Сброс сточных вод: нормы, контроль и получение разрешения

Требования законодательства по вопросу обязательной предварительной очистки и дальнейшему сбросу сточных вод в водные объекты

В практической деятельности технического заказчика строительства объектов при взаимоотношениях с застройщиками очень часто возникает тема обсуждения о необходимости обязательной предварительной очистки и дальнейшего сброса сточных вод, образуемых от функционирования проектируемого объекта в случае отсутствия возможности подключения (технологического присоединения) к центральным сетям водоотведения. А в особенности вызывает сомнения у застройщика необходимость сбора и очистки на земельном участке поверхностных вод (дождевых и талых). Для исключения домыслов и пагубного влияния недостоверной информации, сотрудниками компании «Организация строительства» подготовлена сводная информационная статья в части обозначения требований законодательства по обозначенному вопросу.

В Российской Федерации требования по обязательной предварительной очистке и дальнейшему сбросу сточных вод в водные объекты регламентируется следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон);
  • Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 года №74-ФЗ (далее – Водный кодекс);
  • СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов» (далее – СанПиН).

а так же разъясняются требования законодательства в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №СМ-08-02-32/18383 от 18.11.2014 года (далее – Письмо).

Водным кодексом предусматривается возможность сброса сточных вод исключительно в водный объект, а именно, в статье 44 «Использование водных объектов с целью сброса сточных, в том числе дренажных вод» определятся: предусматривается использование водного объекта (река, озеро, ручей, пруд и т.д.) для сброса в него сточных вод, за исключением некоторых случаев, предусмотренных этой же статьей, таких как: водоем содержит природные лечебные ресурсы, водоем относится к особо-охраняемым водным объектам, а так же, запрещает сброс сточных вод если водоем расположен в границах зон санитарной охраны, первой и второй зоны округов санитарной охраны (горно-санитарной) и рыбоохранных, рыбохозяйственных заповедных зон».

Далее пункт 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса, уже уточняет что, осуществлять сброс сточных вод в водный объект запрещено, без предварительной санитарной очистки и обезвреживания:

6. При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается:

1) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах);”

В дополнении к вышеуказанному, есть требование статьи 38 Закона о запрещении ввода в эксплуатацию зданий, строений и сооружений, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

1. Ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды.

2. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

СанПиН уточняет требования Водного кодекса, в плане обеспечения водоохранных мероприятий:

3.4. Водопользователи на основе регламентированных условий сброса сточных вод и требований к различным видам хозяйственной деятельности обязаны обеспечить разработку и реализацию водоохранных мероприятий, осуществление контроля за использованием и охраной вод, принятие мер по предотвращению и ликвидации загрязнения водных объектов, в т.ч. и вследствие залпового или аварийного сброса.

и по запрету сброса сточных вод:

4.1.2. Не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод:

  • в пределах первого пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;
  • в черте населенных пунктов;
  • в пределах первого и второго поясов округов санитарной охраны курортов, в местах туризма, спорта и массового отдыха населения;
  • в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы;
  • в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, если содержание в них загрязняющих веществ и микроорганизмов превышает установленные настоящими санитарными правилами гигиенические нормативы.

Так же, СанПиН устанавливает требования к проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию и последующей эксплуатации очистных сооружений:

6.8. При проектировании сооружений обеззараживания сточных вод выбирается метод (хлорирование, ультрафиолетовая обработка, озонирование и др.) с учетом эффективности обеззараживания и сравнительной опасности продуктов трансформации в соответствии с МУ 2.1.5.800-99. Расчет допустимых сбросов сточных вод, подвергшихся обеззараживанию, должен быть выполнен с учетом количественного и качественного состава продуктов трансформации.

6.9. В случае строительства очистных сооружений, в т.ч. сооружений биологической очистки сточных вод, водопользователи обязаны обеспечить проведение пусконаладочных работ в сроки, установленные приемочной комиссией. После выхода объекта на полную проектную мощность водопользователи обязаны обеспечить проведение лабораторных исследований качества воды водных объектов в створах, расположенных до и после выпуска сточных вод, и передать результаты исследований в органы государственной санитарно-эпидемиологической службы для подтверждения соответствия объекта настоящим санитарным правилам, согласования ПДС и перечня контролируемых показателей.

6.10. Ввод в эксплуатацию объектов и сооружений допускается при наличии системы противоаварийных мер. В целях обеспечения безопасных условий водопользования населения на объектах и сооружениях, подверженных авариям, в т.ч. нефте- и продуктопроводах, нефте- и продуктохранилищах, нефтяных скважинах, буровых платформах, судах и других плавающих средствах, накопителях сточных вод, канализационных коллекторах и очистных сооружениях предприятий и т.п., должны разрабатываться и осуществляться противоаварийные мероприятия в соответствии с водным законодательством Российской Федерации, МУ 1.1.724-98 и с учетом рекомендаций, изложенных в международных картах химической безопасности. Меры предупреждения и ликвидации аварийного загрязнения водных объектов согласовываются органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы и утверждаются в установленном порядке.

6.11. Для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.

6.11.5. При сбросе сточных вод в систему водоотведения населенного пункта или предприятия ответственность за соблюдение нормативных требований к сбросу в водные объекты несет предприятие, сбрасывающее сточные воды в водный объект.

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации подтверждает, что в настоящий момент однозначно урегулирован вопрос сброса сточных вод в водный объект, и то что, сброс на водосборную площадь (то есть на рельеф) является нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований, что предусматривает административную ответственность в соответствии с главой 8 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ).

Нарушение или несоблюдение вышеприведенных в настоящей статье требований Закона и Водного кодекса, предусматривает административную ответственность, определенную КоАП РФ:

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий,
– влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.14. Нарушение правил водопользования

1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке
и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

25 февраля 2018 года Руководитель ООО «Организация строительства» Трофимов Роман Юрьевич

© Организация строительства “ОргСтрой”, 2015 – 2019.

Сброс сточных вод: залповый, на рельеф, в канализацию

Выполнение грамотного подхода к сбросу сточных вод защищает санитарное и экологическое состояние региона. Но частое нарушение норм и пренебрежение правилами серьезно вредит экологической системе.

Что такое сброс сточных вод?

Загрязнённые стоки, образующиеся в результате производственно-бытовой и хозяйственной деятельности людей подлежит сбросу в канализацию, водоемы или на почву. Данный способ вредит природе, что непозволительно согласно действующему природоохранному законодательству РФ.

Согласно Водному кодексу и ФЗ-№7, регламентам страны, сбросу сточных вод предшествует очищение и контроль химического состава, а также обеззараживание. При соответствии нормативам по допустимому уровню концентрации опасных элементов проводится правомерный сброс.

Федеральная служба экологического надзора выдает разрешения для законного сброса, с контролем токсических показателей, с целью избежания ущерба природе.

При автономной канализации требуется расчет залпового сброса сточных вод, который определяется пропускной способностью системы.

Разрешение на сброс сточных вод

После ввода объекта в эксплуатацию, что подтверждается актом приемки госкомиссии, организации обязаны получить разрешение на сброс сточных вод. На выходе водные стоки должны быть чистыми. Для этого на хозяйственно-производственные объекты устанавливают очистные конструкции.

Сооружения нужны для:

  • удаления опасных компонентов и примесей;
  • проведения обеззараживания.

В результате таких мер очистки выпуск производственных потоков не опасен для экосистемы.

Новые предприятия получают разрешение на сброс при согласовании с местным Водоканалом. Для эксплуатируемых объектов этим основанием выступает паспорт водного хозяйства.

В документе обязательно указана структура отводных стоков и норма сброса. На основе утвержденной формы, паспорт разрабатывают сотрудники самого объекта, при условии слива в систему канализации города.

Что требуется для получения разрешения?

Получение разрешения на сброс производственных стоков трудоемкий процесс, требующий сбора пакета документов.

Необходимы акты о приемке:

  1. коллекторов;
  2. очистных конструкций;
  3. трубопроводов;
  4. фундамента внутренней канализации.

В инстанции также подают:

  • чертежные проекты канализационной системы, с указанием информации об изменениях;
  • технические отчеты по использованным расходным материалам;
  • присвоенный адрес.

Требования к составу сточных вод

Нормированным составом должны обладать сточные воды, который обозначен законодательством страны. В нем указано количество и допустимая концентрация загрязняющих веществ, а также компоненты, находящиеся под запретом для слива.

Под запрет содержания в стоках попадают:

  • составляющие, которые разрушают внутренние стенки труб и очистных комплексов;
  • субстанции способные адгезироваться на внутренних стенках труб;
  • взрывчатые, токсичные, эпидемиологически опасные компоненты;
  • элементы, снижающие проведение биологической очистки водных отходов.

Сброс очищенных сточных вод должен соответствовать разрешенному по документам объему, с температурой на выходе не выше 40С.

Кому и для чего нужно оформлять разрешение на сброс сточных вод?

Работа производств, жилищных построек связана с отрицательным воздействием на окружающую природу. Все объекты обязаны согласовать с Росприроднадзором точку сброса стоковых вод.

С этой целью под запрет попадает сброс загрязненных стоков. При наличии очистительных сооружений контролем за их применением занимаются природоохранные организации, которые запрещают слив механически и биологически неочищенных масс.

Как и кем выдаются разрешения?

Ресурсы каждого региона расположены под защитой административных органов надзора. На основе созданных инструкций выдается разрешение или отказ в его получении.

Внимание! Разрешающий документ выдается тем органом управления, который выполняет надзор за местностью, где расположены сточные трубы.

В заявлении для получения разрешения указываются:

  • госрегистрация, реквизиты;
  • локализация трубопровода;
  • норма слива;
  • рассчитанный показатель расхода сбрасываемых вод за год.

Заявка подается в органы природного надзора.

Закон, регулирующий сброс сточных вод

Для законного отведения сточных вод существует ряд положений, разработанных на основе Водного кодекса, Приказа Минприроды №2:

  1. Расстояние жилых застроек до зоны сброса соответствует нормам.
  2. Мощность очистительного фильтра должна позволять сбрасывать стоки с допустимым уровнем загрязнения.
  3. В сточных водах жилых домов, после прохождения через аэробный реактор, присутствует низкая концентрация загрязняющих компонентов.
  4. Многоступенчатые очистительные конструкции на производствах состоят из механических и биологических систем очистки.
  5. Для установки очистных сооружений повышенной мощности требуется проектирование санитарного зоны площадью 50 м2.
  6. По нормам отводящую трубу утепляют с уклоном оголовка выше расположения дренажной канавы.
  7. Слив самотеком распространен, дренажный насос применяют если отсутствует естественное стекание.

Этапы получения разрешения на сброс сточных вод

Получение документального разрешения состоит из поэтапного процесса.

I. Вызов сотрудников для проведения работ.
Специалисты лицензированных лабораторий выполняют заборы сточных вод из разных мест после их прохождения через очистительные барьеры. После анализирования образцов заказчику выдается итоговый результат в виде таблицы с указанием концентрационного содержания опасных элементов.

II. Планирование процедуры, позволяющей свести к минимуму долю загрязняющих компонентов.
Ответственность заказчика за отрицательное воздействие производственных стоков на природу предполагает введение технологического усовершенствования работы предприятия и очистных сооружений.

III.Согласование точки сброса сточных вод в территориальных органах.

В местное отделение подают:

  1. схему отвода;
  2. план разработанных мер, снижающих отрицательное действия стоков на природу;
  3. протокол лабораторных проверок.

IV. Отчет реализации охранноприродного плана. В докладе отражается комплекс проведенных мероприятий.

V. Обращение за разрешением в Федеральную службу по экологическому надзору.

VI. Выдача разрешения.

Куда разрешено сбрасывать сточные воды?

В центральную и локальную канализацию сброс разрешается производственно-бытовым структурам. Для свободного слива в окружающую среду требуется получение документального права и соблюдение мер очистки.

При отведении на объекты специального режима природопользования наличие разрешения обязательно. В документах представлены нормативы допустимой концентрации содержания токсичных элементов в сточных водах.

Для соблюдения требований на каждом предприятии должны быть спроектированы очистные системы, которые регулируют состав примесей. Перед установкой сооружений требуется согласование с Росприроднадзором точки сброса очищенных сточных вод.

Схема сброса на рельеф

Требования к сбросу сточных вод на рельеф местности зависят от их типа (ливневые, промышленные, бытовые). Для сброса поверхностных стоков достаточно механического очищения. Промышленно-бытовые сливы, после механического барьера, должны подвергаться биологической очистке. Неочищенные стоки сливать запрещается.

Среди правовых вопросов сброса сточных вод на рельеф основным является отсутствие возможности получения документального разрешения. Из-за невозможности отвода в водоемы или канализацию предприятия продолжают сбрасывать токсичные потоки в почву несанкционированным путем, не заботясь о наносимом ущербе.

Схема сброса в водоемы

Самый распространенный способ решить проблему отведения промышленных стоков является сброс в близлежащие реки. К получению разрешения на сброс в водоемы предъявляются повышенные требования, учитывается его назначение, особенно если это питьевой источник.

Выпуск промышленных стоков запрещен если:

  • превышен порог количественных показателей;
  • представляется угроза эпидбезопасности населения (нахождение опасных микроорганизмов);
  • барьерная очистка не избавляет от примесей;
  • имеется возможность использования для технических нужд или сельскохозяйственного орошения.

Сброс сточных вод в канализацию

Водоотведение предприятий в городскую систему канализации также требует получения разрешительных документов.

Канализационная система обладает достоинствами:

  • необходимые очистные сооружения;
  • отлично выполняет функцию сбора с объектов;
  • транспортирует большое количество стоков;
  • запрещает сбрасывать неочищенные водные массы;
  • сепарация примесей.

Основной проблемой сброса является большой износ канализационной системы по стране, которая требует проведения модернизации. Плату за сброс в канализацию перечисляют коммунальным службам.

Контроль и ответственность за сброшенные сточные воды

У каждого объекта имеющего разрешение на сброс в обязанности входит последующий контроль за изменениями концентрации веществ и присутствия опасных микроорганизмов. Полученные данные сравнивают с допустимыми нормативами. Кратность проводимых проб составляет—каждые 3 месяца или раз в год.

Причины незапланированной проверки:

  • аварийный сброс сточных вод без прохождения очистки;
  • при анализе проб найдены не указанные вещества;
  • установление нарушений в очистных процедурах;
  • фиксирование запрещенных элементов в образцах;
  • обнаружение микроорганизмов даже после прохождения биологической очистки.

Проблема загрязнения водоемов и почвы сточными водами

Подсчет вреда причиненного почвам как объекту охраны природной среды обусловлено уровнем загрязнения почвы химическими веществами. Соотношение отдельного элемента к нормативу содержания в естественной земельной среде и определяет размер ущерба. Принцип исчисления указан в приказе Минприроды No 238 от 2010 года.

Сбрасывание очищенных вод, содержащих нефтепродукты, поверхностно-активные вещества, производные фенолов наносят вред окружающей среде, который исчисляется исходя из объема, так как в почвенной среде таких компонентов нет.

Засорение водной среды приобрело глобальные масштабы. Загрязнение водоемов сточными водами сокращает долю пресной воды необходимой для употребления.

Внимание! Попадание канализационных стоков в реки, озера, пруды может спровоцировать эпидемии опасных инфекционных заболеваний.

Превышение и нарушение экологических норм сброса водных масс приводит к гибели морских животных, рыб, токсическим отравлениям людей.

Так как пресная вода стала исчерпаемым ресурсом требуется принятие закона ужесточающего контроль и ответственность за сброшенные сточные воды.

Нормы выпуска сточных вод

По санитарным нормам уровень допустимой концентрации элементов в стоках не должен быть превышен. На производственный или бытовой объект налагается штраф за сброс в том случае, если ПДК сточных вод превышает нормативы. Нарушение правил наносит непоправимый вред здоровью человека и ущерб экосистеме. Выпуск выполняют по графику сброса сточных вод.

Внимание! Превышение ПДК даже по одному показателю запрещает сброс в канализацию.

Надзор за ПДК сточных вод выполняют из контрольного колодца со свободным доступом для взятия проб стоков.

Разновидности выпуска

Для сливания в водоем применяют 2 спуска:

Выбор варианта исходит из:

  • рекомендаций надзорных органов по выбору выпуска;
  • необходимости разбавления стоков;
  • объема;
  • особенности ландшафта.

Виды берегового выпуска:

  • затопленный (находится внутри водоема);
  • незатопленный (под углами потоки соединяются).

Русловой удален от берега, бывает:

  • рассеянный (для рек);
  • сосредоточенный (нужно разбавлять чистой жидкостью);
  • эжекторный (высоконапорные распылители для отходов с высокой плотностью).

При большом объеме стоков их сброс осуществляется на глубине, далеко от берега.

Ежегодный расход воды на планете растет с необычайной скоростью. После использования она возвращается в окружающую среду в виде сточных вод, не всегда прошедших очистку. Если отношение к водным ресурсам не изменится, человечество ждет глобальная экологическая катастрофа.

Сброс сточных вод

Ежегодно количество воды, используемое человеком в бытовой и хозяйственной деятельности, растет. Соответственно увеличивается и количество загрязненных стоков, которые должны быть отведены от места проживания и жизнедеятельности людей. Природоохранное законодательство Российской Федерации строго запрещает сброс сточных вод без разработки соответствующего проекта и получения разрешения от государственных органов. Эта мера обеспечивает защиту окружающей среды, а также жизни и здоровья населения от вредного воздействия загрязняющих веществ.

Что такое сброс сточных вод?

Сброс сточных вод – это отведение загрязненной в результате бытовой, хозяйственной или промышленной деятельности человека, воды от места деятельности людей. Сброс сточных вод может производиться в канализационные системы, в водоемы различного назначения и непосредственно на рельеф. При этом, естественно, страдает экология, что недопустимо в соответствии с природоохранным законодательством нашей страны.

В соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Водным кодексом РФ № 74-ФЗ, перед организацией сброса сточных вод в окружающую среду, должен быть проведен комплекс мер по их очищению и контролю химического состава. Законный сброс может проводиться только в том случае, если концентрация опасных химических веществ в воде не превышает предельно допустимые уровни, установленные нормативами государства. Для контроля этих показателей и недопущения загрязнения водоемов и рельефа, для официального сброса сточных вод необходимо обязательно получить соответствующее разрешение в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Кому необходимо получать разрешение на сброс сточных вод?

Оформление разрешения на сброс сточных вод – необходимая мера в процессе разработки проектной документации для любого объекта, деятельность которого связана с негативным воздействием на окружающую природную среду (промышленные предприятия, сельскохозяйственные организации и т.д.). Даже для объектов жилищного строительства предусмотрена необходимость согласования точки сброса с Росприроднадзором.

Для чего нужно оформлять разрешение на сброс сточных вод?

Меры по необходимости получения разрешительной документации на сброс сточных вод направлены на сохранение экологического благополучия региона и защиту жизни и здоровья населения. Достигается эта цель путем запрета на сброс неочищенных сточных вод и требований по установке и применению очистительных сооружений.

Для решения природоохранной задачи, все сточные воды делят на три группы:

  • бытовые;
  • промышленные;
  • поверхностные (ливневые).

Добиться полного устранения или снижения негативного воздействия сточных вод на окружающую среду, можно посредством механического и биологического очищения воды перед отводом. Меры очищения должны разрабатываться индивидуально, в зависимости от типа сточных вод, концентрации загрязняющих веществ и особенностей точки сброса.

Нормы законодательства, регламентирующие сброс сточных вод

Изначально, право граждан на проживание в благоприятной экологической среде, устанавливается Конституцией РФ. Конкретные нормы и правила по вопросам сохранения экологии определяются Федеральным законом N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Сброс сточных вод регламентируется отдельным сводом законов — Водным кодексом РФ. Важнейшим нормативно-документальным актом, определяющим порядок получения разрешения на сброс сточных вод, является Приказ Минприроды России от 09.01.2013 № 2.

В соответствии с перечисленными выше законодательными актами, можно выделить ряд норм и правил, выполнение которых обязательно для законного сброса сточных вод в окружающую среду:

  • Производить сброс сточных вод можно только на определенном расстоянии от жилых домов и объектов общественного пользования. Эта норма направлена не только на защиту жизни и здоровья населения, но и на предотвращение распространения неприятного запаха в местах жизни и работы людей.
  • Стоки могут быть сброшены в канализацию, водоем или на рельеф только после прохождения через фильтр, мощность, конструкция и тип которого определяется уровнем загрязнения сточных вод. Для жилых домов обычно достаточно прохождения сточных вод через аэробный реактор, что позволяет получить воду, с концентрацией загрязняющих веществ ниже предельно допустимого уровня. Для промышленных предприятий используются более мощные очистительные сооружения, многоуровневой механической и биологической системы очистки воды (метантенки, аэротенки, септики и т.п.).
  • Если очистные сооружения обладают высокой мощностью, для их установки требуется разработка соответствующего проекта с расчетом санитарно-защитной зоны, размер которой достигает 50 метров. В этой зоне не запрещено жилое строительство и размещать объекты общественного пользования.
  • Отведение сточных вод должно проводиться посредством утепленной трубы. Также определенные требования предъявляются к параметрам уклона оголовка – конец трубы должен обязательно располагаться выше локализации дренажной канавы.
  • Приоритетным способом отведения сточных вод считается ее слив самотеком. Если реализовать такую технологию отведения воды на деле невозможно, необходимо использовать дренажный насос.

Способы сброса сточных вод

В соответствии с действующим законодательством сточные воды от жилых домовладений, коммерческих предприятий, промышленных и сельскохозяйственных объектов может отводиться либо в канализационную систему, либо непосредственно в окружающую среду.

  • Сброс сточных вод в канализацию. Приоритетный способ отведения сточных вод в городских условиях — сброс в центральную или локальную канализационную систему. Главное преимущество этого способа – канализация оснащена всеми очистительными системами и эффективно выполняет функцию сбора и транспортировки большого объема сточных вод. При этом перед сбросом стоков в канализационную систему, их также очищают до установленных законом уровней загрязнения.
  • Сброс сточных вод на рельеф. Если отведение сточных вод в канализационную систему невозможно, сброс может быть организован непосредственно на рельеф. Особенно часто такая система отвода применяется для ливневых вод, которые перед сбросом достаточно очистить механическим способом. Если речь идет о бытовых и промышленных стоках, производить их сброс на рельеф допускается только после согласования конкретной точки сброса с территориальными органами Росприроднадзора. Бытовые и промышленные стоки перед отводом на рельеф обязательно должны пройти механическое и биологическое очищение и лабораторное исследование образцов. Сброс на рельеф допускается только после официального подтверждения того факта, что концентрация загрязняющих веществ ниже предельно допустимого уровня. Это необходимо в рамках защиты экологического состояния почвы и водных резервуаров.
  • Сброс сточных вод в водоемы. В современных условиях, промышленными предприятиями очень часто используется способ сброса сточных вод в близлежащие водоемы. Для осуществления этого метода может использоваться береговой и русловой способ сброса сточных вод. Для получения разрешения на сброс сточных вод в водоем необходимо разработать подробный проект, который направляется на дальнейшее согласование и утверждение в органы Росприроднадзора. Комиссия при этом оценивает не только уровень загрязнения стоков, но и назначение конкретного водоема для сброса. Категорически недопустим отвод сточных вод в водоемы, вода из которых используется для технических нужд, полива сельскохозяйственных угодий и бытовых нужд. Также нельзя сбрасывать в водоемы стоки, содержащие болезнетворные бактерии и паразитов.

Этапы получения разрешения на сброс сточных вод

Получение разрешения на сброс сточных вод предполагает последовательное проведение таких этапов:

  1. Этап №1 – Привлечение специалистов и проведение исследований. Для получения разрешения на сброс сточных вод, в первую очередь необходимо привлечь компетентных сотрудников аккредитованной лаборатории, которые произведут заборы образцов сточных вод, законсервируют их и проведут необходимые лабораторные исследования. По результатам этих исследований заказчику выдается протокол с таблицей по содержанию загрязняющих веществ в образцах. При этом на анализ стоки должны поступать после прохождения очистительных сооружений и установок. Если по результатам исследований концентрация вредоносных химических примесей ниже предельно допустимых уровней, указанных в нормативах, заказчик может рассчитывать на положительное решение Росприроднадзора по выдаче разрешения на сброс. Также на этом этапе оценивается количество стоков, подлежащих отведению от объекта за определенную единицу времени.
  2. Этап №2 – Разработка плана мероприятий по снижению концентрации загрязняющих веществ в стоках и уменьшению их объемов. Далее составляется список мероприятий, которые могут быть реализованы заказчиком с целью снижения негативного воздействия стоков на окружающую среду. Сюда могут входить и технологии модернизации очистных систем, и технологическое совершенствование технологий работы объекта.
  3. Этап №3 –Согласование точки сброса сточных вод с органамиРосприроднадзора. Далее необходимо обратиться в территориальное отделение Росприроднадзора для определения оптимальной точки сброса сточных вод. Для получения согласования в эти органы необходимо предоставить протоколы исследований стоков, схемы отвода и разработанный ранее перечень мероприятий по снижению загрязняющего действия сточных вод.
  4. Этап №4 –Составление отчета о выполнении разработанного природоохранного плана. На основании реализации разработанных ранее мер по снижению негативного воздействия стоков на окружающую среду, составляется соответствующий отчет.
  5. Этап №5 –Обращение в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору для получения разрешения. Все документы, собранные на предыдущих этапах, совместно с заявлением, подаются в Федеральную службу по экологическому надзору, на которую возложены функции по выдаче разрешения на сброс сточных вод.

Как мы работаем?

Специалисты компании «Экобезопасность» возьмут на себя все хлопоты по разработке и согласованию проекта отведения стоков, и получению разрешения на сброс сточных вод. Наши услуги предполагают проведение такого комплекса мероприятий.

МероприятияОписание
Анализ деятельности объекта сброса и инвентаризация документацииСвою работу наши сотрудники начинают с комплексного анализа процесса образования стоков и изучения всей имеющейся технологической документации. Это позволяет максимально грамотно составить документальные подтверждения безопасности сброса сточных вод для окружающей среды.
Организация лабораторных исследованийДалее наши сотрудники привлекут компетентных специалистов для забора и консервации образцов стоков, с дальнейшим проведением лабораторных исследований. Дальнейшие действия специалистов компании «Экобезопасность» полностью определяются полученными результатами лабораторных исследований образцов.
Разработка и реализация плана по снижению загрязненности стоковЕсли проведенные исследования показали, что концентрация вредных химических веществ в стоках превышает предельно допустимые уровни, установленные нормативами, специалисты разрабатывают план снижения токсичности. На этом этапе наши сотрудники предлагают заказчику варианты технологической модернизации или установки необходимых очистительных приборов. Это позволяет довести загрязненность сточных вод до приемлемой и безопасной границы.
Согласование точки сброса сточных водЕсли исследования показывают, что концентрация загрязнений в стоках соответствует предельно допустимой, сотрудники «Экобезопасность» грамотно оформят всю необходимую документацию, обратятся в территориальное отделение Росприроднадзора и согласуют точку сброса сточных вод.
Получение разрешения на сброс сточных вод в Федеральной службе по экологическому надзоруПо результатам согласования с территориальными органами Росприроднадзора наши специалисты оформят все необходимые документы для обращения в Федеральную службу по экологическому надзору и получения соответствующего разрешения на сброс сточных вод.

Стоимость

Стоимость услуги по согласованию точки сброса сточных вод в канализацию, водоем или непосредственно на рельеф и получения разрешения на сброс в нашей компании составляет _________ (нет данных). В эту цену входят следующие преимущества сотрудничества с нашей компанией:

  • профессионализм и грамотность наших специалистов в области природоохранного законодательства;
  • кратчайшие сроки выполнения всего спектра услуг;
  • привлечение компетентных специалистов, работающих в аккредитованных государством лабораториях;
  • большой опыт работы в области разработки и реализации природоохранных мероприятий, направленных на снижение загрязненности сточных вод;
  • низкие цены на профессиональные услуги.

Сроки

Подготовка документов для получения разрешения на сброс сточных вод в нашей компании занимает от 10 дней. При этом на рассмотрение и выдачу разрешения Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору законодательно предоставляется срок до 30 рабочих дней.

Необходимые для процедуры документы

При оформлении разрешения на сброс сточных вод в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору необходимо предоставить такой перечень документальных свидетельств:

  • заявление по установленной форме;
  • согласование точки сброса стоков с органами Росприроднадзора;
  • план снижения сбросов сточных вод;
  • отчет о выполнении плана, с приложением протоколов лабораторных исследований;
  • копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ (для юридических лиц);
  • НДС, утвержденные в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод.

Особенности процедуры

Отведение сточных вод от жилых домовладений – процесс несложный и обычно быстро решаемый. Значительно более сложная и длительная процедура – получение разрешения на сброс большого количества сточных вод, образующихся на промышленном предприятии. С целью предотвращения аварийных ситуаций и нарушения природоохранного законодательства, после получения разрешения на сброс сточных вод, надзорные органы обязаны проводить регулярные проверки. Такие проверки проводятся не чаще одного раза в три месяца и не реже одного раза в год.

Основанием для внеплановой проверки может служить аварийная ситуация на предприятии, выявление фактов сброса сточных вод в окружающую среду без предварительного очищения и наличие в составе стоков запрещенных веществ. Также особенное внимание надзорных служб привлекают предприятия, которые ранее получали рекомендации и предписания по изменению режима сброса стоков.

Штрафы и ответственность

Нарушение природоохранного законодательства в области сброса сточных вод, наказывается статьями 8.13 и 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях — «Нарушение правил охраны водных объектов». В соответствии с этими статьями нарушителю грозит штраф в размере от 500 рублей до 1 тысячи для граждан, от 10 до 20 тысяч для должностных лиц и от 80 до 100 тысяч рублей для юридических лиц.

Компания «Экобезопасность» — ваш надежный помощник в сфере соблюдения норм природоохранного законодательства и грамотного оформления разрешения на сброс сточных вод.

Разрешение на сброс сточных вод — порядок получения

Современные люди прекрасно представляют, что такое канализационные стоки. И многие, наверное, знают, что сбрасывать, куда попало, такие отходы нельзя.

Промышленные и бытовые сточные воды отводятся на основании:

  • специального разрешения, выдаваемого органами управления городских и сельских поселений,
  • договора, который заключается с Водоканалом.

Разрешение на сброс сточных вод

Промышленные предприятия получают разрешения на сброс сточных вод только после того, как объект сдан в эксплуатацию, о чем свидетельствует акт приемки государственной комиссии.

Но сточные воды с предприятий могут сбрасываться в водные природные хранилища (реки, озера, пруды, моря) или канализационную систему только очищенными. Т. е., на предприятиях должны быть организованы локальные системы по очистке сточных вод, или применяться биологическая очистка. Сточные воды после прохождения очистки должны соответствовать допустимым нормам.

Для предприятий, только начинающих свою деятельность, разрешение на отведение стоков выдается Водоканалом на основании согласования. Для действующих предприятий таким основанием будет служить паспорт водного хозяйства.

Данный паспорт должен разрабатываться самим предприятием, согласно утвержденной Водоканалом формы. В паспорте должно указываться состав промышленных сточных вод и нормы сброса.

В обоих случаях промышленные отходы предполагается сбрасывать в канализационную систему города или села.

Чтобы получить разрешение на отвод сточных вод в природные водные объекты необходимо иметь:

  • разрешение от органов природных ресурсов,
  • разрешение от органов, занимающихся охраной окружающей среды.

Что требуется для получения разрешения

Для получения разрешения на сброс сточных вод, предприятие должно представить в соответствующие органы следующие документы:

  • акты приемки строительных работ по устройству канализационных колодцев или коллекторов;
  • акт приемки трубопроводов;
  • акт приемки фундаментов, их изоляции, уплотнении грунта;
  • техническую документацию на использованные в процессе работ материалы и оборудование;
  • акт испытаний бетонных изделий;
  • чертежи проекта канализационной системы;
  • акт испытания трубопровода;
  • акт или свидетельство испытаний сварных швов и антикоррозийного покрытия;
  • акт приемки очистных сооружений;
  • акт приемки внутренней канализационной системы;
  • сведения об отступлениях или изменениях проекта;
  • справка о том, что объекту присвоен номер по реестру и его адрес.

Требования к составу сточных вод

Выдача разрешения на отвод стоков в канализацию выдается, если требования, предъявляемые Водоканалом к составу промышленных отходов, соблюдаются предприятием:

  • Промышленные воды должны сбрасываться в разрешенном объеме.
  • Нормы содержания твердых и растворенных веществ не должны нарушаться.
  • Промышленные стоки не должны подвергать риску разрушения канализационных труб и оборудования очистных сооружений.
  • Состав сточных вод не должен содержать в себе того, что может привести к засорению канализации и откладываться на стенках канализационных труб.
  • Промышленные стоки не должны содержать веществ – взрывоопасных, загрязняющих окружающую среду вредными бактериями.
  • Сточные воды должны иметь показатель РН 6.5-9, температуру не превышающую +40 градусов.
  • Стоки предприятия не должны иметь в составе химически активных веществ, способных причинить вред здоровью человека, а также содержать нечто, что может воспрепятствовать биологической очистке сточных вод.

Правила пользования канализационной системой

Если предприятие добилось разрешения на сбросы сточных вод, то следует выполнять все требования, предъявляемые к промышленным стокам, их составу. У предприятия должно быть законно полученное разрешение на отвод промышленных стоков, которое выдается на определенный срок , по истечению которого необходимо продлевать договор или заключать новый.

Если на предприятии возникли неожиданные изменения в водном хозяйстве, то оно должно в десятидневный срок уведомить об этом органы управления природными ресурсами.

Для получения нового разрешения, в связи со вновь открывшимися обстоятельствами, предприятие должно представить новый проект канализационной системы.

Особые статьи в разрешениях

Любые разрешения на сбросы сточных вод предприятием в природные водные объекты содержат пункты, которые запрещают сбрасывать промышленные отходы, если они не соответствуют требованиям санитарно – эпидемиологической службы, а также приносят финансовый ущерб.

Закон «Об охране окружающей среды» гласит: Запрещается сброс сточных промышленных отходов, если они:

  • содержат вещества, которые не могут проверяться аналитически, а также не определяется их концентрация;
  • могут использоваться для водоснабжения в технических или иных целях, что способствует экономии финансовых средств предприятия;
  • не были очищены на предприятии;
  • в своем составе имеют различные инфекции и вирусы, вызывающие массовые заболевания людей;
  • содержат продукты нефтехимии и строительный мусор.

Как и кем выдаются разрешения

В каждом субъекте РФ имеются органы управления, которые занимаются охраной природных ресурсов. Разрешения на отвод сточных вод выдаются на основании инструкции, по которой совершается выдача разрешения или отказ на разрешение.

Согласно этой инструкции органы надзора за природными ресурсами могут или приостановить, или возобновить разрешение на отвод сточных вод предприятию.

Сама инструкция разработана на основании нормативов, которые определяют норму содержания вредных веществ в отходах промышленного производства. Также в инструкции указывается лимит сброса сточных вод в зависимости от мощности предприятия и других факторов.

Разрешение выдается той природоохранной организацией, на территории которой находится сточный трубопровод.

Чтобы получить разрешение на сброс промышленных отходов, предприятие должно подать заявление в органы природного надзора, в котором должно указать:

  • свои реквизиты и государственную регистрацию;
  • данные о местонахождении сточного трубопровода;
  • утвержденную максимальную норму сброса;
  • усредненный годовой показатель о расходе сточных вод.

В инструкции говорится, что заявитель не должен представлять дополнительные документы для получения разрешения, которые не указаны в положениях инструкции.

Если в подаваемых документах органами природного надзора усмотрены несоответствие предоставляемых сведений или их искажение, они должны оповестить об этом заявителя.

Получение заявителем отказа на разрешение сбрасывать сточные воды должно аргументироваться органами природного надзора.

Есть ли право на сброс сточных вод в случае недостижимых нормативов?

Какого решения ждать от территориального органа Росприроднадзора, подавая заявление на выдачу разрешения на сброс в пределах нормативов допустимых сбросов в случае, если по ряду веществ они не обеспечиваются?

Цель получения права на сброс сточных вод в водный объект достигается в несколько этапов:

1) оформление решения о предоставлении водного объекта в пользование;

2) утверждение нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект (далее — НДС);

2.1) разработка и согласование плана снижения сбросов (в случае если НДС не достигаются);

3) получение разрешения на сброс в пределах НДС и (или) в пределах лимитов на сбросы.

Нередко водопользователи заблуждаются, будучи уверены, что наличие утвержденных НДС является гарантией получения разрешения на сброс в пределах НДС, включающего весь перечень веществ, в отношении которых НДС утверждены.

Однако вспомним процедуру утверждения НДС.

Водопользователь обращается в Росводресурсы с заявлением об утверждении НДС. При этом фактическое качество сточных вод по отдельным веществам может не соответствовать разработанным нормативам допустимых сбросов (иными словами, не достигаются НДС).

По результатам рассмотрения пакета документов водопользователя (в т.ч. согласования НДС с уполномоченными органами) административный орган утверждает НДС, после чего водопользователь обращается в Росприроднадзор за получением разрешения на сброс.

Следует подчеркнуть, что НДС утверждаются водопользователю вне зависимости от их достижения или недостижения.

Об этом свидетельствует то обстоятельство, что водопользователь в случае недостижения НДС разрабатывает и согласовывает с Росприроднадзором план поэтапного достижения утвержденных НДС (с целью дальнейшего установления лимитов на сбросы).

Извлечение
из Административного регламента
[1]

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги

[…]
19. Перечень прилагаемых к заявлению документов, необходимых для получения разрешения на сбросы в пределах лимитов на сбросы:

согласованный с территориальным органом Росприроднадзора план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС[2] по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы согласно Приложению 3 к настоящему Регламенту (в случае если их достижение Заявителем не обеспечивается);

отчет о выполнении указанного плана согласно Приложению 4 к настоящему Регламенту с приложением данных аналитических исследований по достигнутой эффективности реализованных мероприятий;

предложения по установлению лимитов на сбросы по каждому веществу, по которому утвержденный НДС не достигается, подготовленные в соответствии с согласованным с территориальным органом Росприроднадзора планом снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС.

Таким образом, согласование плана достижения НДС и установления лимитов на сбросы на период достижения НДС невозможно в отсутствие утвержденных НДС по каждому веществу, по которому НДС не достигается.

Итак, перед водопользователем встает вопрос выбора линии поведения:

1) разработать, согласовать план поэтапного достижения НДС для установления лимитов на сбросы в отношении веществ, по которым не достигается НДС;

2) обратиться в Росприроднадзор за получением разрешения на сброс в пределах НДС, невзирая на то, что НДС по ряду веществ не достигается.

Нередко водопользователи выбирают второй путь и представляют в административный орган заявление на выдачу разрешения на сброс в пределах НДС, ожидая на выходе увидеть в разрешении весь перечень веществ, для которых утверждены НДС.

Как должен повести себя государственный орган, получив подобное заявление?

Извлечение
из Административного регламента

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов

20. Для рассмотрения вопроса получения разрешения на сбросы Заявителем по собственной инициативе предоставляются:
[…]
НДС, утвержденные в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с приложением данных о фактическом сбросе веществ[3] и микроорганизмов в водные объекты по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод, оформленных в установленном порядке;
[…]

Административная процедура «Выдача разрешения на сбросы»

[…]
45. В случае если Заявителем по собственной инициативе не предоставлены документы, указанные в пункте 20 настоящего Регламента, ответственным исполнителем формируется и направляется межведомственный запрос в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Формирование и направление межведомственного запроса осуществляется ответственным исполнителем в срок, не превышающий 3 рабочих дня.
[…]

Обозначим три предполагаемых варианта развития событий:

1) административный орган выдает заявителю разрешение на сброс в пределах НДС, несмотря на то, что по некоторым веществам НДС не достигается;

2) административный орган выдает заявителю разрешение на сброс в пределах НДС только в отношении тех веществ, по которым достигается НДС;

3) административный орган отказывает заявителю в выдаче разрешения на сброс в пределах НДС по всем веществам.

На практике территориальные органы Росприроднадзора, не обнаружив в составе представленной документации согласованного плана снижения сбросов и предложений по лимитам на сбросы в отношении веществ, по которым НДС не достигаются, принимают одно из следующих решений:

1) кардинальное — решение об отказе в выдаче разрешения на сброс ввиду представления водопользователем недостоверной информации (под недостоверной информацией понимается умалчивание водопользователем того обстоятельства, что качество сточных вод не отвечает утвержденным НДС);

2) лояльное — решение о выдаче разрешения на сброс в пределах НДС только по тем веществам, по которым НДС достигается.

В большинстве случаев оба варианта решения не устраивают водопользователя, не озаботившегося разработкой плана снижения сбросов и получением разрешения на сброс в пределах лимитов на сбросы.

Так, в первом случае водопользователь полностью лишен права на сброс сточных вод в водный объект по причине отсутствия разрешения на сброс.

Во втором — водопользователь может правомерно сбрасывать в водный объект только те загрязняющие вещества, НДС для которых установлены разрешением на сброс. Применительно же к остальным веществам, присутствующим в сточных водах, водопользователь фактически будет осуществлять их сброс в отсутствие разрешения, что с точки зрения платы за негативное воздействие на окружающую среду приравнивается к сверхлимитному загрязнению.

Разумеется, второй вариант принятия решения территориальным органом Росприроднадзора менее болезненный для водопользователя, т.к. все же санкционирует сброс сточных вод в водный объект (хотя и с «усеченным» составом).

Однако многие водопользователи подобный результат предоставления соответствующей государственной услуги рассматривают как недопустимый произвол административного органа, обязанного — по их убеждению — выдавать разрешение на сброс в пределах НДС без оглядки на фактическое качество сточных вод.

Для поиска объективного варианта вновь обратимся к положениям Административного регламента.

Извлечение
из Административного регламента

Описание результата предоставления государственной услуги

14. При наличии утвержденных НДС и при условии, что достижение НДС обеспечивается, разрешение на сбросы выдается на срок действия указанных нормативов, если лимиты на сбросы не устанавливались.

15. Если НДС не обеспечиваются и при наличии лимитов на сбросы срок действия разрешения на сброс составляет один год с даты выдачи разрешения.
[…]

Следует обратить внимание, что, начиная с первых положений Административного регламента, госорган ограничен в выборе варианта положительного результата рассмотрения материалов, представленных водопользователем:

1) выдать разрешение на сброс в пределах НДС на срок действия утвержденных НДС[4];

2) выдать разрешение на сброс в пределах лимитов на сбросы сроком на 1 год.

Извлечение
из Административного регламента

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги

[…]
25. Основаниями для отказа в выдаче разрешения на сбросы в пределах утвержденных НДС являются:
[…]
г) выявление превышений установленных НДС (с учетом погрешности измерений) любого загрязняющего вещества, для сбросов которых не требовалось установление лимитов;
[…]
26. Основаниями для отказа в выдаче разрешения на сбросы в пределах лимитов на сбросы являются:
[…]
в) отсутствие согласованного с территориальным органом Росприроднадзора плана снижения сбросов с учетом поэтапного достижения установленных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы;
[…]

Так, если территориальный орган Росприроднадзора обнаруживает, что:

  • фактическое качество сточных вод (по каким-либо веществам) не отвечает НДС;
  • в составе материалов отсутствует согласованный план снижения сбросов, предусматривающий поэтапное достижение НДС по данным веществам;
  • отсутствуют предложения по лимитам на сбросы в отношении веществ, для которых не обеспечивается достижение НДС,

то он не вправе в отношении данных веществ:

  • выдать разрешение на сброс в пределах НДС (т.к. выявлены превышения НДС, запрос на установление лимитов отсутствует);
  • выдать разрешение на сброс в пределах лимитов (т.к. отсутствует согласованный план снижения сбросов).

Однако в соответствии с абз. 9 п. 26 Административного регламента основания для отказа в выдаче разрешения в пределах лимитов на сбросы […] в отношении загрязняющих веществ, сбросы которых не обеспечивают НДС, не могут служить основанием для отказа в выдаче разрешения на сбросы в пределах утвержденных НДС других загрязняющих веществ, присутствующих в сбросах Заявителя и обеспечивающих НДС.

Таким образом, территориальный орган Росприроднадзора не вправе отказать заявителю в выдаче разрешения на сброс в пределах НДС по тем веществам, по которым НДС обеспечивается.

Получается, что действия территориальных органов Росприроднадзора по выдаче разрешений на сбросы только в отношении тех веществ, для которых обеспечивается достижение НДС, правомерны. И напротив, водопользователи не вправе претендовать на выдачу административным органом разрешения на сброс в пределах НДС по тем веществам, по которым НДС не достигается.

[1] Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденный Приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2.

[2] Здесь и далее выделено автором.

[4] Обратите внимание: условием выдачи такого разрешения на сброс является достижение НДС.

В.А. Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Сброс сточных вод: нормы, контроль и получение разрешения

Методические указания по нормированию сбросов загрязняющих веществ со сточными водами предприятий тепловых сетей

Дата введения 2002-04-01

Настоящие Методические указания определяют порядок и методику разработки нормативов сбросов загрязняющих веществ со сточными водами для проектируемых, строящихся и действующих предприятий тепловых сетей (ПТС) любой мощности в электроэнергетике.

Методические указания предназначены для ПТС, АО-энер го, проектных и других организаций электроэнергетики вне зависимости от форм собственности.

Методические указания разработаны в соответствии с [1], [2], [3], [4], [5].

2.1 Предприятия тепловых сетей в качестве источников водопотребления используют забор воды из городского во допровода, поверхностных источников (рек, озер), подзем ных источников, а также получают воду от других предприятий. При этом ПТС, имеющие в своем составе тепловые электрические станции (ТЭС) или котельные, получают воду в основном из городского водопровода и от других предпри ятий.

2.2 При наличии в составе ПТС ТЭ С или котельной обра зуются следующие категории сточных вод:

– сточные воды систем водяного охлаждения (конденса торы турбин, масло- и газоохладители и др.): содержат ме ханические примеси, нефтепродукты;

– сточные воды водоподготовительных установок (ВПУ): содержат, как правило, механические примеси, соли кальция, магния, натрия; в зависимости от технологической схемы ВПУ возможно наличие в стоках кислот, щелочей;

– сточные воды от маслосистем турбин, генераторов, питательных насосов, уплотнений сальников и т.п.: содержат механические примеси , нефтепродукты;

– периодические стоки от химических очисток, консервации оборудования: содержат хлориды, сульфаты, соедине ния железа, кислоты, щелочи;

– дождевые, поверхностные стоки с территории предпри ятия, площадок стоянки и мойки транспорта, складов нефте продуктов: содержат нефтепродукты, механические примеси;

2.3 При отсутствии в составе ПТС ТЭС или котельной образуются следующие категории сточных вод:

– сливы уплотнений сальников насосов, компрессоров и другого оборудования: содержат механические примеси, нефтепродукты;

– дождевые, поверхностные стоки с территорий пред приятия, площадок стоянки и мойки транспорта, складов масел: содержат механические примеси, нефтепродукты;

2.4 Предприятия тепловых сетей производят сброс сточных вод:

– в поверхностные водные объекты;

– на поля фильтрации;

– в системы канализации других предприятий.

2.5 При сбросе сточных вод в поверхностные водные объекты нормированию подлежат сбросы загрязняющих веществ для каждого водовыпуска.

2.6 При наличии в составе ПТС ТЭС или котельной нормированию подлежат сбросы загрязняющих веществ, регламентированные [12].

2.7 Категории нормируемых сбросов и перечень нормируемых показателей сточных вод ПТС при наличии в их составе ТЭС или котельной ( см. п. 2.2 ) определяются в зависимости от конкретного оборудования ТЭС или котельной с учетом вышеупомянутых Методических указаний для ТЭС и по согласованию с территориальными контролирующими органами.

2.8 Для сточных вод, отводимых в канализационную сеть другого предприятия или населенного пункта, тех нические условия на сброс устанавливаются владельцем очистных сооружений.

2.9 При сбросе сточных вод в городскую канализацию условия приема этих вод определяются органами жилищно-коммунального хозяйства.

3.1 Нормирование сбросов загрязняющих веществ со сточными водами ПТС осуществляется в целях ограничения вредного воздействия на водный объект.

Нормирование сбросов загрязняющих веществ со сточными водами ПТС в водные объекты производится в соответствии с требованиями нормативных документов и направлено на предотвращение загрязнения водной среды. Нормирование сброса загрязняющих веществ со сточными водами ПТС производится с учетом специфики энергетического производства.

Основными документами, составляющими методическую основу нормирования сбросов загрязняющих веществ со сточными водами ПТС, являются государственные стандарты, общегосударственные и ведомственные нормативные документы.

3.2 Нормирование сбросов загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты производится путем установления для каждого водовыпуска энергопредприятия предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ со сточными водами и планов мероприятий по достижению уровня ПДС со сроками их реализации.

3.3 Предельно-допустимые сбросы для веществ, поступающих в водные объекты общего пользования, устанавливаются для каждого энергопредприятия (существующего, рас ширяемого или реконструируемого).

Предельно-допустимый сброс – масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте.

В случае одновременного использования водного объекта для различных целей к составу и свойствам воды применяются наиболее жесткие нормы из числа установленных.

3.4 При расчете ПДС используются нормы качества воды – предельно допустимые концентрации (ПДК), ориентировочные допустимые уровни (ОДУ), ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ), установленные нормативными документами, определяющими требования к качеству воды в водных объектах, используемых для хозяйственно-питьевых, коммунально-бытовых и рыбохозяйственных целей.

3.5 Нормативы ПДС пересматриваются:

– по истечении срока действия;

– при изменении экологической обстановки в бассейне водного объекта;

– при изменении технических условий эксплуатации оборудования ПТС.

3.6 Нормативы ПДС используются:

– при получении лицензии на водопользование;

– для контроля соблюдения энергопредприятием водо охранного законодательства;

– для оценки эффективности водоохранных мероприя тий;

– для установления платы за сброс;

– для наложения штрафов и предъявления исков о воз мещении ущерба при нарушении водного законодательства.

3.7 В качестве критериев для расчета ПДС служат:

– категория водного объекта, принимающего сточные воды;

– загрязняющие вещества, по которым должны контро лироваться сточные воды в зависимости от технологических схем и схем водопользования;

– фоновые концентрации загрязняющих веществ в контрольном створе водного объекта – источника водоснабжения после последнего по течению водовыпуска какого-либо другого предприятия непосредственно перед водозабором ПТС или непосредственно на береговой насосной станции;

– тип водовыпуска (ов);

– невозможность достижения норм качества воды в вод ных объектах из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию (поступление примесей из ат мосферы, склонного или талевого стока, подземного пита ния водного объекта или реки и т.д.).

3.8 Если в водном объекте под воздействием природных факторов по отдельным веществам превышается ПДК, то для этих водных объектов разрабатываются в установленном порядке региональные нормы качества воды.

Обоснованием для установления региональных норм служат данные специальных гидрологических, гидрохимических, геохимических, гидробиологических и других наблюдений, проводимых организациями, имеющими лицензию на право проведения таких работ.

3.9 Если сброс сточных вод действующими ПТС осуществляется с превышением нормативов ПДС, то для этих предприятий территориальными (бассейновыми) органами МПР России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Госкомэкологии России, Росгидромета, санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России и территориальными (бассейновыми) органами федерального органа управления использованием и охраной рыбных ресурсов устанавливаются лимиты сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативов ПДС загрязняющих веществ в водные объекты, и сроки достижения нормативов ПДС.

3.10 В целях достижения нормативов ПДС водопользователями разрабатываются планы водоохранных мероприятий, включающие в себя работы по восстановлению, рациональному использованию и охране водных объектов, которые должны быть обеспечены финансовыми и материальными ресурсами и получить положительное заключение государственной экологической экспертизы.

3.11 Для ПТС, на которых установлен срок реконструкции очистных сооружений и ведется разработка проектных материалов, нормативы ПДС разрабатываются Генпроектировщиком с учетом планируемого изменения состава и режима отведения сточных вод.

3.12 Для проектируемых и строящихся предприятий соблюдение нормативов ПДС должно быть отражено в проекте и обеспечено к моменту приемки их в эксплуатацию.

3.13 При отведении сточных вод в канализационную сеть другого предприятия, в городскую канализацию выполняются требования пп. 2.8, 2.9.

4.1 Нормативы ПДС разрабатываются водопользователем или по его заказу научной, проектной или иной организацией, имеющей, лицензию на проведение данных работ, на основании расчетных материалов по нормативам предельно допустимых воздействий на водные объекты, а при отсутствии таковых, исходя из недопустимости превышения ПДК загрязняющих веществ в водных объектах, согласовываются с территориальными органами МПР России, санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России, Росгидромета, территориальным (бассейновым) органом федерального управления использованием и охраной рыбных ресурсов и представляются на утверждение в территориальный (бассейновый) орган МПР России.

4.2 Предприятие тепловых сетей:

– использует исходные данные для разработки нормативов сбросов загрязняющих веществ со сточными водами, утвержденные главным инженером (объем воды, забираемой из источников по местам забора воды, объем возвратных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты, качественный состав сточных вод и др.);

– запрашивает в Росгидромете и в его территориальных органах данные по фоновому загрязнению в створах перед забором воды (водопотребление), климатические характеристики района, данные по водотокам (категории, скорости течения и т.д.);

– получает в местных природоохранных органах данные и рекомендации по подготовке проекта норм сбросов загрязняющих веществ со сточными водами (сроки подготовки нормативов, нумерация источников сбросов – сквозная либо станционная и др.);

– непосредственно осуществляет работу по составлению проекта норм сбросов загрязняющих веществ со сточными водами (самостоятельно либо с привлечением организаций, имеющих лицензию на проведение этих работ);

– разрабатывает план мероприятий поэтапного достижения ПДС с экспертной оценкой затрат и сроков реализации мероприятий по достижению нормативов ПДС.

4.3 Расчет нормативов ПДС ведется в соответствии с [5], [6], [7], [8].

При наличии на ПТС неорганизованных сбросов расчет их объема и концентрации загрязняющих веществ ведется по [9]. Расчетные формулы приведены в приложении Б.

При этом для расчета определяются:

– максимально возможные объемы вод, сбрасываемых в водный объект по выпускам (м 3 /ч, м 3 /сут), определяемые измерениями, расчетами либо по проектным данным;

– качественный состав сточных вод, поступающих в водный объект в месте выпуска, – концентрация загрязняющих веществ (мг/л), которая определяется по данным химического анализа;

– фоновое качество воды в месте водозабора и в контрольном створе ПТС для гидрологических условий года 95% – ной обеспеченности;

– ожидаемые максимальные объемы водопотребления и водоотведения; намечаемое развитие ПТС (реконструкция существующего оборудования, ввод новых мощностей и т.д.).

4.4 При проектировании, а также при расширении, реконструкции ПТС нормативы ПДС разрабатываются проектной организацией. Нормативы ПДС являются неотъемлемой частью технической документации на всех стадиях проектирования и подлежат утверждению совместно с проектом.

4.5 Предприятие тепловых сетей при сбросе сточных вод в поверхностные водоисточники согласовывает проект ПДС с территориальными органами МПР России, санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России, Росгидромета, территориальными (бассейновыми) органами федерального управления с участием по мере необходимости головной ведомственной организации (энергосистемы) и организации – разработчика проекта нормативов в установленном порядке и несет ответственность за обоснованность и своевременность подготовки и корректировки проекта нормативов.

4.6 Согласованный в установленном порядке проект ПДС ПТС представляет в территориальный (бассейновый) орган МПР России для утверждения. Решение об утверждении или отказе в утверждении нормативов ПДС принимается территориальным (бассейновым) органом МПР России в сроки, определенные [14].

4.7 В случае изменения экологической обстановки в бассейне водного объекта или его части, изменения состава, режимов работы оборудования ПЭС, вызывающих появление новых или уточнения существующих источников загрязнения, установленные нормативы ПДС могут быть пере смотрены до истечения срока действия.

5.1 На ПТС организуется контроль за внутренними и возвратными сточными водами.

В должностных инструкциях для персонала, связанного с работой очистных сооружений и контролем за сточными водами, следует учитывать положения настоящих Методических указаний.

5.2 Система контроля за внутренними сточными водами должна обеспечивать:

– информацию о количестве и качестве различных категорий внутренних сточных вод;

– оценку эффективности работы имеющихся очистных сооружений, информацию о количестве и качестве очищенных и повторно используемых вод для возможности принятия решений по предотвращению сброса неочищенных сто ков ПТС в водоемы.

5.3 Перечень источников производственных сточных вод и содержащихся в них загрязняющих веществ, технологические схемы для очистки и обезвреживания, объем и периодичность химического контроля должны быть определены на основании нормативных документов по проектированию и эксплуатации оборудования ПТС.

5.4 Система контроля за сбросами возвратных сточных вод на ПТС должна обеспечивать:

– систематические данные об объемах забираемой, используемой и возвратной воды и их соответствие установленным лимитам;

– оценку состава и свойств исходных вод в местах собственных водозаборов, фоновых и контрольных створах водных объектов, принимающих сточные воды;

– оценку состава и свойств возвратных вод и соответствия их установленным нормативам ПДС;

– исходные данные к отчетности ПТС по установленным формам статистической отчетности.

5.5 Предприятие тепловых сетей согласовывает с территориальными органами МПР России места и периодичность отбора проб, перечень контролируемых показателей, применяемые методики отбора проб воды и анализов проб, объем и порядок представления информации о сбросах загрязняющих веществ в водные объекты.

5.6 На ПТС должен быть разработан график контроля за сбросами возвратных вод. График согласовывается с местными территориальными контролирующими организациями и утверждается главным инженером электростанции.

График должен включать:

– перечень точек контроля;

– наименование загрязняющих веществ, подлежащих контролю;

– объем, применяемые методы анализов, данные о частоте и сроках проведения контроля.

5.7 При проведении работ, связанных с непосредственным определением количества и качества сточных вод, персонал ПЭС должен выполнять требования действующих ПТБ.

5.8 Приказом администрации назначается лицо, ответственное за проведение природоохранных мероприятий и владеющее информацией о водопотреблении и водоотведении всеми подразделениями энергопредприятия, и утверждается перечень подразделений и лиц, ответственных за:

– проведение измерений количества забираемых, используемых и возвратных вод;

– проведение измерений количества загрязняющих веществ в возвратных водах;

– информацию о соблюдении нормативов ПДС.

5.9 Порядок представления информации о сбросах загрязняющих веществ в водные объекты водопользователь согласовывает с органами МПР России

Водопользователь – гражданин или юридическое лицо, которому предоставлены права пользования водными объектами. Водный кодекс Российской Федерации (ВК).

Водопотребитель – гражданин или юридическое лицо, получающее в установленном порядке от водопользователя воду для обеспечения своих нужд (ВК).

Загрязнение водных объектов – сброс или поступление иным способом в поверхностные и подземные водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают (исключают) их использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов (ВК).

Контроль качества вод – проверка соответствия показателей качества вод установленным нормам и требованиям (ГОСТ 27065-86).

Лицензия на водопользование – специальное разрешение на пользование водными объектами или их частями на определенных условиях (ВК).

Нормы состава сточных вод – перечень веществ, содержащихся в сточных водах, и их концентрации, установленные нормативно-технической документацией (ГОСТ 17.1.1.01-77).

Поверхностные сточные воды (дождевые, талые, поливомоечные) – вода, поступающая в водный объект с загрязненной застроенной территории по самостоятельной сети дождевой канализации в результате выпадения атмосферных осадков, полива и мойки территории.

Предельно допустимая концентрация вещества в воде (ПДК) – концентрация вещества в воде, выше которой вода непригодна для одного или нескольких видов водопользования (ГОСТ 27065-86).

Масса сброса загрязняющего вещества с неорганизован ным стоком с территории водосбора определяется по формуле

,

где S – площадь территории водосбора, га;

W Д, W Т, W П – объем стока соответственно дождевых, талых и поливочных вод, м 3 /га;

mi Д, mi Т, mi П – концентрация i -го загрязняющего вещества в стоке соответственно дождевых, талых и по ливочных вод, мг/л;

S П – площадь водонепроницаемых покрытий, подвергающихся мокрой уборке, га.

Объем стока дождевых вод определяется по формуле:

,

где H Д – слой осадков за теплый период со средними температурами выше 0°С, определяется по данным территориального органа Росгидромета, мм;

Kq – коэффициент, учитывающий объем стока дождевых вод в зависимости от интенсивности дождя для данной местности продолжительностью 20 мин при периоде однократного превышения расчетной интенсивности дождя, равном одному году ( q 20 л/с с 1 га), определяется в зависимости от q 20 ( рисунок 1 ). Зависимость приведена в таблице 1;

Читайте также:  Монтаж ливневой канализации в частном доме: требования, этапы установки и цена работ
Ссылка на основную публикацию