания;
  • Все коммуникации должны хорошо фиксироваться;
  • Поблизости с блоком не должно быть никаких источников, выделяющих тепловую энергию или вентиляционных выходов;

Магистраль сплит системы

Замена старых трубок кондиционера должна осуществляться специалистов или человеком, имеющим определенные навыки и опыт и замены. Чтобы провести работу полноценно и правильно, нужно знать все тонкости конструкции оборудования. Рассмотри ее поближе.

Межблочную трассу лучше проводить с помощью трубок из меди, так как по ним циркулирует хладагент. Обе части кондиционерной системы соединяются при помощи двух трубок, имеющих различный диаметр. Патрубок, предназначенный для возврата хладагента из внутренней части во внешний блок, имеет больший размер диаметра. Прочность соединения трубок между собой влияет на герметичность всей системы в целом. В свою очередь, то отражается на производительности кондиционера.

В процессе работы важно соблюдать все основные моменты, которые требует прокладка и замена медной трубки сплит системы. На большом подъеме часто устанавливают ловушку для масла. Для труб же, используя специальные инструменты для вальцовки, изготавливается очень надежное соединение, которое напоминает «гайку – штуцер».

Такого рода соединение позволяет соединить трубы любой длины и предотвращает образование ложной извилистой магистрали. Помимо того, оно позволяет выбрать наиболее выгодно расположение для устройства и исключает ограничения его установки.

Укладка медных трубок

Последовательность действий прокладки магистрали:

  • Рассчитать расстояние, которое составит от корпуса блока, размещенного внутри помещения, до крепления внешней части конструкции. Если расстояние между ними будет составлять выше 5 метров, нужно будет устанавливать ловушку для масла;
  • Измерить расстояние магистрали и заготовить нарезки трубок (при резке труб рекомендуется оставлять маленький запас на возможную неправильную развальцовку);
  • Накручиваем обратные гайки и осуществляем развальцовывание концов труб;
  • Используя развертку, избавляемся от заусенцев;
  • Изгибаем трубки и закладываем их в штробу.

Как правильно разрезать медные трубки

Как заменить трубку, если она потекла? В первую очередь, нужно правильно отмерить размеры трубы. Резьба трубок должна осуществляться очень тонко. Важно учитывать, что профессиональный подход к резьбе может создать герметичность проложенной трассы системы кондиционирования.

Важно уяснить, какая труба подлежит замене, так как они имеют разный размер. Труба, предназначенная для газа, имеет больший размер, труба, по которой течет жидкий хладагент, имеет меньший диаметр.

Для резки труб используется специальный труборез. Чтобы отрезать трубу, необходимо на самом ее конце установить инструмент и вращая его медленно в сторону противоположную ходу стрелки часов, разрезаем трубу. При этом, использование этого инструмента позволяет избежать получения скоса, образования неровностей среза или завала крайней части трубы. Срез трубки должен осуществляться ровным образом. Срезной угол не должен быть менее или более 90°C.

После среза трубу нужно зачистить от образовавшихся мелких зазубрин и опилок. Работая с трубой, следует исключить любое попадание в трубу металлических опилок, пылинок и прочих мелких частиц. Продувать трубу очень сложно, поэтому обрабатывать ее края нужно очень аккуратно.

Замена трубок кондиционера на шланги не будет столь надежной и прочной. Все преимущества шланга заключаются в его гибкости. Выбор материала для труб конструкции осуществляется за счет самой конструкции и условий установки кондиционера.

Развальцовка концов труб

При установке кондиционера и прокладке магистрали, для стыковки медных трубок используют обратные гайки и штуцеры. Как правило, каждая сплит система оснащена шутцерами. Они находятся в местах подключения трубок.

Для вкручивания гайки на трубу, выполненную из меди, окончания труб необходимо развальцевать. Для этого понадобится инструмент – вальцовка и тиски маленького размера, которые должны быть в комплекте с вальцовкой. Принцип работы:

  1. Обратная гайка надевается на кончик трубы;
  2. Оставляем небольшой отступ от края и трубы и зажимаем ее тисками;
  3. Затем разбортовываем трубу;
  4. После этого нужно сравнить полученные данные с показателями таблицы, где указаны, необходимые параметры трубки, подлежащей разбортовке.

Осуществлять процесс разбортовки нужно очень аккуратно, чтобы не было повреждений на трубе. Но, если без повреждений обойтись не удалось, нужно обрезать испорченный конец трубы и повторить всю работу.

Теплоизоляция системы после замены труб

Так как замена трубок кондиционера требует полной разборки конструкции оборудования, после выполнения работы, оголенные трубы и прочий материал необходимо скрыть, чтобы они не бросались в глаза и были защищены от неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Помимо того, отверстия, проделанные в стене для прокладки магистрали необходимо изолировать. Главное, добиться теплоизоляции, как минимум на 95 %. Не изолированными будут оставаться лишь фитинги, изгибы ловушек для масла и другие более сложные участки конструкции.


Медные трубки, по которым будет подаваться хладагент, подлежат теплоизоляции по всей их длине. Материал для тепловой изоляции труб производится в трубчатой форме. Длина материала составляет 2 метра. Поэтому, теплоизоляцию просто надевают на медную трубу. В местах стыковки материал склеивается некислотным герметиком из силикона. Для закрепления теплоизоляции еще используют виниловую изоленту.

Вся качественно выполненная работа отражается на производительности устройства, поэтому во время установки и замены труб, специалисты стараются оставлять как можно меньше швов теплоизоляции. Помимо того, что она будет сохранять тепло труб, она предотвратит возможность их механических повреждений.

Замена дренажной трубки кондиционера ничем не отличается от замены медной трубы. Главное, что нужно учитывать при замене труб, это своевременное отключение патрубков и слив рабочей жидкости. Важно аккуратно работать с фреоном, так он может негативно повлиять на кожу при его не аккуратном использовании. В целом же, замена труб полностью схожа с прокладкой магистрали при установке конструкции.

Сегодня для системы кондиционирования используют еще один, новый вид материала «хромированная мебельная» труба. Такой материал отвечает особой прочностью и является очень эффективным. Минус такого материала в том, что при любом механическом повреждении, материал требует повторного хромирования.

Ссылка на основную публикацию