Гребенка для автоматов: конструкция, преимущества и недостатки, трехфазная шина

Соединительная шина (гребенка) для автоматов — конструктивные особенности, правильное подключение

Есть несколько приспособлений, позволяющих упростить сборку распределительного щита. Например, для подключения в параллель группы автоматов необходимо сделать несколько перемычек из изолированного моножильного провода соответствующего сечения (см. рис. 1). Такой вариант имеет существенный недостаток – когда повреждается одна перемычка (например, отгорит из-за плохого контакта), последующие АВ окажутся обесточены. Если используется 1 фазная или 3 фазная соединительная шина для автомата, описанная ситуация полностью исключена.

Рассмотрим, как устроено это приспособление, целесообразность его использования, достоинства и недостатки. В завершении статьи будет кратко описана установка.

Рисунок 1. Пример использования перемычек (выделены красным)

Конструктивные особенности

На рисунке 2 изображена разобранная однофазная шина гребенка legrand на 12 модулей. Как видите, конструкция этого приспособления довольно простая, в нее входит медная шина «a» и ее изолятор «b». Все просто и удобно.

Рисунок 2. а) Гребенчатая фазная шина с отводами; b) изолятор

Пример использования такой гребенки отображен на рисунке 3.

Рисунок 3. Пример подключения АВ Schneider Electric, установленных на din рейку (однорядная шина питания отмечена красным)

В зависимости от назначения, соединяющая гребенка может быть изготовлена в однополюсном, двухполюсном или четрехполюсном исполнении. Первые используются для обычных АВ, вторые при подключении однофазных УЗО, последние для трехфазных. На рисунке 4 наглядно продемонстрированы примеры использования шин с различным количеством полюсов.

Рисунок 4. Варианты использования одно- трех- и четырехполюсных соединителей

Пояснение к рисунку:

  • А – двухполюсные автоматы подключаются при помощи двух однополюсных соединителей (нулевая шина и фазная);
  • В – подключение аппаратов того же типа, когда используется трехфазная электрическая сеть питания. Задействована однополюсная и трехполюсная контактная перемычка;
  • С – использование четырехполюсной перемычки (общая нулевая и три фазы) для дифавтоматов или УЗО в трехфазном исполнении.

Заметим, что производятся и двухполюсные гребенки, принцип их подключения такой же, как в варианте «А» на рисунке 4.

Особенности, на которые необходимо обращать внимание.

Форма отводов может быть типа pin (такое исполнение показано рисунке 2) и «fork» (см. рис. 5). Первый вариант более распространен, поскольку может использоваться с устройствами различного типа.

Рисунок 5. Фрагмент трехполюсной гребенки с отводами «fork»

Что касается «вилочных» отводов, то их подключение к модулю возможно при наличии у него соответствующего зажима, например как у двухполюсника компании АВВ серии S200, изображенного на рисунке 6.

Рисунок 6. А – контакты для соединения с гребенкой, В – с проводом

Необходимо обратить внимание еще на один нюанс, связанный с особенностями конструкции. Существует немало примеров, когда при подключении соединительной шины возникали проблемы. Объяснение этому только одно – неправильно подобранная гребенка, особенно к этому критична брендовая продукция, например, ИЭК, Hager, АВВ и т.д.

Приведем наглядный пример на основе устройств АВВ. В быту чаще всего используются две серии устройств S200 и «упрощенный» вариант S200L. Так вот, каждому типу устройства предназначена своя модель шины, а именно PSH для первых и PS для вторых. Попытка использовать соединитель другого устройства приведет к тому, что ответвления не полностью войдут и будут открыты, создавая опасность поражения током. Что касается продукции из Поднебесной, в большинстве случаев, ею вообще не удастся произвести соединение. Связано это с тем, что шаг отводов АВВ 17,5 мм, а у китайских – 18 мм.

Поэтому, чтобы не возникли проблемы с монтажом, приобретайте гребенки и защитные устройства одного производителя. Но даже в этом случае, как мы увидели на примере продукции АВВ, консультация со специалистом не будет лишней.

Целесообразность применения с учетом достоинств и недостатков

В первую очередь рассмотрим плюсы от применения гребенки:

  1. Бесспорное качество коммутации, контакт с ответвлением жилы намного надежней, чем при использовании моножильного провода в качестве перемычки. Соответственно, практически исключается перегрев контактной площадки и связанные с этим многочисленные проблемы.
  2. В большинстве случаев шины гребенки на шесть модулей и более рассчитаны на нагрузку 63А (ГОСТ Р 50030.5.1-99). Чтобы провод выдерживал такую нагрузку, у него должно быть сечение не менее 16мм 2 , что существенно усложняет работу с ним.
  3. В щитке сокращается количество проводов, это отражается на аккуратности разводки и ее наглядности. Соответственно, при необходимости, разобраться с ней не составит труда. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на рисунок 7.

Рисунок 7. Если применять гребенку, самостоятельно выполнить качественную разводку сможет каждый

Безусловно, любое решение имеет свои слабые стороны, в рассматриваем случае к ним относятся следующие особенности:

  1. Часто возникают проблемы, при попытке установки защитных устройств разных брендов. Это может быть связано с габаритами приборов, разным уровнем расположения контактных площадок и другими различиями в конструкциях. В результате, соединить между собой разнотипные АВ не представляется возможным.
  2. Проблемы в случае ремонта. Если требуется заменить вышедшее из строя устройство, понадобиться ослабить крепление на всех отводах, в противном случае снять гребенку для демонтажа не получится.
  3. С модернизацией щитка также возникают проблемы. Например, когда возникнет необходимость поставить дополнительно еще один однополюсный прибор, потребуется замена шины, либо устанавливается переходная перемычка, что негативно отразится на качестве контакта.
  4. При ремонтных работах или модернизации возникает необходимость обесточивать все подключенные к гребенке устройства, в некоторых случаях это может вызвать проблемы.
  5. Стоимость такого решения значительно выше, чем использование перемычки из моножильного провода, особенно если речь идет о брендовой продукции.

Говоря о целесообразности применения, то следует заметить, что для подключения двух-пяти устройств применять гребенку не имеет смысла, Поскольку большинство производителей практически не выпускают шины рассчитанные менее, чем на 6 модулей, они придерживаются того же мнения.

Как правильно установить гребенку

Алгоритм действий довольно простой:

  1. Если подключаемых модулей меньше, чем отводов у приобретенной гребенки, необходимо отрезать лишнюю часть. Сделать это можно используя обычную ножовку по металлу. Шина и изолятор лучше отрезать отдельно, поскольку последний должен быть длиннее примерно на один-два сантиметра. Это позволит предотвратить КЗ. С этой же целью рекомендуется заглушки на края, если они входят в комплект. В противном случае, используем всеми любимую синюю изоленту.
  2. Сам процесс подключения, также не вызывает трудностей. Для крепления гребенка вставляется сверху аппаратов, при этом, каждый отвод должен попасть в соответствующую контактную площадку, после чего производится затягивание винтов.
  3. К крайней правой или левой (в зависимости от разводки) контактной площадке подключается ввод питания.

После этого подключаем провода, ведущие к потребителям электроэнергии. На завершающем этапе останется подсоединить питание (эту работу выполняют сотрудники электрокомпании) и распределительная коробка (щиток) готов к эксплуатации.

Подведем итог, использование гребенки для автоматических выключателей существенно упрощает монтаж.

Шина для автоматов (Гребенки). Виды и применение. Особенности

Во время сборки и монтажа распределительных щитов возникает множество сложных моментов, особенно при подключении групп автоматов и защитных устройств. Существуют различные приспособления, значительно упрощающие эту работу, к примеру шина для автоматов (гребенка). До недавнего времени для подключения нескольких электрических автоматов в щитке от одной линии питания, электромонтеру приходилось изготавливать несколько перемычек из изолированного провода заданного сечения.

Этот способ соединения между собой автоматов имеет серьезный недостаток в том, что при выходе из строя одной перемычки, следующие за ней автоматические выключатели, не будут получать электроэнергию. Такая ситуация может произойти в результате некачественного контакта перемычки и ее отгорания.

Также в качестве недостатков соединения самодельными перемычками можно отметить:
  • Значительное повышение времени установки, так как необходимо отмерять куски проводов по длине, изгибать их, очищать от изоляции, опрессовать наконечники.
  • Нарушение эстетики внешнего вида в распределительном щите из-за большого количества проводов.
  • Проводные перемычки часто мешают установке устройств, которые должны находиться выше автоматов на DIN-рейке.

Такую ситуацию может исключить шина для автоматов, которая специально разработана для соединения группы параллельных устройств в виде устройств защитного отключения или автоматических выключателей. Ее часто называют гребенкой или гребенчатой соединительной шиной, из-за ее внешнего вида.

Особенности конструкции и виды

Однополюсная шина для автоматов имеет простое устройство, состоящее из медной шины (а) и изолятора (b).

Гребенки делятся в зависимости от типа подключаемых устройств на следующие виды:
  • Однополюсные.

  • Трехполюсные.

  • Четырехполюсные.

Количество пластин в гребенчатой шине соответствует числу полюсов. Каждый вид соединительных шин применяется для своих целей. Например, однополюсные соединители применяют для подключения 1-фазных автоматов, а 4-полюсные – для 3-фазных устройств на четыре полюса (3 фазы + ноль).

Существуют гребенки с разным шагом: 18 мм и 27 мм. С меньшим шагом служат для подключения одномодульных автоматов. Ширина одного модуля равна 18 мм. Гребенки с шагом 27 мм предназначены для подключения автоматических выключателей в 1,5 модуля (18 х 1,5 = 27 мм).

Соединительные шины рассчитаны на установку большого количества автоматов, и имеют число выводов от 12 до 60, ввиду чего их использование для соединения 2-х автоматических выключателей будет нецелесообразно и нерационально. Обычно шина для автоматов используется для сборки больших распределительных щитов.

Виды отводов
Существует два вида отводов соединительных гребенок:
  • Штыревые , обозначаются «pin». Такие отводы применяются значительно чаще, так как они подходят под большинство устройств.

  • Вилочные , маркируются «fork».

Вилочные отводы используют гораздо реже, так как для них необходим специальный зажим, имеющийся далеко не у всех подключаемых устройств.

Сечение отводов соединительных гребенок обычно составляет 16 мм 2 , чего вполне хватает для величины потребляемого тока в 63 ампера.

Читайте также:  Чем замазать штробу с проводкой в стене: в бетонной, кирпичной стене или монолите

При выборе соединительных гребенок необходимо учитывать следующие особенности конструкции. Для каждого вида подключаемых устройств подходит только определенная модель шины. Если пытаться установить соединитель, который не соответствует устройству, то отводы могут не полностью войти в гнезда, и часть их будет открыта, что создает определенную опасность для человека. Например, устройства АВВ обычно производят двух серий: S200 и более простое исполнение S200L. Для каждого из них подходит своя шина для автоматов: для S200 подходит PSH, а для S200L лучше использовать PS.

Китайские соединительные гребенки могут не соответствовать стандартам по размеру шага отводов, что приведет к невозможности их установки. Поэтому не стоит экономить на качестве таких изделий. В таких случаях рекомендуется получить консультацию специалиста.

Достоинства
  • В распределительном щите значительно уменьшается количество проводов, что отражается на внешнем виде и аккуратности установки устройств.
  • Упрощается ремонт и обслуживание электрических устройств в распределительном щите, так как проще отследить схему их соединения.
  • Выдерживает нагрузку величиной до 63 ампер.
  • Высокое качество соединений, исключающих чрезмерное нагревание мест контакта, и появление различных проблем.
Недостатки
  • При проведении ремонта или обслуживания устройств требуется отключать питание всех подключенных устройств, что создает определенные неудобства.
  • Затруднительное проведение модернизации устройства щита. Если требуется установка дополнительного устройства, то нужна замена соединительной гребенки, либо установка переходной перемычки, что отрицательно повлияет на качество контакта.
  • Для замены одного сгоревшего автоматического выключателя потребуется ослабление крепления контактов на всех устройствах, иначе не получится демонтировать шину.
  • Необходимость в установке соединительных шин одного производителя совместно с подключаемым устройством, так как разные производители часто допускают расхождение в габаритных и установочных размерах отводов, что приведет к невозможности электрического подключения.
  • Подключение автоматов такой соединительной шиной обойдется гораздо дороже, по сравнению с применением самодельных перемычек из провода. Это в основном относится к продукции известных брендов.
  • Нецелесообразно использовать соединительную гребенку для подключения одного или двух автоматов, так как она рассчитана на число модулей более шести.
Как устанавливается шина для автоматов
  • Если вы хотите подключить меньше автоматических выключателей, чем имеется отводов у соединительной шины, то нужно отрезать лишние отводы. Это можно выполнить любым подручным инструментом, например, ножовкой по металлу. Изолятор и шины лучше отрезать по отдельности, так как изолятор лучше сделать несколько длиннее самой шины на пару сантиметров. Это даст возможность обеспечить защиту от короткого замыкания.
  • На края изолятора рекомендуется установить специальные заглушки, входящие в комплект набора соединительной шины. Если заглушек в комплекте не предусмотрено, то можно воспользоваться обычной изоляционной лентой.
  • Процедура подключения гребенки обычно не вызывает трудностей даже у начинающих электромонтеров. Шину необходимо вставить сверху подключаемых устройств. При этом все отводы должны вставиться в соответствующие контактные гнезда.

  • Далее следует затянуть винты крепления контактов. От этого зависит качество соединения и дальнейшая безопасная эксплуатация устройств.

  • Ввод питания подключается на одном из концов соединительной гребенки.
  • Затем подключают провода к потребителям энергии.
  • После проверки правильности всех подключений сотрудник энергоснабжающей организации должен подать питание на распределительный щит, после чего работа считается оконченной.

Зачем подключать автоматы через гребенку и как это сделать правильно?

Конструктивные особенности

Для начала рассмотрим конструкцию гребенки. Изделие состоит из медной пластины, помещенной в пластиковую изоляцию, не поддерживающую горение. От этой пластины отходят специальные подводы, благодаря которым и происходит соединение автоматов в щитке. Количество пластин соответствует количеству полюсов.

Учтите, существуют гребенки с шагом 18 и 27 мм. Первые предназначены для коммутации АВ, шириной, равной одному модулю. Соответственно 27 мм — это ширина в 1,5 модуля. Обращайте внимание на этот момент при выборе распределительной шины для собственных условий!

По количеству полюсов соединительные шины делятся на однополюсные, двухполюсные, трехполюсные и четырехполюсные. У каждого варианта исполнения свое назначение. К примеру, однополюсная гребенка использует для подключения однофазного автоматического выключателя, а четырехполюсная, соответственно, для монтажа трехфазных УЗО на 4 полюса (три фазы и ноль).

Количество отводов может составлять от 12 до 60, поэтому применение гребенок для соединения двух электрических автоматов не является рациональным решением. Целесообразно использовать распределительную шину при сборке больших щитков.

Сами отводы могут быть штыревыми (маркировка pin) или же вилочными (fork). Первые используются гораздо чаще, т.к. вилочные отводы подходят не для все автоматов, для них нужен специальных зажим.

Последняя конструктивная особенность, о которой хотелось бы рассказать — поперечное сечение отводов. Как правило, отводы изготавливают сечение 16 мм.кв., чего вполне достаточно для того, чтобы выдержать токовую нагрузку в 63 А.

Преимущества и недостатки

Сначала поговорим о достоинствах соединительной шины для автоматических выключателей. Итак, гребенка имеет следующие плюсы при монтаже электропроводки:

  1. Более качественное соединение коммутационной аппаратуры. Если подключение перемычек представлено двумя концами провода в одном зажиме, то применение гребенчатой шины сокращает это значение в 2 раза, что положительно отображается на качестве контакта.
  2. Как мы уже сказали, соединительная гребенка доя автоматов способна выдержать до 63 А. Сделать шлейф из провода, сечением 16 мм.кв. будет гораздо сложнее.
  3. Разводка проводки в щите с применением распределительной шины выглядит более аккуратной, что видно на фото ниже:

Что касается недостатков, они следующие:

  1. Не всегда возможно подключить автоматы от разных производителей. Дело в том, что различные фирмы могут выпускать модульные коммутационные изделия разной высоты. В итоге, отвод не всегда достает до разъема для подключения АВ меньшего размера.
  2. Более проблематичная замена автоматических выключателей в щитке. Чтобы заменить один аппарат придется ослабить соединительную шину на всех разъемах, иначе поднять ее выше не получится, а без этого автомат не достать.
  3. Если возникает необходимость добавления еще одного АВ в щиток, придется либо менять гребенку полностью, либо подключать его перемычкой, что негативно повлияет на эстетический вид электрощитка. К тому же при замене придется отключить напряжение на всех питающих линиях, что иногда весьма нежелательно, особенно на производстве.

Кстати, соединительная шина гребенка может использовать для подключения не только автоматических выключателей, но и УЗО, а также дифавтоматов. О том, как подключить данный соединитель в щитке, мы расскажем далее.

Правила установки и подключения

Для начала нужно отмерить нужную длину гребенки (если остаток в любом случае будет) и отрезать кусок, который вам необходим. Резать шину для автоматов лучше всего ножовкой. Рекомендуем вам сам диэлектрический пластиковый корпус отрезать с запасом в 1-2 см, что позволит защитить токоведущие части и предотвратить короткое замыкание. По краям также необходимо поставить заглушки или заизолировать торцы обычной изолентой.

После того, как подходящая длина будет отрезана, переходим к подключению автоматических выключателей гребенкой. Здесь все просто, шину нужно разместить вверху, вставить штыревые отводы в соответствующие разъемы и затянуть винты. В один из зажимов, крайний, нужно подключить вводной питающий провод.

Подробно процесс подключения рассмотрен на видео примере:

Если же вы используете соединительную гребенку с вилковыми отводами, для их подключения у некоторых производителей автоматов (Hager, ABB) предусмотрен отдельный разъем (находится снизу), к которому и нужно произвести монтаж. Наглядно этот момент продемонстрирован на видео:

Как видите, ничего сложного в установке и подключении однорядной соединительной шины нет, как минимум, на примере соединения однополюсных АВ. Что касается УЗО, дифавтоматов и двухполюсных выключателей, их подсоединение будет выглядеть немного иначе.

В этом случае нужно использовать двухполюсную гребенку. Фазные и нулевые отводы таких шин расположены через один, поэтому вам нужно в соответствии с маркировкой произвести подключение (каждый отвод в свой разъем), после чего надежно затянуть винтовые зажимы.

Вот и все, что мы хотели рассказать вам о подключении соединительной шины для автоматов. Произвести монтаж своими руками сможет даже неопытный электрик. Главное, учитывать предоставленные рекомендации!

Рекомендуем также прочитать:

Соединительная шина для автоматов в щитах дома. Какую лучше выбрать? на сайте Недвио

Во многих частных домах застройщики предпочитают использовать модульное оборудование для электромонтажа. С ним можно более точно настроить подачу и распределение электроэнергии, с учетом потребностей всех членов семьи. Однако для установки модульных устройств в щитах понадобится соединительная шина.

Как же правильно выбрать подходящее устройство для автоматов дома и на что следует обратить внимание? Ответы на данные вопросы вы узнаете из этой статьи.

Какую соединительную шину лучше выбрать для дома?

Без соединительной шины сложно представить любой современный электрощит. Благодаря ей можно компактно и просто разместить различные модульных устройства в распределительном щитке. Нам больше не придется путаться в пучках проводов, с шиной значительно проще монтировать провода и, при необходимости, делать ремонт проводки.

Тем не менее, если вы поставили цель правильно организовать содержимое распределительного щита, следует приобрести соединительную шину, адаптированную к вашей электросети. Выбирая данное оборудование, обратите внимание на следующие параметры:

  1. Количество фаз — 1-фазная соединительная шина позволяет «обрабатывать» только однофазные электрические сети. Нетрудно догадаться, что с таким оборудованием наши возможности сильно ограничены. Поэтому, если вы планируете обеспечить эффективную передачу энергии устройствам, работающим в трех фазах, вам потребуется соответствующая трехфазная шина коммутации. Обратите особое внимание на этот параметр, потому что возможная ошибка при выборе шины может свести на нет эффективность всей электрической системы дома. Некоторые магазины вместо фаз пишут количество полюсов, так что будьте внимательны;
  2. Сечение и длина — это параметры, которые важны в процессе сборки шины, но они также отражаются на функциональности устройства, связанного с количеством модулей и устройств, которые могут быть подключены. Первое значение обычно дается в квадратных миллиметрах — соединительные шины немного меньшего размера обычно характеризуются поперечным сечением 10 мм2, хотя в магазинах вы также найдете товары с большим поперечным сечением, например, 16 мм2. Что касается длины, то она может любой, некоторые шины на 12 устройств могут достигать в длину до 1 метра;
  3. Количество устройств — как вы можете легко догадаться, это значение говорит нам, сколько устройств может быть подключено к одной шине. Самые дешевые продукты позволяют работать примерно с тремя устройствами, но вы сможете без проблем найти соединительные шины для 8, 12 и более устройств. Все зависит от размера щита и количества устройств, которые планируется подключить к шине;
  4. Номинальный длительный ток (Iu) — этот параметр информирует нас о том, с каким током наша шина сможет нормально функционировать. Превышение этого уровня приведет к повреждению изделия. Вот почему важно проверить, с каким максимальным номинальным током может работать интересующая вас шина. Эти параметры могут быть разными — в небольших электросетях достаточно 32А, но часто необходимо приобрести оборудование мощностью на 60А, 100А, 160А и даже более;
  5. Максимальное номинальное рабочее напряжение (Ue) — как и в случае номинального тока, здесь также необходимо обратить внимание на максимальное значение параметра. Обычно он находится в диапазоне 500-800В;
  6. Изоляция и ее прочность — не все соединительные шины оснащены отдельной изоляцией, но если вы планируете купить именно такое оборудование, обратите внимание на его прочность (Ui), которая должна составлять как минимум 2,5 кВ;
  7. Соответствие стандартам — каждая сборная шина должна соответствовать действующим международным стандартам и российским стандартам ГОСТ, которые являются гарантией надежной работы и безопасности использования. При выборе изделия обязательно обратите внимание на соответствующую маркировку;
  8. Класс воспламеняемости — параметр, важный по соображениям безопасности. Соединительная шина для электросети должна иметь класс V-0, который связан с так называемой вертикальной воспламеняемостью. Это значит, что образующееся пламя затухает менее чем за 10 секунд, в то время как материал, из которого изготовлена шина, не плавится и не капает на другие части проводки;
  9. Количество рядов — для подключения большого количества предохранителей необходимо иметь многорядные шины — обычно с двумя или тремя рядами;
  10. Количество модулей — на рынке вы можете найти как короткие соединительные шины, оснащенные 4 модулями, так и оборудование, разработанное для продвинутых электрических установок, которые могут иметь до 54 и более модулей. Они чаще всего используются в промышленности;
  11. Степень защиты — это еще один важный параметр, обусловленный безопасностью использования электрической системы. Изделие должно, как минимум, иметь степень защиты IP20, что означает защиту от доступа к опасным частям пальцем и от твердых предметов диаметром 12,5 мм;
  12. Материалы — соединительные шины хорошего качества изготовлены из прочного искусственного материала и меди, что защищает изделие от механических повреждений и даже коррозии.
Читайте также:  Коэффициент трансформации счетчика электроэнергии: что это такое и как его установить

Виды соединительных шин для электропроводки дома

Если вы хотите подобрать подходящую соединительную шину для проводки своего дома, одних знаний параметров будет недостаточно. Следует также разбираться в типах этих устройств. Соединительные шины отличаются с точки зрения конструкции, распределения контактов, а также применения в выбранных условиях. Например:

  • Гребенчатая проволочная шина — используется для горизонтального и вертикального соединения выключателей остаточного тока и максимального тока. На рынке можно найти устройства с 1-м, 2-мя, 3-мя и даже четырьмя полюсами. Следует отметить, что этот тип соединительных шин также существует в двух- и трехрядном исполнении, а также в виде штифтов — они отличаются возможностью простым и быстрым монтажом и усиленной конструкцией;
  • Терминальные шины — это особые вилочные соединения, которые обычно изготавливаются из меди. Их устанавливают с разветвленным подключением к главной цепи. Этот тип шин может продаваться в одно-, двух- и трехфазной форме — когда речь идет о количестве модулей, продукт продается в короткой модели (от 4 до 12 модулей) и длинной (количество модулей часто превышает 50). Лопастные шины обычно имеют защитное изоляционное покрытие, поэтому их можно успешно использовать как часть электроустановки в быту, а также в промышленности или даже в строительстве;
  • Стержневые шины — в них контакты имеют форму палочек (по форме напоминающих стержни), у этих типов соединительных шин, обычно, предусмотрено большое количество модулей, они также относительно длинные. Вот почему их часто применяют в промышленности, металлургии и строительстве. Сращивание штифтов присутствует на рынке в вертикальном, горизонтальном, одиночном и нескольких рядах, а также имеет несколько фаз. Имейте ввиду, что некоторые модели не подходят для работы с устройствами, имеющими дополнительные контакты и тип дорожек.

Соединительные шины. Производители и цены

Из производителей, поставляющих соединительные шины на российский рынок, рекомендуем обратить внимание на продукцию таких компаний, как Legrand, Eaton, Hager Polo и Schneider Electric. Оборудование от данных производителей отличается универсальными креплениями и размерами, и его можно использовать не только в промышленных условиях, но и в быту.

Что касается стоимости соединительных шин, то она зависит, в первую очередь, от их функционала. Самые короткие двухфазные шины будут стоить всего 500 рублей, цена соединительных шин с одной фазой еще меньше — 100-200 рублей. Самыми дорогими являются устройства, поддерживающие три фазы — такие шины продаются по ценам не меньше 1500 рублей.

Гребенка – соединительная шина для автоматов

Гребенка, шинная разводка или “расческа”, представляет собой медную пластину с выступающими “зубцами” – контактами под клеммы коммутационного аппарата или, в зависимости от количества полюсов, несколько разделенных изолированных друг от друга таких пластин прямоугольного сечения, заключенных в корпус, выполненный из диэлектрического материала, не поддерживающего горения – полиамида.

Шина для автоматов (в дальнейшем – гребенка) предназначена для подведения нужных полюсов питающего напряжения к нужным группам коммутационных аппаратов путем их параллельного соединения.

Другими словами, гребенка – современная альтернатива самодельным перемычкам из провода, позволяющая “шлейфить” при необходимости несколько десятков “автоматов” сразу! Причем, применение гребенки не ограничивается одними автоматическими выключателями – “шлейфить” с её помощью можно также УЗО, дифавтоматы – любые модульные коммутационные аппараты защиты, имеющие 1, 2, 3 или 4 полюса.

Пожалуй, одним из главных преимуществ использования шинной разводки является качество соединений. Если сравнивать соединение, скажем, “автоматов”, выполненное из кусков изолированного провода с аналогичным соединением гребенкой, то видно, что использование последней сокращает количество коммутационных соединений вдвое!

Ведь в отличие от проволочных перемычек, имеющих два конца (“пришел”-“ушел”), в клемме коммутационного аппарата задействован только один “зубец”, являющийся частью монолитной медной шины.

Говоря о преимуществах, нельзя не отметить сечение гребенки: стандартное её сечение 16 мм2 при “запитке” одним кабелем или проводом способно “держать” ток до 80 А и до 100 А – если при вводе питания используется два кабеля.

Опять-же, возвращаясь к привычным нам проволочным перемычкам, стоит заметить, что использовать при аналогичном их сечении для параллельного соединения “автоматов” довольно затруднительно. 16 мм2 – сечение “серьезное”, поэтому, на изготовление перемычек из провода уйдет много времени и сил.

Можно, конечно, использовать какой-нибудь гибкий провод с многопроволочной жилой, но в этом случае придется облуживать его места контактов оловом или опрессовывать, как того требуют Правила. Поэтому, в актив преимуществ шин для автоматов можно смело добавить еще скорость и сокращение трудозатрат при их монтаже.

Ну и наконец, еще такой немаловажный фактор, как внешний вид соединений. Трудно поспорить, что соединения в электрощите, выполненные гребенкой выглядят куда более аккуратно и эстетично, чем аналогичные соединения с использованием самодельных перемычек.

Это, пожалуй, основные “плюсы” шин для автоматов. Но, как и любое другое электротехническое изделие, гребенка тоже имеет свои недостатки.

На многих электротехнических форумах Рунета “кипят” нешуточные споры по поводу запитки вводных автоматов с использованием гребенки.

Если говорить об отечественных автоматических выключателях, то подключение можно сделать следующими способами: либо “запитать” автомат “нетрадиционным” способом с нижних клемм, а с верхних распределить шиной по автоматам, либо подать питание на верхние клеммы, подсунув заранее опрессованный провод под “зубец” гребенки, этот способ подойдет лишь для проводов небольшого сечения.

Питающее напряжение принято подводить к верхним клеммам автоматических выключателей. Это связано, прежде всего, с безопасностью обслуживания электрощита электриком – во избежание ошибочного снятия отходящих проводов нагрузки. Многим, если не всем более привычна следующая схема: “питание” сверху, “нагрузка снизу”.

Кроме того, рекомендуется питающее напряжение подавать на неподвижный контакт коммутационного аппарата, а это именно верхняя его клемма. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что связано это с особенностью гашения дуги в дугогасительной камере. Если-же, нагрузка на автомате невелика, данную рекомендацию можно не учитывать.

Некоторые модели автоматов и других коммутационных аппаратов известных зарубежных производителей выпускаются с исполнением, уже “заточенным” под шинную разводку, имея помимо клеммы для провода, отдельную клемму для гребенки.

Еще один вариант запитки этих автоматов – использование специальной вводной клеммы, через которую на шину и подается питающее напряжение.

Читайте также:  Моргает свет в квартире: причины и возможные способы устранения проблемы

Пожалуй, действительно серьезным недостатком шинных разводок является неудобство при замене (или добавлении) автоматов, дифавтоматов, УЗО в электрощите, скоммутированных гребенкой, особенно, если речь идет о многополюсных коммутационных аппаратах.

Для качественной и безопасной замены, к примеру, одного из автоматов, “запараллеленных” гребенкой необходимо вначале снять её, обесточив весь ряд автоматов и, соответственно, нагрузку на отходящих группах автоматов.

Особой сложности это, конечно, не представляет, но существуют электроустановки, в которых по каким-либо причинам даже кратковременное отключение нежелательно, а то и вовсе недопустимо.

В этом случае обязательно следует заранее предусмотреть резервные автоматы в электрощите или свободное место для них на DIN-рейке с питанием от гребенки. Находящиеся под напряжением “зубцы” шины в целях электробезопасности необходимо заизолировать.

Как подключать автоматы и УЗО гребенками

Подключение автоматов гребёнкой

Соединительная шина для автоматов (подключение и выбор)

Собирая электрощиток, на имеющиеся в нем модульные автоматы ввод фазы осуществляется посредством шлейфов, состоящего из перемычек. Такой вид работы занимает много времени, требует приложения значительных трудовых затрат. Провода при этом с трудом помещаются в щитке, в них легко можно запутаться. Для упрощения процесса подключения однотипных модулей была изобретена специальная соединительная шина, часто называющаяся гребенчатой или просто гребенкой.

Как выполнялось подключение раньше?

При выполнении сборочных и монтажных работ в распредщитках часто возникают сложные ситуации, тем более, если речь ведется о подключении защитных приборов и их групп автоматов. Для упрощения и ускорения этих работ было придумано множество различных приспособлений. До относительно недавних пор при подключении множества автоматов к единой линии требовалось создавать несколько перемычек из провода с изоляцией требуемого сечения.

Шина для автоматов с перемычками из изолированного кабеля требуемого сечения

Этот метод соединения автоматов один к другому обладает весьма значительным минусом — при неисправности перемычки не будут обеспечены питанием и последующие автовыключатели. Такая проблема может возникнуть по причине недостаточно хорошо выполненного контакта перемычки и ее последующего перегорания.

К недостаткам соединений, выполненных при помощи самодельных перемычек, также следует отнести:

  • значительные временные затраты на монтаж, связанные с необходимостью замеров длины каждого отрезка кабеля, зачистке изоляции, опрессовывания концов;
  • неэстетичный вид щитка из-за слишком большого числа размещенных проводов;
  • помехи для монтажа приборов, крепящихся на DIN-рейке выше автоматов.

Возникновение подобных ситуаций можно исключить при помощи шин, созданных для соединения нескольких параллельно подключенных приборов УЗО либо автовыключателей.

Характеристики и виды

В зависимости от типа устройств, подлежащих подсоединению, шины разделяются на несколько типов в соответствии с числом полюсов, которых может быть:

  • 1;
  • 2;
  • 3;

Шина однополюсная для автоматов отличается простотой конструкции, а — медная шина, b — изолятор

В гребенке количество полюсов и количество пластин равны, при этом каждый вид соединителей используется для выполнения своих задач. К примеру, 1-полюсные изделия часто применяются для подсоединения однофазных выключателей, 4-полюсные подходят для трехфазных приборов.

Гребенки выпускаются с различным шагом — 18 м 27 мм. Изделия с меньшим расстоянием предназначены для установки автоматов с одним модулем, ширина которого равна 18 мм. Устройства с шагом 27 мм используются для подключения полуторамодульного автовыключателя.

Посредством шин может устанавливаться сразу группа автоматов, число выходов в изделиях составляет от 12 до 60 единиц. Именно по этой причине применение гребенок для подсоединения пары приборов нецелесообразно. Как правило, шины используются для сборки распредщитков с большим количеством соединений.

Для шин используются отводы двух типов:

  • штыревые, подходящие для большинства приборов;
  • вилочные, для которых требуется наличие специального зажима.

Совет №1: При подборе гребенок следует учесть все конструктивные особенности, потому как для каждого типа подключаемых приборов может соответствовать лишь определенная модель гребенки. При попытке установки шины, не соответствующей типу прибора, отводы не могут расположиться в гнезде полностью, определенная часть их будет снаружи, что может послужить предпосылкой к созданию опасной для человека ситуации.

Достоинства и недостатки соединительных шин

Применение соединительных шин имеет множество преимуществ:

  • значительное сокращение находящихся в распредщитке проводов, что не может не сказаться на аккуратности монтажа и внешнем виде щитков;
  • ремонт и обслуживание устройств, размещенных в щитке, существенно облегчается, потому как при этом упрощается отслеживание схемы их работы;
  • соединители могут выдержать нагрузку величиной до 63А;
  • обеспечивается высочайшая надежность и качество подключений, исключается нагревание контактов.

Также имеется и ряд недостатков:

  • для техобслуживания и проведения ремонтных работ необходимо отключение питания для всех приборов, что очень неудобно;
  • выполнение усовершенствования распредщитка — непростая задача, так как требуется замена шины либо монтаж перемычки, что негативно скажется на качестве соединения;
  • замена перегоревшего автовыключателя требует ослабления крепления клемм на каждом из приборов, в противном случае снять шину не получится;
  • по причине расхождений в установочных и габаритных отводах шин и автоматов от различных производителей, рекомендуется подбирать устройства одной и той же марки;
  • подключение автовыключателей посредством гребенки-соединителя обойдется в большую сумму, нежели использование изготовленных собственными силами перемычек;
  • применение гребенки для подсоединения одного или пары автоматов нецелесообразно, рекомендуемое минимальное количество приборов должно быть не менее шести.

Процесс установки

При необходимости установки меньшего числа автовыключателей, чем находится на соединительной шине отводов, рекомендуется обрезать лишние провода.

Совет №2: Обрезку можно произвести любым имеющимся инструментом, даже ножовочным полотном по металлу. Шины и изолятор следует отрезать по отдельности, так как изолятор имеет немного большую длину, чем шина — на несколько сантиметров. Это поможет исключить возможность возникновения короткого замыкания.

К краям изоляторов следует поставить заглушки специальной конструкции, поставляющиеся в комплекте с шиной. При отсутствии заглушек допускается использование обыкновенной изоленты.

Процесс подключения гребенчатого соединителя не вызовет затруднений даже у непрофессионалов. Шина устанавливается поверх подлежащих подключению приборов. Каждый отвод должен быть помещен в соответствующее контактное гнездо.

При наличии лишних отводов их необходимо отрезать, используя любой имеющийся под рукой инструмент

Затем необходимо закрепить винты, крепящие клеммы контактов. От качество зажима зависит надежность соединения и последующая безопасность при эксплуатации шины, подключенных к ней приборов и всего распределительного щитка.

Подведение питания осуществляется на одном из окончаний гребенки, после чего можно начинать поочередное подключение потребителей.

Далее следует убедиться в правильности выполнения каждого подключения и подать электроэнергию к распредщитку. Работу можно считать законченной.

Подключение УЗО и дифавтоматов

В современных многоквартирных домах розеточные линии в обязательном порядке должны быть защищены посредством дифавтоматов либо УЗО. Проявляя заботу о членах своей семьи и близких людях, в распредщитке каждая линия должна быть обеспечена надежной защитой, не допускающей утечек тока.Читайте также статью ⇒ УЗО электронное или электромеханическое.

Такие защитные приборы можно легко подключить с использованием гребенок. Но процесс подключения несколько отличается от монтажа автовыключателей.

При установке УЗО посредством шин-соединителей гребенка при однофазном защитном приборе обязательно должна быть как минимум 2-полюсной. Такое требование связано с тем, что для питания УЗО необходимо подвести ноль и фазу.

Подключение УЗО посредством соединительной шины (гребенки) несколько сложнее, чем подключение дифавтомата

Применение в таких случаях шины 1-фазной невозможно, так как она не подходит по причине того, что не сможет замкнуть одновременно ноль и фазу всех защитных приборов, расположенных в одном ряду. Отходящие зубья у таких гребенок должны располагаться через один, то есть шаг между гребенками должен равняться ширине автомата (одного модуля).

Подключение осуществляется достаточно просто. К примеру, требуется подключить два УЗО. Фаза при этом ведется к первой шине и зажимается в одной клемме с защитным устройством. Ноль следует подсоединить ко второй шине и зажать совместно на второй клемме прибора. Все УЗО, устанавливающиеся далее, также подсключаются к обеим гребенкам. Читайте также статью ⇒ Причины срабатывания дифавтомата.

Подключение УЗО к соединительной шине осуществляется достаточно быстро и просто

Такое подключение очень удобно, потому как происходит быстрое соединение защитных устройств между собой. Для подключения нет необходимости изготавливать множество самодельных перемычек с обязательным соблюдением маркировки по цвету проводов.

Обзор производителей

Изготовлением шин занимается множество производителей, в том числе и с мировым именем. Краткий обзор наиболее популярных моделей с указанием примерной цены и основных характеристик приведен в таблице.

МодельХарактеристикиПримерная стоимость, руб.
ABB 1-фаз 60мод. PSH1/60Тип: PSH 1/60

Число полюсов (фаз): 1

Число модулей: 60

Сечение: 10 мм 2

540
Schneider Electric 3П 12 модулей 63АPIN 3P 63A шаг 18мм 12 модулей IEK480
BB нейтраль 57мод. 63А PS1/57N63 А

Число модулей: 57

740
ABB 1-фаз 12мод. PSH1/12Число полюсов (фаз): 1

Число модулей: 12

Сечение шины: 10 2

Расстояние: 17,6 мм

Торцевые заглушки: PSH-END1.1

110

Шина соединительная ABB 1-фазная на 12 модулей с торцевыми заглушками PSH1/12

Типовые ошибки

Распространенной ошибкой, которую часто допускают неопытные электрики, является приобретение не подходящей по количеству полюсов и вводов шины.

Еще одной ошибкой, которая ведет к нерациональному использованию возможностей шины, является применение гребенки только для одного или двух автоматов, тогда как ее мощности хватает для целой группы защитных устройств.

Также часто шину с максимальной токовой нагрузкой в 63А подключают к линии, нагрузка тока которой превышает заявленную для гребенки.

Ссылка на основную публикацию