Санитарно-защитная зона очистных сооружений канализации: назначение, правила и мероприятия

Мир водоснабжения и канализации

все для проектирования

Охранная зона, санитарно-защитная зона водопровода и канализации

1.Санитарно-защитная зона водопровода и канализации

Если водопровод проходит по незастроенным территориям, то ширина защитной полосы (санитарно-защитной зоны) зависит от качества грунтов и диаметра трубопровода:

  • в сухих грунтах — 10 м при диаметре до 1000 мм и 20 м при больших размерах труб;
  • в мокрых грунтах — не менее 50 м.
  • Водопровод, охранная зона которого проходит в секторах застройки, может нести дополнительную экологическую и производственную нагрузку. Защитная зона водопровода в районах застройки может быть уменьшена по согласованию с органами СЭС.
    Законодательно установлен обязательный минимум, который не может быть уменьшен ни при каких обстоятельствах:
  • от фундамента зданий и сооружений — не менее 5 м;
  • от фундаментов ограждений, эстакад, опор — не менее 3 м;
  • от бортового камня улицы — не менее 2 м;
  • от опор воздушных линий электропередач — от 1 до 3 м в зависимости от мощности сети.

Таким образом, охранные зоны водопровода и канализации разнятся по ширине в зависимости от внешних факторов.

2. Охранная зона водопровода и канализации

Городские водопроводные и канализационные сооружения являются объектами особо важного значения в жизнеобеспечении города.

Для сетевых сооружений водопровода и канализации на уличных проездах и др. открытых территориях, а также находящихся на территориях абонентов устанавливается следующая охранная зона:

  • для сетей диаметром менее 600 мм — 10-метровая зона, по 5 м в обе стороны от наружной стенки трубопроводов или от выступающих частей здания, сооружения;
  • для магистралей диаметром свыше 1000 мм — 20-50-метровая зона в обе стороны от стенки трубопроводов или от выступающих частей здания, сооружения в зависимости от грунтов и назначения трубопровода. Водопровод должен проходить вне территории объекта на расстоянии не менее 5 м от забора.

3. Санитарно защитная зона для сооружений.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) для сооружений водопровода и канализации определяется согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, табл.7.1.2.

Например для насосных станций и аварийно-регулирующих резервуаров производительностью до 0,2тыс.м/сут — 15м.

для насосных станций и аварийно-регулирующих резервуаров производительностью от 0,2тыс.м/сут до 5,0 тыс.м/сут- 20м.

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 п.5 санитарно-защитную зону для очистных сооружений поверхностного стока открытого типа до жилой территории следует принимать — 100 м, закрытого типа — 50 м.

Основные требования к охранной зоне

В пределах охранной зоны без согласования с «Мосводоканалом» запрещается производить любые виды работ, в том числе:

  • возводить здания и сооружения как постоянного, так и временного характера, организовывать склады, свалки, стоянки автотранспорта или строительных механизмов;
  • производить посадку деревьев и кустарников на расстоянии менее 3 м от стенок труб;
  • изменять, т.е. повышать посредством подсыпки или понижать путем срезки, существующий уровень поверхности земли;
  • устраивать постоянные или временные дорожные покрытия из железобетонных плит;
  • использовать буровые или ударные механизмы ближе 15 м от оси трубопроводов или от наружных стенок др. сетевых сооружений;
  • загромождать свободный доступ и подъезды к трассам водопровода и канализации, к колодцам, камерам и др. сооружениям.

Без разрешения «Мосводоканала» запрещается:

  • устраивать какие бы то ни было соединения между сетью городского водопровода и местными источниками водоснабжения;
  • производить какие-либо работы на уличной сети водопровода и канализации;
  • открывать крышки водопроводных и канализационных колодцев, спускаться в них, закрывать и открывать задвижки на уличной сети и вводах, сбрасывать в колодцы снег, мусор, сливать различные жидкости.

Основные требования к абоненту сетей водоснабжения и канализации

Абонент обязан обеспечить от замерзания и повреждений ввод водопровода в пределах помещений до узла водосчетчика и узел водосчетчика.

При невыполнении абонентом в назначенный срок нормативных требований по надлежащему содержанию зон санитарной охраны водопровода и канализации «Мосводоканал» имеет право предъявлять абоненту счет за воду и канализацию как к нарушителю настоящих Правил. .

Абонент несет полную ответственность за комплектность, сохранность и нормальное техническое состояние всех отключающих устройств, предотвращающих подтопление подвальных помещений при авариях на водопроводных и канализационных сетях. В случае подтопления подвальных помещений, вызванного отсутствием задвижек, затворов, негерметическим закрытием «ревизий», неисправностью других внутридомовых технических устройств, водопроводных и канализационных сетей и сооружений, находящихся на балансе абонента, ответственность за причиненный материальный ущерб несет абонент независимо от того, где произошла авария: на сетях абонента или «Мосводоканала».

  • СанПиН 2.1.4.1110 п.2.4.3 (а,б).
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
  • СП 18.13330.2011 — таблица 6, таблица 7 (пункт 1)
  • Постановление Правительства Москвы от 17 августа 1993 г. №798 (п.3.1-3.7)

Санитарно-защитная зона очистных сооружений канализации: что такое СЗЗ, охранная зона

Для отсечки участков обработки сточных вод от жилых массивов вводится санитарно-защитная зона очистных сооружений канализации. Это территория, на которой запрещено строительство любых зданий, построек или объектов хозяйственной деятельности.

Несоответствие размеров охранной зоны действующим нормативам является нарушением, по которому возможна определенная ответственность. Использование защитной территории не по прямому назначению (в коммерческих, промышленных или других целях) рассматривается как правонарушение со всеми вытекающими последствиями. Нормы и правила по отведению разрыва изложены в СанПиН и других документах.

Что это такое

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — это защитная территория, окружающая промышленные объекты от участков жилой застройки. Введение разрыва вызвано необходимостью защиты жилых массивов от вредного воздействия промышленных предприятий. Факторами вредного влияния являются:

  • шум;
  • пыль;
  • газообразные выбросы.

Для снижения вредного воздействия вводятся охранные территории, одним из видов которых является охранная зона очистных сооружений канализации.

Параметры территории рассчитываются во время создания проекта предприятия. Ввод в эксплуатацию производственных мощностей, не отделенных от участков жилой застройки, запрещен. Таковы общие требования к СЗЗ, относящиеся ко всем промышленным объектам. Они определены актуальной редакцией СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, где четко определены правила и условия отведения охранного разрыва. Если величина или конфигурация территории не соответствует действующему стандарту, на предприятие может быть наложен штраф до 100 тыс. рублей, или приостановка деятельности на 90 суток. В более сложных случаях, повлекших тяжелые последствия, следует уголовная ответственность руководителей или виновников.

Зоны санитарной охраны очистных сооружений канализации подчиняются тем же требованиям, что и промышленные СЗЗ. Они рассчитываются по условиям работы оборудования, объемам стоков, величине отстойников или полей фильтрации. В СанПиН даны таблицы зависимости размеров СЗЗ от величины отстойников или емкостей. Однако, данные величины относятся к условным, или рекомендуемым значениям. Каждые ОС имеют собственную специфику работы. Природные условия местности, особенности климата и другие факторы могут быть учтены при определении величины охранного разрыва. В подобных случаях санитарная зона очистных сооружений канализации отводится в соответствии с базовыми медицинскими нормами. Основным критерием оценки размера полосы отсечки является определение ПДК на границах участка охраны. Если концентрация вредных веществ (запахов, других компонентов) не соответствует допустимым значениям, размеры полосы отчуждения придется увеличивать.

Для чего нужны

СЗЗ от очистных сооружений бытовой канализации предназначены для отсечки жилых массивов от участка обработки сточных вод. Полоса отсечки обеспечивает возможность ослабить вредное воздействие выбросов, запахов или других технических компонентов очистки. Расстояние от источника до жилых домов населенного пункта должно быть таким, чтобы все вредные компоненты успевали осесть на почву. Кроме этого, газообразные выбросы должны раствориться в атмосфере, не доходя до жилья.

Читайте также:  Выгребная яма и расщепление жира в ней

Комплексы обработки стоков используют технологию отстаивания и аэрации жидкостей. Для этого необходимы большие открытые емкости, от которых исходит сильный запах. Кроме того, есть технологии, где применяются специальные химические реактивы. Они связывают вредные компоненты, заставляют их выпадать в осадок. Отведение полосы отсечки позволяет уменьшить поступление запахов к жилым зданиям, снижает опасность попадания активных реагентов в зону городской застройки. Как правило, строительство ОС производится на подветренной стороне от населенного пункта, неподалеку от водоема.

Как устанавливается величина СЗЗ

Расчет территории отчуждения производится на стадии создания проекта строительства или реконструкции комплекса очистки. Надо рассчитывать объемы стоков, рассматривать возможность расширения населенного пункта и увеличения количества отходов. При этом учитывается специфика сбора стоков. Например, при строительстве многоэтажных жилых домов возрастает объем бытовых отходов. При этом, количество дождевой воды, собранной с той же площади, практически не меняется. Поэтому охранная зона очистных сооружений ливневой канализации не соответствует величине отсечки, принятой для бытовых ОС. Если процесс обработки происходит на одной промышленной площадке, выбирают большее значение.

Величина охранной территории рассчитывается исходя из технологии очистки стоков, используемого оборудования, мощности очистных сооружений. Также учитывается характер стоков и тип канализации. Чем тяжелее компоненты выбросов с ОС, тем меньше требуется площадь для их оседания. И наоборот, газообразные выбросы способны передаваться на большие расстояния и требуют широкой полосы отчуждения. Например, санитарно-защитная зона очистных сооружений бытовой канализации больше, чем разрыв от комплекса очистки ливневых стоков. Эта разница обусловлена отличиями в технологии обработки стоков, составе жидкости, условиях работы оборудования. Кроме этого, значительно отличаются режимы действия этих сетей. Бытовые стоки поступают регулярно, их объемы можно заранее просчитать. Ливневые потоки появляются нерегулярно, иногда их нет в течение нескольких недель или месяцев. В зимнее время дождевая система простаивает, а бытовая канализация работает круглый год. Исходя из условий работы, санитарно-защитная зона очистных сооружений ливневой канализации рассчитывается по минимальным требованиям для закрытых емкостей.

Размеры СЗЗ по таблицам СанПиН

Ширина полосы отсечки в зависимости от технологии и объема сточных жидкостей:

Приведенные значения являются рекомендуемыми показателями. В отдельных случаях они могут быть немного уменьшены.

Санитарно-защитные зоны для канализационных очистных сооружений рассчитываются с учетом перспективного развития населенного пункта. Если в момент создания проекта учтена одна мощность комплекса обработки, то со временем она может увеличиться в несколько раз. Если не обеспечить запас территории, работа ОС окажется под вопросом из-за несоответствия по санитарным требованиям.

Временный простой, ремонтные работы или реконструкция оборудования не являются основанием для уменьшения размера полосы отчуждения. При этом, изменение технологии очистки, введение нового оборудования, дают основание для пересмотра величины разрыва. В таких случаях СЗЗ очистных сооружений канализации может быть уменьшена в соответствии с новыми условиями работы комплекса.

Еще одним важным фактором, требующим учета при отведении охранного разрыва, является преобладающее направление ветра. Если воздушные потоки чаще всего направлены со стороны ОС на жилые массивы города, придется увеличивать размер полосы отсечки.

Видеообзор:

Санитарно-защитная зона очистных сооружений канализации: назначение, правила и мероприятия

  • ГЛАВНАЯ
  • ОБЪЕКТЫ
    • ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ
    • Под склады и производство
    • Под торгово-деловую застройку
    • Под жилое строительство
    • Под АЗС, АТП, автосервисы
    • Загородные объекты
    • Сельскохозяйственные земли
    • ПОИСК ОБЪЕКТОВ
    • На карте
    • Поиск по параметрам
    • Актуальные заявки
  • КАРТЫ ОБЪЕКТОВ
    • Промышленные объекты
    • Коммерческие объекты
    • Жилищное строительство
    • АЗС, АТП, автосервисы
    • Загородные объекты
    • Сельскохозяйственные земли
  • АНАЛИТИКА
    • Обзоры и мониторинг рынков
    • Цены предложений
    • Сделки и торги
    • Индикаторы рынков
  • УСЛУГИ
    • КОМУ
    • Покупателям
    • Владельцам
    • Инвесторам
    • Девелоперам
    • Аналитикам
    • Оценщикам
    • ВИДЫ УСЛУГ
    • Исследования и аналитика
    • Брокерские услуги
    • Экспертиза, оценка, консалтинг
    • Услуги по девелопменту
    • Услуги по инвестированию
  • О КОМПАНИИ
    • О нас
    • Партнеры и клиенты
    • PETERLAND в СМИ
  • КОНТАКТЫ

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

7.1.13. КАНАЛИЗАЦИОННЫЕ ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Размеры санитарно-защитных зон для канализационных очистных сооружений следует применять по таблице 7.1.2.

Таблица 7.1.2. Санитарно-защитные зоны для канализационных очистных сооружений

Насосные станции и аварийно-регулирующие резервуары, локальные очистные сооружения

Сооружения для механической и биологической очистки с иловыми площадками для сброженных осадков, а также иловые площадки

Сооружения для механической и биологической очистки с термомеханической обработкой осадка в закрытых помещениях

1. Размер СЗЗ для канализационных очистных сооружений производительностью более 280 тыс. м 3 /сутки, а также при принятии новых технологий очистки сточных вод и обработки осадка, следует устанавливать в соответствии с требованиями п.4.8. настоящего нормативного документа.

2. Для полей фильтрации площадью до 0,5 га, для полей орошения коммунального типа площадью до 1,0 га, для сооружений механической и биологической очистки сточных вод производительностью до 50 м 3 /сутки, СЗЗ следует принимать размером 100 м.

3. Для полей подземной фильтрации пропускной способностью до 15 м 3 /сутки размер СЗЗ следует принимать размером 50 м.

4. Размер СЗЗ от сливных станций следует принимать 300 м.

5. Размер СЗЗ от очистных сооружений поверхностного стока открытого типа до жилой территории следует принимать 100м закрытого типа – 50 м.

6. От очистных сооружений и насосных станций производственной канализации, не расположенных на территории промышленных предприятий, как при самостоятельной очистке и перекачке производственных сточных вод, так и при совместной их очистке с бытовыми, размер СЗЗ следует принимать такими же, как для производств, от которых поступают сточные воды, но не менее указанных в табл. 7.1.2.

7. Размер СЗЗ от снеготаялок и снегосплавных пунктов до жилой территории следует принимать 100м.

Форум для экологов

Форум для экологов

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Персональные данные

Размер санитарно-защитной зоны

  • Перейти на страницу:

Размер санитарно-защитной зоны

Сообщение rosha » 16 мар 2009, 23:43

Re: Размер санитарно-защитной зоны

Re: Размер санитарно-защитной зоны

Сообщение akanev » 16 мар 2009, 23:43

Re: Размер санитарно-защитной зоны

Сообщение rosha » 16 мар 2009, 23:43

Re: Размер санитарно-защитной зоны

Re: Размер санитарно-защитной зоны

Сообщение nthrby » 16 мар 2009, 23:43

Размер СЗЗ с учетом автодороги

Сообщение bulat1984 » 16 мар 2009, 23:43

Размер СЗЗ с учетом автодороги
Проект ООС для АЗС.
Эксперт написал, в связи с тем, что в СЗЗ проектируемой АЗС попадает автодорога, то со стороны дороги необходимо увеличить размер СЗЗ на ширину дороги, т.к. она не входит в его размер.
Эксперт ссылается на СанПиН 2.2.12.1.1.1200-03 СЗЗ Новая редакция:
5.5. Автомагистраль, расположенная в санитарно-защитной зоне промышленного объекта и производства или прилегающая к санитарно-защитной зоне не входит в ее размер, а выбросы автомагистрали учитываются в фоновом загрязнении при обосновании размера санитарно-защитной зоны.
Мне кажется речь идет именно об уменьшении площади СЗЗ, за счет вычитания площади дорог, т.к. в предыдущей редакции прописано: наличие автомагистрали в СЗЗ не является основанием для сокращения процента озеленения СЗЗ.

Как в данном случае определяется размер СЗЗ?

Re: Размер санитарно-защитной зоны

Сообщение Пожар » 16 мар 2009, 23:43

Re: Размер санитарно-защитной зоны

Сообщение Елена1986 » 14 мар 2011, 11:44

Re: Размер санитарно-защитной зоны

Сообщение Dalex » 14 мар 2011, 13:09

  • Перейти на страницу:

Санитарно-эпидемиологическое заключение на расчет нормативов

Н. Д. Сорокин, канд. физ.‑мат. наук, заместитель генерального директора
ООО Фирма Интеграл .

Новый федеральный закон от 27.12.2019 № 450 внес изменения в ряд законодательных актов, в том.

Разработка проектов санитарно-защитных зон по новым правилам

Н. Д. Сорокин, канд. физ.-мат. наук
М. В. Сухарев
ООО Фирма Интеграл

Закон № 342-ФЗ изменил порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных.

Ответственность

Форум “Форум для экологов” является общедоступным для всех зарегистрированных пользователей и осуществляет свою деятельность с соблюдением действующего законодательства РФ.
Администрация форума не осуществляет контроль и не может отвечать за размещаемую пользователями на форуме “Форум для экологов” информацию.
Вместе с тем, Администрация форума резко отрицательно относится к нарушению авторских прав на территории “Форум для экологов”.
Поэтому, если Вы являетесь обладателем исключительных имущественных прав, включая:

– исключительное право на воспроизведение;
– исключительное право на распространение;
– исключительное право на публичный показ;
– исключительное право на доведение до всеобщего сведения

и Ваши права тем или иным образом нарушаются с использованием данного форума, мы просим незамедлительно сообщать нам по электронной почте.
Ваше сообщение в обязательном порядке будет рассмотрено. Вам поступит сообщение о результатах проведенных действий, относительно предполагаемого нарушения исключительных прав.
При получении Вашего сообщения с корректно и максимально полно заполненными данными жалоба будет рассмотрена в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней.

Наш email: eco@integral.ru

ВНИМАНИЕ! Мы не осуществляем контроль за действиями пользователей, которые могут повторно размещать ссылки на информацию, являющуюся объектом Вашего исключительного права.
Любая информация на форуме размещается пользователем самостоятельно, без какого-либо контроля с чьей-либо стороны, что соответствует общепринятой мировой практике размещения информации в сети интернет.
Однако мы в любом случае рассмотрим все Ваши корректно сформулированные запросы относительно ссылок на информацию, нарушающую Ваши права.
Запросы на удаление НЕПОСРЕДСТВЕННО информации со сторонних ресурсов, нарушающей права, будут возвращены отправителю.

Санитарно-защитная зона очистных сооружений канализации: назначение, правила и мероприятия

Сооружения для очистки сточных вод

Расстояние в метрах при расчетной производительности очистных сооружений в тыс. м3 сутки

1. СЗЗ для канализационных очистных сооружений производительностью более 280 тыс. м3/сутки, а также при отступлении от принятых технологий очистки сточных вод и обработки осадка, следует устанавливать по решению Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.

2. СЗЗ следует принимать размером 100 м для: полей фильтрации площадью до 0,5 га, полей орошения коммунального типа площадью до 1,0 га и сооружений механической и биологической очистки сточных вод производительностью до 50 м /сутки.

3. СЗЗ для полей подземной фильтрации пропускной способностью до 15 м3/сутки – 50 м.

4. СЗЗ от сливных станций — 300 м.

5. СЗЗ от очистных сооружений поверхностного стока открытого типа до жилой территории — 100 м, закрытого типа — 50 м.

6. СЗЗ следует принимать таким же, как для производств, от которых поступают сточные воды, но не менее.От очистных сооружений и насосных станций производственной канализации, не расположенных на территории промышленных предприятий, как при самостоятельной очистке и перекачке производственных сточных вод, так и при совместной их очистке с бытовыми.

7. СЗЗ от снеготаялок и снегосплавных пунктов до жилой территории — не менее 100 м.

Показатели соответствуют требованиям СанПин 2.2.1/21.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

САНИТАРНО – ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ

В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», вокруг предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо создавать санитарно-защитные зоны, т.е. выделять территории, отделяющие их от остальной застройки. Территория СЗЗ предназначена для обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами, создания санитарно-защитного и эстетического барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и охраняемой территорией, организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию, фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата. Границей санитарно-защитной зоны является линия, ограничивающая территорию, за пределами которой нормируемые факторы воздействия не превышают установленные гигиенические нормативы.

Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который может быть источником химического, биологического или физического воздействия на среду обитания и здоровье человека. Установление СЗЗ по комплексу факторов (загрязнение атмосферного воздуха, акустическое воздействие, воздействие электромагнитных полей и иных факторов) создает основу экологически безопасного землепользования. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (загрязнение атмосферного воздуха и неблагоприятное воздействие физических факторов) являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промплощадки превышают ПДК и/или ПДУ и/или вклад в загрязнение жилых зон превышает 0,1 ПДК.

Вопросы практического формирования санитарно-защитной зоны для конкретного предприятия решаются в процессе разработки Проекта организации СЗЗ. Проекты санитарно-защитных зон разрабатываются как для отдельных предприятий, так и для групп предприятий. Гигиенические требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов, требования к их организации и благоустройству, основания к пересмотру этих размеров устанавливает СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом, в первую очередь для тех, в пределах нормативных санитарно-защитных зон которых расположена жилая застройка, детские дошкольные, средние и высшие учебные заведения, спортивные сооружения, зоны отдыха и другие объекты, при размещении которых должно обеспечиваться соблюдение требований к качеству окружающей среды. Тщательная разработка Проектов организации СЗЗ приобретает особую актуальность в условиях дефицита свободных городских земель, пригодных для жилищного строительства.

В проекте организации санитарно-защитной зоны обосновывается предлагаемая к установлению граница СЗЗ, определяется достаточность ранее разработанных мероприятий и, в случае необходимости, разрабатываются новые мероприятия по охране атмосферного воздуха, благоустройству территории санитарно-защитных зон, разрабатываются предложения по планировочной организации территории, обеспечивающие снижение негативного воздействия производственных объектов на жилую застройку до установления гигиенических нормативов.

Санитарно-защитные зоны: что надо сделать до 2020

Статья может быть полезна практикующим юристам-инхаусам, в качестве первого приближения к изменениям в нормативном регулировании СЗЗ.

Нормативное регулирование:

  • Градостроительный кодекс (далее – ГрК)
  • Земельный кодекс (далее – ЗК)
  • Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (далее – ФЗ-52)
  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – ФЗ-342)
  • Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 “Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон” (далее – ПП-222)
  • О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов” (далее – СанПин)

Понятие

Понятие санитарно-защитных зон в действующем законодательстве не закреплено. В соответствии с п.4 ст.1 ГрК, санитарно-защитные зоны (далее также – СЗЗ) относятся к зонам с особыми условиями использования территории.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (п.12 ст.12 ФЗ-52).

Объекты, в отношении которых устанавливаются СЗЗ:

Согласно п.1 Правил, утвержденных ПП-222: Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее – объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Согласно п.1.2 СанПин, Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

В связи с принятием новых нормативно-правовых актов, возможны следующие ситуации:

  1. Решение об установлении СЗЗ получено, границы внесены в ЕГРН. СЗЗ считается установленной (п.25 ПП-222). Никаких действий предпринимать не нужно.
  2. Решение об установлении СЗЗ получено, границы описаны (в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент установления СЗЗ), но в ЕГРН не внесены (п.8,9,10 ст.26 ФЗ-342). СЗЗ считаются установленными на срок до 01.01.2022. Необходимо исполнить нормы о внесении границ в ЕГРН до 01.01.2022; п. 13 ст. 26 ФЗ-З42 исполнять не требуется.
  3. Решение получено, однако границы указаны не так, как требуется в соответствии с положением, утвержденным Правительством (п.11,12 ст.26 ФЗ-342). Такое положение не утверждено, поэтому руководствоваться необходимо ст. 106 ЗК (п.16 ст.26 ФЗ-342). Необходимо описать границы так, как требуется, и исполнить нормы о внесении границ в ЕГРН до 01.01.2022; п. 13 ст. 26 ФЗ-342 исполнять не требуется.
  4. Решение не получено, но определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ (п.13 ст.26 ФЗ-342).В соответствии с пунктом 2.2 СанПиН, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов должен определяться последовательно: сначала расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и т.д.); затем установленная (окончательная) санитарно-защитная зона на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. С 01.01.20 ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование; ограничения использования ЗУ в них не действует. До 01.10.19 собственники зданий с такими СЗЗ обязаны обратиться с заявлениями об установлении СЗЗ/о прекращении существования СЗЗ.
  5. СЗЗ/ее границы не установлены до ФЗ-342, но в соответствии с требованиями должны быть установлены. СЗЗ и ее границы устанавливаются в срок до 01.01.2022 (п.14 ст.26 ФЗ-342). При этом в срок до 15.03.2019 необходимо провести исследования и представить заявление в Роспотребнадзор (п.2 ПП-222).

Кто принимает решение об установлении/прекращении СЗЗ (п.3 ПП-222):

а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее – санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;

б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – в отношении объектов III – V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III – V класса опасности.

Процедура

  • Заявление подается в уполномоченный орган застройщиком/правообладателем объекта лично, по почте, в электронном виде.
  • При планировании строительства/реконструкции, застройщик подает заявление не позднее чем за 30 дней до подачи заявления о выдаче разрешения на строительство (п.6 ПП-222).
  • К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются (п.14 ПП-222): а) проект санитарно-защитной зоны; б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
  • К заявлению о прекращении существования санитарно-защитной зоны, за исключением случаев, указанных в пункте 10 Правил, прилагаются: а) результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации); б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений), указанных в подпункте “а” настоящего пункта.
  • Уполномоченный орган в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления заявления принимает решение об установлении СЗЗ/о ее изменении или прекращении ее существования и направляет заявителю (п.17 ПП-222). К решению прилагаются сведения о границах такой зоны и графическое описание местоположения границ зоны, координаты характерных точек (п.20 ПП-222).
  • Копия решения в течение 5 рабочих дней направляется уполномоченным органом в ФРС для внесения сведений в ЕГРН.
  • Действующий административный регламент “Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений” утвержден Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775. При этом последняя редакция – от 22.07.2016
  • Роспотребнадзором 22.05.2018 подготовлен Проект Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека “Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, решений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны”. Однако информации о его утверждении нет.

Ответственность

Специальной санкции за неисполнение обязанности до 01.10.2019 обратиться с заявлением об установлении СЗЗ на сегодняшний день нет.

Общие нормы по КОАП:

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вывод:

Большинство объектов попали в ситуацию, описанную в пункте 4: при строительстве было получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, однако окончательно СЗЗ установлена не была. Так как в 2020 году расчетные СЗЗ прекращают свое существование, то все, кто не успел установить/прекратить СЗЗ до этого момента, падают в ситуацию номер пять. В соответствии с которой, в срок до 2022 года необходимо провести исследования и, если необходимо – установить СЗЗ и внести данные в ЕГРН.

Буду рада вашим дополнениям/комментариям к материалу.

Ссылка на основную публикацию
Сооружения для очистки сточных вод Расстояние в м при расчетной производительности очистных сооружений в тыс.м 3 /сутки
До 0,2 Более 0,2 до 0,5 Более 5,0 до 50,0 Более 50,0 до 280
До 0,2Более 0,2до 5,0Более 5,0

Более 50,0 до 280

Насосные станции и аварийно-регулирующие резервуары
Сооружения для механической и биологической очистки с иловыми площадками для сброшенных осадков, а также иловые площадки
Сооружения для механической и биологической очистки с термомеханической обработкой осадка в закрытых помещениях
Поля:а) фильтрации

б) орошения

Биологические пруды