Выгребная яма из покрышек: устройство, расчеты, материалы и монтаж

Как сделать сливную яму из покрышек своими руками: Инструкция +Фото и Видео

Многие загородные дома не имеют подключения к центральной канализационной системе, по этой причине владельцы домов и дачных построек оборудуют канализацию самостоятельно, но не все имеют материальную возможность приобрести готовый септик или очистное сооружение, оборудование дорогое.

Сливная яма из покрышек своими руками не плохой вариант, для утилизации стоков.

Плюсы и минусы выгребной ямы из покрышек

Плюсы

  • Простой и легкий монтаж, который может выполнить любой человек.
  • Стоимость конструкции очень мала
  • Подойдут все покрышки диаметром от одного метра

Минусы септика из покрышек

  • Срок службы максимум 15 лет
  • Возможно нарушение герметизации
  • Через определенное время появляется канализационный запах
  • Произвести ремонт ямы или разобрать ее достаточно сложно. В подавляющем большинстве при окончании срока службы ее просто забрасывают и обустраивают новую яму.
  • Особенности конструкции сильно усложняют процесс откачки.

Варианты выгребной ямы из покрышек

Внимание. При высоком уровне залегания грунтовых вод стоит выбрать другой вариант утилизатора, яма из покрышек не оправдает себя.

Так же стоит обратить особое внимание на тот факт, что объем конструкции рассчитан на 1-2 постоянно проживающих человека.

Выгребная яма из автомобильных покрышек идеальный вариант для дачи или не большого дома с временным или сезонным проживанием.

Как выбрать место для ямы

  1. Учитывая возможность нарушения герметизации, сточный накопитель обустраивается минимум в 30 метрах от источника воды.
  2. Обязательно наличие свободного доступа для обслуживающей спецтехники.
  3. От забора 2 метра.
  4. От жилого строения минимум 5 метров, максимум 10 метров.

Как сделать сливную яму из покрышек своими руками

Прежде чем приступить к работе следует подготовить материал и инструменты:

  1. Покрышки. Не обязательно покупать новые покрышки, можно в любом шиномонтаже приобрести б/у. Стоят они не дорого 50 -200 руб за штуку, зависит от диаметра. По статистике достаточно 10 изделий.
  2. Лопата
  3. Ведро и веревка, для поднятия почвы из ямы
  4. Лестница
  5. Труба для вентиляции
  6. Пластиковая труба с перфорацией
  7. Герметик
  8. Скобы, болты, проволока и т.п. все, чем можно произвести соединение покрышек.
  9. Садовый бур
  10. Любые инструменты, для резки грубой и толстой резины.
  11. Дренаж (щебень, гравий, песок)
  12. Инструмент для измерения метража
  13. Сетка с мелкими ячейками

Монтаж

На выбранном месте вырывается котлован, диаметром больше покрышек на 10-15 см, глубиной в соответствии с количеством изделий плюс насыпь из природного фильтра. Последняя (верхняя) покрышка должна быть чуть выше уровня почвы.

Дно выравнивается и по центру делается шахта, при помощи бура, которая должна пересечь водоносный слой.

Когда котлован готов, выкапывается траншея под канализационные трубы. Главное соблюсти уклон при прокладке, чтобы обеспечить самотек.

В шахту погружается труба с перфорацией. Оставляется метр свободной трубы. Этот отрезок обматывается мелкоячеистой сеткой вместе с отверстием, что послужит фильтром и поможет избежать быстрого засорения перфорации.

На дно высыпается крупный щебень слоем толщиной в 30 см.

В траншее для трубопровода следует создать песчаную подушку.

Подготовка покрышек

  1. У шин срезается корд.
  2. На дно опускается первое «кольцо», наносится герметик, поверх устанавливается вторая покрышка, производится соединение болтами, металлическими скобами и т.п. По этой схеме монтируется каждая последующая камера.
  3. В последней или предпоследней покрышке делается отверстие под канализационную трубу.
  4. Прокладывается трубопровод, осуществляется соединение с колодцем.
  5. Важно соблюсти герметичность.
  6. После высыхания герметика, колодец можно обмотать рубероидом.
  7. Яма засыпается гравием или щебнем с землей.
  8. Закапывается канализационная труба.
  9. Колодец закрывается плотной крышкой из водостойкого материала с трубой для вентиляции.
  10. Колодец снаружи можно прикрыть дерном или произвести посев газонной травы. При необходимости люк поднимается вместе с растительностью.

Выгребная яма готова.

Для обустройства ямы можно использовать покрышки от трактора, грузового автомобиля или легкового.

Выбор размера зависит от требуемого объема ямы.

Рекомендация. Хорошо обустраивать яму из тракторных шин. Они более жесткие, прочные и среднего диаметра.

Итоги

Сливная яма из покрышек имеет дренажное дно, по этой причине за стоками лучше следить. Наличие в них химикатов, медикаментов, хлора не допустимо. Желательно и отсутствие фекалий. Серые стоки позволят колодцу прослужить долго и не нанести ущерб окружающей среде.

Выгребная яма из покрышек

Выгребная яма из покрышек

Выгребная яма из покрышек

Выгребная яма из покрышек — простейших сегмент канализации, который наиболее часто оборудуют в селах, деревнях и на дачах те, кто пытается сэкономить. Многие специалисты настоятельно не рекомендуют оборудовать данную конструкцию ввиду ее недостатков, но те, кто уже успел оборудовать выгребную яму из старых автомобильных шин, опровергают подобные высказывания, опираясь на опыт использования конструкции. Если вы задумались о самостоятельном монтаже такой системы сбора стоков, взвесьте все «за» и «против» ее эксплуатации. К ак сделать септик из покрышек своими руками, Вы жете прочитать в нашей статье.

Выгребная яма из покрышек, схема

Стоит ли устанавливать выгребную яму из покрышек

Цена материалов и легкость монтажа

Конечно, любые выгребные ямы по всем параметрам проигрывают современным септикам. Но, ввиду дешевизны отслуживших свой век покрышек (автомобильных, тракторных и т.п.), многие потребители склоняются именно к такой системе для сброса стоков. Даже с учетом всех земляных работ и материалов выгребная яма обойдется значительно дешевле самого экономичного септика, особенно, если вы самостоятельно займетесь монтажом.

К сожалению, помимо быстрого процесса сборки конструкции и малозатратности выгребной ямы, особых достоинств не наблюдается. Рассмотрим обратную сторону вопроса.

Герметичность и безопасность

  • Автопокрышки изначально не предназначены для оборудования выгребных ям, поэтому срок службы конструкции не превысит 10-15 лет. Резина и металлические элементы под воздействием микроорганизмов и химически агрессивной среды стоков попросту начнут коррозировать и разрушаться.
  • Кроме того, сточные воды могут просочиться в грунт через стыки между покрышками, о неприятных последствиях такого инцидента упоминать излишне.
  • Так как автопокрышки относительно мягкий материал, то может легко сдвинуться из-за почвенных подвижек, в очередной раз допустив просачивание стоков в почву.

Подытожив все вышесказанное, можно сказать, что конструкция не отличается надежностью, герметичностью и продолжительным сроком службы.

Возможно, Вас заинтересует информация о том, как откачать канализацию

Ремонт и демонтаж

В отличие от легкого монтажа, обратный процесс выполнить тяжело, а порой почти невозможно. Стопка автомобильных покрышек с отложениями ила на стенках вест несколько тонн. Закопать такую выгребную яму гораздо проще, чем демонтировать. Ремонт по причине несовершенства конструкции также выполнить очень сложно.

Чистка выгребных ям вручную — занятие не самое приятное

Где устанавливать выгребную яму?

Выгребную яму рекомендуется устанавливать в удалении от фундамента дома, колодцев, трубопроводов и посадок, чтобы конструкция даже при разгерметизации не смогла оказать негативного влияния на фундамент строений, подземные коммуникации и чистоту точек водозабора.

В соответствии с разработанными нормативами, выгребную яму рекомендуется устанавливать:

  • не менее чем в 5 метрах от построек, ограды, дороги и железобетонных/асбестоцементных трубопроводов;
  • не менее чем в полутора метрах от водопроводных чугунных и пластиковых коммуникаций диаметром до 200 мм;
  • не менее чем в трех метрах от посадок и водопроводных труб диаметром свыше 200 мм.

Руководствуйтесь соображениями удобства доступа шлангов ассенизатора до ямы и не забудьте, что слишком длинная канализационная труба, подведенная от дома к яме, может быстро засориться из-за недостаточного уклона.

Сборка конструкции: технология, нюансы, тонкости работы

Как сделать дренажную яму? Для оборудования ямы понадобятся: непосредственно покрышки (от легковых или грузовых автомобилей, трактора, автобуса и т.п.), болты и гайки, ножовка по металлу и лобзик, герметик силиконовый, пластиковые трубы (Ø100 мм).

Если у вас в распоряжении нет старых покрышек, не спешите тратить на них финансы. Обратитесь в автомастерские, автобусные парки или коммунальные службы, возможно, вам помогут решить данный вопрос почти безвозмездно.

Как обычно все начинается с замеров и земляных работ. Измерьте диаметр и высоту каждой покрышки, после чего высоту умножьте на количество покрышек (обычно не более 10 штук) и вы узнаете необходимую длину котлована. В ширину котлован придется копать немного больше, чем диаметр покрышек, чтобы не только изделия свободно поместились на дно, но и можно было качественно произвести обратную засыпку щебнем.

Котлован для выгребной ямы

Как копать котлован — зависит от вас. Если не желаете провести несколько дней с лопатой, наймите экскаватор. Форма котлована также не принципиальна, главное, чтоб были соблюдены размеры и стенки были ровными, а дно наоборот — имело скос относительно горизонтали. Траншеи для труб копаются с учетом уклона (2-4 см/1 м) и последующей теплоизоляции.

После того, как котлован готов, следует буром просверлить в почве скважину, проходящую сквозь все имеющиеся водоносные слои в почве. В скважину вставляем трубу с высверленными отверстиями (дренажная труба), оставляя конец трубы на один метр над уровнем дна котлована. Затягиваем дренажную трубу мелкоячеистой сеткой.

Схема выгребной ямы

На дно котлована необходимо засыпать от 20 до 30 см крупного гравия — дренажную подушку.

Читайте также:  Очистка канализационных колодцев: периодичность и основные способы

Покрышки в котлован следует опускать по одной, попутно срезая внутренний металлический корд, соединяя соседние покрышки болтами и проклеивая стыки герметиком. Последняя (верхняя) покрышка должна находиться над поверхностью почвы примерно на 30-50 см. Это предотвратит проникновение талых вод в выгребную яму.

Установка конструкции в котлован

Чтобы произвести подключение трубопровода к выгребной яме, в стенке покрышки необходимо лобзиком и ножовкой по металлу прорезать отверстие Ø100 мм, вставить в него трубу, обработать место стыка силиконовым герметиком.

Подведение канализационной трубы к выгребной яме

Остается обернуть внешнюю сторону покрышек рубероидом и произвести обратную засыпку щебнем и грунтом.

Обратная засыпка выгребной ямы из покрышек

Не забудьте оборудовать выгребную яму перекрытием с крышкой и вентиляционной трубой, чтобы неприятный запах не распространился от вашей ямы по всему участку. Если же выгребная яма строилась из соображений оборудования только уличного туалета, то необходимость в крышке и подводящей сливной трубе от жилого помещения отпадает.

Оборудование перекрытия над выгребной ямой

По аналогичной технологии можно выполнить строительство дренажного колодца из покрышек для доочистки и утилизации осветленных вод из септика.

Если вы задумали сделать выгребную яму с переливом, то по аналогичной технологии выкопайте котлован для двух стопок покрышек, произведите заливку бетона под первой стопкой и укладку щебня под второй. Соедините обе стопки патрубком, расположенным в центре конструкции. Произведите обратную засыпку и установку перекрытия и вентиляции.

Цены на дренажную трубу

Обслуживание выгребной ямы из покрышек

Крупный щебень заиливается очень медленно, поэтому откачка ямы потребуется не скоро. А чтобы в значительной мере оттянуть эту процедуру, можно использовать специальную «химию» для выгребных ям, способную быстро растворять стоки и фекалии, превращая их в воду.

Сливная яма из покрышек своими руками: пошаговая инструкция по обустройству

Желание добавить городской комфорт в дачную жизнь побуждает многих дачников, да и владельцев загородной недвижимости, заниматься обустройством водопровода на собственном участке. Но полноценная работа водопровода невозможна без канализации, не так ли?

Оказывается, смастерить автономную канализацию можно самостоятельно из подручных материалов. Одним из популярных самодельных сооружений является сливная яма из покрышек, применяемая для сбора и фильтрации стоков. Устройство и монтаж конструкции очень просты, но эффективность и безопасность эксплуатации системы достигается только при строгом соблюдении технологических норм.

В этом материале мы расскажем о том, как выбрать место под выгребную яму, и что необходимо при этом учитывать. Также, здесь вы найдете пошаговую инструкцию по сооружению выгребной ямы из автомобильных шин. Материал сопровождается схемами по обустройству и видеороликами с советами экспертов по сооружению сливных ям.

Устройство и принцип действия отстойника

Выгребная яма – простейший вариант обустройства автономной канализации. С появлением высокоэффективных септиков и локальных систем очистки применение сливных сборников в частных домохозяйствах и коттеджных поселках снизилось. Однако среди дачников этот способ вывода сточных вод остается востребованным.

Наиболее бюджетная и легкая в исполнении система локальной канализации основывается на применении старых автопокрышек. В этом случае стенки сливного сборника укреплены резиновыми шинами, днище у резервуара отсутствует.

Основание поглощающего, или иначе фильтрующего варианта – дренажный слой из щебня и песка. Устойчивость конструкции достигается за счет веса самих автопокрышек, земельной обсыпки и накопленных сточных вод.

Принцип работы поглощающей ямы:

  1. Сточная жидкость по трубе поступает в емкость.
  2. Тяжелые, твердые взвеси оседают на поверхности «подушки» из щебня.
  3. Полуочищенная вода просачивается сквозь дренажный слой и проходит вглубь грунта.
  4. Накопленный ил периодически откачивается из резервуара.

Для повышения качества фильтрации и ускорения дренажа стоков внутри резервуара из автопокрышек устанавливается пустотелая перфорированная труба.

Целесообразность сливного сборника из автопокрышек

Планируя сооружение выгребной ямы из автопокрышек, необходимо сопоставить особенности обустройства, эффективность работы сливного сборника с предполагаемыми условиями эксплуатации и «нагрузками» на канализационную систему.

Главные аргументы в пользу колодца из резинотехнических изделий:

  1. Низкая стоимость. Использованные покрышки можно достать бесплатно – на автосервисе или автотранспортном предприятии остается много старых шин под утилизацию. В крайнем случае, изношенную автомобильную резину получится приобрести практически за копейки на барахолке. Основная статья расходов – обустройство подводящего трубопровода.
  2. Простота монтажа. Подготовка материала, установка и подключение сливного резервуара – посильная задача для одного человека. Работа не предусматривает использование дорогостоящих инструментов и оборудования.

Резина не поддается коррозии, поэтому яма прослужит дольше, чем сооружение из металлических бочек. Средний срок эксплуатации – 10-12 лет.

«Кустарное» очистное сооружение для канализации имеет ряд негативных факторов, ограничивающих его применение:

  1. Низкая производительность. Даже покрышки очень большого размера не способны обеспечить достаточный объем для накопления и отвода сточных вод. Поглощающая яма из шин подойдет для семьи из двух-трех человек.
  2. Промерзание системы. Несмотря на использование теплоизоляционных материалов при сильных морозах резина околевает, что чревато замораживанием стоков и остановкой работы канализации.
  3. Неприятный запах. Время от времени со стороны выгребной ямы могут доноситься «ароматы» нечистот. Для устранения проблемы монтируют фановую вентиляционную трубу и накрывают люк плотной крышкой.
  4. Ограниченность использования. Степень очистки стоков поглощающей ямой достигает 40% – этого недостаточно для безопасного отвода в грунт. Чтобы не нарушить экологическое равновесие в сливную яму из покрышек нельзя сбрасывать сильно загрязненную жидкость и фекальные массы.
  5. Недостаточная герметичность. Обеспечить полную непроницаемость стыков между покрышками достаточно сложно. При подвижках грунта и после чистки высока вероятность разгерметизации конструкции – нечистоты начинают просачиваться в грунт.

Утрата герметичности – самая частая причина сбоя в работе канализационной системы.

Возможные решения проблемы: капремонт конструкции после чистки или полный демонтаж резинового колодца с последующим возведением траншеи из новых покрышек.

Поглощающий колодец из покрышек целесообразно возводить при выполнении следующих условий:

  • объем сточной жидкости не превышает 1 м.куб/сутки;
  • уровень грунтовых вод на участке находится на глубине от 2-х м;
  • выгребную яму без дна предпочтительно обустраиваться на легких, хорошо дренируемых грунтах (песок, супесок), на тяжелых субстратах (глина) вода склона застаиваться.

Строительство ямы целесообразно для дачного участка, сауны или бани сезонного использования.

Выбор места под сливную яму

При строительстве сливной ямы следует ориентироваться на нормы, изложенные в СанПиН 42-128-4690-88. Документ четко определяет допустимые границы размещения канализационной системы на участке.

Дополнительные, но не менее значимые, ограничения по отдалению резервуара с нечистотами:

  1. Дистанция до водопроводных труб зависит от направления движения грунтовых вод. Приблизительно определить направление можно по уклону рельефа. При устремлении вод от сливной ямы минимальное расстояние между обозначенными объектами – 40 м, в противном случае – не меньше 25 м.
  2. До ближайшего колодца или глубинной скважины с питьевой водой должно быть 50 м и больше. На практике соблюсти эту норму очень сложно. С разрешения СЭС эта дистанция сокращается до 30 м.
  3. Расстояние до открытого водоема – минимум 30 м.
  4. Дистанция между деревьями, кустарниками и выгребной ямой – 4 м. Такой же параметр определен для проезжей части.
  5. Отдаленность очистной установки от соседнего участка – около 3-х метров.

Оптимальное расположение ямы – в низине участка по направлению грунтовых вод. Чтобы снизить вероятность проникновения в жилье неприятного запаха емкость с нечистотами сооружается с подветренной стороны, подальше от дома.

При планировке надо обеспечить беспрепятственный доступ очистительной техники к выгребному резервуару.

Технология сооружения выгребной ямы из шин

Ниже представлен пошаговый инструктаж по созданию сливной ямы с дренажной скважиной. Материал обустройства поглощающего колодца – старые шины.

Процесс устройства сливного сооружения из старой автомобильной резины включает ряд традиционных этапов:

Выгребная яма из покрышек своими руками — эконом-вариант канализации

Времена, когда поездка на дачу предполагала проживание несколько дней в полу первобытных условиях, постепенно проходят. Всё чаще дачники обзаводятся благами цивилизации: комфортным туалетом, водопроводом, ванной и т. д.

Для обеспечения функционирования всего этого необходима канализация. Капитальные сооружения из бетона, камня или кирпича обходятся весьма недёшево, да и времени на них нужно потратить много. Куда проще — выгребная яма из покрышек своими руками. Старые покрышки можно достать на любой станции техобслуживания автомобилей, а технология создания выгребной ямы доступна даже для человека без определённых навыков.

Плюсы и минусы конструкции

Прежде чем приступать к строительству такого канализационного сооружения, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против».

Преимущества:

Для обустройства выгребной ямы вполне подойдут бывшие в употреблении покрышки

  • Максимальная экономичность. Стоимость материалов для изготовления такой канализационной ямы очень низкая. Не нужно привлекать квалифицированных специалистов и оплачивать их работу, не потребуется привлечение специальной техники и оборудования.
  • Быстрота и лёгкость выполнения всех работ. Пара человек справится с оборудованием выгребной ямы из автопокрышек за сутки.
  • Относительная долговечность. Материал покрышек не деформируется и не повреждается под воздействием влаги и насекомых, живущих в почве, но служит выгребная яма из шин порядка 10-12 лет.
  • Можно использовать шины от разных машин с любым диаметром.
Читайте также:  Водоотведение на участке своими руками: проектирование, этапы монтажа и ошибки

Недостатки:

  • Если при установке шин использовать недостаточно надёжный герметик, то могут появиться протечки.
  • Из-под люка, прикрывающего яму из шин может появляться неприятный запах.
  • В случае нарушения конструкции в период активного использования, будет очень сложно произвести ремонт или демонтаж шин.
  • Выгребная яма из покрышек для канализации оправдывает себя лишь в том случае, когда в доме проживает 1-2 человека. На большее количество людей такая конструкция не рассчитана.
  • Такой вариант выгребной ямы не рекомендуется, если высоко расположены грунтовые воды.

Читайте также: Что такое септик и его преимущества.

Выбираем место для выгребной ямы

Выгребную яму нужно организовывать в таком месте, где свободно сможет подъехать ассенизаторская машина. Ведь время от времени содержимое канализации нужно будет откачивать.

Кроме этого, выгребная яма из покрышек не располагается вблизи водозаборных скважин и колодцев с питьевой водой, чтобы фекалии не попали в грунтовые воды (не ближе 30-50 метров).

Дом с заглублённым фундаментом тоже составляет проблему для организации стока. Канализационная яма не должна быть ближе к нему, чем 5 метров, иначе может нарушиться целостность стен. Проще говоря, дом «поведёт».

От забора должен быть минимальный отступ в 2 метра.

Очень удачно, если яма будет размещаться в песчаном грунте — можно будет долго не вызывать ассенизаторов.

Земляные работы

Котлован для выгребной ямы вполне может вырыть и один человек, не прибегая к помощи техники. Ширина ямы не должна сильно превышать диаметр покрышки, чтобы не пришлось расходовать много щебня на засыпку.

На начальном этапе происходит подготовка котлована

В работе надлежит использовать две лопаты с разной конфигурацией. Штыковая позволит разрыхлить землю, а лопатой-черпаком очень удобно её выбирать. Второй вид можно сделать самостоятельно, взяв совковую лопату и загнув её относительно черенка на 80°. Черенки этих лопат должны быть не короче 2,5 метров, чтобы хорошо доставать на большую глубину.

Итак, приступаем к работе. Сначала нужно наметить контур будущей ямы. Для этого на землю кладут покрышку и обводят её колышком, отступая на ширину длины спичечного коробка. Зазор нужен для облегчения ввода автопокрышек в готовую яму. Сначала можно обойтись и обычными короткими лопатами, но по мере заглубления понадобятся всё же длинночеренковые.

Важно: Если возникает соблазн опуститься в яму для упрощения работы, то следует предпринять все меры по собственной безопасности, ведь грунт в любой момент может обвалиться.

Во время копки котлован может постепенно сузиться. Чтобы этого не случилось, нужно периодически производить замеры диаметра ямы.

Укладка покрышек

Перед тем как правильно сделать выгребную яму из покрышек, нужно тщательно и равномерно засыпать дно ямы крупным щебнем. Толщина слоя — не меньше 30 сантиметров. Щебень необходим для уменьшения вероятности заиливания дна.

Схема выгребной ямы из старых покрышек (1. Грунтовый слой из щебня, 2. Покрышки, 3. Трубы, 4. Крепление для крышки, 5. Крышка)

Покрышки перед закладкой тоже необходимо обработать — обрезать электролобзиком по внутреннему ободу, чтобы в закруглениях не скапливался мусор и сточные воды.

Также необходимо вырезать отверстие для подвода канализационной трубы.

Между собой авторезину можно скрепить герметиком, горячим битумом, а дополнительно всю конструкцию обернуть рубероидом или очень плотным полиэтиленом.

Как сделать выгребную яму из покрышек незаметной? Очень просто. Её нужно прикрыть крышкой из плотного пластика и присыпать холмиком земли. Сверху можно даже цветы посадить. Роль крышки может успешно выполнить колпак от колеса.

Как очищать выгребную яму

Любая выгребная яма требует периодической очистки. Избавление ямы из автопокрышек от содержимого можно осуществлять несколькими способами:

  1. Вычерпывание стоков ведром на верёвке. Весьма трудоёмкий и неприятный процесс, но для его реализации не потребуется чья-либо помощь и финансовые затраты. Главная проблема — вывоз отходов за границы населённого пункта.
  2. Откачка дренажным насосом. За работой насоса нужно непрерывно следить и тоже возникает вопрос о транспортировке стоковых масс.

Машина для откачки канализационных стоков

  • Вызов ассенизационной машины. Этот вариант самый быстрый, эстетичный и эффективный. Правда, такая услуга «влетит в копеечку» и при таком способе очистки нужно обеспечить подъездной путь для машины внушительных размеров.
  • Применение биологических препаратов. Они находятся в свободной продаже в садово-огородных магазинах. Средство засыпается или заливается непосредственно в сточную яму. Живые бактерии активно и быстро перерабатывают содержимое ямы, отделяя грязь от воды. В этом случае хоть и реже, но всё равно придётся пользоваться услугами ассенизаторов.
  • Подробнее о том, что из себя представляют бактерии для септиков и выгребных ям и как их использовать, читайте в нашей отдельной статье.

    Как сделать своими руками септик для дачи без откачки, мы рассказали на нашем сайте. Обзор материалов и технология изготовления.

    Полезные советы для домашних умельцев

    • Размещайте покрышки так, чтобы самая верхняя немного возвышалась над поверхностью грунта. Так будет меньше опасности переполнения ямы в случае поступления в нее талых и дождевых вод.
    • Отверстие под трубу лучше делать непосредственно при укладке шин, чтобы определить наверняка оптимальный уровень заглубления трубы.
    • Зазор между шинами и стенками ямы лучше засыпать щебнем не после введения всех покрышек, а по мере возведения объекта.
    • Под верхнюю крышку необходимо установить вентиляционный патрубок высотой 60 см.

    Люди, которые установили подобную яму на своих участках, свидетельствуют о простоте и удобстве системы канализации. Если на даче не живут постоянно, а изредка приезжают, то можно обойтись покрышками небольшого диаметра. В случае установки выгребной ямы во дворе частного дома, лучше брать шины побольше или использовать другую систему канализации.

    Выгребная яма из старых покрышек полностью справляется с возложенным на неё функционалом. Она обеспечивает стабильную работу канализации в небольших частных домах или на дачах. И, хотя её потенциала хватает на обслуживание небольшого количества людей, отсутствие больших материальных затрат и скорость возведения делают такой вид канализации очень конкурентоспособным. Это такой себе эконом-вариант для организации комфортной жизни на природе.


    Как делается выгребная яма из покрышек – описание конструкции и технологии ее устройства с фото и видео

    Даже небольшой дачный участок нуждается в обустройстве канализации. Выгребная яма из покрышек способна заменить даже профессиональный переносной септик или стандартную централизованную канализацию.

    Достоинства и недостатки

    При отсутствии большого количества сточных вод, нет острой нужды в обустройстве сложной канализационной системы.

    Яма, укрепленная автомобильными покрышками, имеет следующие достоинства:

    1. Доступность материалов. Можно применять любые покрышки – от легковых автомобилей и грузовых автомобилей. Они могут пребывать в любом состоянии, главное, чтобы были целыми;
    2. Установка выгребной ямы может осуществляться своими руками. В монтаже такой сточной системы нет ничего сложного. Понадобится подготовить план-схему разветвления труб и рассчитать размер септика, но в целом, Вы можете не иметь совершенно никакого сантехнического опыта;
    3. Низкая себестоимость. Нет необходимости использовать новые шины. Этот материал в больших количествах каждый день выбрасывается на свалки СТО, вывозится за город, изредка даже просто складируется в гараже.

    При этом, такая «кустарная» канализационная система имеет и некоторые недостатки. Наиболее явным из них является появление неприятного запаха, с которым трудно бороться. Для устранения неприятного душкам можно использовать специальные микроорганизмы или герметичные крышки для септиков, но это дополнительные затраты.

    выгребная яма с люком

    Вторым неприятным фактором является отсутствие герметичности. Если покрывать стены сточной ямы исключительно покрышками, без полиэтиленового короба, то некоторая часть отходов будет просто впитываться в почву. Поэтому при обустройстве выгребной ямы из покрышек важно предусмотреть её удаленность от водоёмов и огорода.

    И последним неприятным фактором считается недолговечность конструкции. Бетонные выгребные колодцы служат до 50 лет. Некоторые виды септиков из пластика – до 80. Покрышки смогут выполнять такие функции не более 15 лет.

    Конструкция ямы

    Схематически, такая яма представляет собой укрепленное отверстие в земле, стены которого укреплены покрышками. Под днищем системы дополнительно устанавливается песочно-щебневая подушка, которая исполняет роль фильтра. В стенах на разном уровне расположены сточные трубы. Их может быть несколько (если подключается душевая комната и туалет), или всего (исключительно для туалета). Для препятствия распространения неприятного запаха яма накрывается крышкой.

    Конструкция: вариант выгребной ямы

    Это яма открытого типа, поэтому дном ничем не перекрывается. Дополнительно через песчано-щебневую подушку проходит дренажная труба.

    Размер ямы (и покрышек) зависит от расчетного объема сточных вод. Для того, чтобы рассчитать необходимый размер стока, необходимо руководствоваться требованиями СНИП 2.04.03-85 от 01.01.1986. В сутки на одного взрослого человека приходится от 150 до 500 литров. Этот показатель зависит от многочисленных факторов, включая бытовые приборы. Если они подключены отдельно, то берется среднее значение, скажем, 200.

    В семье, состоящей из трех человек, в сутки я яму будет сливаться 0,6 кубических метров. Объем септика должен превышать суточную норму стоков в три или более раза. Соответственно, для семьи из трёх людей выгребная яма должна быть размером не менее 1,8 кубического метра.

    Пошаговая инструкция по изготовлению выгребной ямы своими руками

    Для начала выбирается и подготавливается участок под строительство. Минимальное расстояние от жилых помещений должно быть не менее 30 метров. От водоёма – 50 метров. Почва сверху очищается от сора и растений – это поможет при копке. Размер отверстия в земле должен несколько превышать размеры планируемой выгребной ямы (это нужно для уплотнения стен септика щебнем). При этом, её глубина должна быть, как минимум, в два раза больше, чем диаметр, плюс один метр для защиты от замерзания стоков. Исходя из глубины, рассчитывается нужное количество покрышек.

    Подготовка отверстия

    К максимальной глубине добавляют 30 сантиметров – это будущая подушка из песка и щебня. Специалисты рекомендуют использовать с такими целями речной просеянный песок и мелкий гравий – он хорошо фильтрует стоки.

    Видео по теме:
    [relatedYouTubeVideos max=”3″]

    При копке обязательно учтите также то, что днище должно быть наклонным. Это нужно для эффективного отвода стоков. После подготовки дна в его центре при помощи ручного бура сверлится отверстие. Оно не должно быть слишком большим. В него вставляется дренажная труба, способствующая прохождению подземных вод. Её конец внутри септика покрывается фильтром, капроном, сеткой, марлей и т. д. для защиты от крупных сорных частиц.

    Вариант дна

    Установка покрышек в выгребную яму:

    1. Верхняя часть шин подрезается – это позволит облегчить процесс монтажа. Стыки между отдельными элементами конструкции тщательно обрабатываются герметиком;
    2. После установки покрышки на днище, оно засыпается слоем крупного щебня. Это обеспечит первичную фильтрацию стоков открытого септика;
    3. Каждая последующая покрышка устанавливается аналогично первой;
    4. Когда уровень стенки дойдет до сливной трубы, то в шине проделывается отверстие на уровне стока, соответствующее входящему диаметру. В боковые части септика подводятся сливные трубы. Их защищают сеткой от засорения стоками. Они располагаются в верхней части сливной конструкции;

    Соединение покрышки и трубы

  • Место стыка трубы и септика также дополнительно прорабатывается герметиком;
  • Установка покрышек производится до момента, пока одна из них не выйдет за пределы ямы. После этого нужно начинать уплотнять стенки. В качестве уплотнителя можно использовать практически любые подручные материалы: песок, гравий, даже остатки покрышек. Главное – это должно придавать жесткости стенкам;
  • После окончания работы, наверх септика устанавливается рама с крышкой. Место выступа покрышки над поверхностью земли дополнительно присыпается с внешней стороны грунтом. Помните, если применяется герметичная крышка для септика, то нужно дополнительно соорудить вентиляцию, иначе в яме будет происходить скопление газов, опасное её переполнением.
  • При желании можно усовершенствовать конструкцию. Например, в земляном отверстии соорудить бетонный кожух, а уже в него устанавливать покрышки. Это позволит увеличить герметичность и продлить срок службы септика.

    Очистка

    Выгребная яма из автомобильных покрышек не способна полностью самоочищаться. Вместо этого существует два возможных варианта:

    1. Применение бактерий, разлагающих отходы жизнедеятельности. Они используются только в том случае, когда к яме не подключены трубы вывода от душа или бытовых устройств. Мыльная пена губительна для этих микроорганизмов. При этом, процесс очистки происходит незаметно и безопасно для окружающей среды;
    2. Ассенизаторские услуги. Ими рационально пользоваться, когда количество стоков превысило допустимый максимум наполненности септика. Выкачка может осуществляться на объектах любых объемов и источников стоков, но сам процесс довольно громкий. Это может доставлять некоторые неудобства.

    В зависимости от объема ямы очистка может осуществлять 1 раз в месяц, три или даже 6. Если есть возможность – то проводить подобные мероприятия лучше перед наступлением холодов, иначе есть вероятность замерзания отходов и усложнения процесса чистки. При этом, если яма довольно большая, а участок – дачный, т. е., не предназначен для круглогодичного пребывания, то очищать небольшие объемы вод он сможет и самостоятельно, за счет открытого дна.

    Как делается выгребная яма из покрышек — описание конструкции и технологии ее устройства

    Цивилизация наградила людей множеством достижений, расстаться с которыми большинству очень сложно. Даже выезжая за город, на лоно природы, многие хотели бы продолжать пользоваться всеми ее благами. В большинстве случаев это вполне возможно. К примеру, даже если на участке не проведена централизованная канализация, грамотно обустроенная выгребная яма из покрышек отлично справится со всеми ее функциями.

    Преимущества и недостатки такой конструкции

    Многие дачники пользуются такой выгребной ямой. Она очень практична и может считаться лучшим выбором при условии, что объемы стоков относительно невелики.

    К неоспоримым достоинствам системы относятся:

    • простота монтажа;
    • доступность материалов;
    • невысокая стоимость конструкции.

    Однако существуют и недостатки:

    • возможность появления неприятного запаха;
    • сложность демонтажа и ремонта;
    • относительно небольшой срок службы конструкции, он не превышает 15 лет;
    • высокая вероятность нарушения герметичности сооружения.

    Выгребную яму можно соорудить не только из покрышек. Для этих целей подойдёт и большая бочка. Об особенностях монтажа читайте в нашем материале: https://aqua-rmnt.com/kanalizaciya/yamy/vygrebnaya-yama-iz-bochki-pravila-po-raspolozheniyu-instrukciya-po-stroitelstvu.html.

    Что нужно учитывать при обустройстве выгребной ямы?

    При планировании монтажа сточной ямы из покрышек изначально нужно определить место ее расположения. Оно должно находиться минимум в пяти метрах от жилья и в двух от забора. Расстояние от сооружения до ближайшего источника питьевой воды не может быть менее 25 м. Кроме того для снижения риска заражения лучше всего сделать так, чтобы уровень ямы был ниже, чем у колодца. Трубопровод, который будет проложен из дома до ямы, должен быть уложен ниже уровня промерзания почвы примерно на 1,2 м. В противном случае сточные воды могут замерзнуть и разрушить трубы.

    При проектировании выгребной ямы необходимо учитывать расстояние до ближайшего колодца, жилого строения и забора

    Если планируется обустройство системы без дна, нужно знать, что такие конструкции могут быть использованы исключительно в случае, когда объем стоков не превышает кубометра. Иначе бактерии, которые обеспечивают естественную очистку, не будут справляться со своей задачей в полном объеме, что чревато загрязнением грунтовых вод и, соответственно, всех ближайших источников.

    Так же бактерии не смогут справиться и с агрессивными химическими веществами, которые не должны сливаться в такую канализацию.

    Схематическое устройство выгребной ямы из старых покрышек — просто, не правда ли?

    При расчете объемов руководствуются простой формулой: в среднем берется по 0,5 кубометра стоков на каждого пользующегося системой человека. Так же учитывается, что уровень жидкости в полностью наполненной яме обязательно должен быть на 1 метр ниже уровня почвы.

    При несоблюдении этого требования отходы могут перелиться через край ямы, что приведет к появлению достаточно серьезных проблем.

    Этапы строительства ямы из колес

    Прежде всего, нужно определиться с размерами конструкции. Для этого берется одна из старых покрышек, приготовленная для монтажа, и по ней намечается диаметр будущего сооружения. Дальнейшие работы делятся на несколько этапов:

    • Выкапывается яма нужного объема. Дно обязательно должно иметь небольшой уклон, направленный в сторону будущего люка. Часть земли, вынутой из ямы, оставляют для засыпания конструкции, остальную лучше всего вывезти с участка.
    • В дне подготовленного сооружения при помощи садового бура выполняется скважина для дренажа, которая прокалывает водоупорные слои и помогает ускорить естественный дренаж.
    • В скважину устанавливается труба подходящего диаметра. Она должна возвышаться над уровнем дна примерно на один метр, что необходимо для предотвращения засорения крупными отходами. В стенках трубы устраиваются отверстия, которые обязательно закрывают сеткой. Через них вода будет поступать в дренажную систему. Верхний срез трубы тоже закрывается сеткой.
    • На дно выгребной ямы слоем в 10 см укладывается крупный щебень. После этого устанавливаются покрышки. Для того чтобы жидкость беспрепятственно стекала вниз, в каждой покрышке перед укладкой срезается часть внутреннего обода. Все стыки изнутри тщательно заливаются герметиком.
      Верхняя покрышка должна немного подниматься над уровнем почвы. Образовавшийся промежуток между стенками ямы и автомобильными покрышками засыпается землей. Для ввода канализационной трубы вырезается отверстие подходящего диаметра.

    Отверстие для канализационной трубы проще всего выпилить при помощи электролобзика

    • Сверху на яму укладывается крышка, выполненная из любого не поддающегося гниению материала. Сверху конструкция засыпается грунтом, при этом люк остается чистым. В обязательном порядке обустраивается вентиляционная труба, которая должна возвышаться землей не менее чем на 60 см.

    Покрышки подойдут и для обустройства сливной ямы. Как её сделать самостоятельно, читайте в нашей статье: https://aqua-rmnt.com/kanalizaciya/yamy/slivnaya-yama-iz-pokryshek.html.

    Современный человек привык к комфорту и не хочет обходиться без благ цивилизации. Очень легко самостоятельно обустроить на даче выгребную яму с использованием автомобильных покрышек. Это сооружение отличается простотой и не потребует серьезных финансовых затрат и строительных навыков. Зато его использование позволит сделать загородную жизнь более удобной и комфортной.

    Ссылка на основную публикацию